Всемирная торговая организация (ВТО) и ее роль влиберализациимеждународной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов
Либерализация международной торговли – процесс снижения тарифных и нетарифных барьеров на путях международного обмена. Она осуществляется на многосторонней (в рамках ГААТ), региональной (в рамках таможенных союзов, зон свободной торговли) и на двусторонней основе.
Всемирная торговая организация – это международная экономическая организация, созданная с целью упрощения многосторонней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано 23 странами в Женеве в 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г.
Целью ГАТТ являлась либерализация торговли путем сокращения тарифов на импорт. В течение 47 лет (до создания ВТО), соглашение ГАТТ являлось основным юридическим документом, утвержденным в 1948 г. В дополнение к соглашению были подписаны несколько многосторонних соглашений с ограниченным количеством участников.
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
Всемирная Торговая Организация – это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами. Переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, получили название Уругвайский раунд.
Моделью, на основе которой создавалось ВТО, являлось ГАТТ, которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948-1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ.
Высшим органом ВТО является Конференция министров (Министерская конференция), состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года и принимает решения по вопросам, касающимся многосторонних торговых соглашений. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный (Общий) Совет, состоящий из представителей всех участников организации.Ответственность за выполнение текущей работы Организации несет Общий совет.
Общие преимущества от членства в ВТО:
– получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
– устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
– возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
На 01.12.2016(уточнить из лабораторной работы на 01.12.17) в ВТО вступило 164 страны, в том числе: 11 бывших республик СССР:
Киргизия, 20 декабря 1998 (133-й член ВТО).
Латвия, 10 февраля 1999 (134-й член ВТО).
Эстония, 13 ноября 1999 (135-й член ВТО).
Грузия, 14 июня 2000(137-й член ВТО).
Литва, 31 мая 2001 (141-й член ВТО).
Молдавия, 26 июля 2001 (142-й член ВТО).
Армения, 5 февраля 2003 (145-й член ВТО).
Украина 16 мая 2008 (152-й член ВТО).
Россия, 22 августа 2012 (156-й член ВТО).
Таджикистан, 2 марта 2013 (159-й член ВТО).
Казахстан, 27 июля 2015 (162-й член ВТО).
В декабре 1992 г. Республика Беларусь получила статус наблюдателя при Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Последующие действия были направлены на получение республикой статус полноправного члена этой организации.
Полноправное участие в ВТО предполагает принятие республикой нормативно-правовой базы разработку механизма государственного регулирования ВЭС, основанных на принципах международной торговли, уже апробированных в экономике большинства стран мира и показавших на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота. Оно послужит дополнительным стимулом к осуществлению экономических реформ, а также позволит Беларуси использовать существующие международные правовые нормы в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты и максимальной реализации национальных интересов.
Система государственного регулирования ВЭС, основанная на принципах международной торговли ВТО должна обеспечить максимально эффективное включение Республики Беларусь в систему международного разделения труда. Либерализация внешней торговли и обеспечение доступа иностранных конкурентов на внутренний рынок должно привести к диверсификации производства и продаж, что является фактором более динамичного развития: экспортного потенциала страны, а в конечном итоге – фактором внутренней стабилизации. И до тех пор, пока отечественные производители не будут вынуждены повседневно ориентироваться в своей деятельности на уровень наиболее сильных зарубежных товаропроизводителей, экономически нереально рассчитывать на массовый выпуск конкурентоспособной продукции. Кроме того, оставаясь вне ВТО, белорусская экономика не сможет иметь стимулов для преодоления технологического отставания, формирования ресурсосберегающего типа производства, повышения эффективности и конкурентоспособности.
Полноправное членство в ВТО даст Беларуси возможность стать участником процесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград продвижению товаров и услуг на рынки других стран. В настоящее время страна ежегодно несет значительные потери из-за ограничения по допуску отечественных товаров на мировые рынки.
Эффект от вступления в ВТО положителен только для стран, которые, действительно, провели радикальное реформирование системы регулирования экономики, повысив его эффективность. Однако реформы должны быть продуманы, непротиворечивы ипостепенны, чтобы избежать социального шока вследствие разрушения целых отраслей или предприятий. Это же касается и поддержки сельхозпроизводителей, широко применяемой в Беларуси, что неизбежно будет предметом торга при переговорах.
Реформы должны бытьпоследовательны и соответствовать реальным потребностям экономики. Только тогда они стимулируют предпринимательскую активность и экономический рост. В противном случае, возможен обратный результат.
Опыт Грузии также говорит, что вступление в ВТО и получение доступа на рынки стран-членов само по себе не дает толчка к росту без проведения соответствующих институциональных реформ. Так, резкая либерализация торговли и полная открытость рынка не стали двигателем экономического роста Грузии.
На базе Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) создан информационный центр Всемирной торговой организации.
По требованиям ВТО такой информационный центр должен быть создан в каждой стране, которая стремится вступить в эту организацию. Целью данного центра является информирование комитетов ВТО и соответствующих органов государственного управления о нормативных документах, принимаемых в той или иной стране, и барьерах, которые они могут создать.
Уже сейчас белорусский информационный центр ВТО ежемесячно получает до 100 уведомлений, касающихся экспорта и импорта продукции. Центр ВТО работает по правилам и процедурам, которые устанавливают взаимодействие с ним всех министерств и ведомств. На веб-сайте центра ВТО любое предприятие или организация могут получить информацию о требованиях, которые предъявляются к экспорту продукции в той или иной стране. Эта информация публикуется также в печатном виде в специальном сборнике.