Ii. пять ключевых этапов в процессе продаж.
КОНТАКТ.
Первое впечатление.
Важные точки «психологического соприкосновения» с клиентом: зрительный контакт, приветствие, обращение по имени (имени-отчеству). Работает закон «моментальной фотографии» — то, что сформировалось за несколько секунд, сохраняется на долгие годы и влияет на наиболее
важные решения клиента в последующие дни, месяцы, годы. Залог успеха — энтузиазм, энергичность, положительная эмоциональность, эрудированность. Вы никогда не выведете клиента из состояния безразличия и апатии, если сами находитесь в таком состоянии. Опасность на этом этапе представляет «утечка информации» — несоответствие вербального и невербального поведения.
Одна неприятная на эмоциональном уровне деталь может быть исправлена не менее, чем тремя приятными на уровне сознания.
Установление контакта с клиентом.
Некоторые моменты, которые стоит учитывать при работе с клиентом.
A. Продавцу не рекомендуется ожидать клиентов при входе, то есть у клиента не должно создаться впечатление, что его ловят на пороге. Необходимо дать время клиенту осмотреться.
B. Сигналом для начала контакта является:
1. Поисковые действия клиента с целью найти того, кто может подсказать необходимую информацию.
2. Проявление внимания клиента к какому-либо стенду (остановка напротив, ощупывание руками, изучение ценников и т.д.).
3. Достаточно продолжительное нахождение клиента в салоне (1-2 минуты).
C. При установлении контакта рекомендуется:
1. Поздороваться (а именно — добрый день или добрый вечер).
2. Представиться (Меня зовут Светлана).
3. Произнести вводную фразу.
ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ.
Выявление потребностей.
Сначала ухаживают за девушкой, о затем просят ее руки. Сначала выясняют потребность клиента, о затем делают коммерческую презентацию.
Основная задача на этом этапе — определить реальные потребности клиента, а также оценить готовность клиента совершить покупку. Основной инструмент - задавание вопросов и активное слушание клиента.
Кто задает вопросы, тот и контролирует процесс продаж. Открытые вопросы помогают разговорить клиента, закрытые вопросы направляют процесс продаж.
Активное слушание реализуется посредством техник: «эхо», «резюме», «уточнение».
Если Вы умело задаете вопросы, но не умеете слушать ответы, то цена этому — ноль. Основные ловушки слушания: предвзятость, избирательность, отвлеченность.
Оценка потребностей.
Готовясь к осуществлению презентации, консультант-продавец оценивает потребности клиента с помощью открытых вопросов. При этом обязательно стоит уточнить всю доступную техническую информацию.
Определяя технические характеристики, необходимые клиенту, оценивайте существующий опыт клиента и его предпочтению.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Презентация.
Задача этого этапа — привлечь внимание и заинтересовать клиента своим коммерческим предложением.
Каждый день на человека обрушивается до 1000 прямых или косвенных предложений о приобретении. Интуитивно люди «закрываются» от них. Методические приемы презентации — это специальные техники ведения бесед, направленные на то, чтобы люди услышали вас. Техника «СВ» (свойство-выгода) основана на презентации свойств товара и выгод от его использования.
Техника «воронки» основана на презентации не всех свойств вашего предложения, а только уникальных конкурентных преимуществ. Пять правил ответа на вопросы: Благодарность, Повторение,
Позитивность, Краткость, Сфокусированность. Основная ошибка — слишком долгие и пространные ответы на вопросы.
Вы — сценарист, режиссер и исполнитель презентации. Презентуйте не путешествия, а закаты моря.
Ключевые пункты осуществления презентации:
I. В начале презентации стоит дать информацию о компании-производителе или салоне, который вы представляете.
II. В конце вы говорите о товаре и том предложении, которое вы хотите сделать.
Основные приемы презентации:
1. Предоставляя клиенту информацию, рекомендуется использовать модель «Свойство — Выгода» (сразу расшифровывается на языке клиента).
2. Регулируйте объем информации, предоставляемой клиенту. Помните, что человеку трудно воспринимать информацию больше чем 7+/-2 (за единицу возьмите одно из свойств вашего предложения товара).
3. Если у вас есть желание предоставить большее количество информации, уточните сначала, как усвоил клиент то, что уже сказано, и хочет ли он что-то узнать подробнее.
4. Говорите позитивно. Задача презентации — создать у клиента хорошее впечатление о вас и вашем предложении. Для этого ограничьте использование:
слов с частицами «не»: не знаю, не будет, неплохой; сослагательных частиц: наверное, может быть, возможно; негативных высказываний: у вас не будет проблем, эта плитка безопасна; уменьшительно-ласкательных слов и высказываний типа: «плиточка, дизайнчик, предложеньице».
Предоставляя клиенту варианты товара, ограничьте количество предложений до 2, максимум до 3 вариантов.
ВОЗРАЖЕНИЯ.
Возражения, как «двигатель» продажи.
Воспринимайте возражения ни как свидетельство агрессии клиента, а как запрос о большей информации относительно вашего коммерческого предложения.
Используйте правило "2 никогда + 1 всегда":
a) никогда не подвергайте сомнению обоснованность возражений клиента;
b) никогда не спорьте с клиентом;
c) всегда делайте комплимент возражению.
Помещайте ответ на возражения клиента в своеобразные эмоциональные амортизаторы, гасящие раздражительность и агрессивность клиента. Одним их таких амортизаторов является комплимент возражению. Используйте технику уточняющих вопросов. Задайте ряд уточняющих вопросов.
Возражения — как гвозди: чем сильнее по ним бьешь, тем глубже они заходят.
Работа с возражениями клиента.
Каждое возражение клиента должно быть отработано. То есть на каждое негативное высказывание клиента консультант должен предоставить ответ, который защищал бы позиции специалиста и компании.
Правила:
- Никогда не спорьте с клиентом.
- Никогда не сомневайтесь в возражениях клиента.
- Всегда делайте комплименты. Так как вы не знаете клиента, адресуйте комплименты его высказываниям. Сначала сделайте комплимент и только потом отвечайте на возражение клиента.
Например: на возражение «дорого» можно сказать «Приятно иметь дело с тем, кто умеет считать свои деньги».
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОДАЖИ.
Завершающий этап продажи.
Создайте эмоциональные толчки для вывода клиента из состояния неопределенности.
Пауза в нужный момент может быть эффективнее произнесенных вами слов. Стройте диалог с клиентом исходя из того, что решение о покупке им уже принято.
Техника последовательного задавания пяти вопросов с заранее определенными положительными ответами. Каждый из вопросов
увеличивает давление на клиента в направлении принятия положительного решения.
Если вы слишком сильно принуждаете сказать клиента «Да», вы, в конечном счете, услышите «Нет».
Но этом этапе болонс между помощью и давлением смещается в сторону давления.
После того как у клиента закончились все вопросы, консультанту необходимо подтолкнуть клиента к принятию решения о покупке.