Какие показателями измеряют товарные запасы?
а) натурально вещественные, стоимостные характеристики, условные показатели, средний товарный запас;
б) пространственные измерители, натурально вещественные, временная характеристика;
в) пространственные, натурально вещественные, временная характеристика, стоимостные характеристики.
6. В сфере рынка товарные запасы поступают? (2 правильных варианта)
а) потребительский запас;
б) производственный запас;
в) стоимостной запас;
7. .Какиепоказатели определяют тип предприятия общественного питания (не менее 3)
а).
б).
в).
8. Назовите 3 вида потребностей:
а)
б)
в)
9. По периодичности возникновения спрос бывает:
а) первичный
б) региональный
в) постоянный
г) базовый
10. По степени миграции спрос бывает:
а) первичный
б) региональный
в) постоянный
г) базовый
Примеры задач на расчеты
Задача 1:
На основе данных представленных в таблице провести расчет темпов роста оборота розничной торговли, оптовой торговли и общественного питания, рассчитать удельный вес оптового товарооборота, розничного товарооборота и оборота общественного питания в общем объёме товарооборота. Сделать выводы по результатам расчётов.
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Оборот - всего, млрд.руб. в том числе: | 17303,7 | 22979,7 | 28948,7 | 36698,9 | 46788,4 |
Темп роста, % к предыдущему году | Х | ||||
Оборот розничной торговли, млрд.руб. | 5641,8 | 7040,9 | 8690,1 | 10853,0 | 13919,6 |
Темп роста, % к предыдущему году | Х | ||||
Оборот оптовой торговли, млрд.руб. | 11422,9 | 15626,0 | 19859,1 | 24759,7 | 32145,7 |
Темп роста, % к предыдущему году | Х | ||||
Оборот общественного питания, млрд.руб. | 239,0 | 312,8 | 399,5 | 543,1 | 723,1 |
Темп роста, % к предыдущему году | Х |
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |||||
сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | |
Оборот розничной торговли, млрд.руб. | 5641,8 | 7040,9 | 8690,1 | 10853,0 | 13919,6 | |||||
Оборот оптовой торговли, млрд. руб. | 11422,9 | 15626,0 | 19859,1 | 24759,7 | 32145,7 | |||||
Оборот общественного питания, млрд.руб. | 239,0 | 312,8 | 399,5 | 543,1 | 723,1 | |||||
Оборот - всего, млрд.руб. |
Задача 2:
На основе данных представленных в таблице рассчитать: изменение объёма товарооборота и темпы его роста, изменение численности предприятий торговли и темп их роста, товарооборот, приходящийся на одно предприятия торговли, его изменение и темпы роста за последние годы. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5год |
Оборот – всего, млрд.руб. в том числе: | 17303,7 | 22979,7 | 28948,7 | 36698,9 | 46788,4 |
Изменение по сравнению с прошлым годом, тыс. рублей | Х | ||||
Темп роста, в % к предыдущему году | Х | ||||
Число предприятий и организаций торговли, тыс. предприятий | 1621,6 | 1759,7 | 1710,7 | 1659,4 | 1807,5 |
Изменение по сравнению с прошлым годом, тыс. рублей | Х | ||||
Темп роста, в % к предыдущему году | Х | ||||
Товарооборот на одно предприятия, млрд. руб. | |||||
Изменение по сравнению с прошлым годом, тыс. рублей | Х | ||||
Темп роста, в % к предыдущему году | Х |
Задача 3:
На основе данных представленных в таблице провести расчет недостающих показателей и написать развернутую пояснительную записку на основе имеющихся данных провести расчёт прогнозного показателя.
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5год | прогноз |
Денежные доходы – всего, млрд.руб. в том числе: | 10976,3 | 13819,0 | 17267,3 | 21576,0 | 23447,0 | |
Оплата труда, млрд.руб. | 7137,9 | 8789,1 | 11215,9 | 14564,7 | 16239,6 | |
Удельный вес.% | ||||||
Темп роста, % | Х | |||||
Прирост, руб. | Х | |||||
Социальные выплаты, млрд.руб. | 1407,4 | 1755,6 | 2080,3 | 2477,7 | 3334,0 | |
Удельный вес, % | ||||||
Темпы роста, % | х | |||||
Прирост, руб. | Х | |||||
Доходы от собственности, млрд.руб. | 904,2 | 1424,5 | 1720,7 | 1892,6 | 2282,5 | |
Удельный вес, % | ||||||
Темпы роста, % | Х | |||||
Прирост, руб. | Х | |||||
Доходы от предпринимательской деятельности, млрд.руб. | 1285,5 | 1580,3 | 1913,6 | 2133,8 | 2586,3 | |
Удельный вес, % | ||||||
Темпы роста, % | х | |||||
Прирост, руб. | Х | |||||
Другие доходы, млрд.руб. | 241,3 | 269,5 | 336,8 | 425,5 | 512,3 | |
Удельный вес, % | ||||||
Темпы роста, % | х | |||||
Прирост, руб. | Х | |||||
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. | 6410,3 | 8111,9 | 10182,6 | 12550,9 | 14939,2 | |
Темпы роста, % | Х | |||||
Прирост, руб. | Х | |||||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей | 6739,5 | 8554,9 | 10633,9 | 13593,4 | 17290,1 | |
Темпы роста, % | ||||||
Прирост, руб. | Х | |||||
Покупательные фонды населения, млрд.руб. | 7670,7 | 9613,8 | 11905,9 | 14929,9 | 19032,0 | |
Удельный вес в денежных доходах, % | ||||||
Темп роста, % | Х | |||||
Прирост, руб. | Х |
7.4.4Примерные темы курсовых работ:
1 Экономическая сущность торговли и ее роль в хозяйственном механизме страны.
2 Характеристика торговой отрасли и основные тенденции ее развития.
3 Экономическая сущность розничной торговли и ее роль в развитии рынка потребительских товаров.
4 Оптовая торговля как организатор товарного предложения на рынке потребительских товаров.
5 Экономическая характеристика розничной торговли.
6 Ресурсы потребительских товаров и источники их поступления на рынок.
7 Ресурсный потенциал отрасли, его состав и экономическая характеристика.
8 Общественное питание как особая подсистема торговой отрасли.
9 Экономические показатели состояния и развития торговой отрасли.
10 Факторы, определяющие развитие отрасли, объективная необходимость их изучения в торговле.
11 Эффективность торговли и пути ее повышения на современном этапе.
12 Эффективность общественного питания и пути ее повышения
13 Рынок потребительских товаров (на примере конкретного товарного рынка): сущность, функции, экономическая характеристика (например «Рынок ювелирных изделий: сущность, функции, экономическая характеристика»).
14 Спрос на рынке … товара: сущность, характеристики, факторы и показатели развития (например «Спрос на рынке сыров: сущность, характеристики, факторы и показатели развития).
15 Потребительский спрос - его анализ и прогнозирование в торговле.
16 Роль торговли в удовлетворении спроса населения на отдельных товарных рынках.
17 Товарное предложение потребительских товаров и его формирование на федеральном (региональном) рынке.
18 Товарное предложение на рынке … товара: сущность, характеристики, факторы и показатели развития (например «Предложение легковых автомобилей: сущность, характеристики, факторы и показатели развития).
19 Внутригосударственная торговая политика и ее развитие на разных этапах
20 Территориальная торговля: сущность, экономическая характеристика, пути повышения эффективности.
21 Причины и история развития торговой отрасли в РФ или на отдельной территории.
22 Развитие интеграционных процессов в торговле- тенденции и перспективы.
23 Концентрация и диверсификация в розничной (оптовой) торговле.
24 Конъюнктура рынка потребительских товаров: сущность, факторы и показатели формирования.
25 Государственное регулирование рынка потребительских товаров.
7.4. 5. Вопросы к экзамену:
1. Конъюнктура торговли: понятие и показатели. Основные тенденции развития торговли.
2.тИнформационное обеспеченье отрасли. Характеристика экономической информации.
3.Субъекты рынка товаров потребительского назначения, их взаимосвязь. Специфика субъектов торговли на потребительском рынке.
4.Спрос как элемент рынка, его характеристика и тенденции развития.
5.Объекты и субъекты потребительского рынка, их характеристика, формы ивзаимосвязи
6. Розничная торговля: сущность и значение. Система показателей оценкиэффективности розничной торговли.
7. Сущность и отличие торговли потребительскими товарами от рынка.
8. Значение региональной торговли в рыночных условиях. Показатели, характеризующие эффективность торговли региона.
9. Задачи и функции потребительской торговли. Причины ее возникновения иразвития.
10. Сущность характеристики и факторы формирования товарного предложения.
11. Общественное питание и его рол на РПТ
12. Показатели спроса на потребительские товары, необходимость их изучения
13. Рыночная экономика: сущность, цели и условия формирования. Роль торговли врыночной экономике.
14. Товарное предложение: сущность, состав, факторы формирования. Показателитоварного предложения, необходимые для анализа и моделирования в торговле.
15. Торговая политика, роль государства в ее формировании
16. Экономические процессы и задачи оптовой торговли. Система показателей, характеризующих эффективность оптовой торговли.
17. Экономические показатели и факторы развития товарного предложениянеобходимость их изучения в торговле.
18.Общественное питание: Сущность, специфика, экономическая характеристика. Потребительская торговля как организатор рынка: миссия и функции.
20. Спрос как элемент рынку, экономические показатели, характеризующие егосостояние и развитие.
21. Сущность и значение оптовой торговли в сфере рынка потребительских товаров.
22. Экономика отрасли (торговля) - предмет и метод. Значение данной дисциплины вподготовке экономистов – менеджеров.
23. Рыночный механизм, его объекты и субъекты. Место потребительской торговли всистеме механизма рынка потребительских товаров.
24. Система экономических показателей, характеризующих развитие розничнойторговли.
25. Общественное питание; сущность, функции, специфика.
26. Спрос как элемент рынка потребительских товаров, необходимость его изучения в торговле.
27. Рынок потребительских товаров, причины и условия его существования, разныетипы конкурентных рынков.
28. Отраслевая структура торговли. Признаки и значение ее классификации наэкономические подсистемы.
29. Услуги торговли как основа рыночной деятельности отрасли.
30. Прогнозирование спроса и стратегических решений в торговле.
31. Торговая политика на федеральном и территориальном уровнях: принципы и задачи.
32. Торговля как отрасль общественного хозяйства многообразия связей торговой отрасли в едином хозяйственном комплексе рыночного государства.
33. Материальные ресурсы отрасли. Задачи, которые способствуют развитию
основных фондов торговли. Экономические показатели, характеризующие ресурсы
отрасли.
34. Рынок как триединство спроса, предложения и цен. Необходимость изучениявзаимосвязи в торговле.
35. Трудовые ресурсы отрасли. Основные задачи, анализа обеспеченности отраслитрудовыми ресурсами.
36. Конкуренция как форма соперничества на рынке потребительских товаров. Различные модели конкурентных рынков.
37. Конъюнктура рынка потребительских товаров система, экономических показателей конъюнктура рынка, факторы формирования.
38. Товарные запасы как элемент товарного предложения: сущность, функции, объективная необходимость.
39. Эффективность торговой отрасли, разные уровни и системы показателей ее измерения.
40. Общие и специфические факторы формирования спроса на потребительские товары. Показатели, их характеризующие.
41. Основные тенденции развития торговли РФ, концентрация и интеграция в отрасли. Показатели концентрации капитала и организационных структур потребительской торговли.
42. Экономические показатели и факторы развития общественного питания его эффективности.
43. Регулирование торговли: сущность, цели необходимость и направление.
44. Цели формирования товарного предложения в торговле. Система показателейхарактеризующих предложение и необходимых для его прогнозирования.
45. Хозяйственный механизм отрасли и ее миссия. Власть отрасли в сфере рынка: рыночная, хозяйственная, экономическая.
46. Виды покупательского спроса, их характеристика и необходимость изучения в торговле.
47. Торговая отрасль, ее функции и роль на рынке. Важнейшие экономические проблемы отрасли.
48. Особенности рыночной деятельности субъектов торговли на разных типах конкурентных рынков.
49. Суть, функции и задачи розничной торговли. Система показателей, характеризующих ее развитие и эффективность.
50. Рынок потребительских товаров как сфера деятельности торговой отрасли, их взаимосвязь.
51. Объекты и субъекты рынка потребительских товаров, их сущность и взаимосвязь.
52. Отраслевая информация и ее роль в управлении торговлей. Типы и виды информации необходимой для управления общественным питанием.
53. Цели, функции и значение рынка потребительских товаров.
54. Показатели, характеризующие спрос на потребительские товары. Основные закономерности развития спроса.
55. Торговля - организатор рынка потребительских товаров. Миссия и функции.
56. Спрос на потребительские товары и услуги торговли. Общие и специфические факторы развития покупательского спроса.
57. Общественное питание как подотрасль торговли: экономическая сущность, функции особенности. Экономические показатели, характеризующие общепит.
58. Исследование рынка как основа информационного обеспечения отрасли.
59. Интеграционные процессы в торговле. Сущность и перспективы
60. Виды интеграции в торговле. Особенности развития субъектов рынка
Для контроля промежуточной аттестации используется балльно –рейтинговая система в соответствии с «Положением об академическом рейтинге».
Критерии оценивания ответа студента на экзамене
Максимальное количество баллов по данному виду работ (перевод в оценку по 5-балльной системе) | Критерии |
85-100 (отлично) | Задание хорошо структурировано Полное понимание исследуемого вопроса Полный и глубокий анализ конкретного вопроса Критическое использование теории и рекомендуемого материала для чтения Иллюстративность массой примеров и данных |
75-85 (хорошо) | Ответ хорошо структурирован Полное понимание исследуемого вопроса Умение аргументировать и использование примеров Некоторое расширение и углубление лекционного материала |
51-75 (удовлетворительно) | Знание теорий, концепций, основных положений, методического инструментария и др. отрывочно Не может привести практический пример |