Основы торговли потребительскими товарами

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________ С. А. Рогожин

Рабочая программа дисциплины

ОСНОВЫ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ТОВАРАМИ

Направление подготовки 38.03.06Торговое дело

Направленность (профиль):Международная коммерция,Экономика торговли и общественного питания

Автор Карх Д.А.,

д.э.н., профессор

Одобрена на заседании кафедры   Рекомендована УМК института
Коммерции, логистики и экономики торговли   Торговли, пищевых технологий и сервиса
(название кафедры)   (название института)
Зав.кафедрой     Председатель  
(подпись)   (подпись)
Соловьева В.П.   СоловьеваВ.П.
(Фамилия И.О.)   (Фамилия И.О.)
22.03.2016   29.03.2016
(Дата)   (Дата)
         

Екатеринбург

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения учебной дисциплины «Основы торговли потребительскими товарами» является формирование и развитие компетенций, направленных на получение знаний, в том числе самостоятельно, о месте, роли потребительского рынка в современных условиях. Необходимо сформировать у студентов современные, систематизированные и целостные представленияо состоянии потребительского рынка, его субъектах хозяйствования, потребительском спросе, товарном предложении. Реализация учебной дисциплины позволяет сформировать у студентов способности обобщать экономические явления, иметь представление о торговли потребительскими товарами как субъекте рыночной экономики, ее месте на рынке товаров и услуг, уметь анализировать, прогнозировать и планировать её деятельность, проводить оценку конъюнктуры рынка и прогнозировать дальнейшее развитие.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения дисциплины «Основы торговли потребительскими товарами» должно стать освоение студентами направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» следующих компетенций:

Компетенция Результаты обучения Уровень формирования компетенции
ОПК-4 Способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной, или торгово-технологической); применять основные методы и средства получения знать ¾ источники первичной информации ¾ принципы работы с нормативной и статистической информацией; ¾ принципы отбора информации и ее структуризации; ¾ методы экономического анализа первичной информации и способы ее обработки ¾ методы проведения исследований рынка и его конънктуры. 3 – базовый
уметь ¾ -проводить исследовательскую, аналитическую и организационную работу по анализу текущей ситуации на потребительском рынке; ¾ выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; ¾ проводить маркетинговые исследования и оценивать их эффективность; ¾ использовать основные и специальные методы сбора и обработки статистической информации в сфере профессиональной деятельности
ПК-3 Готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка знать ¾ типы конкурентный рынков и предприятий, функционирующих на нем; ¾ основных субъектов потребительского рынка и показатели, позволяющие оценить степень их развития; ¾ виды, структуру, показатели характеризующие покупательский спрос и методы его изучения; ¾ характеристики товарного предложения и его взаимосвязь с покупательским спросом 3 – базовый
уметь ¾ решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам; ¾ использовать основные и специальные методы изучения и прогнозирования покупательского спроса; ¾ проводить анализ состояния товарного предложения по товарным группам и выявлять тенденции его развития; ¾ анализировать цены на потребительские товары; ¾ изучать и прогнозировать спрос с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка. ¾ Осуществлять оценку конъюнктуры потребительского рынка и формулировать перспективы его дальнейшего развития

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая дисциплина относится к числу обязательных дисциплин вариативной части базовой части учебного плана по направлению 38.03.06Торговое дело.

Одной из характерных черт исследований по проблемам потребительского рынка является их междисциплинарный характер. Дисциплина «Основы торговли потребительскими товарами» непосредственно связана с экономической теорией (дисциплина «Экономика», информатика и информационные технологии, статистикой, основами коммерческой деятельности, и рядом других. А ее успешное изучение предполагает усвоение таких тем и вопросов, как: место и роль рынка в системе экономических отношений, торговля в рыночной экономике, информационное обеспечение отрасли, спрос на потребительские товары, товарное предложение на потребительском рынке, эффективность торговой отрасли и её систем, государственное регулирование рынка потребительских товаров и торговли.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть (хотя бы частично) следующими знаниями и компетенциями: способностью использовать основы экономических знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития торговли потребительскими товарами; способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах; способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; способностью применять основные методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем. Для более качественного усвоения дисциплины на этапе входного контроля студент должен

Знать:

¾ основные методы и способы экономического анализа;

¾ основные источники экономической информации

¾ основные методы и способы сбора и обработки первичной информации.

Уметь:

¾ анализировать и оценивать экономическую информацию;

¾ изучать и анализировать факторы, влияющие на покупательский спрос и товарное предложение.

Владеть:

¾ иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;

¾ навыками компьютерной обработки информации и работы в поисковых системах.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении практически таких дисциплин«Коммерческая деятельность», «Логистика», «Организация и проектирование предприятий розничной торговли», «Организация и проектирование предприятий оптовой торговли», «Организация и проектирование предприятий общественного питания» и др., а также во время прохождения учебной практики, так как учат основам принятия решений в своей будущей профессиональной деятельности.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Общая трудоемкость дисциплины составляет семь зачетных единицы (252 часа), в том числе:

- для студентов очной формы обучения: лекции – 40часов, практические занятия – 40 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену – 172 часа;

- для студентов заочной формы обучения: лекции – 6 часов, практические занятия – 6 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену – 240 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

5.1 Тематический план изучения дисциплины

Для студентов очной формы обучения:

Тема, раздел Контактная работа обучающихся с преподавателем Оценочное средство Самостоятельная работа
лекции практ. занятия в активной форме Кол-во часов Оценочное средство
Рынок потребительских товаров как сфера торговой деятельности Вопросы к семинарскому занятию № 1, тест №1 Качественная подготовка к семинарским занятиям  
Торговля в рыночной экономике. Розничная, оптовая торговля и общественное питание их миссия на потребительском рынке Вопросы к семинарскому занятию № 2,тест №2 Качественная подготовка к семинарским занятиям Подготовка конъюнктурного обзора
Информационное обеспечение отрасли Вопросы к семинарскому занятию № 3, тест №3 Качественная подготовка к семинарским занятиям Подготовка курсовой работы
Спрос на потребительские товары Вопросы к семинарскому занятию № 4, тест №4 Качественная подготовка к семинарским занятиям
Товарное предложение на потребительском рынке Вопросы к семинарскому занятию № 5 Качественная подготовка к семинарским занятиям Защита и презентация конъюнктурного обзора
Эффективность торговой отрасли и её систем Вопросы к семинарскому занятию № 6 Качественная подготовка к семинарским занятиям
Государственное регулирование рынка потребительских товаров и торговли Вопросы к семинарскому занятию № 7     Качественная подготовка к семинарским занятиям Защита курсовой работы
Подготовка к экзамену         Экзамен
  Итого: 252 часа    

Для студентов заочной формы обучения:

Тема, раздел Количество часов Формы контроля
Лекции Семинары Самостоятельная работа
Рынок потребительских товаров как сфера торговой деятельности   Тестирование
Торговля в рыночной экономике
Информационное обеспечение отрасли   Тестирование
Спрос на потребительские товары
Товарное предложение на потребительском рынке Тестирование Выполнение курсовой работы по дисциплине
Эффективность торговой отрасли и её систем
Государственное регулирование рынка потребительских товаров и торговли
  Подготовка к экзамену    
  ИТОГО: 252 часа

5.2 Содержание учебной дисциплины

Планы семинарских занятий

Вопросы для обсуждения

1. Задачи и функции рынка потребительских товаров.

2. Объекты и субъекты рынка потребительских товаров, его инфраструктура.

3. Конкуренция как форма соперничества на рынке потребительских товаров, её предметы и объекты.

4. Виды конкурентных рынков и особенности деятельности субъектов на них

5. Конъюнктура рынка. Взаимосвязь спроса, предложения и цены. Понятие эластичности.

Занятие 2. Торговля в рыночной экономике.

Вопросы для обсуждения

1. Торговля-организатор потребительского рынка, её задачи и функции.

2. Связь торговли с услугами. Услуги как вид экономической деятельности

3. Классификация торговых услуг, важнейшие ее признаки.

4. Розничная торговля и ее роль в удовлетворение потребностей населения, показатели, характеризующие состояние и развитие торговли на территории

5. Оптовая торговля- роль, функции, задачи. Оценка состояния в регионе

6.Общественное питание- его миссия и значение, особенности услуг питания. Перспективы развития на территории, обеспеченность предприятиями питания населения.

Вопросы для обсуждения

1. Информационные ресурсы отрасли: сущность, цели, задачи.

2. Отраслевая информация и ее типы и классификация

3. Источник информации, требования, предъявляемые к информационным ресурсам

4. Показатели информационных ресурсов

5.Защита информационных ресурсов

Вопросы для обсуждения

1.Спрос как элемент рынка потребительских товаров и его характеристики: натурально вещественная, стоимостная,территориальная, временная.

2. Особенности характеристик спроса.

3. Система показателей, характеризующих спрос

4. Факторы определяющие покупательский спрос

5 Методы прогнозирования спроса в торговле.

6. Эластичность спроса от цены

Вопросы для обсуждения

1. Сущность предложения потребительских товаров и его характеристики

2. Система экономических показателей для характеристики товарного предложения.

3. Товарное предложение и потребности- взаимосвязь и противоречия. Классификация потребностей.

4. Факторы, определяющие развитие потребностей и покупательского спроса.

5. Товарные запасы как элемент товарного предложения.

6. Классификация запасов на потребительском рынке.

Вопросы для обсуждения

1. Эффективность торговой отрасли, критерии ее эффективности

2. Экономическая и социальная эффективность торговли

3. Интеграция как основное направление развития торговли

4. Виды интегрированных структур на потребительском рынке.

5. Зарубежный опыт развития интегрированных структур в торговле

6. Эффективность концентрации: понятие, оценка, направления

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и функции государственного регулирования рыночной экономики.

2. Классификация органов государственного регулирования потребительского рынка.

3. Формы и методы организации государственного воздействия на рыночные процессы и субъекты.

4. Полномочия органов государственного регулирования на потребительском рынке. Государственная торговая политика в области регулирования потребительского рынка.

5. Характеристика органов регулирования торговой деятельности. Опыт государственного регулирования деятельности торговли за рубежом.

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Для качественного выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы торговли потребительскими товарами» студентам предлагаются следующие методические материалы:

· Перечень всех тем дисциплины с указанием количества часов, выделенных на самостоятельную работу для студентов очной и заочной форм обучения;

· Перечень всех видов самостоятельной работы к каждой теме дисциплины;

· Примерные тематика конъюнктурного обзора по дисциплине;

· Перечень вопросов, выносимых на каждое семинарское занятие и список литературы для подготовки к семинарским занятиям;

· Примерные вопросы тестирования для подготовки к занятиям для закрепления изученного материала;

· Примерные задания по дисциплине;

· Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине;

· Список основной и дополнительной литературы по дисциплине;

· Методические рекомендации к курсовой работе по дисциплине «Основы торговли потребительскими товарами»;

· Положение о требованиях к оформлению рефератов, отчетов по практике, контрольных, курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций.

6.1 Формы самостоятельной работы для студентов очной формы обучения:

Практическое занятие по теме Самостоятельная работа
Кол-во часов Формы самостоятельной работы
Рынок потребительских товаров как сфера торговой деятельности Повторение материалов лекции, составление интеллект карты по лекции. Подготовка к семинарскому занятию № 1 по вопросам. Подготовка к тестированию по темам дисциплины Чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине.
Торговля в рыночной экономике. Розничная, оптовая торговля и общественное питание их миссия на потребительском рынке Повторение материалов лекции, составление интеллект карты по лекции. Подготовка к семинарскому занятию № 2 по вопросам. Чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине. Выбор темы и подборка материалов для представления конъюнктурного обзора Подготовка к тестированию по темам дисциплины
Информационное обеспечение отрасли Повторение материалов лекции, составление интеллект карты по лекции. Подготовка к семинарскому занятию № 3 по вопросам. Чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине. Выбор темы, разработка плана и подбор литературы для выполнение курсовой работы «Основы торговли потребительскими товарами» Подготовка к тестированию по темам дисциплины
Спрос на потребительские товары Повторение материалов лекции, составление интеллект карты по лекции. Подготовка к семинарскому занятию № 4 по вопросам. Чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине Решение задач (3 задачи) Подготовка к тестированию по темам дисциплины
Товарное предложение на потребительском рынке Повторение материалов лекции, составление интеллект карты по лекции. Подготовка к семинарскому занятию № 5 по вопросам. Чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине Подготовка к защите конъюнктурного обзора и его презентация
Эффективность торговой отрасли и её систем Повторение материалов лекции, составление интеллект карты по лекции. Подготовка к семинарскому занятию № 6 по вопросам. Чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине Подготовка презентации по теме курсовой работы
Государственное регулирование рынка потребительских товаров и торговли Повторение материаловлекции, составление интеллект карты по лекции. Подготовка к семинарскому занятию № 7 по вопросам. Чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине Подготовка курсовой работы по теме курса, защита курсовой работы Подготовка к тестированию по темам дисциплины
Подготовка к экзамену Подготовку к устному экзамену по дисциплине по вопросам
  Итого:  

6.2 Обоснование затрат времени на самостоятельную работу студентов (СРС)

Очной формы обучения

Формы самостоятельной работы Кол-во часов на СР Всего затраты К.Т.
Повторение материалов лекции 2часа 14часов  
2. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам 2 часа 14часов  
3. Изучение основной и дополнительной литературы для выполнения конкретных заданий (к каждому семинару) 2 часа 14 часов  
4. Подготовка презентации по теме конъюнктурного обзора 6 часов 6 часов *
5. Подготовка презентации по теме курсовой работы по дисциплине «Основы торговли потребительскими товарами» 6 часов 6 часов *
6. Составление интеллект карты 2 часа 14 часов *
8. Подготовка курсовой работы по выбранной теме 24 часа 24 часа *
9. Подготовка конъюнктурного обзора по выбранной теме 24 часа 24 часа *
10. Решение задач (3 задачи) 3 часа 12 часов *
11. Подготовка к тестированию по теме 6 часов 6часов  
12. Подготовка к экзамену 36часов 36 часов  
Итого: 172 часа

6.3 Формы самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения:

Тема, раздел Самостоятельная работа
Кол-во часов Формы самостоятельной работы
Рынок потребительских товаров как сфера торговой деятельности Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для выполнения курсовой работы. Подготовка к тестированию.
Торговля в рыночной экономике Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для выполнения курсовой работы.
Информационное обеспечение отрасли Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для выполнения курсовой работы.
Спрос на потребительские товары Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для выполнения курсовой работы.
Товарное предложение на потребительском рынке Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для выполнения курсовой работы. Домашнее тестирование.
Эффективность торговой отрасли и её систем Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для выполнения курсовой работы. Решение ситуационных задач.
Государственное регулирование рынка потребительских товаров и торговли Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для выполнения курсовой работы. решение ситуационных задач
  Подготовка к экзамену Подготовка к экзамену.
  ИТОГО:  

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ текущей и ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Данная дисциплина участвует в формировании компетенций на базовом (3) уровне.

Критерии оценивания формирования компетенций Уровни формирования компетенций
Применение, начальное продуктивное действие – решает типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам поиск и использование информации для самостоятельного выполнения нового действия. Этот уровень предполагает комбинирование студентом известных алгоритмов и приемов деятельности. Третий (базовый)

7.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

Компетенция Результаты обучения Оценочные средства текущего контроля Оценочные средства промежуточного контроля
ОПК-4 Способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной, или торгово-технологической); применять основные методы и средства получения   3 – базовый уровень знать ¾ источники первичной информации ¾ принципы работы с нормативной и статистической информацией; ¾ принципы отбора информации и ее структуризации; ¾ методы экономического анализа первичной информации и способы ее обработки. Таблица базовых определений курса; составление интеллект-карт; тестирование; подготовка к семинарским занятиям по вопросам Вопросы к экзамену, вопросы к контрольной работе, примерные темы конъюнктурного обзора
уметь ¾ проводить исследовательскую, аналитическую и организационную работу по анализу текущей ситуации на потребительском рынке; ¾ выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; ¾ систематизировать и обобщать информацию, необходимую для экономического анализа; ¾ использовать основные и специальные методы сбора и обработки статистической информации в сфере профессиональной деятельности Решение задач на расчеты, презентация отчета по конъюнктурному обзору Примерные темы конъюнктурного обзора. Типовые задания по анализу рынка (задачи)
ПК-4 Готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка 3 – базовый уровень знать ¾ типы конкурентный рынков и предприятий, функционирующих на нем; ¾ основных субъектов потребительского рынка и показатели, позволяющие оценить степень их развития; ¾ виды, структуру, показатели характеризующие покупательский спрос и методы его изучения; ¾ характеристики товарного предложения и его взаимосвязь с покупательским спросом Составление интеллект-карт, подготовка презентаций; тестирование; подготовка к семинарским занятиям по вопросам, подготовка курсовой работы Вопросы к экзамену, примерные темы курсовых работ
уметь ¾ решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам; ¾ использовать основные и специальные методы изучения и прогнозирования покупательского спроса; ¾ проводить анализ состояния товарного предложения по товарным группам и выявлять тенденции его развития; ¾ анализировать цены на потребительские товары; ¾ выявлять факторы, влияющие на покупательский спрос и товарное предложение. ¾ Осуществлять оценку конъюнктуры потребительского рынка и формулировать перспективы его дальнейшего развития Решение ситуационных задач, задач на расчеты, презентация курсовой работы. Задача, курсовая работа

Описание шкал оценивания

Результаты освоения учебной дисциплины оцениваются следующими средствами текущего и промежуточного контроля освоения дисциплины и развития профессиональных компетенций

Форма контроля Критерии оценки Кол-во баллов
Подготовка к семинарским занятиям По 5баллов за подготовку к каждому семинару. Включает: присутствие на лекции (1 балл), подготовку интеллект-карты (1 балл), выполнение всех видов заданий на семинарских занятиях (3 баллов)
Подготовка презентации по конъюнктурному обзору курса «Основы торговли потребительскими товарами» Соблюдение всех требований к подготовке презентаций. Публичная защита презентации.
Подготовка презентации по курсовой работе Соблюдение всех требований к подготовке презентаций. Публичная защита презентации.
Решение задания с развернутой пояснительной записки Проявления навыка применения изученного материала на практике управления конкретной ситуацией, умение анализировать, формулировать выводы, точность расчетов (по 10 баллов за каждую задачу)
Тестирование Четкое и правильное выполнение задания (по 10 баллов за каждый тест).
Написание конъюнктурного обзорав соответствии с требованиями к оформлению и содержанию работы Оценивается в соответствии с требованиями к работам  
  Итого: От 85% - отлично От 75 до 84% - хорошо От 51 до 74% - удовлетворительно Менее 50% - неудовлетворительно 240 баллов

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме написания и защиты курсовой работы по выбранной теме и экзамена. В программе представлены темы курсовых работ и вопросы к экзамену по дисциплине «Основы торговли потребительскими товарами».

Аттестация студентов по дисциплине «Основы торговли потребительскими товарами» производится по уровню достигнутого результата в формировании соответствующих компетенций. Оценка осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы в соответствии с «Положением об академическом рейтинге». Оценка выставляется с учетом всех контрольно-обучающих мероприятий (текущих и промежуточных).

Критерии оценивания общих результатов обучения по дисциплине

Критерии оценивания Общий балл
Оценка "отлично" заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой
Оценки "хорошо" заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе практические задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка "хорошо" выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности
Оценки "удовлетворительно" заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка "удовлетворительно" выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе и при выполнении заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя
Оценка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий. Оценка "неудовлетворительно" ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательного учреждения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине

7.4 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений навыков и (или) опыта деятельности

Примерные темы конъюнктурного обзора контрольных работ. Работа выполняется на основе сбора и обработки первичной статистической информации, аналитических отчетов.

1. Анализ и состояние спроса на рынке продовольственных товаров (на примере группы продовольственных товаров по выбору студента). Проводится анализ спроса на выбранный товар, анализ факторов, влияющих на спрос, анализ спроса по 4 характеристикам (натурально-вещественная, временная, территориальная, стоимостная) Разработка прогноза развития спроса по выбранной группе товаров.

2. Анализ и состояние спроса на рынке непродовольственных товаров (на примере группы непродовольственных товаров по выбору студента). Проводится анализ спроса на выбранный товар, анализ факторов, влияющих на спрос, анализ спроса по 4 характеристикам (натурально-вещественная, временная, территориальная, стоимостная) Разработка прогноза развития спроса по выбранной группе товаров.

3. Анализ и состояние товарного предложения на рынке продовольственных товаров (на примере группы продовольственных товаров по выбору студента). Проводится анализ предложения на выбранный товар, анализ факторов, влияющих на предложение, анализ товарного предложения по 4 характеристикам (натурально-вещественная, временная, территориальная, стоимостная) Разработка прогноза развития товарного предложения по выбранной группе товаров.

4. Анализ и состояние товарного предложения на рынке непродовольственных товаров (на примере группы непродовольственных товаров по выбору студента). Проводится анализ предложения на выбранный товар, анализ факторов, влияющих на предложение, анализ товарного предложения по 4 характеристикам (натурально-вещественная, временная, территориальная, стоимостная) Разработка прогноза развития товарного предложения по выбранной группе товаров.

5. Анализ и состояние товарных запасов на рынке продовольственных товаров (на примере группы продовольственных товаров по выбору студента). Проводится анализ состояния товарных запасов на выбранный товар, анализ факторов, влияющих на величину товарных запасов. Разработка прогноза развития товарных запасов по выбранной группе товаров.

6. Анализ и состояние товарных запасов на рынке непродовольственных товаров (на примере группы непродовольственных товаров по выбору студента). Проводится анализ состояния товарных запасов на выбранный товар, анализ факторов, влияющих на величину товарных запасов. Разработка прогноза развития товарных запасов по выбранной группе товаров.

7. Анализ состояние и развития розничной торговли на территории (города, области, страны). Проводится анализ состояния розничной торговли по всем показателям, анализ факторов, влияющих на развитие розничной торговли, определение перспектив дальнейшего развития.

8. Анализ состояние и развития оптовой торговли на территории (города, области, страны). Проводится анализ состояния оптовой торговли по всем показателям, анализ факторов, влияющих на развитие оптовой торговли, определение перспектив дальнейшего развития.

9. Анализ состояние и развития общественного на территории (города, области, страны). Проводится анализ состояния общественного питания по всем показателям, анализ факторов, влияющих на развитие общественного питания, определение перспектив дальнейшего развития.

7.4.2 Тестирование (примерные задания для подготовки)

Тест №1

1.Рынок в узком смысле слова – это ….

а) место встречи покупателей

б) место встречи продавцов и покупателей

в) место встречи продавцов

г) место обмена денег на товар

2.Одна из целей рынка потребительских товаров:

а) получение min результатов при max затратах

б) получение max результатов

Наши рекомендации