Конституция соединенных штатов 1787 года

Мы, народ Соединенных Штатов, вводим и утверждаем эту конституцию для Соединенных Штатов Америки с целью образовать более прочный союз, утвердить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие, охранять общую безопасность, способствовать общему благосостоянию и обеспечить блага свободы и для себя и для нашего потомства.

Статья I

Отдел 1.Все законодательные права, предоставляемые этой конституцией, должны принадлежать конгрессу Соединенных Штатов, который должен состоять из сената и из палаты представителей.

Отдел 2. Палата представителей должна состоять из членов, избираемых раз в каждые два года народом различных Штатов, а в каждом Штате избиратели должны удовлетворять тем условиям, какие требуются для избирателей самой многолюдной составной части законодательного собрания Штата.

Не может быть представителем тот, кто не достиг двадцатипятилетнего возраста, кто не был в течение семи лет гражданином Соединенных Штатов и кто во время выборов не принадлежал к числу жителей того Штата, в котором предстоял выбор представителя.

(Представители и прямые налоги должны быть распределены между различными Штатами, могущими вступить в этот Союз, соразмерно с их населением; а чтоб определить число этого населения, следует к общей цифре свободных людей, со включением людей, поступивших в услужение на определенное число лет, и за исключением не обложенных налогами индейцев, прибавить три пятых всех прочих лиц)...

Отдел 3. Сенат Соединенных Штатов должен состоять из двух сенаторов от каждого Штата, выбранных законодательными собраниями этих Штатов на шесть лет, и каждый сенатор должен иметь один голос.

...Одна треть сенаторов будет избираться через каждые два года...

Не может быть выбран в сенаторы тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста, не был в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не принадлежал во время выборов к числу жителей того Штата, в котором предстоял выбор сенатора...

Отдел 4. ...Конгресс должен собираться по меньшей мере один раз в год...

Отдел 6. Сенаторы и представители должны получать за свою службу денежное вознаграждение, которое должно быть назначено законом и должно уплачиваться из казначейства Соединенных Штатов. Ни в коем случае, за исключением измены, уголовного преступления и нарушения общественного спокойствия, они не могут быть арестованы ни во время их присутствия на заседаниях, ни в то время, как отправляются на заседания, ни в то время, как возвращаются оттуда; а за свои речи и за участие в прениях не могут быть подвергаемы ответственности ни в каком другом месте.

Ни сенаторы, ни представители в течение того времени, на которое были избраны, не могут быть назначены ни на какую гражданскую должность при Соединенных Штатах, которая учреждена или за которую увеличено жалование в течение этого времени, а тот, кто занимает какую-либо должность при Соединенных Штатах, не может быть членом какой-либо палаты во время своего нахождения при должности.

Отдел 7. Все билли касательно собирания доходов должны исходить из палаты представителей; но сенат может предлагать поправки точно так же, как и относительно других биллей.

Каждый билль, утвержденный палатой представителей и сенатом, прежде чем обратиться и закон, должен быть представлен президенту Соединенных Штатов; если президент одобрит его, то должен подписать его, если же не одобрит, то должен возвратить его со своими возражениями в ту палату, которою был составлен, а палата должна внести в свой журнал все эти возражения и должна приступить к пересмотру билля. Если после этого пересмотра две трети этой палаты утвердят билль, то его следует отослать вместе с возражениями в другую палату, которая также должна снова рассмотреть его, и если одобрит его двумя третями голосов, то он делается законом... Если какой-либо билль не будет возвращен президентом в течение десяти дней (за исключением воскресных дней) со времени его представления, то он делается законом точно так же, как если бы был подписан президентом; если же билль не может быть возвращен по причине отсрочки заседаний конгресса, то он не признается законом...

Отдел 8. Конгресс должен иметь право: налагать и собирать пошлины, налоги, подати, акцизы, уплачивать долги и принимать меры для общей обороны и для общего благосостояния Соединенных Штатов; но все подати, налоги и акцизные пошлины должны быть одинаковы для всех Соединенных Штатов;

Делать займы на кредит Соединенных Штатов, регулировать торговлю с иностранными государствами, между различными Штатами и с индейскими племенами;

Устанавливать однообразные правила натурализации и однообразные законы о банкротствах для всех Соединенных Штатов;

Чеканить монету, регулировать как ее ценность, так и ценность иностранных монет и устанавливать норму для мер и весов;

Принимать Меры для наказания за подделку бумажных денежных знаков и ходячей монеты Соединенных Штатов;

Учреждать почтовые конторы и устраивать большие почтовые дороги;

Поощрять развитие науки и полезных искусств, обеспечивая за авторами и изобретателями на определенный срок исключительное право пользоваться их произведениями и открытиями

Учреждать суды, которые должны стоять ниже верховного суда;

Определять, что должно считаться морским разбоем, преступлением, совершенным в открытом море, и нарушением международного права, и подвергать за них наказанию;

Объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на отобрание захваченных неприятелем судов и издавать правила о захвате добычи на суше и на море;

Набирать и содержать армию, но ассигнование сумм на этот предмет не должно делаться на более длительный срок, чем на два года;

Снаряжать и содержать флот;...

Делать распоряжения о созыве милиции для исполнения законов Союза, для подавления восстаний, для отражения нашествий;

Принимать меры для организации милиции, ее вооружения и обучения дисциплине и для заведования той ее частью, которая может быть употреблена на службу Соединенных Штатов, предоставляя каждому Штату назначение офицеров и право обучать милицию по тем правилам, какие предписаны конгрессом...

Издавать всякие законы, какие окажутся необходимыми и уместными для пользования как вышеперечисленными правами, так и всеми другими правами, какие предоставлены этой конституцией правительству Соединенных Штатов или какому-либо из его департаментов или должностных лиц.

Отдел 9. Переселение или ввоз таких людей, которых согласен принять у себя тот или иной из существующих в настоящее время Штатов, не должны быть воспрещаемы конгрессом до 1808 года, но на такой ввоз можно налагать таксу или пошлину, не превышающую десяти долларов с каждого человека.

Права, предоставленные актом о личной свободе, не должны быть на время отменяемы, если это не окажется необходимым для общественной безопасности по причине восстания или неприятельского нашествия.

Запрещается издавать билли о наказании за государственную измену или законы, имеющие обратную силу.

Запрещается облагать подушною податью или другими прямыми налогами иначе, как соразмерно с цензом или с переписью, о производстве которой упомянуто выше.

Запрещается облагать пошлинами пли налогами товары, вывозимые из какого-либо Штата...

Соединенные Штаты не имеют права раздавать дворянские титулы, а тот, кто занимает при них какую-либо должность, приносящую выгоды или основанную на доверии, не может принимать без разрешения конгресса никаких подарков, жалованья, должностей или титулов от какого-либо короля, принца или иностранного государства.

Отдел 10. Ни один из Штатов не имеет права: заключать трактаты, вступать в союз или в конфедерацию; выдавать каперские свидетельства или разрешения на отобрание захваченных неприятелем судов; чеканить монету; выпускать кредитные билеты; назначать что-либо, кроме золотой и серебряной монеты, способом для уплаты долгов; издавать билли о наказании за государственную измену...

Ни один из Штатов не имеет права облагать, без согласия конгресса, какими-либо пошлинами или налогами предметы ввоза и вывоза...

Ни один из Штатов не имеет права... содержать в мирное время войска или военные корабли, вступать в какие-либо соглашения или договоры с другим Штатом или с иностранным правительством или предпринимать войны иначе, как вследствие неприятельского нашествия или в случае такой неминуемой опасности, которая не допускает никаких проволочек.

Статья II

Отдел 1. Исполнительная власть должна быть предоставлена президенту Соединенных Штатов Америки. Он должен состоять в должности в течение четырех лет, а его избрание точно так же, как избрание вице-президента на такой же срок, должно производиться следующим образом:

Каждый Штат должен назначить... выборщиков...; но выборщиком не может быть назначен ни сенатор, ни представитель, ни тот, кто занимает при Соединенных Штатах какую-либо должность...

В должность президента может быть избран только тот, кто родился гражданином Соединенных Штатов или кто был их гражданином во время утверждения конституции; не может быть избран в эту должность тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет постоянного жительства в Соединенных Штатах.

В случае удаления президента от должности или в случае его смерти, выхода в отставку или неспособности пользоваться правами и исполнять обязанности его должности, его заменяет вице-президент...

Президент должен получать за свою службу в назначенные сроки вознаграждение, которое не может быть ни увеличено, ни уменьшено в течение того периода, на который он выбран, и он не должен получать в течение этого периода никакого другого денежного вознаграждения ни от Соединенных Штатов, ни от которого-либо из них.

Перед вступлением в исполнение своих обязанностей он должен дать следующую присягу или аффирмацию:

«Я торжественно клянусь (или утверждаю), что буду честно исполнять обязанности президента Соединенных Штатов и буду по мере моих сил соблюдать, охранять и защищать конституцию Соединенных Штатов».

Отдел 2. Президент будет главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов и милиции отдельных Штатов, когда она будет призвана на службу Соединенных Штатов; он может требовать от высших должностных лиц каждого из административных департаментов письменно изложенного мнения о всяком предмете, входящем в сферу их ведомства, и ему должно быть предоставлено право отсрочивать исполнение приговоров и миловать по преступлениям против Соединенных Штатов, за исключением тех случаев, когда возбуждено угoловное преследование.

Ему должно принадлежать право заключать тракта ты по совету и с одобрения сената, с тем чтобы это одобрение было выражено двумя третями присутствующие сенаторов; он будет назначать, по совету и с одобрения сената, послов, других уполномоченных и консулов, членов верховного суда и всех других должностных лиц

Отдел 3. Он должен от времени до времени доставлять конгрессу сведения о положении Союза и предлагать на его усмотрение меры, какие считает необходимыми и полезными; он может в экстренных случаях созывать обе палаты или одну из них и, в случае разномыслия между ними касательно времени закрытия заседаний, может отлагать их заседания на столько времени, на сколько сочтет необходимым; он должен принимать послов и других уполномоченных, должен заботиться о точном исполнении законов и должен выдавать патенты всем должностным лицам Соединенных Штатов...

Статья III

Отдел 1. Судебная власть Соединенных Штатов должна быть предоставлена одному верховному суду и тем низшим судам, которые конгресс будет от времени до времени учреждать. И члены верховного суда и члены низших судов должны оставаться в своих должностях, пока будут вести себя безукоризненно; они должны получать за свою службу в назначенные сроки денежное вознаграждение, которое не может быть уменьшено, пока они остаются в должности.

Отдел 2. Судебная власть должна простираться на все дела, разрешаемые по закону и справедливости...

Статья IV

Отдел 2. ...Кто обязан исполнять какую-нибудь службу или работу в одном из Штатов на основании местных законов и убежит в другой Штат, тот не может быть освобожден от этой службы или работы на основании каких-либо законов или постановлений этого другого Штата; он должен быть выдан по требованию того, кому должен был исполнять службу или работу.

Отдел 3. Новые Штаты могут быть принимаемы в этот Союз; но никакой новый Штат не может быть организован или учрежден в сфере юрисдикции какого-либо другого Штата...

Отдел 4. Соединенные Штаты должны обеспечить каждому Штату, вступившему в этот Союз, республиканскую форму правления и должны охранять каждый Штат от неприятельских нашествий, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти (когда Законодательное собрание не может собраться) должны охранять каждый Штат и от внутренних насилий.

Статья V

Если две трети членов обеих палат признают это необходимым, конгресс должен предложить поправки этой конституции или же по просьбе законодательных собраний двух третей Штатов должен созвать конвент для предложения поправок, которые в обоих случаях будут иметь обязательную силу в качестве составных частей этой конституции, если будут утверждены законодательными собраниями трех четвертей Штатов или конвентами в трех четвертых Штатов, так как и тот и другой способ утверждения может быть предложен конгрессом; но никакая поправка, утвержденная ранее 1808 года, не должна касаться первого и четвертого постановлений в девятом отделе первой статьи, и ни один Штат не может быть без его согласия лишен равного с другими Штатами права голоса в сенате.

Статья VI

...Эта конституция и законы Соединенных Штатов, которые будут издаваться в исполнение ее... должны считаться верховными законами страны, а судьи в каждом Штате должны подчиняться этому закону...

Статья VII

Утверждение конвентами девяти Штатов должно считаться достаточным для введения этой конституции в тех Штатах, которые утвердили ее этим способом. Утверждена на конвенте... 17 сентября 1787 года…

Статьи, дополняющие и исправляющие конституцию Соединенных Штатов Америки, предложенные конгрессом и утвержденные законодательными собраниями отдельных Штатов согласно пятой статье первоначальной конституции в 1789—1791 гг.

Статья I

Конгресс не должен издавать законов о введении какой-либо религии, или о запрещении свободно исповедовать какую-либо религию, или о стеснении свободы слова и прессы, или об ограничении прав народа мирно собираться и обращаться к правительству с просьбами о прекращении злоупотреблений.

Статья II

Так как хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, то не следует отнимать у народа право иметь у себя и носить оружие.

Статья III

В мирное время нельзя помещать солдат ни в каком доме без согласия его владельца, а в военное время можно помещать только таким способом, который будет предписан законом.

Статья IV

Не следует нарушать права народа на то, чтобы личность, дом, бумаги и вещи каждого были ограждены от ничем не вызванных розысков и захватов, а приказы о произведении розысков должны быть выдаваемы только на основании правдоподобных мотивов, подкрепленных присягой или аффирмацией, и в них должно быть точно указано место, в котором следует произвести розыски, и должны быть указаны то лицо и те вещи, которые должны быть задержаны.

Статья V

Никто не может быть привлечен к ответственности за уголовное или какое-нибудь другое позорное преступление иначе, как по почину или по обвинению со стороны присяжных, за исключением дел, возникающих в сухопутной армии, или во флоте, или в милиции в то время, как они находятся на действительной службе по случаю войны или общественной опасности; никто не может быть подвергнут два раза за одно и то же преступление уголовному наказанию; никто не может быть принужден в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя; никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без легального судебного разбирательства; частную собственность нельзя отбирать на общественное употребление без справедливого вознаграждения.

Статья VI

При всех разбирательствах уголовных дел обвиняемый должен пользоваться правом на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того Штата и округа, где было совершено предполагаемое преступление, а этот округ должен быть предварительно определен законом; он имеет право на то, чтобы его известили о свойстве и о причине обвинения, чтобы его поставили на очную ставку со свидетелями, дающими показания не в его пользу, чтоб ему дозволили вызвать свидетелей в его пользу и пользоваться советами защитника.

Статья VII

Для тяжебных дел, основанных на обычном праве и ценностью иска не превышающих двадцати долларов, сохраняется право судиться судом присяжных, и никакой факт, бывший на рассмотрении присяжных, не может быть подвергнут пересмотру в каком-либо суде Соединенных Штатов иначе, как по уставам обычного права.

Статья VIII

Запрещается требовать слишком большие обеспечения, налагать слишком большие денежные пени и приговаривать к жестоким и необычайным наказаниям.

Статья IX

Некоторые права, перечисленные в конституции, не должны быть объясняемы в таком смысле, который уничтожает или умаляет права, оставшиеся принадлежностью народа.

Статья X

Права, не предоставленные конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у Штатов, принадлежат Штатам или народу...

Комментарии к документам.

Практикум содержит целый ряд документов, которые позволяют понять, какова была политика метрополии (Великобритании) по отношению к ее североамериканским колониям вообще и, в особенности, после окончания Семилетней войны и тем самым выяснить, каковы были причины войны за независимость.

Великобритания рассматривала колонии как аграрно-сырьевой придаток к своей экономике, соответственно всячески препятствуя колониям иметь самостоятельное производство, разрешая и даже поощряя поставки сырья и продовольствия (см. Акт английского парламента о производстве и вывозе железа в колониях в Америке от 12 апреля 1750 г.).

Американцы и до Семилетней войны считали незаконными взимаемые с них Великобританией налоги, следуя принципу «Нет налогов без представительства» (см. Протест жителей колонии против попыток английского парламента взимать в колониях налоги), но после войны эти налоги многократно возросли, как и репрессивные меры против промышленности и торговли в колониях. К этому добавились законы о гербовом сборе и постов войск (законодательные собрания ряда колоний объявили их незаконными) — см. также два письма Франклина.

7 октября 1763 г. была издана прокламация короля Георга III о запрещении колонизации земель за Аллеганскими горами, больно ударившая как по интересам фермеров и неимущих, так и по интересам плантаторов Юга.

В мае 1773 г. английский парламент принял так называемый «чайный закон», по которому Ост-Индская кампания получила право беспошлинного ввоза чая в Америку (это наносило удар по американским торговцам, но должно было привлечь широкую массу рядовых потребителей чая и, таким образом, внести раскол в ряды колонистов; однако это не остановило бойкот английских товаров, в том числе чая — см. газетный отчет о «бостонском чаепитии» от 16 декабря 1773 г. Следует упомянуть, что возглавили эту акцию Самюэль Адамс и «король бостонских контрабандистов» Хэнкок). В ответ английское правительство закрыло Бостонский порт, издало акты о порядке управления, судопроизводства и расквартирования войск, распустило законодательные собрания в ряде колоний. Во второй части Декларации независимости достаточно подробно перечисляются обвинения в адрес Великобритании, связанные с ее политикой в колониях Северной Америки. Полезно также обратить внимание на более ранний документ - «Первая декларация прав колонистов и причин их неудовольствия», принятую 19 октября 1765 г. на конгрессе делегатов колоний в Нью-Йорке по предложению законодательного собрания Массачусетса.

Документ также помогает проследить формирование идейных предпосылок войны за независимость, в котором можно выделить три этапа: умеренный, нашедший отражение в данном документе, и самым ярким представителем которого был Д. Отис; радикальный — концепция гомруля, наиболее полное обоснование которого дал Б. Франклин, и революционный, связанный прежде всего с именами Т. Пейна и Т. Джефферсона (подробнее см. В.В. Согрин. Политическая история США. - М., 2001, С. 30-36).

Как известно, в английских колониях в Северной Америке, несмотря на все усилия метрополии, не удалось распространить феодальные порядки, но вполне можно согласиться с В.В. Согриным, что с 1760-х годов Великобритания фактически стала править в Северной Америке наподобие абсолютной монархии, пытаясь насадить режим, присущий феодальным обществам, что вызвало настоящее потрясение и возмущение колонистов.

Но решиться на полный разрыв отношений с метрополией было для большинства колонистов весьма тяжело, даже несмотря на то, что в апреле 1775 г. фактически началось военное противоборство. Причины такой нерешительности и колебаний и то, как они были преодолены, помогают понять два документа, которые следует особенно внимательно проанализировать. Это: речь Патрика Генри на конвенте колонии Виргиния в октябре 1775 г. и памфлет Т. Пейна «Здравый смысл» (январь 1776 г.), в котором подробно рассмотрены «за» и «против» по вопросу взаимоотношений с Великобританией, в котором он не только подверг беспощадной критике английскую конституцию, но и развил две революционные доктрины: концепцию независимости американского государства и концепцию республиканизма, которая провозглашала необходимость внутриполитических преобразований в самой Северной Америке. Борьба различных мнений о будущем колонии нашла отражение в наказе виргинского конвента конгрессу и в документе «Из новейшего катехизиса».

Идеи «Здравого смысла» нашли свое продолжение и закрепление в «Декларации независимости», написанной Т. Джефферсоном и принятой II Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. При предварительном обсуждении «Декларации» в комиссии, назначенной конгрессом для ее выработки, Франклин и Адамс ограничились некоторыми стилистическими поправками и твердо ее поддержали, хотя два других члена комиссии — Дикинсон и Ливингстон заявили о своем несогласии со многими ее положениями. Обсуждение в конгессе было в целом благожелательным, так как к этому времени идея независимости возобладала среди делегатов конгресса, но две принципиальные поправки были внесены (одна из них была связана с тем, что Джефферсон среди обвинений, предъявленных Георгу III осудил рабовладение и работорговлю и, как отмечал сам Джефферсон этот пункт «был изъят в угоду Южной Каролине и Джорджии» - т.е. рабовладельческим штатам (см. документ «Джефферсон об обстоятельствах составления Декларации независимости»).

Но основную суть Декларации составляют не обвинения в адрес английского короля и парламента, хотя они и помогают лучше понять противоречия между метрополией и колониями. Главное в Декларации — это ее короткая (всего 30 строк) преамбула, в которой изложены те основные принципы, на котороых должно было быть построено американское государство. В этих 30 строчках нашли отражение самые передовые идеи европейской и американской общественной мысли своего времени, хотя эта социально-философская часть Декларации и носила общий, теоретический характер.

Вечером 4 июля 1776 г. в «Журнале конгресса» появилась краткая запись: «Декларация была зачтена и принята под титулом «Декларация представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на всеобщем конгрессе» (лишь спустя годы стало широко известно имя ее автора).

«Декларация независимости» провозгласила новое, независимое американское государство. Теперь необходимо было его фактически построить, а для этого прежде всего разработать его конституцию. Уже 12 июля 1771 г. Континентальный конгресс создал комитет по подготовке «Статей Конфедерации» во главе с Д. Дикинсоном. Проект Дикинсона был весьма расплывчат, но позволял закрепить ряд прерогатив государственной власти за центральным правительством, предполагал также создание наряду с законодательным исполнительного органа власти, но был решительно отвергнут Континентальным конгрессом. Тот проект, который Конгресс представил 14 ноября 1777 г. для ратификации штатам по всем основным вопросам отличался от плана Дикинсона. Штаты в проекте конгресса выступают как самостоятельные государства, и хотя полномочия конгресса внешне выглядят внушительно, но они четко регламентированы при постоянном подчеркивании суверенитета штатов (даже для реализации «исключительных прав» конгресса требовалось согласие не менее двух третей штатов), тем более, что среди прав конгресса не было самых важных, без которых он не мог быть эффективным органом. Из 3-х ветвей власти «Статьи Конфедерации» зафиксировали лишь законодательную (исполнительный орган мог выступать лишь в качстве придатка законодательного — конгресс мог формировать из своих членов комитеты для контроля над проведением в жизнь принятых решений (только в 1781 г. в обход Статей Конфедерации были созданы несколько департаментов (военный, финансовый, иностранный) на постоянной основе).

Для ратификации «Статей Конфедерации» требовалось единодушное согласие штатов, и поэтому она вступила в силу только 1 марта 1781 г. Документ отразил острые разногласия между штатами, их нежелание поступиться своими экономическими и политическими интересами, хотя внешне они соответствует демократическим принципам, и в целом принятие первой конституции США было положительным явлением.

Если до революции и в ее начале сторонники сильной центральной власти были весьма немногочисленны, но постепенно слабость центральной власти, ее неспособность справиться с экономическими и политическими проблемами, сохранить свои позиции и престиж на международной арене, резкий рост социального недовольства низов (см. документ о восстании Д. Шейса) привели к тому, что сторонников централизации становится все больше, хотя американская элита выдвигала самые разные варианты превращения США в сильное централизованное государство, при этом ее лидеры (Д. Адамс, А. Гамильтон, Д, Мэдисон) решительно отвергали тезис о социальной однородности Северной Америки и ненужности по этой причине сильного государства, а, напротив, отстаивали идею необходимости создать систему надежной защиты интересов меньшинства, идею необходимости «барьера против демократии». К тому же надо было найти компромисс между различными частями этой элиты, прежде всего буржуазией северо-востока и плантаторами Юта. 25 мая 1787 г. в Филадельфии тайно открылся под председательством Вашингтона конституционный Конвент (здесь не было ни фермеров, ни ремесленников, ни рабочих). Конвент и разработал после рассмотрения ряда предложенных вариантов (следует внимательно рассмотреть и объяснить ответ Дж. Вашингтона полковнику Льюису Никола и его обращение к собранию офицеров, а также выдержки из записок Д. Мэдисона о дебатах по вопросу о конституции), взяв за основу виргинский план, Конституцию 1787 г., которая превратила США из союза государств в союзное государство и сотоит из преамбулы и 7 статей.

Конституционный Конвент согласился с сохранением избирательных прав у всех американцев, наделенных этими правами в годы Войны за независимость и признал принцип выборности всех органов власти, республиканскую форму государства. Принцип разделения властей был признан, но явно видно стремление к усилению исполнительной власти за счет законодательной. В результате компромисса схема организации сената обеспечивала как надежную защиту имущего меньшинства, так и принцип равного представительства штатов. Верхняя палата (сенат) как подчеркивали сторонники сильной центральной власти (федералисты) должна в критические моменты подавлять «ложные» устремления народа (поскольку палата представителей избиралась прямым голосованием на основе пропорционального численности населения представительства, она могла отразить хотя бы теоретически интересы малоимущего большинства). Сенат наделялся и более широкими полномочиями, чем палата представителей (см. Записки Мэдисона о дебатах по вопросу конституции в Федеральном Конвенте). Монархическая идея не получила широкой поддержки, но власть презедента была велика, критики конституции даже нарекли ее «выборной монархией». В то же время в конституции утвердился и либеральный принцип, который впоследствии получил название «система сдержек и противовесов». Конституция провозгласила также принцип верховенства федерального права над правами штатов, и широкие права правительства при ограничении прав штатов (отношения с иностранными государствами, содержание армии, выпуск денег, введение ввозных и вывозных пошлин). 4-я статья Конституции завуалированно сохраняла рабство, хотя прямо о нем не говорилось, а раздел 9 первой статьи сохранял ввоз рабов на 20 лет до 1808 г.

Самым уязвимым местом Конституции было отсутствие в ней Билля о правах. При борьбе за ратификацию Конституции между федералистами и антифедералистами именно это обстоятельство вызвало острую критику на ратификационных Конвентах штатов, и в 1789 г. Мэдисон внес на рассмотрение Конгресса США проект дополнения федеральной Конституции первыми 10 поправками (их одобрение штатами затянулось до 1791 г.).

V. Якобинская диктатура.

Введение.

Период якобинской диктатуры является одним из самых сложных и дискуссионных периодов Французской буржуазной революции конца XVIII века. И дело не только в том, что, по выражению современного российского историка С.Ф. Блуменау, «классическая интерпретация революции как антифеодальной и буржуазной подтачивалась результатами конкретно-исторических исследований». Острейшая полемика по проблемам якобинской диктатуры была вызвана не только, (а может, и не столько) научными мотивами, но и идеологическими, крайней политизированностью этой темы. Это особенно ярко отразилось в полемике между «ревизионистами» и «классической историографией» (термин, введенный А.Собулем) в 60-70-х гг. XX в., после того, как английский историк А.Коббен объявил «мифом» традиционное представление о Французской революции как буржуазной и антифеодальной (сер. 50-х гг. XX в.), а к середине 60-х годов в работах французского историка Фюре окончательно оформилась «ревизионистская» концепция революции, ограничивавшая ее прогрессивное значение периодом 1789 – 1791 гг., а период якобинского правления оценивавшая как реакционный этап, задерживавший движение страны по пути прогресса, своеобразный «занос» в ходе революции, основные задачи которой к этому времени уже были выполнены. Между тем, как известно, в советской историографии господствовала точка зрения, что Французская революция конца XVIII в. развивалась «по восходящей линии», и якобинский период был ее вершиной. Очевидно также, что идеализация в советской историографии якобинской диктатуры долгое время была связана со стремлением проводить параллели между Великой Французской и Великой Октябрьской революциями, что особенно ярко проявилось в работах виднейшего советского историка А.З. Манфреда.

Тем не менее в мае 1970 г. состоялся симпозиум «Проблемы якобинской диктатуры», поводом к которому стала дискуссия, развернувшаяся в связи с работами профессора ЛГУ В.Г.Ревуненкова, поставившего под сомнение господствовавшую в советской историографии точку зрения о революционно-демократическом характере якобинской диктатуры («якобинцы с народом») и отстаивавшего буржуазный характер якобинской диктатуры. При достаточно жестком характере дискуссий о классовой природе якобинской диктатуры, ее социальной базе, участники дискуссии отнюдь не ставили под сомнение тезис о якобинском этапе как высшем этапе революции и в целом оправдывали террор якобинской диктатуры. При различном отношении участников дискуссии к якобинской диктатуре все участники дискуссии были единодушными в стремлении не упрощать сложные вопросы и избегать «однозначных кратких формул». Но именно они изобиловали в полемике между «ревизионистами» и сторонниками «классической историографии» (см. Якобинство в исторических итогах Великой Французской революции. - Новая и новейшая история, 1996, № 5. С.73-77).

Развитие новых взглядов на якобинскую диктатуру и революцию в целом нашло отражение в целом ряде работ, опубликованных в связи с 200-летием Французской революции. Осмыслению эволюции исторической мысли в изучении якобинской диктатуры был посвящен «Круглый стол» в октябре 1995 г. под эгидой Института всеобщей истории, сыгравший, несомненно, положительную роль, но выявивший в то же время множественность оценок и подходов к проблемам якобинской диктатуры.

Якобинцы пришли к власти в результате народного восстания в Париже 31 мая — 2 июня 1793 г. Приход к власти якобинцев во многом был связан с тем, что их предшественники — жирондисты — по разным причинам не смогли справиться с острейшими проблемами, стоявшими в то время перед революцией — организовать победу над интервентами и внутренней контрреволюцией, решить продовольственную и аграрную проблемы, справиться с инфляцией и дороговизной, существенно ухудшавших положение народных масс. К тому же жирондисты уже стремились остановить развитие революции, опасаясь, как отмечал их лидер Бриссо, что оно приведет Францию к анархии. Отсюда больше энергии уходило у них на борьбу с якобинцами, чем на решение насущных проблем. Между тем к лету 1793 г. положение Французской республики стало критическим. Еще либеральные историки XIX в. (Ф.Минье, А.Тьер, А.Олар), именно исходя из обстановки к лету 1793 г. вывели так называемую «теорию обстоятельств», по которой якобинское правительство было прежде всего правительством национальной обороны, а его террор вынужденным средством защиты от внешних и внутренних врагов. Эту идею в целом разделяла советская историография якобинской диктатуры, но, соглашаясь с тем, что эти обстоятельства действительно оказали влияние на установление якобинской диктатуры летом — осенью 1793 г., мы вряд ли можем объяснить ими особенности функционирования якобинской диктатуры, например, то, что террор приобрел особый размах весной — летом 1794 г., когда было покончено с очагами внутренней контрреволюции, а военные действия перенесены на территорию вражеских стран.

В дискуссиях вокруг проблем якобинской диктатуры были высказаны самые противоречивые суждения о ней, в том числе и такие, как точка зрения Фюре, фактически исключающего якобинскую диктатуру из Французской революции; с другой стороны не увенчались успехом попытки связать политику якобинцев с реальными интересами какого-то определенного социального слоя (это обнаружила и полемика между А.З. Манфредом и В.Г. Ревуненковым о классовой природе якобинской диктатуры).

В то же время, на наш взгляд, было бы неправильным исключать якобинский этап и якобинскую диктатуру из общего контекста революции, ибо тенденции, заложенные в начале революции продолжали реализовываться и в законодательстве и в самой жизни на этом этапе, как с

Наши рекомендации