Международная торговля услугами.

Услуги (в широком понимании). Комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. Услуги (в узком смысле слова). Это конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнёр) может предложить другой стороне. Это т.н. «третичный сектор» экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. В экономике США на услуги приходится 75% ВВП. В большинстве развитых стран 2/3 – ¾ ВВП. В течение двух последних десятилетий экспорт услуг вырос в 12 раз, а экспорт товаров в 12,5 раза. В России на услуги приходится около 50%. По доле услуг в ВВП и темпах роста доли услуг страны делятся. 1 группа – страны с наиболее высокой долей доходов в ВВП от сферы услуг – свыше 70% (США, Дания); 2 группа – страны с долей услуг 65-70% ВВП (Австрия, Финляндия, Италия, Испания); 3 группа – страны с долей 50-65% ВВП (Норвегия, Россия (60% ‑2009 г.), Коста-Рика, Марокко, Чили); 4 группа – страны с долей менее 50% доходов сферы услуг в ВВП (Гана, Ботсвана, Бурунди, Мали). Отличия услуг от товаров. 1)Услуги, как правило, неосязаемы. Поэтому торговлю ими называют невидимым экспортом и импортом. 2)Услуги неотделимы от своего источника. 3)Их производство и потребление неразрывны. 4)Для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость. Особенности рынка услуг. 1)Среднегодовой прирост экспорта услуг к 2007 г. составил 7,6%, а товаров 7,1% (опережающие темпы роста международной торговли услугами). 2)Высокий уровень протекционизма (выше, чем в торговле товарами). 3)Доля услуг в мировом ВВП растёт: 1980 г. – 53%, 1995 г. – 63%, 2007 г. – 70%. Классификация услуг. Одна из первых классификаций услуг в мире была разработана Бхагвати в 1989 г. Он определил 4 группы услуг в зависимости от принципа приближённости производства к потреблению. Первая группа. Услуги, не требующие приближения производства к потреблению, т.е. те, которые могут оказываться на расстоянии. Например, банковские, финансовые, страховые, телекоммуникационные, правовые и прочие, оказываемые по Интернету, телефону и другим средствам связи. Деление услуг с точки зрения движения факторов производства. 1)Факторные услуги, возникающие в связи с международным перемещением факторов производства – капитала и рабочей силы. 2)Нефакторные – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги). Три других группы включают услуги, которые исходят из близости процесса производства услуги к её потреблению. А)Мобильность провайдера услуг и немобильность потребителя (например, строительные услуги, когда строители приезжают в страну потребления для оказания услуги на месте). Б)Мобильность потребителя и немобильность провайдера (например, выездной туризм, получение образования за рубежом, получение медицинских услуг за рубежом). В)Иногда мобильность провайдера и мобильность потребителя (лектор может оказывать свои услуги в форме чтения лекционных курсов, как на месте в своей стране, так и за рубежом). Именно этот принцип классификации Бхагвати и был положен в основу форм торговли услугами (способов поставки услуг), определённых соглашением ГАТС. Классификационный перечень секторов услуг (ServicesSectoralClassificationList) ВТО, состоящий из 12 разделов услуг и 160 видов услуг. По принципу их предпринимательской роли.Товарная структура торговли услугами анализируется по трём основным группам услуг: туристские, транспортные услуги и прочие коммерческие услуги. Наиболее динамичный рост характерен для торговли прочими коммерческими услугами, удельный вес которых растёт, тогда как доля транспортных и туристских услуг падает за период 1980 – 2000-х гг. Их доля в экспорте увеличилась с 38% в 1990 г. до 50% в 2006 г. благодаря наиболее динамичным темпам прироста. Основные формы прочих коммерческих услуг. 1)Платежи роялти и лицензионное вознаграждение (11%). 2)Финансовые услуги (14%). 3)Компьютерные и информационные услуги (9%). 4)Страховые услуги (4%). 5)Строительные услуги (4%). 6)Коммуникационные услуги (5%). 7)Персональные, культурные и рекреационные услуги (3%). Наиболее быстрые темпы роста имеет торговля страховыми, компьютерными и информационными услугами. Ведущими экспортёрами прочих предпринимательских услуг являются. ЕС 49,6%; США 15,4%; Япония 5%; Индия 4,2%; Гонконг 2,8%. Мировой экспорт прочих услуг, их доля в экспорте услуг выросла с 38% в 1990 г. до 50% в 2006 г. Удельный вес туристских услуг в мировом экспорте снизился с 33,7% в 1990 г. до 27,1% в 2006 г. Удельный вес транспортных услуг снизился с 28,4% в 1990 г. до 22,9% в 2006 г. Ведущие страны экспортёры и импортёры услуг в 1999 и в 2008 г. (в%).



Страны Экспортёры услуг Страны Импортёры услуг
   
США 18,8 14,3 США 13,4 11,7
Великобритания 7,5 8,2 Германия 9,9 8,2
Франция 6,1 4,1 Япония 8,5 5,5
Германия 5,9 6,1 Великобритания 6,0 6,5
Италия 4,5 3,7 Франция 4,7 4,1
Япония 4,5 4,5 Италия 4,3 3,9
Китай 1,8 3,2 Китай 2,3 3,8
Сингапур 1,7 2,1 Сингапур 1,4 2,3
Россия 0,7 1,1 Россия 0,9 1,7



Наши рекомендации