Iv восходящее крыло банкротов
В очень развращенный, весьма алчный век выставишь себя на всеобщее посмешище, если вознамеришься тоном школьного учителя возражать против общепринятых пороков. Гораздо разумнее поступать согласно господствующему тону и рассматривать социальные преступления с их забавной стороны. Следовательно, я буду доказывать, что банкротство — гораздо более смешное мошенничество, чем это полагают его пособники и защитники, которые в его торгашеских грабежах видят лишь милые пустячки.
Все относительно в пороке, как и в добродетели. И у разбойников есть свои понятия о справедливости и чести. Не следует поэтому удивляться, что и банкроты допускают в своей среде известные принципы и различные градации подлости. Это я и положил в основу своей таблицы. Я подразделил ее согласно обычному правилу на три отдела, из коих первый заключает в себе легкие, грациозные оттенки, второй — внушительные, возвышенные характеры, третий — посредственные, тривиальные разновидности. Правое крыло открывает шествие.
НЕВИННЫЕ
1) Банкротство ребяческое — это банкротство желторотого юнца, который совершает первые шаги в своей карьере и необдуманно, без подготовительной тактики выкидывает фортель, объявляя себя банкротом. Нотариусу нетрудно уладить дело. Он изображает его как юношескую безрассудную выходку и говорит: юность рассчитывает на вашу снисходительность, господа кредиторы*. Неприятная история заканчивается всеобщим весельем, ибо банкротства таких юнцов всегда разнообразятся забавными инцидентами: обманутые ростовщики, мистифицированные скряги** и т. п.
Банкрот этого вида может отважиться на множество мошеннических дел: сокрытие товаров, скандальные займы, обкрадывание родственников, друзей, соседей; все сводится на нет доводом какого-нибудь сообщника, который заявляет обозленным кредиторам: «Чего вы хотите? Это же — ребенок, не смыслящий в делах, приходится смотреть на это сквозь пальцы, со временем он повзрослеет».
Эти банкроты-юнцы имеют на своей стороне большую поддержку — насмешку. В торговле много зубоскальства; здесь больше склонны высмеять обманутых, чем осудить мошенников, и если банкрот имеет насмешников на своей стороне, то может быть уверен, что большинство его кредиторов скоро капитулирует, и он сразу добьетсясоглашения.
* Слова: «господа кредиторы добавлены Энгельсом.
** У Фурье: «мистифицированные «гарпагоны»» (Гарпагон — главное действующее лицо комедии Мольера «Скупой»).
2) Банкротство очертя голову — это банкротство некоторых начинающих игроков на квит или на двойной выигрыш, людей, которые скачутво весь опор, пускаются в безрассудные аферы и спекуляции, тратят огромные деньги, корчат из себя важных особ, чтобы с налету получить временный кредит и умело сохранить его за собой посредством некоторых скрытых жертв. Раз пустившись в спекуляцию, эти сорвиголовы делают одинпромах за другим и заканчивают обычно бегством. Дело оправдываюткак пачкотню, и его легко улаживают, поскольку оно, как и предыдущее,дает пищу для насмешек.
Эти сорвиголовы — явление весьма обычное во Франции, где их удостаивают названия спекулянтов. Очень верная игра для них состоит в ускорении развязки таким образом, чтобы их падение произошло в тот момент, когда полагают, что они все только еще начинают и каждый дает им кредит на первое дело, думая: не провалится же он сразу в первый же год.
3) Банкротство втихомолку, под сурдинку — это такое банкротство,при котором находящийся в затруднении 'должник предлагает «небольшоесоглашение», скидку в 25%, или покрытие товарами с наценкой в 25%.Посредник разъясняет кредиторам, что это для них очень выгодно, ибоесли оказывать давление па данное лицо и вынудить его объявить себянесостоятельным, то убыток составит по меньшей мере 50%.
В торговле очень настаивают на такого рода относительных расчетах. Встречается множество мошенников, которые, обобрав вас на 30%, потом еще доказывают вам, что вы заработали массу денег, поскольку они не выкачали у вас все 50%. Другие утверждают, что терпят большие убытки, потому что зарабатывают на вас не более 40%, тогда как следовало бы заработать 60%. Такой способ подсчета, кажущийся смешным, в торговле общепризнан; своего полного успеха он достигает в банкротстве под сурдинку. Вам доказывают, что эта небольшая скидка в 25% составляет чистую прибыль по сравнению с теми 50%, в которые бы обошлось банкротство. Потрясенные силой подобного доказательства, кредиторы подписывают «небольшое соглашение». Тот, кому причиталось 4 000 франков, получает 3 000, и это отнюдь не называется банкротством.
4) Посмертное банкротство объявляется после смерти героя; онастановится оправданием покойного, который, дескать, надеялся сновапривести в порядок свои дела и, несомненно, сделал бы это с честью, если быостался жив. Затем начинают восхвалять его превосходные качества,сердечно сочувствуют его бедным сиротам. Разве захотят кредиторы тревожить безутешную вдову! Особенно, если она красива, — это было быварварством! Между тем вдова с помощью нескольких доверенных лицпроизвела перед опечатанием изрядные изъятия. Недочеты припишутпокойному, который не имел времени привести дела в порядок, и уже не вернется, чтобы разоблачить эту ложь. Если было 25% дефицита, то его сумелидовести до 50%; и это не стоит большого труда, раз уж принялись за дело; ктому же, каким безумием было бы объявлять несостоятельность при 25%,раз банкротство при 50% еще считается честным — особенно если виноватвесьма почтенный покойник, компрометировать память которого было быотвратительно!
ПОЧТЕННЫЕ
Описанные четыре вида принадлежат к разряду фиктивной невиновности. Теперь мы рассмотрим по порядку виды действительной невиновности. Было бы несправедливо заклеймить всю массу несостоятельных должников из-за того, что девятьдесятыхиз них — мошенники. Я приведу три категории, действительно заслуживающих оправдания. Нам предстоитеще обвинять очень много виновных; поэтому поищем с самого начала несколько честных людей среди этой братии, ставшей столь многочисленной со времен революции*, что в некоторых городах уже не спрашивают, кто обанкротился, а спрашивают, кто не обанкротился.
5) Банкротство простофили — это банкротство несчастного, который не похищает ни гроша, отдает все кредиторам и без всякого обмана сдается на их милость. Прочие банкроты насмехаются над ним и объявляют его простофилей**, который должен был бы, по крайней мере, обеспечить себя; и действительно, такой честный человек не достоин нашего века — века способности к совершенствованию.
6) Сумасбродное банкротство является делом того, кто впал в отчаяние, считает себя обесчещенным и иногда стреляется или бросается в воду. Но ведь что означает почти совсем не находиться на высоте положения — быть честным человеком в XIX веке и что еще хуже — в торговле!
Во всяком случае, мне приятно сказать, что такие люди еще встречаются в области торговли, однако, весьма редко, rari riantes in gurgite vasto***. Каждый им предсказывает их судьбу, поскольку известно, что из десяти мошенников, которые пускаются в торговлю, девять добиваются успеха, между тем как из десяти честных людей девять разоряются.
7) Беспринципное банкротство — это банкротство простака, который допускает вмешательство правосудия и вынесение судебных решений,которые позорят его и отнимают у него все до последней нитки, вместо тогочтобы действовать подобно большинству ловких людей, умеющих выйтииз такого затруднительного положения с честью и выгодой. — Эти тричестных рыцаря так мало достойны высочайшей братии, что я спешу с нимизакончить. Перейдем к категории лиц, более заслуживающих одобрениязнатоков.
ОБОЛЬСТИТЕЛИ
Почему бы не дать обольстить себя банкротами, как и многими другими категориями порочных лиц. Рассмотрим сейчас одну категорию, полную всяких прелестей и созданную для завоевания всех сердец.
8) Банкротство полюбовное, экономичное банкротство — дело слащавого человечка, который желает своим кредиторам только блага и был быв отчаянии, если бы ему пришлось ввести их в расходы, и убеждает их согласиться на 50%, чтобы избежать вмешательства правосудия, которое поглотило бы все. Он дает понять кредиторам, что хочет обращаться с ними как с друзьями, интересы которых ому дороги. Исполненный благодарности за оказанные ему дружеские услуги, он дрожит при мысли о предстоящих им судебных издержках. Такими льстивыми словами и другими уловками соблазняют одних, а другие уступают из страха перед все поглощающим правосудием.
9) Банкротство хорошего тона — банкротство людей, весьма известных в высшем свете и дом которых до последнего момента содержится на широкую ногу. Поскольку эти люди вполне comme il faut****, у них масса протекций, и если они урывают себе не больше 60%, то легко добиваются соглашения; особенно, если хозяйки и дочери хозяев дома выступают в роли просительниц, да еще используют наставление Санчеса,позволяющее им
* у Фурье: «возрождения» (légénération).
* У Фурье: «Жокриосом».
** — редкие пловцы в безбрежной пучине (Вергилий. «Энеида», книга первая).
**** — порядочные
носить очень прозрачную кружевную накидку, когда они идут хлопотать по важным делам.
10) Галантное банкротство — дело красивых женщин; непристойно жаловаться на это, к прекрасному полу требуется соответствующее отношение. Красивая женщина имеет торговое дело, объявляет банкротство*, обкрадывает вас на тысячу талеров**, и если вы к ней придираетесь, то это лишь доказывает, что вы не умеете себя вести, она вправе обрушиться на строптивых. Я слышал, как одна из этих дам отзывалась о кредиторе: «Что за человек! Говорят, он еще недоволен; право, я не советую ему жаловаться на утрату своих пятидесяти луидоров, мне следовало нагреть его на двойную сумму!». Он позволял себе с дамой некоторые вольности, она была вправе считать его неблагодарным.
11) Банкротство из милости, при котором совершенно очевидно, что кредиторы наживаются; как же это происходит? В том случае, когда несостоятельный должник присваивает лишь незначительную часть, 40%, а на остальную сумму представляет обеспечение, весьма солидное поручительство. Это считается такой удачей, что нотариус поздравляет собравшихся кредиторов с завершением великолепного дела, с «истинной милостью» фортуны. Из десяти тысяч франков потерять только четыре, а шесть тысяч получить обратно — это настоящий выигрыш. Непривычный к торговле человек не сумел бы оценить этой милости; он хотел бы получить свои десять тысяч франков сполна и считал бы, что его обокрали на четыре тысячи. Что за неприличные манеры! Утверждать, что человек вас обкрадывает, когда он производит вам учет из 40% и в остальном обращается с вами, как друг!
12) Сентиментальное банкротство бывает у некоторых людей, которые произносят трогающие вас до глубины души речи и обрушивают на кредитора такие потоки чувств и добродетелей, что тот был бы варваром, если бы не сдался мгновенно, не почел бы для себя счастьем оказать услугу таким славным людям, нежно любящим всех, чьи деньги они пускают по ветру. Люди подобного сорта платят превосходными доводами и самыми льстивыми похвалами, они действуют на кредитора чувством, занимают его разговорами только оего и их добродетелях; к концу беседы вы чувствуете себя значительно совершеннее, обнаруживаете в себе массу добродетелей, которые с избытком покрывают похищенную сумму. Пусть у вас стало на несколько тысяч франков меньше, зато добродетелей стало намного больше, — чистая прибыль для прекрасных душ.
Один из таких комедиантов сказал мне однажды: «Мне было очень жаль господ таких-то, это очень порядочные, очень почтенные люди» — и прекрасный юноша, в доказательство своего уважения, обокрал их при первом же деле посредством векселя, который вручил им в качестве подарка и в знак приветствия. Он раскошелился на эту сумму, чтобы войти с ними в знакомство, а месяц спустя объявил себя несостоятельным. Какая радость для этих господ — получить его уважение*** в покрытие десяти тысяч франков!
Я сдержал слово; я обещал общество обольстителей. Не находишь ничего, кроме дружбы, благосклонности, хорошего тона и нежных чувств у всех банкротов этой поистине любезной категории. Но если она призвана завоевывать сердца, то другие вызовут восхищение, дадут пример блестящих порывов, возвышенных характеров, представят героев своей группы.
* Слова: «имеет торговое дело, объявляет банкротстве» добавлены Энгельсом.
**у Фурье: «экю».
*** Курсив Энгельса.