Хозяйство и общинная организация франков по данным «Салической правды».

- господствовало двухполье (помимо ржи, пшеницы, овса, ячменя — получили распространение бобовые культуры и лен) + огороды, сады, виноградники.

-плуг с железным лемехом, рабочий скот.

- двух- или трехкратная вспашка, боронование, прополка посевов, вместо ручных начали применяться водяные мельницы.

- и скотоводство, крупный рогатый и мелкий скот:овец, коз, а также свиней и разные виды домашней птицы, занимались охотой, рыболовством, пчеловодством.

Прогресс в хозяйстве был следствием не только внутреннего развития франкского общества, но и результатом заимствования германцами более совершенных методов ведения сельского хозяйства, с которыми они столкнулись на завоеванной римской территории.

В этот период у франков существует вполне развитая частная, свободноотчуждаемая собственность на движимое имущество. Основной земельный фонд каждой деревни принадлежал коллективу ее жителей, франкские общины представляли собой разные по размеру поселения родственных семей. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало всему коллективу общины, земельное наследство в отличие от движимого имущества наследовалось только по мужской линии. В случае отсутствия сыновей земля переходила в распоряжение соседей (т.е. общины).

«Салическая правда» предполагает наличие у франков общины. Община «Салической правды» представляла собой в V—VI вв. переходный этап от большесемейной «земледельческой» общины к соседской общине-марке, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общиной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр.

В «Салической правде» отчетливо прослеживается еще заметная роль родовых отношений.

Но в то же время «Салическая правда» показывает уже процесс разложения и упадка родовых отношений.

В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей — аллод. Земля становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, другими словами, превращается в собственность обшинника.

Община сохраняется, но ее права теперь распространяются на неподеленные угодья (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т.п.), которые продолжают оставаться в коллективном пользовании всех ее членов. В ходе становления аллода большая семья все больше уступает место малой индивидуальной семье, состоящей из родителей и детей.

Из коллектива больших семей община к концу VI в. превращается объединение индивидуальных семей, владеющих аллодами, - соседскую общину или общину-марку.

Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода. Зародыши социального расслоения в среде франков-завоевателей проявляются в «Салической правде» в различных размерах вергельда для разных категорий свободного населения.

Развитию рабства у франков способствовали завоевания Галлии и последующие войны, дававшие обильный приток рабов, позднее - кабала, в которую попадали разорившиеся свободные люди, а также преступники, не заплатившие судебного штрафа или вергельда ! Однако рабский труд у франков не был основой производства. Рабы использовались чаще всего как дворовые слуги или ремесленники.

Так, к концу VI в. во франкском обществе уже зарождается слой крупных землевладельцев. В их владениях наряду с франкскими рабами эксплуатировались также полусвободные — литы - и зависимые люди из числа галло-римского населения — вольноотпущенники по римскому праву, рабы, галло-римляне, обязанные нести повинности («римляне-трибутарии»), возможно, из числа бывших римских колонов.

Притеснения со стороны крупных светских землевладельцев, церковных учреждений и королевских должностных лиц вынуждали свободных франков отдаваться под покровительство светских и духовных крупных землевладельцев, которые таким образом становились их сеньорами (господами) - «коммендация».

«Салическая правда» делит гало-римлян на три категории: 1)«королевских сотрапезников», привилегированную группу местного населения, приближенную к королю, по-видимому, крупных землевладельцев;

2)посессоров - землевладельцев мелкопоместного и крестьянского типа;

3)тяглых людей (трибутариев), обязанных нести повинности. люди, пользующиеся чужой землей на определенных условиях.

Но гораздо более заметным было воздействие галло-римского социального строя на разложение общинных отношений и феодализацию общества. Так в ходе синтеза двух разлагающихся старых укладов развивался и набирал силу новый - феодальный.

В процессе синтеза галло-римских и германских отношений правовые и этнические различия между завоевателями и местным населением во всех областях королевства постепенно стирались. При сыновьях Хлодвига участие в военном ополчении становится обязанностью всех жителей королевства, в том числе и галло-римлян.

Одновременно с феодализацией франкского общества шел процесс зарождения раннефеодального государства.


Наши рекомендации