Билет № 13 Кельтский мир в раннее средневековье.
Понятие «кельты» является научной абстракцией, возникшей в 19 в. для обозначения одной из групп индоевропейской семьи языков. Древние греки именовали кельтами некоторые племена, жившие в С-З Средиземноморье, а позднее вторгшиеся на Балканы; римляне называли их галлами. Мы же говорим о кельтском мире Средиземноморья, речь идет о Британских о-ах.
Родиной кельтов была территория к северу и западу от Альп, от Атлантического побережья Франции до Австрии и Чехии. Отсюда они рассеились, с одной стороны, на британские острова, в Испанию С Италию, с другой – на средний Дунай и балканы.
Начало кельтского освоения Британских островов относится к сер. I тыс. до нэ. Не исключено, что Ирландию они заселили, минуя Британию, через Аквитанию. Британия же была заселена выходцами из С Галлии.
К началу Средневековья на Британских островах сосуществовали очень разные по языку, культуре и социальному развитию племена. Вторжение германцев, которое не затронуло, Ирландию развело их ещё больше. Но при всех различиях у них есть и сходства.
Общим для средневековых кельтов было их географическое положение на западной окраине Европы и связанная с этим замкнутость, приведшая к тому, что очень долго они развивались, почти не испытывая влияния извне. Общим является и среда обитания: гористые местности, удобные для скотоводства и, непригодные для земледелия. Сочетание этих факторов способствовало консервации Р-П строя.
Общественный строй др. кельтов долгое время осмыслялся в рамках, так называемой, клановой теории, возникшей в 19 в. Гэльское слово клан означает дети. Члены клана носили одно родовое имя, считались равными в независимости от имущественного положения, и были обязаны вождю не повинностями, а воинской службой. К 13 в. главы родов получили высшие придворные титулы и при поддержке колоны начали наращивать свои возможности и постепенно превратились в феодальных господ.
Социальная организация кельтов в раннее средневековье имела не столько родовой, сколько территориальный облик Ирландский туат и валлийский гулад не были племенем в привычном смысле слова: родовые связи были слабы и ей, безусловно, не принадлежало коллективной собственности на землю.
В других кельтских странах развитие пошло несколько иным путем. Валлийцы (надеюсь, все знают кто это??? Простите за мой глупый юмор, просто мои часы показывают пол 3 ночи) не знали королевской власти как таковой. В Шотландии, отличавшимся пестрым этическим составом, управление на местах находилось в руках родовых старейшин, понемногу превращавшихся в князей; сначала их называли мормер, затем эрл. Тем не менее к концу Средневековья в Шотландии сложилась довольно сильная королевская вл.
Поподробнее о королях, власть кельтского короля эволюционировала от сакральной к военной. Они не издавали законов, не вводили налогов, подданные обязаны были идти с королем на войну, оказывать ему знаки уважения. Королевская власть была органичена обычаями, хранителями которых выступали друиды, брегоны и филиды, а также народным собранием, которое могло даже сместить правителя.
Ирландия: Римляне не пытались её подчинить и даже не проявляли к ней особого интереса – вероятно, потому, что не видели в ней источника ни военной угрозы, ни подлинно ценных ресурсов.
Ирландцы вышли на историческую арену Европы на рубеже 4-5 вв., когда начались их набеги на побережье Британии. К этой же эпохе относится христианизация Ирландии, связанное с именем св. Патрика. Патрик был в юности захвачен пиратами и несколько жил в Ирландии в качестве раба-пастуха, затем бежал. Ему было видение, что он должен обратить жителей Ирландии в истинную веру. Согласно церковной традиции, Патрик отправился учиться в Галлию. Верховный король Лоэгайре, видевший в Патрике прежде всего мудреца, разрешил ему проповедовать новую веру. Успех его миссии превзошли все ожидания: уже к концу его жизни (461 г.) христианство прочно укоренилось на острове.
Ирландская церковь была, несомненно, католической. Но из-за изоляции Ирландии её церковная организация чем дальше, тем больше отличалась от римской. Например, у кельтского священнослужителя тонзура находилась на лбу, а у римского на темени. Отношения между организациями обострились в 7 в., когда кельтские и римские миссионеры столкнулись в Британии. Собор в Уитби (664 г.) признал правильность римских церковных обычаев и кельтская церковь оказалась отгорожена от остального христианского мира.
Несмотря на активные религиозные контакты Ирландии и торговые связи с Шотландией и Уэльсом, характерной чертой Ирландии была обособленность и даже изоляция.
Поворотным моментом стал 795 г., когда у берегов Ирландии оказались норманны. Двести с лишним лет они грабили и насиловали, уничтожая селения и уводя жителей в рабство. Но норманны оказались той силой, которая начала выводить страну из изоляции. Именно норманны основали первые ирландские города, в том числе, Дублин, Лимерик, которые стали центрами торговли. Норманны же первыми стали чеканить монету.
Ирландцы не раз изгоняли норманнов из того или иного города, но закрепиться в них не пытались, а иногда их попусту сжигали. Очевидно, (X в.) ирландское общество не достигло того уровня, когда возникает потребность в городах.
Темпы развития Ирландии в 11-12 вв. оставались замедленными, но она, несомненно, развивалась. Города наконец перестали быть чужеродным телом. Расширились торговые связи.
Шотландия: В начале средневековой эпохи на территории Шотландии существовало 4 протогосударственных образования, имевших племенную основу: на севере – королевство пиктов; на с-з – королевство скоттов Дал Риада; на ю-з – королевство бриттов Стратклайд; ю-в – королевство англов Нортумбрия.
В 843 г. скотты и пикты создали гос-во во главе с Кеннетом Мак Алпином. Столицей стал городок Скон, удаленный от моря и потому лучше защищенный от норвежцев, которые появились у берегов Шотландии в 794 г. В сер. 11 века столица перенесена в Перт.
История Шотландии во многом определялась взаимоотношениями с Англией. С начала 10 в. норвежцы стали втягивать Шотландию в свои конфликты с объединившейся Англией. Конфронтация вылилась в то, что Константин II признал себя вассалом Англии.
Вассальная зависимость от Англии содействовала знакомству скоттов с феодальными порядками и англо-норманской культурой. Меняется этнический,а затем и экономический облик городов, налаживаются торговые связи с Англией и континентальными странами. Малькольм III начал раздавать земли своим «верным», на этой основе в дальнейшем сложилось феодальное землевладение.
Уэльс: Запад Британии был освоен римлянами сравнительно слабо. На всем протяжении их владычества здесь сохранялись заметные формы племенной организации. Города здесь не возникали, редки были и виллы, преобладали хутора.
С к. 6 века он оказался главным оплотом сопротивления германцам и последним бастионом римской культуры и христианства. Впрочем, массовая христианизация Уэльса произошла лишь в 6-8 вв. благодаря деятельности св. Давида и других кельтских святых.
Победив бриттов под Деорхемом (577 г.), англы заняли г. Глев, отрезав Уэльс с юго-запада. В 613 г. они взяли г. Дева (Честер), разъединив валлийских и шотландских кельтов. С этого времени начинается история Уэльса как такового.
В 850 г. на Уэльс впервые напали норманны. Исключая побережье, они не обосновывались на одном месте, предпочитая молниеносные атаки вглубь страны за рабами и металлом.
Раннесредневековый Уэльс представлял собой конгломерат не менее 17 небольших княжеств, почти никогда не знавших политического единства. Выделить стоит Гвиденд и Поуис на севере, Гламорган на юге, Гвент на ю-в. Первый опыт объединения Уэльса связан с именем Родри Великого из Гвиденда, однако, после его смерти в 950 г. Уэльс снова распался. До конца раннего средневековья он не знал единства.