Основные концепции менеджмента
Понятие менеджмента.
Менеджмент - самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Объект управления – процессы, явления, методы, которые приносят положительный результат.
Субъект управления – руководитель.
Сущность менеджмента заключается в его задачах, функциях, принципах и методах.
Функции менеджмента:
- планирование
- организация
- мотивация
- контроль
-координация
Уровни менеджмента:
- верхний – стратегический – учредители, акционеры
- средний – оперативный – нач. отделов, гл. бух.
- нижний – тактический – мастера, прорабы.
Основные концепции менеджмента
В истории М выделяют 4 важнейшие концепции:
1 Школа научного управления – Ф. Тейлор – школа развивалась в 20в. Тейлор впервые применил научные принципы к управлению, где человек выступает как ресурс.
2 Административная школа – А. Файоль. Его принципы - разделение труда, власть и ответ-ть, дисциплина; единоначалие; единство руководства; подчинение частных интересов к общим; вознаграждение; степень централизации; иерархия руководителей; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива наказуема; единения персонала.
3 школа менеджмента с позиции психологии - А.Маслоу – раскрыл механизм человеческой мотивации: физиологические потребности – безопасность - труд – соц. потребность – саморазвитие.
4 школа с позиции науки о поведении – развивалась в 60-е годы во всех странах. Основное кредо – повышение эффективности деятельности орг-и в результате активизации ее человеческих ресурсов.
Особенности управления в отдельных зарубежных странах.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей.
Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США.
Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений. Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.
Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Одно из существенных отличий европейского менеджмента состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности.
На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы.
Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов.
Антимонопольное законодательство - комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.
Квотирование –количественное ограничение экспорта, импорта определенных видов товаров, проводимое государственными органами в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности
Дотация - периодическое денежное вознаграждение, которое предоставляется из государственного бюджета. Дотации даются предприятиям или частным лицам в целях покрытия убытков, которые они несут.
Цели и функции менеджмента.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Цели - обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса.
Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей.
Функции менеджмента:
1. Планирование – непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявления условий и факторов.
2. Организация – создание условий для достижения целей.
3. Мотивация – деятельность по активизации людей, работающих в организации, и побуждение их эффективно трудиться для достижения поставленных целей.
4. Контроль включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, нацеленную на то, чтобы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами фирмы.
Верификация целей. Содержание и практическое использование правила верификации.
Цель – конечный желаемый результат или состояние к достижению которого стремится компания.
Верификация цели – это подтверждение соответствия конечной цели предопределённым эталонным целям; Верификация подтверждает, что «вы выполнили цель так, как и намеревались это сделать».
Правило верификации цели: Цели должны быть выражены в проверяемом виде за счет:
1. Выражения их в количественной форме с помощью чисел.
2. Для случаев, когда пункт 1 выполнить невозможно, то тогда цели формируют в содержательной форме, а высокая степень верификации достигается за счет того, что разрабатывается программа (календарный план) с указанием последовательности и сроков выполнения каждого шага.
Примером выполнения п.1 правила верификации может служить количественное обоснование объема производства на основе балансового метода, при котором правая и левая части баланса согласовываются за счет маневрирования переменными величины спроса и предложения.
22. Организация как одна из функций менеджмента.Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Существует два основных аспекта организационного процесса: деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям, делегирование полномочий.
Организационная структура - логически построенные взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений.
Планирование рабочего дня руководителя
Важнейшим из всех периодов планирования для руководителя является день. Планирование дня включает в себя определение конкретного действия в заданный момент времени, а не ограничивается только выявлением цели, желания или намерений, как это может быть применительно к прочим периодам планирования.
План на день должен создать обзор всех дел дня и помочь руководителю наиболее эффективно использовать рабочее время. План на день определяет конечные цели работы в порядке их значимости. Формируется план преимущественно в конце предыдущего дня или в начале планируемого дня.
Составление полного перечня планируемых работ на текущий день должен быть составлен с учетом предварительного распределения работ по приоритетности их выполнения:
- определение планируемой продолжительности каждой из намеченных к выполнению работ и общего бюджета рабочего времени.
- резервирование рабочего времени с учетом соотношения 60:40.
- принятие решений по делегированию работ, намеченных руководителем к исполнению.
- контроль и перенос несделанного.
Важнейшим звеном месячного (годового) планирования является определение ключевых направлений деятельности. На основе данных направлений руководитель должен разработать личный план деятельности и бюджет на предстоящий месяц (год). При этом имеющееся в распоряжении руководителя время индивидуализируется в календарном плане работы настолько точно, насколько это возможно на месяц (год) вперед.
Важной составляющей эффективной деятельности руководителя является его умение принять решение о том, каким из задач, стоящих перед ним, следует придавать первостепенное, второстепенное и т. д. значение в практике повседневной работы.
В практике повседневной работы руководителю не рекомендуется первоначально браться за решение самых простых и легких задач, которые требуют минимальных затрат рабочего времени. Это положение подтверждается принципом Парето или принципом 80:20. Перенесение содержания принципа на рабочую ситуацию означает, что в процессе работы за первые 20% расходуемого времени руководителем достигается 80% итогового результата. Остальные 80% затраченного времени приносят ему лишь 20% общего итога работы.
Проведение деловых бесед
Деловое общение (беседа) – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности; обмен информацией, значимой для участников общения.
В деловом общении предметом общения является дело, определённый вид деятельности, связанный с производством какого – либо продукта.
Субъекты – сотрудники организации, менеджеры.
Особенности:
1. Партнёр в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта;
2. Общающихся людей отличает взаимопонимание в вопросах дела;
Основная задача – продуктивное сотрудничество.
Деловое совещание
Деловое совещание — это инструмент коллективного принятия решения или координации действий сотрудников. Оно обычно проводится в том случае, если по каким-то причинам одно лицо не может принять решение самостоятельно.
Подготовка к совещанию предполагает определение того, кто будет принимать в нем участие, когда и где произойдет совещание, почему оно необходимо и что должно быть достигнуто в результате совещания.
Деловое совещание — способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим в организации. Процесс управления в этом смысле сводится к трем основным стадиям:
1) сбор и переработка информации;
2) координация деятельности служб фирмы и сотрудников;
3) принятие решения.
Организованное совещание решает важную учебно-воспитательную задачу. На совещании сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, достигать компромиссов и т.п. Кроме того, на деловом совещании руководителю предоставляется возможность показать себя и раскрыть свой талант менеджера в области руководства коллективом.
На деловых совещаниях решаются такие вопросы, как:
• развитие и укрепление политики предприятия и проведение ее в жизнь;
• интеграция мероприятий всех отделов и служб с учетом общих целей организации;
• выявление и расчет коллективных результатов;
• коллективное решение проблем с учетом обучающего эффекта.
Совещания классифицируют по следующим основным признакам:
1) по назначению:
• вырабатывающие и принимающие решения;
• разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений;
• подводящие итоги выполнения решений и дающие оценку его результатов;
• оперативные;
2) по периодичности (частоте) проведения:
• разовые;
• регулярные;
• периодические;
3) по количеству участников-.
• узкий состав (до 5 чел.);
• расширенные (до 20 чел.);
• представительные (свыше 20 чел.);
4) по степени стабильности состава участников совещания:
• с фиксированным составом;
• с приглашаемыми по списку, составленному для каждого совещания;
• комбинированные;
5) по принадлежности:
• партийные (и*других общественных организаций);
• административные;
• научные и научно-технические;
• объединенные.
Модели принятия решений.
Умение принимать решения необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления.
Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.
В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений.
Рациональная модель предполагает такой выбор альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, поиск альтернатив и тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно и с учетом индивидуальных предпочтений, но на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от познавательных ограничений, привычек и предубеждений в восприятии и в зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этих подходах происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса, в известных для менеджера областях.
Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией не очень точен и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений.
Модель оценки критериев. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень кладется в основу убеждения, кладется в основу выбора. Следовательно, можно сделать вывод, что люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом может трактоваться как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимум усилий со стороны членов организации. Например, очень часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль, без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.
Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации удовлетворить в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают чаще как средства, используемые для того, что бы склонять решение в чью-либо пользу.
Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.
Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: постановка задачи; построение модели; проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.
Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.
Понятие стиля управления.
Стиль управления - устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу. Первое психологическое исследование стилей управления было проведено в 1938 г. психологом К.Левином. В этом же исследовании была введена повсеместно теперь распространенная классификация стилей управления (авторитарный, демократический и попустительский). В своем эксперименте К.Левин создал из десятилетних школьников несколько групп. Ребята в этих группах занимались одинаковой работой — изготовлением игрушек. Все группы работали в одних и тех же условиях, по общей программе, выполняя одно и то же задание. Единственным отличием было то, что преподаватели существенно отличались друг от друга по стилям управления. Результаты показали, что наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено меньше всего работы и качество ее было хуже. Наиболее эффективным оказался демократический стиль.
Золотая середина
62. Стили 1.1, 1.9, 9.1, 5.5, 9+9, 9.9 и их бихевиористские (поведенческие) элементы.
1,1 «нищета управления», не уделяет внимание по всем двум факторам (заботе о персонале, заботе о производстве)
9,1 max забота о производстве, выкачивание ресурсов из персонала «власть руководителя»
1,9 max забота о персонале «загородный дом»-- обстоятельственное, стихийное, творческое объединение
9,9 max обо всем, редко случается всего 3% в РБ
5,5 золотая середина
9+9 «патенализм»- руководитель выступает в роли отца, его не боятся
«опортунизм» - руководитель, который укрепляет свой авторитет
«фасадизм» - только делает вид «лицемер»
Понятие менеджмента.
Менеджмент - самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Объект управления – процессы, явления, методы, которые приносят положительный результат.
Субъект управления – руководитель.
Сущность менеджмента заключается в его задачах, функциях, принципах и методах.
Функции менеджмента:
- планирование
- организация
- мотивация
- контроль
-координация
Уровни менеджмента:
- верхний – стратегический – учредители, акционеры
- средний – оперативный – нач. отделов, гл. бух.
- нижний – тактический – мастера, прорабы.
Основные концепции менеджмента
В истории М выделяют 4 важнейшие концепции:
1 Школа научного управления – Ф. Тейлор – школа развивалась в 20в. Тейлор впервые применил научные принципы к управлению, где человек выступает как ресурс.
2 Административная школа – А. Файоль. Его принципы - разделение труда, власть и ответ-ть, дисциплина; единоначалие; единство руководства; подчинение частных интересов к общим; вознаграждение; степень централизации; иерархия руководителей; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива наказуема; единения персонала.
3 школа менеджмента с позиции психологии - А.Маслоу – раскрыл механизм человеческой мотивации: физиологические потребности – безопасность - труд – соц. потребность – саморазвитие.
4 школа с позиции науки о поведении – развивалась в 60-е годы во всех странах. Основное кредо – повышение эффективности деятельности орг-и в результате активизации ее человеческих ресурсов.