Сущность внешнеэкономических связей, основные принципы и методы их регулирования
Внешнеэкономические связи это международные экономические и торгово-политические отношения, в сферу которых входят обмен товарами, работами, услугами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества.
Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов (товаров, работ, услуг) как между государствами, так и между экономическими субъектами (регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты и др.) различных государств. Такие двухсторонние отношения охватывают все сферы и отрасли народного хозяйства государства. Не составляет исключения в этом отношении и отрасль "физическая культура и спорт".
Экономическую сущность внешнеэкономических связей определяет ряд важнейших факторов: во-первых, динамичное развитие товарного производства, вышедшее за пределы удовлетворения общественных потребностей отдельных стран; во-вторых, специализация товарного производства, в связи с чем удовлетворение общественных потребностей требует купли-продажи произведенного продукта; в-третьих, международное разделение труда, имеющее целью экономию общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами, и др.
Эффективность организации внешнеэкономических связей во многом определяется их классификацией, в качестве базовых оснований которой выступают виды и формы внешнеэкономических связей.
Вид внешнеэкономических связей это совокупность связей, объединенная одним общим признаком. В качестве основных признаков выступают направление товарного потока и структурный признак.
Признак "направление товарного потока" определяет движение товаров (работ, услуг) из одной страны в другую. По этому признаку внешнеэкономические связи подразделяются на экспортные (вывоз продукта) и импортные (ввоз продукта).
Структурный признак определяет групповой состав внешнеэкономических связей. По этому признаку внешнеэкономические связи классифицируются на внешнеторговые, финансовые, производственные и инвестиционные.
Форма внешнеэкономических связей есть способ существования конкретного вида связи, внешнее проявление его сущности. Важнейшей формой внешнеэкономических связей является торговля. Распространенными формами внешнеэкономических связей являются также туризм, инжиниринг, франчайзинг и др.
В странах с рыночной экономикой нет государственной монополии внешней торговли.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (№ 157-ФЗ от 13.10.1995) правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, под которыми понимаются как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, так и физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Однако это право реализуется при содействии государства. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (1999) содержит норму, регулирующую внешнеэкономическую деятельность физкультурно-спортивных организаций: "Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поддерживают физкультурно-спортивные организации в осуществлении ими экспортно-импортных операций, реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействуют участию таких организаций в международных спортивных соревнованиях и спортивно-зрелищных мероприятиях, учебно-тренировочных сборах" (ст. 38).
Таким образом, государство не отстраняется от регулирования внешнеэкономических связей и осуществляет его на основе следующих основных принципов:
- единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики государства;
- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
- единство политики экспортного контроля в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств;
- единство таможенной территории;
- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством применения административных и экономических методов.
Административные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей вообще, внешнеторговой деятельности, в частности, весьма многообразны, но не являются приоритетными и используются лишь в необходимых случаях.
Одним из наиболее распространенных административных методов государственного регулирования является заключение международных договоров и подписание в их развитие долгосрочных соглашений.
В 1998 году, например, постановлением Правительства Российской Федерации (№ 1047 от 05.09.1998) было одобрено Соглашение о сотрудничестве в области физической культуры и спорта (сроком на пять лет с последующей пролонгацией) с Правительством Южно-Африканской Республики, предусматривающее следующие области сотрудничества:
- обмен спортсменами, тренерами, учеными и специалистами;
- совместные сборы и тренировки спортсменов и команд;
- международные встречи и соревнования спортивных команд и отдельных спортсменов;
- разработку протоколов и программ взаимного сотрудничества в различных областях физической культуры и спорта;
- участие ученых и специалистов в семинарах, конференциях и симпозиумах по вопросам физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительной работы среди населения;
- обмен опытом и информацией по вопросам законодательства, организации и финансирования физической культуры и спорта;
- сотрудничество в борьбе с применением допинга, а также с проявлениями насилия на стадионах;
- обмен опытом между учреждениями, ответственными за подготовку кадров и проведение научных исследований в области физической культуры и спорта;
- обмен опытом в области строительства и содержания спортивных сооружений, разработки и производства спортивного оборудования;
- сотрудничество в области средств массовой информации по вопросам спорта и обмен научной и учебной литературой по физической культуре и спорту;
- сотрудничество в области спортивной рекламы и спонсорства.
Соглашение предусматривает установление прямых контактов и обменов между заинтересованными физкультурно-спортивными организациями, научными и учебными заведениями, федерациями, клубами и отдельными лицами, а также разработку конкретных программ сотрудничества в целях развития и совершенствования физической культуры и спорта на основе взаимной выгоды.
Сотрудничество предусмотрено осуществлять на следующих базовых финансовых условиях:
- транспортные расходы до столицы или другого города принимающей стороны несет направляющая сторона либо заинтересованная спортивная организация, если не будет достигнута другая договоренность;
- расходы, связанные с размещением, питанием, передвижением в пределах территории государства принимающей стороны и оказанием срочной медицинской помощи, несет принимающая сторона либо заинтересованная спортивная организация, если не будет достигнута другая договоренность.
В принципе в условиях рыночных отношений экспортно-импортные операции осуществляются без количественных ограничений. Однако в исключительных случаях правительство может ввести количественные ограничения экспорта и импорта в целях обеспечения национальной безопасности, выполнения международных обязательств с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и защиты внутреннего рынка. Для этого используются такие административные методы регулирования, как квотирование и лицензирование. Распределение квот и выдача лицензий осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона. Разрешительное действие квот и лицензий ограничено во времени, они могут выдаваться на единицу, партию или вид товара, относиться к торговым взаимоотношениям со всеми странами, группой стран или с одной определенной страной и т.д.
Близким по своей сущности к квотированию и лицензированию является метод установления государственной монополии на экспортно-импортные операции по отдельным видам товаров. Однако данные количественные ограничения должны осуществляться на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики.
В исключительных случаях, когда речь идет об экспортно-импортных операциях относительно товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), связанных с соблюдением общественной морали и правопорядка, охраной жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды в целом, сохранением культурного наследия народов Российской Федерации, защитой культурных ценностей от незаконного вывоза (ввоза) и т.д., может быть установлен запрет на экспорт и (или) импорт.
В целях установления соответствия ввозимых на территорию России товаров техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим и другим стандартам и требованиям используется сертификация, т.е. получение особых свидетельств и знаков о том, что продукция прошла испытания на соответствие в специализированных лабораториях.
В то же время правительства стран с рыночной экономикой не могут только в нормативно-правовом, административном порядке обязать участников внешнеэкономических связей осуществлять внешнеторговые операции в соответствии с договорными объемами. Поэтому, наряду с административными, широко используются экономические методы регулирования внешнеэкономических связей.
Экономические методы государственного регулирования внешнеэкономических связей вообще, внешнеторговой деятельности, в частности, еще более многообразны, чем административные, и обладают приоритетом в применении.
Важнейшим экономическим методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности является таможенный тариф, который используется не только для защиты внутреннего рынка, но и для стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации.
В соответствии с действующим в стране таможенным тарифом подсчитываются таможенные пошлины, представляющие собой денежные суммы, выплачиваемые при провозе товаров через государственные границы. Таможенный тариф, устанавливаемый для каждого вида товаров или для определенной товарной группы, является нормативом начисления пошлин к показателям измерения объемов поставляемых товаров. Если тариф устанавливается как норматив к стоимости товаров, то начисляемые по нему пошлины называются адвалорными. В том случае, когда тариф установлен к единицам количества, веса, объема и т. д., пошлины называются специальными.
На 01.04.2000 года таможенным тарифом Российской Федерации были установлены следующие ставки ввозной таможенной (специальной) пошлины на некоторые виды спортивных товаров (в % от таможенной стоимости либо в евро):
- теплые куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и т.п. - 30%, но не менее 10 евро за кг;
- костюмы спортивные, лыжные и купальные (трикотажные) - 30%, но не менее 5 евро за кг;
- спортивная обувь (лыжные, горнолыжные ботинки и т.п. с верхом из полимерного материала; обувь для тенниса, баскетбола, гимнастики и т.п.) - 20% плюс 1евро за пару;
- спортивная обувь (лыжные, горнолыжные ботинки и т.п. с верхом из кожи) - 20% плюс 2 евро за пару;
- мотоциклы - 25%;
- велосипеды - 20%;
- планеры, дельтапланы и другие безмоторные летательные аппараты - 30%;
- яхты, гребные лодки, каноэ - 30%;
- спортивные ружья; шпаги, рапиры, сабли и т.п. -30%;
- снаряды и инвентарь для занятий физическими упражнениями и видами спорта (лыжи, доски для виндсерфинга, принадлежности для игры в гольф, оборудование и инвентарь для занятий теннисом, настольным теннисом, бадминтоном, мячи, коньки и пр.) -15% и др.
Для товаров, ввозимых (вывозимых) в страну на определенное время, собственником которых остается иностранный (российский) владелец, устанавливается режим "временного ввоза", представляющий льготные условия таможенного обложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации (№ 599 от 16.08.2000) установлен перечень товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, в который входят и товары, предназначенные для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или учебно-тренировочного процесса, при условии, что эти товары остаются в собственности иностранного (российского) лица и ввозятся (вывозятся) в количестве, соответствующем их предназначению.
В перечень, в частности, включены:
- оборудование для игровых видов спорта (шайбы, воланы, биты, клюшки);
- оборудование для легкой атлетики (барьеры, метательные снаряды, шесты);
- оборудование для игры в мяч (мячи, ракетки, сетки, стойки ворот);
- оборудование для зимних видов спорта (лыжи и лыжные палки, коньки, сани, оборудование для игры в керлинг);
- спортивная одежда, обувь, перчатки, головные уборы и т.п.;
- оборудование для занятий водными видами спорта (каноэ, байдарки, парусные суда, гребные лодки, паруса, весла, доски и паруса для виндсерфинга, водные лыжи);
- транспортные средства (автомобили, мотоциклы, моторные лодки);
- оборудование для различных видов спорта (спортивное огнестрельное оружие, луки, арбалеты и т.п.; велосипеды без мотора; фехтовальное снаряжение; защитная экипировка; боксерские перчатки; снаряжение для подводного плавания; оборудование для занятий гимнастикой, тяжелой атлетикой, конным спортом и т.д.; парашюты, планеры, дельтапланы; альпинистское снаряжение; носители звукового сопровождения спортивных выступлений и др.);
- вспомогательное оборудование (оборудование для измерения и демонстрации результатов; топчаны для массажа; велостанки; медицинское оборудование для лечебно-диагностических целей, включая оборудование для проведения допинг-контроля).
Среди большого разнообразия методов экономического стимулирования внешнеторговой деятельности распространение получили также следующие:
- прямое финансирование экспортного производства (выплата компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения гарантированных прибылей);
- косвенное финансирование экспортного производства (выделение правительством через частные банки специальных дотаций на снижение кредитных ставок экспортерам; возврат экспортерам пошлин, уплаченных при импорте сырья; передача экспортирующим компаниям правительственных заказов по завышенным ценам);
- снижение налогов с экспортеров (прямое снижение налогов экспортерам в зависимости от доли экспорта в их производстве; отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки);
- кредитование экспорта (предоставление среднесрочных и долгосрочных кредитов на развитие экспортного производства на благоприятных условиях по стабильным ставкам);
- страхование экспорта (покрытие за счет бюджетных средств определенной части риска при крупных капиталовложениях в развитие экспортного производства; принятие на себя государством за счет бюджета части политических (неисполнение обязательств из-за войн, правительственных переворотов, забастовок и т.п.) и коммерческих (непредвиденное изменение валютных курсов, банкротства и т.п.) рисков, связанных с экспортом) и др.
Наряду с применением административных и экономических методов регулирования внешнеэкономических связей государства проводят (самостоятельно либо через получающие субсидии частные компании) значительную организационную, статистическую, исследовательскую и информационную работу: под руководством или контролем государственных организаций ведется сбор статистических данных, осуществляется анализ внешнеэкономических связей, издаются справочники о рынках, товарах, торгах и т.д.; государственные организации через посольства, торговые миссии и другие представительства получают оперативную коммерческую информацию, подбирают иностранных контрагентов и крупных заказчиков и т.п.; под организационным началом государства проводятся национальные выставки, ярмарки и т.д. Иными словами, практически весь государственный аппарат стран с развитой рыночной экономикой в той или иной степени занимается развитием внешнеэкономических связей.
Для подавляющего большинства стран мира важнейшей формой внешнеэкономических связей является внешняя торговля.