Сущность коммерческой деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность коммерческой деятельности……………………………………5

2. Прогноз развития рынка соков……………………………………………..8

2.1. Консолидация производителей на рынке соков……………………………9

3. Описание группы товаров………………………………………………….12

3.1. Ассортимент, химический состав и пищевая ценность фруктовых соков………………………………………………………………………………12

3.2. Состав и пищевая ценность соков…………………………………………15

3.3. Упаковка и маркировка товаров…………………………………………...17

3.4. Показатели качества………………………………………………………..18

3.5. Сертификация соков………………………………………………………..20

4. Договор поставки……………………………………………………………21

5. Организация торгово-технологического процесса……………………...22

5.1. Общие правила приемки товаров…………………………………………..22

5.2. Приемка товаров по количеству и качеству………………………………24

5.3. Технология подготовки товаров к продаже……………………………….26

5.4. Выкладка товаров в торговом зале………………………………………...28

5.5. Метод продажи……………………………………………………………...29

6. Консультация и обслуживание покупателей…………………………….30

7. Кассовые операции и оформление книги кассира-операциониста…...31

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...34

Приложение………………………………………………………………………35

Введение

Согласно действующему российскому ГОСТу, соком называется жидкий продукт, полученный из фруктов или овощей путем механического воздействия и консервированный физическими способами, кроме обработки ионизирующим излучением.

Различное содержание минеральных веществ и витаминов оказывает различное оздоравливающее действие на организм человека. Да и вкусы у людей разные: кому-то хочется насыщенного апельсинового сока с мякотью, а кому-то чистой водички с натуральным вкусом вишни. Подстраиваясь под разные вкусы, производители вывели три вида фруктовых, ягодных или овощных напитков - соки, нектары и сокосодержащие напитки. Принципы их приготовления практически не различаются, кроме содержания родного, плодового вещества. Сок содержит 100% плодовой части (то, что выжато из фрукта, овоща или ягоды и без посторонних веществ). В нектаре содержание ее варьирует в зависимости от вида сырья от 25 до 50%, а остальное - сироп и вода. Сокосодержащими называют напитки, где доля натурального сока составляет 10-12%. Такие напитки большей частью газируют, что и придает им неповторимый вкус. Есть еще и напитки, в которых доля натурального сока менее 10%, и они зачастую являются слабоалкогольными.
Популяризацией здорового образа жизни, который уже неотделим от выпивания стаканчика-другого любимого сока в день, занимаются многие правительства. В эту игру включаются все участники этого рынка - ученые, медики, рестораны, производители соков и соковыжималок. Немаловажную роль в раскрутке соков играют и глянцевые издания, которые как сговорились, утверждая, что каждый нормальный человек обязан съесть в день пять различных фруктов и овощей. Наметилась в мире и еще одна тенденция: популярность набирают соки из петрушки, салата, укропа, редьки, редиса, зелени свежепророщенной пшеницы, сахарного тростника. Но эту экзотику могут предложить пока только рестораны, которые предпочитают готовить эти соки прямо на глазах у посетителя.
Есть у российского рынка и свои особенности. Очень популярны у нас купажированные соки. Особенно хорошо идут яблочно-виноградный, грушево-яблочный, морковно-яблочный, абрикосово-сливовый, вишнево-черешневый соки. Из чистых вкусов предпочтение отдается апельсиновому и яблочному. В то же время, чтобы достичь уровня Германии (42 л соков на человека в год)или Англии (19 л), российским производителям придется значительно увеличить производство недорогих соков и нектаров, так как уровень жизни в России заметно отстает от среднеевропейского. Да и с сырьем проблемы нужно решать: уж яблоками Россия в состоянии обеспечить себя самостоятельно[1].

Целью данной работы является исследование ассортимента и качества соков, реализуемых в предприятиях розничной торговли.

Актуальность работы связана с наличием большого ассортимента товаров этой группы, наряду с недостаточно четко организованной системой оценки качества.




Описание группы товаров

Показатели качества

Помимо органолептики, основными качественными показателями соков, которые часто принимаются во внимание в коммерческих операциях, являются плотность (отношение массы к объему), содержание растворимых сухих веществ (РСВ), выражаемое через градусы Brix (°Brix), а также показатель Ratio.

Показатель Brix характеризует суммарное содержание растворимых сухих веществ (ГОСТ 51433-99). По данному показателю можно судить о степени концентрирования сока (числовые выражения плотности приводятся обычно со ссылкой на температуру измерения, например, 20°С).

Конкретному значению плотности соответствует определенное содержание растворимых сухих веществ. Наиболее высокую плотность и соответственно высокие содержания растворимых сухих веществ имеют концентрированные соки.

Ряд экспертов указывают, что сухой остаток не является адекватным показателем качества, поскольку слагается из собственно сухого остатка сока и заводских добавок.

Показатель Ratio используют для оценки вкусовых качеств соков, концентрированных соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Он характеризует соотношение между общими содержаниями сахаров, выражаемыми через показатель Brix, и кислот, выражаемыми в % через показатель общей титруемой кислотности продукта. Продукты со сбалансированным соотношением сахаров и кислот имеют показатель Ratio, лежащий в интервале от 12 до 15.

Продукты с Ratio более 15 имеют преобладающий сладкий вкус, с Ratio менее 12 - преобладающий кислый.

Методически эти показатели получить сложнее, чем сухой остаток. Но и он не может служить абсолютным критерием качества.

В кислых соках сахаром поправляют вкус. С другой стороны, дешевизна сахара делает его желанной добавкой для замещения части сухого вещества натурального сока. Часто производители увлекаются подобными «вкусовыми поправками». В этой ситуации высокое до чрезмерности содержание углеводов в напитке может рассказать о грубых нарушениях технологии его восстановления.

Пресные соки часто «исправляют» добавлением органических кислот: лимонной, янтарной и некоторых других. В чистом виде подобные пищевые добавки дороже сахара, но дешевле сухого натурального сока. Если концентрация органических кислот в напитке выше нормы, говорить о «восстановленном», натуральном соке будет не совсем правомерно. С другой стороны, мы ничего не сможем сказать о качестве сока, если органические кислоты будут в норме.

Из общих биохимических параметров концентрация аминокислот наиболее адекватный показатель качества. Во-первых, добавки аминокислот производителями не практикуются за счет их дороговизны. Во-вторых, чем выше концентрация аминокислот, тем корректнее восстановлен сок, тем выше его качество. В растениях их концентрация достаточно низкая, но они всегда присутствуют, так же как и витамины. В отличии от последних, аминокислоты более устойчивы к хранению, окислению, термообработке. Если они отсутствуют в напитке, тогда это не сок.

Состав физико-химических показателей, используемые при анализе качества различных групп напитков из соков имеет отличия.

Сертификация соков

Потребитель обладает неотъемлемым правом – правом на свободный выбор и приобретение полноценного подлинного продукта (в данном случае сока). Данное право и его обеспечение гарантированы Законом «О защите прав потребителей» и Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Качество и безопасность продукции гарантируются, в первую очередь, изготовителем и подтверждаются сертификатом соответствия и санитарно-эпидемиологическим заключением. Данные документы или их заверенные копии должны находиться в любой торговой точке.

В процессе сертификации продукции подтверждается ее соответствие не только нормативным документам, но и в рамках идентификации - критериям подлинности, а также заявленному наименованию. Реализация последней процедуры проводится с использованием информации о качественных показателях аутентичных соков. В настоящее время органы по сертификации, испытательные лаборатории и эксперты обладают достаточным потенциалом для эффективного решения проблемы противодействия фальсифицированной и низкокачественной продукции в соковой отрасли[3].

Договор поставки

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществля­ющий предпринимательскую деятельность, обязуется пере­дать в обусловленный срок или сроки производимые или за­купаемые им товары покупателю для использования в пред­принимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязует­ся обеспечить оплату поставленных товаров.

Содержание договора поставки – совокупность условий, которые определяют взаимодействие продавца и покупателя, а также другие условия с учетом специфики.Договор поставки может быть заключен как на поставку уже имеющегося товара, так и на тот, который будет поставлен в будущем. Если иное не установлено договором поставки, поставщик должен передать принадлежности и документы. По договору поставки подлежат передаче товары, производимые и закупаемые поставщиком.Существенными условиями договора поставки являются: 1. Наименование товара; 2. Количество; 3. Цена; 4. Срок поставки.При отсутствии их договор поставки считается недействительным.

Метод продажи

Продажа товаров – заключительный этап технологического процесса в магазине. Особенности продажи товаров, последовательность отдельных операций зависит от ассортимента, характера покупательского спроса, методов продажи. Под методами продажи имеются в виду способы, приемы обслуживания, отбора товаров, организации расчета.

Среди факторов, которые определяют уровень культуры торговли, большое место занимает умение продавцов вежливо, предупредительно, квалифицированно обслужить покупателей.

При продаже соков, их показывают покупателю, затем отпускают после оплаты его стоимости. Для каждого вида товара должен быть свой инвентарь. Товары случайно упавшие на пол, продавать нельзя, их нужно собирать в отдельную тару.

В магазинах самообслуживания, соки в бумажных и полиэтиленовых пакетах могут продаваться и через прилавки обслуживания.

Заключение

Потребление соков в России активно растет, начиная с 1999 года. Тогда средний россиянин выпивал в год меньше 5 литров сока, зато в 2002 году этот показатель составлял уже 8-10 литров на человека. Особенно активно потребляют соки в столице и крупных российских городах. Например, на одного москвича приходится 18-20 литров сока в год, то есть примерно 1,5-2-литровые упаковки в месяц. Для сравнения, сегодня средний объем потребления соков в развитых странах достигает 30-40 литров на душу населения.

Растет также конкуренция между производителями соков. В России активный рост потребления соков начался с приходом на рынок первого крупного отечественного производителя такой продукции – компании «Вимм-Билль-Данн». В 1999 году «ВБД» контролировал половину сокового рынка страны. Но уже в 2000 году, по данным журнала «Компания», разрыв между ним и другими российскими производителями сока стал стремительно сокращаться - «ВБД» занимал лишь 32% рынка, «Мултон» - 24%, «Лебедянский»-12%, «Нидан» - 8%. В 2002 году, как отмечают эксперты, конкурентная борьба между «соковыми» производителями стала еще более острой – крупные компании, освоив рынок Москвы и Питера, стремительно пошли осваивать регионы.

Увеличение числа производителей и ассортимента соков, наряду с ослаблением системы государственного контроля за качеством продукции, привели к определенному падению качества и безопасности фруктовых соков. Государственные, общественные организации, ряд компаний производителей предпринимают меры по улучшению ситуации. В 1999 г. был принят новый ГОСТ, регламентирующий качество соков.

Крупнейшие производители объединены в Российский союз производителей соков (РСПС). В октябре 2002 г. представители основных российских компаний отрасли («Мултон», «Вимм-Билль-Данн», «Лебедянский ЭКЗ») совместно с Конфедерацией обществ потребителей представили остальным участникам собрания новый механизм контроля качества. Теперь организацией мониторингов соковой продукции будут заниматься специалисты компаний-лидеров и КОНФОП в лице специализированного подразделения ИИФ «Спрос», для чего еще в марте 2002 г. эти стороны подписали между собой особое Соглашение о совместной деятельности.

Ранее мониторинги соковой продукции организовывались Комиссией по качеству, действовавшей в рамках Соглашения о добросовестной конкуренции. Принятие нового механизма контроля фактически устранило Комиссию по качеству, а полномочия Соглашения о добросовестной конкуренции в части слежения за качеством продукции приняли на себя компании «Мултон», «Вимм-Билль-Данн», «Лебедянский ЭКЗ».

По данным экспертиз, в России, наряду с соками, соответствующими ГОСТу, продается большое количество продукции, имеющей отклонения от показателей качества, от незначительных, до серьезных, которые, по сути, выводят товар из группы натуральных соков. К сожалению, подобный механизм контроля качества нельзя считать в должной мере объективным, поскольку экспертизы оплачиваются заинтересованными лицами – производителями соков[6].

Таким образом, можно выделить ряд тенденций в российском производстве фруктовых соков:

– увеличение потребления и производства соков, их ассортимента;

– усиление конкуренции между производителями;

– постепенное становление системы контроля качества, объединяющей как государственные, так и общественные организации.

Список использованной литературы

1. Ф.Г. Панкратов; В.К. Памбухчиянц «Коммерция и технология торговли», Москва, 2004.

2. В.Г. Бурмистров "Основы торговли продовольственными Товарами», Москва, «Экономика», 2000.

3. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: учебник для проф. Образования. – 4-е изд., переработка и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

4. Николаева М.А. «Товарная экспертиза», М., 1999.

5. Товароведение и организация торговли продовольственных товаров, М, 2003.

6. Караваева Н.С. и др. Новые виды торгового оборудования. Учебное пособие. – М., ЗИСТ, 2001.

7. Панкратов Ф.Г. и др. Организация и технология торговых процессов. – М., «Экономика», 2003.

8. Семенова Е.В. Торговые процессы. – М., «СТПО МО», «Экономика», 2003.

9. Непрядов А.А. Технология торговли. Учебное пособие. – М., ЗИСТ, 20006.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность коммерческой деятельности……………………………………5

2. Прогноз развития рынка соков……………………………………………..8

2.1. Консолидация производителей на рынке соков……………………………9

3. Описание группы товаров………………………………………………….12

3.1. Ассортимент, химический состав и пищевая ценность фруктовых соков………………………………………………………………………………12

3.2. Состав и пищевая ценность соков…………………………………………15

3.3. Упаковка и маркировка товаров…………………………………………...17

3.4. Показатели качества………………………………………………………..18

3.5. Сертификация соков………………………………………………………..20

4. Договор поставки……………………………………………………………21

5. Организация торгово-технологического процесса……………………...22

5.1. Общие правила приемки товаров…………………………………………..22

5.2. Приемка товаров по количеству и качеству………………………………24

5.3. Технология подготовки товаров к продаже……………………………….26

5.4. Выкладка товаров в торговом зале………………………………………...28

5.5. Метод продажи……………………………………………………………...29

6. Консультация и обслуживание покупателей…………………………….30

7. Кассовые операции и оформление книги кассира-операциониста…...31

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...34

Приложение………………………………………………………………………35

Введение

Согласно действующему российскому ГОСТу, соком называется жидкий продукт, полученный из фруктов или овощей путем механического воздействия и консервированный физическими способами, кроме обработки ионизирующим излучением.

Различное содержание минеральных веществ и витаминов оказывает различное оздоравливающее действие на организм человека. Да и вкусы у людей разные: кому-то хочется насыщенного апельсинового сока с мякотью, а кому-то чистой водички с натуральным вкусом вишни. Подстраиваясь под разные вкусы, производители вывели три вида фруктовых, ягодных или овощных напитков - соки, нектары и сокосодержащие напитки. Принципы их приготовления практически не различаются, кроме содержания родного, плодового вещества. Сок содержит 100% плодовой части (то, что выжато из фрукта, овоща или ягоды и без посторонних веществ). В нектаре содержание ее варьирует в зависимости от вида сырья от 25 до 50%, а остальное - сироп и вода. Сокосодержащими называют напитки, где доля натурального сока составляет 10-12%. Такие напитки большей частью газируют, что и придает им неповторимый вкус. Есть еще и напитки, в которых доля натурального сока менее 10%, и они зачастую являются слабоалкогольными.
Популяризацией здорового образа жизни, который уже неотделим от выпивания стаканчика-другого любимого сока в день, занимаются многие правительства. В эту игру включаются все участники этого рынка - ученые, медики, рестораны, производители соков и соковыжималок. Немаловажную роль в раскрутке соков играют и глянцевые издания, которые как сговорились, утверждая, что каждый нормальный человек обязан съесть в день пять различных фруктов и овощей. Наметилась в мире и еще одна тенденция: популярность набирают соки из петрушки, салата, укропа, редьки, редиса, зелени свежепророщенной пшеницы, сахарного тростника. Но эту экзотику могут предложить пока только рестораны, которые предпочитают готовить эти соки прямо на глазах у посетителя.
Есть у российского рынка и свои особенности. Очень популярны у нас купажированные соки. Особенно хорошо идут яблочно-виноградный, грушево-яблочный, морковно-яблочный, абрикосово-сливовый, вишнево-черешневый соки. Из чистых вкусов предпочтение отдается апельсиновому и яблочному. В то же время, чтобы достичь уровня Германии (42 л соков на человека в год)или Англии (19 л), российским производителям придется значительно увеличить производство недорогих соков и нектаров, так как уровень жизни в России заметно отстает от среднеевропейского. Да и с сырьем проблемы нужно решать: уж яблоками Россия в состоянии обеспечить себя самостоятельно[1].

Целью данной работы является исследование ассортимента и качества соков, реализуемых в предприятиях розничной торговли.

Актуальность работы связана с наличием большого ассортимента товаров этой группы, наряду с недостаточно четко организованной системой оценки качества.

Сущность коммерческой деятельности

Слово «коммерция» происходит от латинского commercium — торговля. Поэтому часто эти слова использу­ются как синонимы, а понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.

Существует и более широкое толкование этого понятия, в соответствии с которым коммерческая деятельность отож­дествляется с деятельностью предпринимательской.

Причиной этого является то обстоятельство, что в граж­данском законодательстве Российской Федерации применя­ется термин «коммерческие организации», которыми призна­ются организации, преследующие извлечение прибыли в ка­честве основной цели своей деятельности. А в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществля­емая на свой риск деятельность, направленная на системати­ческое получение прибыли от пользования имуществом, про­дажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в уста­новленном законом порядке.

Таким образом, с точки зрения гражданского законода­тельства, любая законная деятельность, направленная на получение прибыли, является коммерческой.

На практике же коммерческую деятельность чаще рас­сматривают как разновидность предпринимательства, осу­ществляемого в сфере обращения товаров и услуг. Поэтому в дальнейшем в учебнике речь будет идти именно о ком­мерческой деятельности в торговле.

Посредством торговли обеспечивается обращение това­ров, т. е. их движение из сферы производства в сферу по­требления. Поэтому коммерческая деятельность в торговле включает в себя:

- изучение спроса и определение потребностей в това­рах;

- выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;

- организацию оптовой продажи товаров;

- организацию розничной продажи товаров;

- формирование ассортимента и управление товарными запасами;

- рекламно-информационную деятельность;

- оказание торговых услуг.

Следовательно, коммерческая деятельность в торговле представляет собой совокупность последовательно выпол­няемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказа­ния торговых услуг с целью получения прибыли.

Выступать в роли субъектов коммерческой деятельнос­ти, т. е. осуществлять ее, могут как торговые организации (юридические лица), так и индивидуальные предпринима­тели. Они выполняют роль посредника, связывающего меж­ду собой сферу производства и сферу потребления, способ­ствуют доведению товаров до конечных потребителей.

Осуществляя коммерческую деятельность, предприятия торговли должны:

- строго соблюдать действующее законодательство;

- принимать эффективные коммерческие решения, позво­ляющие получать прибыль, необходимую для дальнейшего развития их деятельности;

- повышать качество обслуживания покупателей.

Соблюдение указанных выше требований способствует ус­пешному выполнению задач, стоящих перед коммерческими службами организаций торговли. Основными такими задачами являются:

- совершенствование работы по изучению конъюнктуры рынка на основе маркетинговых исследований;

- своевременное принятие решений, соответствующих сло­жившейся на рынке ситуации;

- формирование взаимовыгодных отношений с партнерами (поставщиками и оптовыми покупателями);

- усиление роли договоров и укрепление договорной дис­циплины;

- установление длительных хозяйственных связей с поставщиками;

- повышение эффективности коммерческой деятельности за счет автоматизации отдельных операций, связанных с заклю­чением и исполнением договоров, управлением товарными за­пасами и др.

Успех коммерческой деятельности торговых организаций во многом зависит от состояния их материально-технической базы, ассортимента реализуемых товаров и перечня оказываемых услуг, уровня конкуренции на рынке и других факторов[2].

Немаловажную роль играет и уровень квалификации управ­ленческого персонала, а также работников коммерческой и других служб предприятия, их отношение к выполняемой ра­боте, заинтересованность в результатах своего труда.


Наши рекомендации