Правила продажи алкогольной продукции
Отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции в розничной торговле, регулируют Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Правилами установлено, что к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт (его продажа разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации), спиртные напитки и вино.
Продажа алкогольной продукции возможна только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателей необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции. Такая информация обязательно должна содержать следующие сведения (на русском языке): наименование и цену алкогольной продукции; данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции; наименование производителя (юридический адрес) и страну происхождения алкогольной продукции; государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объем алкогольной продукции в потребительской таре; наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов); противопоказания к применению алкогольной продукции; дату изготовления и срок годности.
Продавец также обязан иметь оформленные в порядке установленном Правительством Российской Федерации копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.
Не допускается продажа алкогольной продукции:
без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов);
без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;
некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленным или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);
с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак»;
иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование такого товарного знака;
лицам, не достигшим возраста 18 лет;
в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
Продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции запрещена в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях. Не допускается продавать подобную алкогольную продукцию в киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, неприспособленных для ее продажи, а также на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Продавцы, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 м2, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.
Хранят алкогольную продукцию в соответствии с требованиями нормативных документов на каждый вид продукции. При этом ее размещают по группам и маркам.
Перед продажей продавец обязан проверить качество алкогольной продукции по внешним признакам.
К образцам имеющегося в продаже товара должны быть прикреплены ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин в розлив в ценнике указывается наименование напитка и цена за 1 л и 0,1 л.
Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
Ответственность за ненадлежащее исполнение розничной купли-продажи алкогольной продукции продавец несет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Он также может отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (возвратив по требованию продавца полученный товар ненадлежащего качества). Порядок и сроки предъявления и удовлетворения указанных требований установлены законом «О защите прав потребителей».
Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций несут ответственность за нарушение рассматриваемых Правил в установленном законодательством Российской Федерации порядке.