Правила продажи алкогольной продукции

Отношения, возникающие между продавцом и покупа­телем при продаже алкогольной продукции в розничной тор­говле, регулируют Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Правилами установлено, что к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объе­ма готовой продукции. Алкогольная продукция подразде­ляется на следующие виды: этиловый питьевой спирт (его продажа разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с переч­нем, утвержденным Правительством Российской Федера­ции), спиртные напитки и вино.

Продажа алкогольной продукции возможна только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами продавец обязан своевре­менно в наглядной и доступной форме довести до сведе­ния покупателей необходимую и достоверную информа­цию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую воз­можность правильного выбора алкогольной продукции. Та­кая информация обязательно должна содержать следую­щие сведения (на русском языке): наименование и цену алкогольной продукции; данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции; наименование производителя (юридический адрес) и страну происхождения алкогольной продукции; государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объем алкогольной продукции в потребительской таре; наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов); противопоказания к применению алкогольной про­дукции; дату изготовления и срок годности.

Продавец также обязан иметь оформленные в порядке установленном Правительством Российской Федерации копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в от­ношении импортной алкогольной продукции и представ­лять их по требованию покупателя.

Не допускается продажа алкогольной продукции:

без подтверждения легальности ее производства и обо­рота (при отсутствии справки к товарно-транспортной на­кладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их за­веренных в установленном порядке копий, марки акциз­ного сбора или специальной марки либо при наличии под­дельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов);

без информации о проведении обязательной сертифи­кации и не маркированной знаком соответствия;

некачественной и опасной для здоровья людей (не соот­ветствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имею­щей явные признаки недоброкачественности; не соответ­ствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленным или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соот­ветствуют требованиям государственных стандартов);

с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестя­ных банках и упаковках типа «тетрапак»;

иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей без наличия у импор­тера соответствующей лицензии на использование такого товарного знака;

лицам, не достигшим возраста 18 лет;

в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактиче­ских учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

Продажа алкогольной продукции с содержанием этило­вого спирта более 13 процентов объема готовой продукции запрещена в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэ­ропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях. Не допускается про­давать подобную алкогольную продукцию в киосках, па­латках, павильонах, контейнерах и помещениях, непри­способленных для ее продажи, а также на оптовых продо­вольственных рынках и на прилегающих к ним терри­ториях, с рук, лотков и автомашин. Прилегающие террито­рии определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Продавцы, осуществляющие в городах розничную про­дажу алкогольной продукции с содержанием этилового спир­та более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 м2, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

Хранят алкогольную продукцию в соответствии с требо­ваниями нормативных документов на каждый вид про­дукции. При этом ее размещают по группам и маркам.

Перед продажей продавец обязан проверить качество алкогольной продукции по внешним признакам.

К образцам имеющегося в продаже товара должны быть прикреплены ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При прода­же вин в розлив в ценнике указывается наименование на­питка и цена за 1 л и 0,1 л.

Продажа алкогольной продукции осуществляется с при­менением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выда­вать покупателю погашенный кассовый чек или иной до­кумент, удостоверяющий факт покупки.

Ответственность за ненадлежащее исполнение рознич­ной купли-продажи алкогольной продукции продавец не­сет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено про­давцом, вправе по своему выбору потребовать замены та­кого товара товаром надлежащего качества либо сораз­мерного уменьшения покупной цены. Он также может отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар де­нежной суммы (возвратив по требованию продавца полу­ченный товар ненадлежащего качества). Порядок и сроки предъявления и удовлетворения указанных требований установлены законом «О защите прав потребителей».

Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций несут ответственность за наруше­ние рассматриваемых Правил в установленном законода­тельством Российской Федерации порядке.

Наши рекомендации