Технология товароснабжения розничной торговой сети

Процесс доведения товаров до потребителей (рознич­ной торговли) может осуществляться в двух формах: тран­зитной и складской. Выбор той или иной формы товаро­снабжения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика — объема товарооборота, транзитных норм от­грузки, нормативов товарных запасов, состояния склад­ского хозяйства и т.п.

Под транзитом понимается такая форма товароснаб­жения, когда товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и роз­ничной торговли. Эта форма товароснабжения обладает рядом преимуществ. При ней исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраня­ются складские операции по приему, хранению и отпус­ку товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьша­ются товарные потери и объем транспортно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сохран­ность товаров.

Вместе с тем чрезмерное расширение транзита может привести к замедлению времени обращения товаров, не­правильному формированию ассортимента в магазинах, образованию излишних товарных запасов и неравномер­ному их размещению в розничной и оптовой торговле.

Существуют следующие виды транзита: с вложени­ем собственных средств, или твердорасчетный транзит; без вложения собственных средств, или организуемый транзит; прямой транзит (хлеб, молоко, колбаса).

Твердорасчетный транзит означает оплату оптовым предприятием счетов поставщика с последующим предъявлением своих счетов покупателям.

При организуемом транзите поставщик представляет счета не оптовой базе, а непосредственно магазину или розничной фирме.

Применение твердорасчетного транзита усложняет расчеты, вызывает необходимость оформления многочис­ленных документов, двойного кредитования банком уча­стников оборота и в конечном счете ведет к увеличению звенности, т.е. применение этого транзита менее эконо­мично по сравнению с организуемым оборотом. С этой точки зрения транзит без вложения средств более целе­сообразен, так как в этом случае упрощаются расчеты за товары, роль оптовой торговли сводится в основном к регулированию поставок.

Расширению транзитной формы товароснабжения спо­собствует развитие местного производства, укрупнение торговых предприятий, снижение транзитных норм от­грузки.

Транзит экономически оправдан, когда объем рознич­ного товарооборота позволяет принимать транзитную нор­му отгрузки и это не приводит к образованию сверхнор­мативных запасов.

Складская форма товароснабжения не связана с обя­зательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозят­ся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров.

Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий роз­ничной торговли, закупающих товары мелкими партия­ми. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарообо­рота не могут получать минимальную транзитную нор­му, а также товары сезонного производства и потребле­ния.

Складская форма товароснабжения применяется при получении товаров от иногородних поставщиков крупны­ми партиями, требующими преобразования производ­ственного ассортимента в торговый, а также по товарам, требующим длительного хранения. В этих случаях склад­ская форма имеет преимущества перед транзитной, так как повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.

Складская форма товароснабжения требует значитель­ных издержек по осуществлению транспортно-экспедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движе­ния товаров от производства в розничную торговлю.

Важное значение для рациональной организации товароснабжения имеет выбор метода завоза. Основными являются два метода.

Первый — децентрализованный, предполагает, что за­воз товаров осуществляется силами и средствами розничных торговых предприятий. Этот метод неэффективен, так как отвлекает работников магазинов от выполнения ими непосредственных обязанностей, нерационально используется автотранспорт, увеличиваются издержки по завозу товаров.

Второй метод – централизованный, предполагает завоз товаров силами и средствами поставщика. Он более экономичен. При таком методе отборка товаров может осуществляться как лично, так и по заявке.

ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ

Одним из обязательных условий обеспечения беспере­бойного технологического процесса в магазине является на­личие достаточных запасов товаров. В магазине их разме­щают непосредственно в торговом зале (рабочий запас) и в помещениях для хранения товаров (резервный запас). При этом следят за перемещением товаров в кладовых, укладкой их на хранение, соблюдением сроков хранения отдельных товаров и режима хранения, нормальной работой холодиль­ных установок, поддержанием в помещениях чистоты.

Порядок и способы размещения и укладки товаров на хранение должны соответствовать рациональному использо­ванию помещений магазина, системе материальной ответст­венности, способствовать созданию удобств для работы.

При размещении товаров на хранение рекомендуется закреплять за каждым из них постоянное место, что упро­щает процесс учета и контроля состояния товарных запасов, обеспечивает оптимальные условия и режим хранения.

Товары, запасы которых пополняют и реализуют срав­нительно медленно, размещают в глубине помещений. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних полках — легкие.

Размещение товаров может быть и свободным. В этом случае на освободившихся площадях размещают товары других групп. Такой способ позволяет максимально ис­пользовать площади кладовых, но затрудняет учет из-за расположения однородных товаров в нескольких местах.

При хранении товаров необходимо строго соблюдать ус­тановленные противопожарные правила. Расстояние от то­варов, размещенных на стеллажах и в штабелях, до прибо­ров отопления должно быть 20-50 см (это расстояние должно быть увеличено, если этого требуют условия хранения това­ра), до пола — 15-30 см, до источников освещения — 50 см, до стен помещения — 70 см. Опасные в пожарном отноше­нии товары следует хранить в изолированных, специально приспособленных для этого помещениях.

Обязательно также соблюдение требований техники безопасности. В частности, при отсутствии механизмов вы­сота укладки товаров в штабеля не должна превышать 2 м.

Товары в магазине хранят в упакованном или распако­ванном виде. Способы их хранения зависят от свойств то­варов, вида складских помещений, продолжительности хранения (сезонное, краткосрочное, длительное). Различа­ют штабельный (на поддонах и подтоварниках) и стеллаж­ный способы хранения товаров.

На стеллажах размещают распакованные товары. Укла­дывают их стопками, рядами, для облегчения подсчета — десятками, сотнями маркировкой наружу. Громоздкие, тя­желовесные товары, ящики, мешки, кипы размещают штабельным, способом.

При хранении товаров применяют различные приемы ук­ладки. Их выбор зависит от свойств товара, вида упаковки.

Товары в таре (ящиках, мешках) укладывают нескольки­ми рядами в высоту, используя при этом прямой, перекре­стный и обратный способы укладки. Прямую ук­ладку применяют для товаров, упакованных в ящики одного размера, ставя их один на другой маркировкой на­ружу. При этом способе каждый верхний ряд должен сов­падать с нижним. Перекрестным способом укладывают товары в ящиках удлиненной формы, поме­щая верхние ящики поперек нижних, что обеспечивает устойчивость. Еще более устойчивой является обрат­ная укладка, применяемая при штабелировании то­варов в мешках. Нижний ряд при такой укладке образует­ся из ярусов, состоящих из трех, пяти и более мешков, а последующие ряды из сгруппированных таким же образом мешков, но уложенных в обратном порядке.

Различают сроки хранения, годности и реализации то­вара.

Срок хранения — период, в течение которого свойства товара, указанные в нормативной или техниче­ской документации, не изменяются (при соблюдении уста­новленных условий его хранения). По истечении этого сро­ка товар пригоден для потребления, однако его потре­бительские характеристики могут быть снижены.

Срок годности — устанавливаемый изготовите­лем период, по истечении которого товар считается непри­годным для использования по назначению. Устанавливая срок годности, изготовитель обязан гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие товара требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Срок реализации — дата, до которой товар мо­жет предлагаться потребителю для использования по назна­чению и до которой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реализации устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения товаров в домашних условиях.

Трудности в размещении товаров на хранение зачастую вызваны тем, что на ограниченной площади кладовых и тор­гового зала магазина приходится хранить товары, требующие для этого различных режимов. В частности, следует строго соблюдать температуру и относительную влажность воздуха.

Относительная влажность — отношение количества во­дяного пара, содержащегося в воздухе, к наибольшему ко­личеству пара, насыщающего воздух при данной температуре, выраженное в процентах. Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют специальными приборами – термометрами и психометрами.

В процессе хранения товаров влажность воздуха регулируют. При ее повышении помещения магазина проветривают, отапливают, используют влагопоглащающие средства, при понижении – воздух увлажняют (моют полы, разбрызгивают воду пульверизатором, применяют специальные увлажнители).

Хранение товаров в магазине производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного то­варного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, вла­ги). Учитываются сроки хранения и реализации, очеред­ность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.

При хранении большинства непродовольственных, а также продовольственных нескоропортящихся товаров оп­тимальными считаются температура 12-18°С и относи­тельная влажность 60-70%.

Хранение многих продовольственных товаров требует создания условий, способных затормозить биохимические и микробиологические процессы в продуктах, предохра­нить их от испарения и увлажнения.

Скоропортящиеся продовольственные товары хранят при пониженных температурах в холодильных емкостях. Так, мороженое мясо хранят при температуре не выше -9°С, а мороженую рыбу — не выше -18°С. При положи­тельных температурах близких к нулю хранят колбасные изделия и копчености, сливочное масло, сыры, некоторые молочнокислые товары и др. Применение холода позволяет сохранить потребительские свойства продуктов, товарный вид, сократить товарные потери.

Одним из условий правильного хранения товаров явля­ется строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция помещения для хранения товаров, мытье полов с примене­нием дезинфицирующих растворов, своевременное устра­нение трещин на стенах и потолках, борьба с грызунами и другими вредителями.

Особенно внимательно следует относиться к хранению в магазине сезонных товаров, нереализованных в предыду­щем сезоне или завезенных до наступления сезона, по­скольку длительное их хранение без соблюдения соответст­вующих условий приводит к ухудшению качества.

Многие из поступивших в магазин товаров не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они завезены, то есть нуждаются в подготовке к продаже. Она включает в себя такие операции, как распаковка (освобо­ждение от внешней тары) и сортировка (группировка из­делий по размерам, фасонам, сортам, ценам). Распаковка товаров относится к операциям, производимым с боль­шинством товаров. При этом главное внимание должно быть уделено сохранности качества товаров и тары.

При подготовке товаров к продаже также производятся следующие операции:

проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке;

облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, утюжка, протирка верхнего слоя некоторых продовольствен­ных товаров);

фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;

комплектование подарочных наборов;

оформление и прикрепление ярлыков цен.

Предварительная фасовка и подготовка товаров способ­ствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению то­варных потерь.

Подготовка товаров к продаже в небольших магазинах производится продавцами, а в крупных — специальными работниками. Готовят товары к продаже в предназначен­ных для этого помещениях, используя необходимое обору­дование и инвентарь.

Наши рекомендации