Тема 3. Внешнеторговая политика государства.
Государственная политика в области регулирования внешней торговли и международное движение факторов производства.
Основные направления внешнеторговой политики государства. Политика свободной торговли. Протекционизм и его виды. Причины применения и издержки проведения неопротекционистской политики.
Тарифные ограничения во внешней торговле и их виды. Эффект введения таможенных пошлин и их влияние на доходы производителей, покупателей и государства. Таможенные тарифы. Механизм действия тарифов. Виды таможенных тарифов. Таможенные пошлины и их классификация.
Традиционные и нетрадиционные ограничения внешней торговли. Виды нетарифных ограничений (квоты и их виды, «добровольные» экспортные ограничения, лицензии и их виды, экспортные субсидии и т.д.)
Внешнеторговая политика России. Таможенный Кодекс РФ, его основные положения. Таможенные режимы и таможенные платежи.
Внешняя торговля России: товарная и географическая структура.
Семинар: Внешняя торговля Российской Федерации.
1. Место и роль РФ в мировой торговле.
2. Товарная и географическая структура внешней торговли РФ
3. Основные тенденции и перспективы развития внешней торговли России.
Тема 4. Международная торговая политика.
Международная торговая политика и её цели. Виды торгово-экономических блоков и их основные признаки.
Международно-правовые принципы регулирования международной торговли (принцип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип свободы транзита, принцип гласности внешнеторгового законодательства, принцип преференциального режима.)
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Всемирная торговая организация (ВТО). Цели и принципы их создания. Результаты деятельности. Последствия вступления России в ВТО.
Двусторонние соглашения, обеспечивающие согласованное регулирование международной торговли. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.
Тема 5. Формы и методы международной торговли.
Формы международной торговли. Экспорт. Импорт. Реэкспорт, Реимпорт. Встречная торговля и её разновидности.
Международное движение товаров, услуг и факторов производства. Организация международных торговых операций.
Ценообразование в международной торговле. Виды мировых цен. Базисные условия поставок. «Инкотермс –2000».
Прямой и косвенный методы торговли; их преимущества и недостатки. Виды посредников в международной торговле.
Международные товарные биржи. Биржевые товары. Организация биржевой торговли. Основные биржевые операции. Значение международных товарных бирж в мировой торговле.
Международные торги, их виды и механизм проведения. Аукционы. Виды аукционов и их организация.
Мировой рынок и его конъюнктура. Система показателей изучения конъюнктуры. Методы прогнозирования.
Семинар: Формы и методы международной торговли.
1. Формы и методы международной торговли и особенности их использования в практике российских компаний.
2. Основные международные торговые операции.
3. Цены в мировой торговле. Виды мировых цен.
4. Базисные условия поставок. «Инкотермс –2000».
Тема 6. Международный рынок услуг и технологий.
Понятие услуги. Классификация услуг. Виды услуг, являющихся предметом международной торговли. Структура и динамика международной торговли услугами. Специфика и особенности мирового рынка услуг.
Организация международной торговли услугами. Международный туризм и его виды. Влияние международного туризма на национальную экономику. Транспортные услуги. Виды транспортных услуг.
Финансовые, банковские услуги, их виды. Страхование. Виды и объекты страхования в международной практике. Компьютерные и информационные услуги.
Мировой рынок технологий: структура, тенденции и особенности развития. Специфика технологии как товара.
Международный лицензионный обмен. Виды лицензий. Лицензионные платежи и их основные виды.
Аренда машин и оборудования. Лизинг, хайринг, рентинг. Специфика деятельности лизинговых компаний.
Франчайзинг в международной торговле. Инжиниринг. Виды инжиниринговых услуг.