Понятие внешнеторговых операций.
Обмен между производителями разных стран осуществляется через внешнеторговые операции. Для того, чтобы обмен состоялся, необходимо провести определенные взаимосвязанные действия:
найти покупателя;
заключить с ним сделку, в которой оговорить все условия (товар, его количество и качество, цену, срок поставки и т.п.);
исполнить договор, т.е. подготовить товар к поставке, доставить его
покупателю, произвести расчет за поставленный товар.
Совокупность этих действий составляет содержание внешнеторговой операции. Таким образом, под внешнеторговой операцией следует понимать комплекс действий контрагентов разных стран, направленных на совершение торгового обмена.
Такие действия носят коммерческий характер, поэтому операции обмена становятся коммерческими. По своей сути они являются управленческой деятельностью. Смысл управления обменом, т.е. осуществления операций обмена, заключается в том, чтобы организовывать, направлять, регулировать различные виды деятельности контрагентов, осуществляющих обмен материальными ценностями и услугами.
Субъектами внешнеторговых операций являются предприятия, фирмы, организации, получившие от государства право выхода на внешний рынок.
Объектами внешнеторговых операций выступают материальные процессы, проявляющие себя в процессе обмена товарами, услугами, результатами производственного и научно-технического сотрудничества. Эти объекты определяют виды внешнеторговых операций на мировом рынке. Внешнеторговые операции подразделяются на основные и вспомогательные.
К основным относятся операции, которые осуществляются на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами разных стран). Это операции:
по обмену товарами в материально-вещественной форме (экспортно-импортные операции);
по обмену научно-техническими знаниями в форме торговли патентами, лицензиями, «ноу-хау»;
по обмену техническими услугами в форме консультативного и строительного инжиниринга;
арендные, включая лизинговые;
по предоставлению консультационных услуг в области информации и совершенствования управления;
по международному туризму;
по обмену кинофильмами, телепрограммами и др.
К вспомогательным внешнеторговым относятся операции:
по международным перевозкам;
транспортно-экспедиторские;
по страхованию грузов;
но хранению грузов при международных перевозках;
операции по международным расчетам и др.
Вспомогательные операции получили название операций товародвижения, поскольку связаны с продвижением товара к потребителю.
Основными операциями купли-продажи товаров являются экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные.
Экспортные операции предполагают продажу и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
Импортные операции - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке своей страны или потребления предприятием-импортером.
Реэкспортные операции связаны с продажей и вывозом из страны ранее ввезенного в нее товара без какой-либо переработки.
Реимпортные операции представляют собой несостоявшиеся экспортные сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных товаров, не подвергавшихся там переработке. Это могут быть товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные потребителем и др.
Осуществление внешнеторговой операции требует применения определенной правовой формы и использования конкретных способов (методов) ее осуществления. Правовой формой, опосредующей внешнеторговые операции, и является внешнеторговая сделка. Обязательное условие сделки - заключение ее с иностранным партнером, т.е. контрагентом.
Следовательно, под внешнеторговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг.
В практике мировой торговли наблюдается большое многообразие внешнеторговых сделок. Основные факторы, определяющие вид сделки :
1) предмет сделки (товар, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и др.);
2) особенности предмета сделки (сырьевые товары, готовая продукция, машиностроительная продукция и т.д.);
3) организационные формы торговли на мировом рынке (аукционная, биржевые торги, посредничество и т.п.);
4) каналы сбыта и характер взаимоотношений между контрагентами. В данном случае сделки могут заключаться напрямую между экспортером и импортером или через посредников.
Не всякая внешнеторговая сделка является международной. Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории одного государства. Вместе с тем договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории разных государств.
Такое содержание договора содержится в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венская конвенция 1980 года).
Все многообразие сделок в международной торговле в зависимости от их предмета (объекта) подразделяется на следующие виды:
- купли-продажи товаров;
- купли-продажи услуг;
- купли-продажи объектов интеллектуальной собственности.
Внешнеторговые сделки оформляются в виде:
1) документа, подписанного обеими сторонами (обычного договора);
2) твердой оферты продавца, акцентированной покупателем. В этом случае продавец посылает покупателю подробно разработанную оферту и сделка считается заключенной путем обмена письмами - оферта и акцепт;
3) заказа, сделанного покупателем (заказчиком) продавцу (поставщику) и подтвержденного последним. В этом случае сделка оформляется двумя документами - заказом покупателя и подтверждением поставщика.
Наиболее распространенным способом оформления сделки является первый, в виде договора.