Понятие внешнеторговых операций.

Обмен между производителями разных стран осуществляется через внешнеторговые операции. Для того, чтобы обмен состоялся, необходимо провести определенные взаимосвязанные действия:

найти покупателя;

заключить с ним сделку, в которой оговорить все условия (товар, его количество и качество, цену, срок поставки и т.п.);

исполнить договор, т.е. подготовить товар к поставке, доставить его

покупателю, произвести расчет за поставленный товар.

Совокупность этих действий составляет содержание внешнеторговой операции. Таким образом, под внешнеторговой операцией следует пони­мать комплекс действий контрагентов разных стран, направленных на со­вершение торгового обмена.

Такие действия носят коммерческий характер, поэтому операции об­мена становятся коммерческими. По своей сути они являются управленче­ской деятельностью. Смысл управления обменом, т.е. осуществления опе­раций обмена, заключается в том, чтобы организовывать, направлять, ре­гулировать различные виды деятельности контрагентов, осуществляющих обмен материальными ценностями и услугами.

Субъектами внешнеторговых операций являются предприятия, фир­мы, организации, получившие от государства право выхода на внешний рынок.

Объектами внешнеторговых операций выступают материальные про­цессы, проявляющие себя в процессе обмена товарами, услугами, резуль­татами производственного и научно-технического сотрудничества. Эти объекты определяют виды внешнеторговых операций на мировом рынке. Внешнеторговые операции подразделяются на основные и вспомога­тельные.

К основным относятся операции, которые осуществляются на воз­мездной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами разных стран). Это операции:

по обмену товарами в материально-вещественной форме (экспорт­но-импортные операции);

по обмену научно-техническими знаниями в форме торговли патен­тами, лицензиями, «ноу-хау»;

по обмену техническими услугами в форме консультативного и строительного инжиниринга;

арендные, включая лизинговые;

по предоставлению консультационных услуг в области информа­ции и совершенствования управления;

по международному туризму;

по обмену кинофильмами, телепрограммами и др.

К вспомогательным внешнеторговым относятся операции:

по международным перевозкам;

транспортно-экспедиторские;

по страхованию грузов;

но хранению грузов при международных перевозках;

операции по международным расчетам и др.

Вспомогательные операции получили название операций товародви­жения, поскольку связаны с продвижением товара к потребителю.

Основными операциями купли-продажи товаров являются экспорт­ные, импортные, реэкспортные и реимпортные.

Экспортные операции предполагают продажу и вывоз товаров за гра­ницу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Импортные операции - закупка и ввоз иностранных товаров для по­следующей их реализации на внутреннем рынке своей страны или потреб­ления предприятием-импортером.

Реэкспортные операции связаны с продажей и вывозом из страны ра­нее ввезенного в нее товара без какой-либо переработки.

Реимпортные операции представляют собой несостоявшиеся экс­портные сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных товаров, не подвер­гавшихся там переработке. Это могут быть товары, не проданные на аук­ционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные потре­бителем и др.

Осуществление внешнеторговой операции требует применения опре­деленной правовой формы и использования конкретных способов (мето­дов) ее осуществления. Правовой формой, опосредующей внешнеторго­вые операции, и является внешнеторговая сделка. Обязательное условие сделки - заключение ее с иностранным партнером, т.е. контрагентом.

Следовательно, под внешнеторговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг.

В практике мировой торговли наблюдается большое многообразие внешнеторговых сделок. Основные факторы, определяющие вид сделки :

1) предмет сделки (товар, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и др.);

2) особенности предмета сделки (сырьевые товары, готовая про­дукция, машиностроительная продукция и т.д.);

3) организационные формы торговли на мировом рынке (аукци­онная, биржевые торги, посредничество и т.п.);

4) каналы сбыта и характер взаимоотношений ме­жду контрагентами. В данном случае сделки могут заключаться напрямую между экспортером и импортером или через посредников.

Не всякая внешнеторговая сделка является международной. Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории одного государства. Вместе с тем договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, предприятия которых находятся на территории разных государств.

Такое содержание договора содержится в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венская конвенция 1980 года).

Все многообразие сделок в международной торговле в зависимости от их предмета (объекта) подразделяется на следующие виды:

- купли-продажи товаров;

- купли-продажи услуг;

- купли-продажи объектов интеллектуальной собственности.

Внешнеторговые сделки оформляются в виде:

1) документа, подписанного обеими сторонами (обычного договора);

2) твердой оферты продавца, акцентированной покупателем. В этом случае продавец посылает покупателю подробно разработанную оферту и сделка считается заключенной путем обмена письмами - оферта и акцепт;

3) заказа, сделанного покупателем (заказчиком) продавцу (поставщи­ку) и подтвержденного последним. В этом случае сделка оформляется двумя документами - заказом покупателя и подтверждением поставщика.

Наиболее распространенным способом оформления сделки является первый, в виде договора.

Наши рекомендации