Тема 2.2.Цивилизации Древнего мира.
I....Цивилизации могут появляться в обстоятельствах, в высшей степени различных....Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких... При этом функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить «внутренний творческий импульс» в постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций. А. Тойнби
Какие «внешние» и «внутренние» факторы , на ваш взгляд, способствуют возникновению цивилизации? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.) писал: «Всякий здравомыслящий человек...с первого взгляда убедится, что Египет... является даром реки [Нила]». К середине XVIII в. до н. э. относится надпись (ее поздняя копия хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге), известная под названием «Пророчество Неферти». Рисуя картину упадка и гибели страны, Неферти предсказывает, как «солнце закроется и не будет на небе сиять» и как «река станет сушей Египта»: «через воду будут переправляться пешком и не будут искать воду для судна, чтобы дать ему плыть, ибо путь его станет берегом».
Вспомните, какое значение для формирования и развития древнеегипетской цивилизации имел Нил. Почему Египет со времен Геродота называют даром Нила? Почему в предсказании Неферти катастрофа начинается с исчезновения солнца и обмеления Нила: «Страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе»?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Прочитайте отрывки из источников и, опираясь на них, дайте развернутую характеристику восточной деспотии. Выделенные курсивом слова — имена богов.
Древний Египет.Вот титул фараона: «Да живет Гор, образ бога, «Обе Владычицы», божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Египта, одаренный жизнью. Да живет Гор золота, родной сын Ра, возлюбленный им, владыка Обеих Земель, одаренный жизнью, вечностью, счастьем навечно». Месопотамия.«Я — Хаммурапи, пастырь, названный Энлилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли... Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость...»
Древний Китай.«Сын Неба — это отец и мать народа, и потому он является правителем всей Поднебесной». «Власть Сына Неба простирается беспредельно... Какая земля не принадлежит правителю? Кто из числа питающихся плодами земли не является подданными правителя? Недаром говорится в оде: «Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя!»----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV. Прочитайте отрывок из китайского трактата, относящегося к III в. до н. э.:
«Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели, тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать от раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми».
Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
V. Центральным при определении своеобразия раннего буддизма является его сопоставление с брахманизмом... Дух неприятия брахманистских догм и идей пронизывает все раннебуддийские тексты...Тем не менее новое вероучение немало заимствовало из традиционной религиозной символики: использование знака свастики, возведение памятных погребальных сооружений — ступ, ставших в буддизме одним из основных объектов культа, почитание деревьев, цветка лотоса, животных. Бытовая обрядность буддиста-мирянина в целом оставалась прежней...Г. М. Бонгард-Левин
Каково мнение ученого относительно сопоставления буддизма и брахманизма? Определите сходство и различие идей буддизма и брахманизма.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Почему фараоны Древнего царства строили пирамиды? Почему фараоны Раннего и Позднего царств пирамиды не строили? С какой целью строились зиккураты в Древнем Междуречье?Почему египетские пирамиды хорошо сохранились до наших дней, а зиккураты вообще не сохранились?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VII. Впишите недостающие слова.
Греция расположена в Европе, в южной части-------------------------------------полуострова.
На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них---------------------
Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города: .
VIII.Напишите имена известных вам богов Греции.
_______________ —бог грома и молний.
_______________ — бог моря.
-----------------------—бог — царь подземного царства мертвых.
_______________ — старшая из богинь, супруга главного бога.
_______________ — богиня красоты и любви.
_______________ — богиня-воительница.
_______________ — бог — покровитель виноградарей и виноделов.
_______________ —богиня плодородия и земледелия.
_______________ — бог-кузнец.
_______________ — бог — вестник богов.
_______________ — низшие божества, населявшие леса, реки и горы.
IX. Приведите в соответствие события и даты.
Событие | № | Дата |
1.776.г.д.н.э. | 1.Пелопонесская война | |
2.490 г.д.н.э | 2.Греко- персидские войны | |
3.500-449 г.д.н.э | 3. Начало проведения олимпийских игр. | |
4.ок. 490-429г. до н. э. | 4.Битва при Марафоне | |
5. 431-404 г. до н. э. | 5 Правление Солона | |
6.около 1260 г. до н. э. | 6.Сражение при Фермопилах | |
7.338 г. до н. э. | 7.Правление Перикла | |
8.480 до н. э. | 8.Битва при Херонее. | |
9. 635-559 до н. э. | 9.Троянская война |
X. Отметьте памятники архитектуры Древнего Рима:Парфенон, Пантеон, зиккурат, пирамида Хеопса, термы Диоклетиана, амфитеатр Флавиев, Аппиева дорога, Колизей, собор Святого Петра, храм Покрова на Нерли. Из чего они были построены? Особенности строительной техники.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
XI. Приведите в соответствие события и даты.
Событие | № | Дата |
1.753 Г.Д.Н.Э. | 1.УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ | |
2.216 Г.Д.Н.Э. | 2.Первая Пуническая война | |
3.49-44 Г.Д.Н.Э. | 3.Падение Римской империи | |
4.476 | 4 Восстание Спартака | |
5.73-71509 Г.Д.Н.Э. | 5.Основание Рима | |
6.509 Г.Д.Н.Э. | 6.бива при Каннах | |
7.264-241 Г.Д.Н.Э. | 7.диктатура Цезаря |
XII. Заполните таблицу.
Религии | Основные идеи |
Зороастризм | |
Буддизм | |
Конфуцианство | |
Иудаизм | |
Христианство |
X III. Сравните характеристики античного рабства, принадлежащие греческому философу Аристотелю и римским юристам Гаю и Ульпиану. О каких особенностях отношения к рабству в античности они свидетельствуют? Определите статус раба в римском праве.
1.«Одни естественно являются свободными, а другие — естественно рабами, и... по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо» (Аристотель).
2.«Рабы суть вещи» (Ульпиан).
3.«Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободны, или рабы»; «Господа имеют над рабами право жизни и смерти...» (Гай).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------