Каналы сбыта (распределения) товаров
Выбирая канал сбыта, продавец решает, какие группы потребителей, через какие промежуточные ступени он будет снабжать.
Различают следующие уровни каналов сбыта (распределения).
· Канал сбыта нулевого уровня(производители реализуют товар напрямую конечным пользователям)
· Одноуровневый канал
· Двухуровневый канал
· Трехуровневый канал
При прямом сбыте товар направляется непосредственно потребителю.
При непрямом сбыте в этот процесс включается торговля. Большинство Российских производителей продают продукцию конечным пользователям не напрямую, а обращаясь к услугам различного рода посредников, доставляют их по одному или нескольким каналам сбыта. Производственные предприятия прибегают к услугам посредников в следующих случаях:
· когда испытывают нехватку денежных средств на осуществление торговых операций,
· когда проведение маркетинговых мероприятий затруднено или невозможно,
· когда им это выгодно.
Работа посредника сводится к использованию своего опыта и возможностей по активной продаже товаров целевым покупателям.
К наиболее важным функциям посредников относятся:
· распространение информации,
· продвижение товара,
· ведение переговоров,
· совершение заказов,
· финансирование,
· принятие риска,
· физические перемещения товаров,
· оплата и передача титула собственности.
Основная цель управления каналом распределения - долгосрочное партнерство, гарантирующее прибыль всем его участникам.
Как правило, предприятия имеют при выборе канала сбыта типовые альтернативы. Примеры
I. Для распределения обуви можно применять схемы:
1) розничная торговля
2) оптовая торговля – розничная торговля
3) региональный сбытовой филиал - конечные потребители.
II. Для распределения марочных товаров лучше работают такие схемы, как
1) торговые представители - розничная торговля
2) комиссионеры - розничная торговля
III. Для инвестиционных товаров:
1) члены руководства предприятия - конечные потребители
2) региональный сбытовой филиал - конечные потребители
IV. Для распределения автомобилей на новом рынке сбыта более приемлема схема: региональный сбытовой филиал - конечные потребители
Организуя продажи, менеджеры предприятия делают также выбор типа распределения:
· эксклюзивное,
· селективное
· или интенсивное
и четко оговорить условия работы и виды ответственности каждого участника канала.
Периодически производится оценка деятельности участников канала, проверка их соответствия согласованным требованиям. При изменении рыночных условий вносятся изменения в соглашения между поставщиком и посредниками.