Организация лицензионной торговли

Существует три основных вида лицензий: простая, исключитель­ная и полная.

При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет произ­водимой продукции, потребность в которой настолько велика, что наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.

При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставля­ются исключительные права на использование объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может предо­ставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может само­стоятельно использовать объект лицензии или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Для исключительных лицензий характерно максималь­ное сужение территории, на которой могут использоваться преду­смотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике.

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

Продажа лицензий осуществляется посредством заключения ли­цензионного соглашения.

Лицензионное соглашение — это договор, по которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное возна­граждение. При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром, а лицензиат получает право на его использование при конкретных условиях в течение определен­ного срока.

Заключению лицензионного договора предшествует сложная под­готовительная работа, так как потенциальный покупатель предъяв­ляет особые требования к объекту лицензии, а продавец — к потенциальному покупателю.

Основными требованиями, предъявляемыми к объекту лицензии, являются:

· высокий технический уровень.

Мировой рынок в настоящее время достаточно освоен и насы­щен товарной продукцией, поэтому на успех могут рассчитывать только те продавцы, которые предлагают новшества, обеспечиваю­щие лицензиату значительные экономические выгоды, несмотря на расходы по покупке и освоению лицензии;

· промышленное освоение.

Покупатель приобретает новые технологии, не желая тратить время и средства на собственные разработки, поэтому он хочет убедиться в том, что технологий отработана. По условиям большинства лицен­зионных соглашений лицензиату поставляются образцы продукции, изготовленные на предприятиях лицензиара, а также оказывается техническая помощь для более быстрого освоения технологии.

В ряде случаев при проведении переговоров о продаже лицензии лицензиат не располагает достоверными данными о возможной эффективности объекта лицензии. Подобная ситуация особенно характерна при передаче ноу-хау: лицензиар до заключения согла­шения не желает раскрывать сущность ноу-хау, а лицензиат — покупать «кота в мешке». В этом случае партнеры заключают так называемое опционное соглашение, в соответствии с которым лицензиат получает на условиях конфиденциальности доступ к ноу-хау и преимущест­венное право на покупку лицензии в течение установленного срока, если подтвердятся данные об эффективности объекта лицензии.

Однако в последнее время наметилась тенденция к сокращению цикла жизни товаров, поэтому начали продавать так называемые «сырые» технологии, являющиеся либо результатами НИОКР, которые не вписываются в производственную программу компаний, либо результатами деятельности научных лабораторий, которым необхо­димы средства на дальнейшие исследования;

· патентная защита объекта.

Чем больше патентов защищают объект лицензии и чем надежнее защита, тем выше ценность лицензии. Однако в различных отраслях роль патентов неоднозначна. Как правило, они имеют большое зна­чение в отраслях, продукция которых легко копируется, например в фармацевтической промышленности. Там же, где копирование про­дукции затруднено, чрезмерные затраты на патентование нецелесо­образны. Не патентуются также технические решения, обеспечива­ющие преимущества продукции, сущность которых не может быть раскрыта при ее анализе;

· «технологический пакет» лицензии, т.е. комплекс элементов, обеспечивающих привлекательность объекта лицензии для потре­бителя: ноу-хау, поставка оборудования, комплектующих, запас­ных частей, исходного сырья, полуфабрикатов, а также техничес­кую помощь, обучение персонала и др., т.е. все то, что может ускорить освоение технологии и наладить эффективное произ­водство.

В лицензионной торговле имеется определенный риск, поскольку во многих странах очень сложно осуществлять контроль за передава­емыми техническими разработками, и прежде всего за погашением платежей за лицензии. Иногда продажа лицензии может привести к тому, что лицензиат становится конкурентом лицензиара на рынках третьих стран.

Срок освоения производства по лицензии занимает несколько лет, а в результате изменения рыночной конъюнктуры за это время могут резко снизиться конкурентоспособность товара и спрос на него, поэтому от предприимчивости лицензиата и его коммерческой ак­тивности зависят объем и сроки лицензионных поступлений. В связи с этим необходима тщательная проверка сведений о потенциальном партнере (его правовое и финансовое положение, место на рынке, научно-технический уровень производства, перспективы раз­вития и т.д.).

В США при выборе лицензиата принято анализировать много­численные данные, характеризующие потенциального покупателя:

· правовое положение фирмы и ее репутацию в деловом мире;

· финансовое положение;

· коммерческую деятельность фирмы;

· НИОКР и производство;

· сбытовые возможности;

· информационное обеспечение;

· прочие вопросы.

Важнейшим требованием к потенциальному лицензиату является то, что он должен иметь возможность осваивать новую технологию и организовать рентабельное производство.

При сборе информации используются различные источники: фир­менные справочники, публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, а также периодической прессы, справки банков.

После проведения переговоров заключается лицензионный дого­вор, который имеет определенную структуру, хотя каждое соглаше­ние является сугубо индивидуальным вследствие различий предме­тов соглашений, позиций партнеров и др.

Лицензионный договор обычно состоит из следующих разделов:

1. Преамбула.

Содержит сведения о партнерах, их наименовании и юридичес­кие адреса.

2. Определения.

Даются определения понятий, использованных в соглашении, с целью исключения их неодинакового толкования. Как правило, оп­ределяются следующие термины:

способ (технологический процесс);

продукция по лицензии;

специальная продукция, которая не попадает под определение продукции по лицензии;

техническая документация, необходимая для производства про­дукции по лицензии;

оборудование, используемое для осуществления технологическо­го процесса, изготовления продукции;

комплектующие изделия;

патенты (принадлежащие лицензиару патенты и патентные заявки);

ноу-хау, необходимые и достаточные для освоения лицензии;

территория (зона исключительного и неисключительного права, зона экспорта);

начало коммерческого производства (дата изготовления первого образца или выпуска первой серийной партии продукции по лицен­зии);

отчетный период (период деятельности лицензиата по выполне­нию условий лицензионного соглашения);

продажная цена (цена продукции по лицензии).

3. Предмет соглашения.

Указываются полное название предмета соглашения и название лицензии по объему передаваемых прав (полная, исключительная, простая), а также номера патентов. Определяется объем передавае­мых прав и оговариваются условия предоставления сублицензии третьим лицам.

Если при полной лицензии лицензиату предоставляются все пра­ва без ограничений, то при исключительной и простой лицензии в условиях соглашения вводятся те или иные ограничения: террито­рии, срока действия сферы использования, объема производства и реализации продукции, в части приобретения лицензиатом обору­дования, комплектующих изделий, сырья, материалов, цены про­дукции по лицензии.

Сублицензия может предоставляться третьим лицам лицензиатом, купившим полную или исключительную лицензию, если в лицензи­онном договоре специально оговорена эта возможность. Обычно по объему права сублицензия соответствует простой лицензии. Возна­граждение за сублицензию распределяется между лицензиатом и ли­цензиаром.

4. Техническая документация.

Оговариваются сроки представления технической документации для производства продукции по лицензии и требования, которым она должна соответствовать. Перечень технической документации приводится в приложении к соглашению.

5. Территория действия соглашения.

Определяются территориальные границы действия лицензионно­го соглашения, указываются страны, где лицензиат получает право производить и продавать продукцию по лицензии.

6. Гарантия и ответственность.

Определяются гарантии и ответственность сторон по патентно-правовым, техническим и производственным вопросам, вопросам взаимоотношения сторон.

7. Платежи.

Указываются размер лицензионного вознаграждения и условия его оплаты. Оплата технической помощи и поставок оборудования мо­жет быть осуществлена отдельно.

8. Усовершенствования, новые патенты.

Указываются обязательства сторон, касающиеся порядка обмена усовершенствованиями. Обмен может быть совершен как безвозме­здно, так и за плату.

9. Техническая помощь.

Определяются условия и объем оказания технической помощи.

10. Сборы и налоги.

Оговариваются вопросы уплаты сборов и налогов, связанные с заключением и выполнением условий соглашения, а также с обме­ном валюты и переводом платежей на счет лицензиара.

11. Информация и отчетность.

Этот раздел включается в договор в случае, когда вознаграждение выплачивается в виде роялти, оговариваются сроки и условия пред­ставления бухгалтерских данных о произведенной, проданной и использованной продукции по лицензии, сведения о ценах.

12. Обеспечение конфиденциальности.

Фиксируются обязательства по сохранению конфиденциальности получаемых от партнера сведений различного характера. Это осо­бенно важно в случае, когда предмет лицензии содержит ноу-хау.

13. Разрешение споров.

Прежде всего указывается, что при возникновении споров долж­ны быть приняты все меры к мирному урегулированию разногласий. Определяется порядок рассмотрения споров с привлечением арбит­ража.

14. Условия вступления соглашения в силу и порядок прекраще­ния его действия.

Указываются срок действия, условия вступления соглашения в силу, порядок расторжения соглашения, последствия окончания срока действия или досрочного прекращения действия.

15. Прочие условия.

В заключительном разделе оговаривается, право какой стороны будет использовано при рассмотрении не полностью урегулирован­ных данным соглашением вопросов. Указывается возможность переуступки прав, перехода прав при реорганизации одной из сторон.

Одним из наиболее сложных вопросов при продаже лицензии является определение цены лицензии. Цена лицензии — это своего рода баланс между интересами продавца и покупателя. Лицензиар стремится получить максимально возможную цену. В свою очередь лицензиат, приобретая лицензию, рассчитывает получить прибыль от будущей продажи товаров с учетом всех затрат на приобретение лицензии (цена лицензии, расходы по освоению производства, сбы­ту, рекламе и т.д.).

Реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации лицензионного объекта. Цена же лицензии определяется расчетным путем с учетом ряда факторов:

· вероятная прибыль, которую может получить лицензиат в про­цессе эксплуатации лицензии.

Источником цены при продаже технологии становится не вся прибыль, полученная от применения нововведения, а только та ее часть, которую присваивает лицензиат (получатель).

Избыточная прибыль лицензиата — это максимально возможная цена на технологию. Однако лицензиат не заинтересован применять новую технологию, если это не обеспечит ему прибыль выше нор­мальной, которую он сможет получить при старой технологии. По­этому нормальная прибыль при производстве данной продукции является минимальной ценой технологии.

По экспертным оценкам, в среднем 25% сверхприбыли от исполь­зования приобретенной технологии лицензиат перечисляет лицен­зиару. То, что лицензиат получает большую долю этой дополнитель­ной прибыли (около 75%), считается справедливым, так как он несет основные издержки и весь риск от применения нововведения. Такое соотношение является усредненным, однако этот принцип участия в доле получаемой от применения новой технологии прибыли считается основополагающим в ценообразовании на рынках техно­логий;

· затраты на создание технологии (расходы на НИОКР и осво­ение производства).

Эти затраты служат как бы отправной точкой для установления цены продаваемой технологии. Причем цена может быть значительно ниже издержек, поскольку технология создается, как правило, не специально для продажи, а для производства на ее основе продук­ции, продажа которой и позволяет возместить затраты на создание технологии. Обычно лицензиары стремятся возместить путем про­дажи технологии до половины своих затрат на ее разработку;

· упущенная выгода (opportunity cost), т.е. потери, связанные с не­получением прибыли от самостоятельного применения технологии.

Упущенная выгода достигает наибольших размеров, если ее соб­ственник обладает абсолютной монополией на техническое ново­введение, не имеющее аналогов. Обычно на рынке можно встретить несколько поставщиков взаимозаменяемой технологии, конкуриру­ющих между собой. Упущенная выгода и цена в этом случае бывают не очень большими.

Упущенную выгоду рассчитать количественно очень сложно, так как для этого необходимо располагать достаточно полной информа­цией о потенциале рынка лицензиата. Лицензиар должен иметь ре­альную возможность самостоятельно использовать технологию на рынке. Если такой возможности нет (отсутствуют производственные мощности, невозможно проникнуть на данный рынок и т.д.), то упу­щенная выгода не возникает;

· издержки, возникшие при передаче технологии. Они обычно касаются так называемых неформализованных зна­ний, которые нигде не фиксируются, а хранятся в памяти работни­ка. У многих американских МНК эти затраты составляют от 2 до-60% общих издержек при создании новых производственных мощ­ностей за границей, а в среднем они достигают 20% совокупных издержек и включают главным образом расходы на командирование специалистов для практического ознакомления и обучения исполь­зования новой техникой, оказание технологической помощи, про­ведение пусконаладочных работ;

· цены на аналогичные технологии у конкурентов;

· потенциальные издержки от самостоятельной разработки тех­нологии покупателем;

· издержки, связанные с нарушением патентных прав и прав ин­теллектуальной собственности.

В этом случае компания должна скопировать новшество по при­обретенному образцу и запустить его в производство без какой-либо помощи лицензиара и быть готовой противостоять судебному преследованию как на своем рынке, так и на рынках третьих стран, если товар будет экспортироваться. Лицензиар при этом оценивает сте­пень надежности защиты своих прав.

Итак, формирование цены на технологию — это процесс взаимо­действия продавцов и покупателей, которые занимают на рынке раз­личное положение, располагают неодинаковым научно-техническим, производственным, финансовым и коммерческим потенциалом, т.е. все определяется соотношением сил партнеров. Как считают неко­торые эксперты, не существует заниженных или завышенных цен на технологию, а есть цена, на которую согласны оба партнера.

Лицензионные платежи (цена лицензии) подразделяются на пе­риодические (роялти)* и единовременные (паушальные).

Роялти возникли в средневековой Англии как арендные платежи королю за отданные в концессию угольные копи. С тех пор рента за пользование природ­ными, а затем и интеллектуальными ресурсами называется роялти.

Периодические платежи (роялти) — это отчисления от дохода по­купателя в течение периода действия соглашения, т.е. размер возна­граждения» зависящий от экономического эффекта использования лицензии.

Цена лицензии в этом случае определяется по формуле:

Организация лицензионной торговли - student2.ru ,

где Vi— объем выпуска продукции в i-м году;

Z i— цена единицы продукции в i-м году;

Рi — размер роялти в i-м году;

Т - расчетный срок действия соглашения (без учета срока ос­воения лицензии).

При периодических платежах доля лицензиара в прибыли лицен­зиата определяется размером отчислений от стоимости единицы про­дукции, произведенной по лицензии. Периодические платежи лицензиат выплачивает лицензиару ежегодно в течение действия ли­цензионного соглашения, начиная с момента выпуска готовой про­дукции. В отличие от паушального платежа при периодических отчислениях лицензиар может полностью получить причитавшуюся ему долю прибыли. Доля прибыли варьирует в зависимости от вида ли­цензии: 10% при простой лицензии, 20% при исключительной лицензии, 30—35% При полной лицензии.

Сведения о сумме прибыли и объемах продаж содержатся в фи­нансовых отчетах фирм, которые публикуются и, следовательно, могут контролироваться лицензиаром.

Периодическая форма платежей используется в 90% лицензион­ных соглашений.

В связи с возможностью изменения конъюнктуры товарного рынка или условий производства в течение срока действия лицензионного соглашения иногда используют дифференцированные ставки роял­ти. Это зависит от колебаний мировых цен, изменений объемов производства и т.д. Дифференциация ставок применяется в целях стимулирования лицензиата к расширению объема производства путем снижения процента отчислений.

Единовременные (паушальные) платежи не связаны по времени с использованием лицензии, а устанавливаются заранее на основании экспертных оценок. Паушальный платеж является твердо зафикси­рованной в лицензионном соглашении суммой вознаграждения, осуществляемого единовременно и не зависящего от объема произ­водства или сбыта лицензионной продукции. Он определяется на основе расчетной прибыли и представляет собой среднюю сумму роялти, которые лицензиар ожидает получить за весь срок действия лицензионного соглашения без учета колебаний цен на рынке. Пау­шальные платежи могут быть осуществлены путем передачи части ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической до­кументации. При передаче части ценных бумаг лицензиата (акций, облигаций) лицензиар стремится установить контроль над производ­ственной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар полу­чает от 5 до 20% акций, а иногда и больше. Встречная передача технической документации используется при перекрестном лицен­зировании и предполагает взаимный обмен лицензиями, технологи­ческими знаниями и опытом.

Паушальная форма платежей применяется чаще всего в случаях, когда лицензиар не имеет возможности контролировать деятельность партнера по лицензионному соглашению, т.е. не может проверить его фактическую прибыль. Паушальный платеж может выплачивать­ся по частям в определенный срок. При паушальной форме не воз­никает риск в случае срыва производства, однако размер платежа, как правило, всегда меньше платежей в форме роялти.

На практике нередко используются комбинированные платежи, т. е. когда единовременные платежи сочетаются с периодическими от­числениями. Единовременный первоначальный платеж выплачива­ется обычно до коммерческого использования объекта лицензии и позволяет лицензиару компенсировать затраты на НИОКР и подго­товку лицензионного предложения.

На случай неудачной эксплуатации объекта лицензии иногда в соглашениях предусматриваются минимальные гарантированные платежи в зафиксированном размере независимо от состояния производства и сбыта продукции. При минимальном гарантированном платеже для лицензиара снижается степень риска неполучения воз­награждения за лицензию.

Широко применяются лицензионные платежи на компенсацион­ной основе. В этом случае выплата лицензионного вознаграждения производится в форме поставки продукции, произведенной по лицензии. Часто используют обмен эквивалентными лицензиями, т.е. перекрестными. В последнее время формой лицензионного воз­награждения является также предоставление лицензиару доли акций компании, купившей лицензию.

Международное регулирование

Охрана прав на изобретения, промышленные образцы и товар­ные знаки — предмет активного международного регулирования. Основным международным, соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов рати­фицирован страной. Участники Конвенции образуют так называе­мый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз).

Парижская конвенция ставит своей целью предоставление более льготных условий для патентования изобретений, промышленных об­разцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международ­ного промышленного образца и международного товарного знака.

Основными положениями Конвенции являются:

· принцип национального режима;

· право конвенционального приоритета;

· принцип предотвращения злоупотреблений, связанных с осу­ществлением исключительного права, предоставляемого патентом. Принцип национального режима предусматривает предоставле­ние гражданам и фирмам любой страны-участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет пре­доставляться в будущем гражданам этой страны и фирмам законодательством данного государства. Охрана предоставляется также граж­данам государств, не входящих в Парижский союз, если они посто­янно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои предприятия.

Право конвенционального приоритета означает, что заявка, по­данная в стране — участнице Конвенции, обладает приоритетом в течение года с момента подачи заявки в первой стране. Это положе­ние наиболее часто применяется на практике и имеет особое значе­ние, поскольку при патентовании изобретения за границей вопрос о его новизне осложняется тем, что изобретение, запатентованное в одном государстве, уже не является новым и, следовательно, непа­тентоспособно в другой стране. Страна, обладающая правом кон­венционального приоритета, может запатентовать изобретение од­новременно в ряде государств.

Это право дает также преимущество при патентовании изобрете­ний за границей: срок приоритета для патентования изобретений со­ставляет один год, т.е. заявка может быть подана через 10—11 меся­цев после подачи заявки в своей стране. За это время заявитель может определить экономическую целесообразность патентования изобретения за границей, т.е. выявить коммерческие возможности использования изобретения и тем самым решить вопрос о том, оп­равдаются ли расходы по получению патента за границей.

Согласно принципу предотвращения возможных злоупотребле­ний, связанных с осуществлением исключительного права, предо­ставляемого патентом, патентообладатель, получив патент на изобретение в какой-либо стране и обладая исключительным правом, может сам не использовать и не разрешать другим применять это изобретение. Парижская конвенция предусматривает, что в этих случаях выдаются принудительные лицензии на условиях, предусмот­ренных Конвенцией. Если выдача таких лицензий окажется недо­статочной мерой для предотвращения злоупотреблении, может быть поставлен вопрос о лишении прав на патент.

Парижская конвенция регулирует также охрану за границей про­мышленных образцов и товарных знаков. Срок приоритета для патентования промышленных образцов и товарных знаков состав­ляет 6 месяцев.

Ряд стран — участниц Парижской конвенции подписали в 1891 г. Мадридскую конвенцию о международной регистрации товарных знаков, в соответствии с которой в Международное бюро в Женеве должна подаваться заявка на товарный знак, которая направляется в соответствующие ведомства стран-участниц. Если отказа не после­довало, то международная регистрация обеспечивает охрану товар­ного знака во всех странах-участницах. В 1973 г. в Вене был подпи­сан более широкий Договор о регистрации товарных знаков.

В 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной ко­операции, который предусматривает возможность составления и подачи в национальное ведомство международной заявки в тех слу­чаях, когда заявитель желает обеспечить охрану изобретения в не­скольких странах.

Существуют также и региональные соглашения, регулирующие охрану промышленной собственности. В 1973 г. на конференции в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране —участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории ЕС (в соответствии с Люксембургской конвенцией 1975 г.) — как патент Сообщества.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЕПО)

Европейская патентная организация (European Patent Organization, ЕРО) была создана на основе Конвенции о выдаче европейских па­тентов, подписанной в 1973 г. и ратифицированной в 1977 г.

Местонахождение — Мюнхен (Германия); отделение — в Гааге (Ни­дерланды); бюро — в Вене (Австрия) и Берлине (Германия).

Европейская патентная система основана на активном сотрудни­честве Европейского патентного ведомства с национальными ведом­ствами договаривающихся государств и предполагает согласование национального патентного права с Конвенцией о выдаче европей­ских патентов.

Европейский патент предоставляет его владельцу патентную за­щиту сроком на 20 лет, так же как и национальный патент, в неко­торых либо во всех договаривающихся государствах.

Европейские патенты могут выдаваться согласно международной заявке, поданной в соответствии с Договором о патентной коопера­ции. Подписанное в 1989 г. 12 государствами — членами Европей­ского сообщества соглашение о патентах Сообщества до сих пор не ратифицировано.

Европейская патентная организация с 1993 г. заключает с госу­дарствами — нечленами ЕПО договоры о распространении действия европейских патентов на их государственной территории при усло­вии, что эти страны имеют собственное патентное ведомство и при­няли закон об охране интеллектуальной собственности. Выданные при таких условиях патенты предоставляют в этих странах такую же защиту, как и европейские патенты ЕПО.

Основными целями ЕПО являются:

выдача европейских патентов;

расширение сотрудничества между европейскими государствами в области охраны изобретений;

усиление патентной защиты благодаря единой процедуре выдачи патентов.

ЕПО имеет следующую структуру:

Европейское патентное ведомство (ЕПВ);

административный совет.

Европейское патентное ведомство выполняет основную задачу ЕПО — выдает европейские патенты.

ЕПВ возглавляет президент, ответственный перед административ­ным советом. Он принимает все необходимые для деятельности ЕПВ меры, включая публикацию сообщений для общественности, распределяет задания между ЕПВ в Мюнхене и отделением в Гааге, если это не определено в Конвенции о выдаче европейских патентов, подготавливает проект бюджета, предоставляет административному совету отчет о деятельности ЕПВ и имеет право делегировать свои полномочия другим органам и лицам. ЕПВ разделено на пять гене­ральных дирекций (поиск, экспертиза, жалобы, международное пра­во, администрация), каждую из которых возглавляет вице-президент.

Административный совет — законодательный орган, состоит из представителей договаривающихся государств и их заместителей. К работе могут привлекаться также советники и эксперты. Административный совет собирается раз в год, он может быть также созван в любой момент по требованию президента или трети договаривающихся государств. Он утверждает бюджет, а также вправе изменять сроки, предусмотренные Конвенцией о выдаче европейских патентов, и вносить изменения в регламент ее реализации, статус служащих, регламент сбора пошлин и др.

ЕПО финансируется за счет взносов договаривающихся государств и собственных средств (процедурные сборы и 50% сборов, полагаю­щихся национальным ведомствам за европейские патенты).

До выдачи патента проходит немного более трех лет (регламен­том предусматривается соблюдение определенных сроков).

Процесс оформления патента включает три фазы:

1) Гаага, Берлин: подача заявки, ее формальная проверка, патент­ный поиск, публикация заявки и результатов патентного поиска;

2) Мюнхен: содержательная экспертиза — выдача или отказ в вы­даче патента;

3) Мюнхен: возражение третьей стороны против выдачи патента, подача жалоб на решение первой инстанции, их проверка и вынесе­ние окончательного решения.

Принятая в 1988 г. европейская политика в области патентной информации, основанная на не ориентированном на получение при­были принципе за распространение информации, обеспечивает доступ к техническим знаниям, содержащимся в европейских па­тентных документах, прежде всего для широкой общественности и малых и средних предприятий, посредством информационной дея­тельности договаривающихся государств.

ЕПО тесно сотрудничает с Европейским Союзом и другими меж­дународными организациями. Всемирная организация интеллекту­альной собственности предпринимает усилия по унификации важнейших аспектов патентного права Европы, Японии и США. Целями трехстороннего сотрудничества ЕПВ, Японского патентно­го ведомства и Бюро патентов и товарных знаков США являются гармонизация различных аспектов патентного права и регулярное взаимодействие в ходе реализации проектов по автоматизации па­тентной информации и создания банков данных. ЕПВ развивает отношения со странами Центральной и Восточной Европы, предо­ставляет им техническую помощь. Патентные ведомства ряда этих стран имеют доступ к банкам данных ЕПО.

ЕПО содействует созданию и модернизации патентных систем в развивающихся странах (подготовка кадров и консультирование, предоставление экспертов и документации). Она координирует свои проекты с договаривающимися государствами, Всемирной органи­зацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и другими между­народными организациями.

ЕПВ предоставляет (частично за плату) тексты Конвенции о вы­даче европейских патентов, Руководства для заявителя и других документов, издает ежемесячный «Служебный вестник», еженедельный «Европейский патентный листок», ежегодный отчет, научные моно­графии, а также разнообразный информационный материал на многих языках. Европейская система патентной информации и доку­ментации (European Patent Information and Documentation System, EPIDOC) предлагает патентную информацию из более чем 50 стран (различные банки данных и CD/ROM). Международный центр патентной информации (International Patent Documentation Center, INPADOC) в Вене обеспечивает патентный поиск.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ВОИС)

Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) была основана в 1970 г. в ходе реализации Конвенции о создании Всемирной организа­ции интеллектуальной собственности, подписанной в Стокгольме в 1967 г. Истоки создания ВОИС восходят к Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.) и Бернской кон­венции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.). ВОИС в качестве специализированного учреждения входит в систему Организации Объединенных Наций.

Местонахождение — Женева (Швейцария). Интеллектуальная собственность охватывает две основные области:

· промышленную собственность, касающуюся прежде всего защиты прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и модели;

· авторские права, в основном на литературные, музыкальные,

художественные, фотографические, кинематографические и аудиовизуальные произведения.

ВОИС управляет объединениями (союзами) государств и догово­рами:

в области охраны промышленной собственности:

Парижский союз (Парижская конвенция по охране промышлен­ной собственности), 1883;

Мадридское соглашение (о борьбе с фальшивыми или вводящи­ми в заблуждение данными об источниках происхождения товара), 1883;

Мадридский союз (международная регистрация товарных знаков), 1891;

Гаагский союз (международное депонирование промышленных образцов или моделей), 1925;

Ниццкий союз (Международная классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков), 1957;

Лиссабонский союз (охрана данных о происхождении товара и их международная регистрация), 1958;

Локарнский союз (международная классификация промышлен­ных образцов или моделей), 1968;

Договор о патентной кооперации (международная подача и экс­пертиза заявок на изобретения), 1970;

Союз международной патентной классификации, 1971;

Венский союз (международная регистрация товарных знаков), 1973;

Будапештский союз (международное признание депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры), 1977;

Договор Найроби (о защите олимпийского символа), 1981;

в области авторского права и граничащих с ним областей права:

Бернский союз (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений), 1886;

Римская конвенция (о защите прав артистов-исполнителей, про­изводителей фонограмм и радиовещательных организаций), 1961;

Женевская конвенция (об охране интересов производителей фо­нограмм от незаконного воспроизведения их продукции), 1971;

Брюссельская конвенция (о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники), 1974;

другие:

Договор о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальных произведении), 1989.

Основными целями ВОИС являются:

охрана интеллектуальной собственности во всем мире посредст­вом сотрудничества между государствами и международными орга­низациями;

расширение административного сотрудничества между союзами в области интеллектуальной собственности;

ВОИС выполняет следующие функции:

заключение новых международных договоров и работа по совершенствованию национального законодательства в области поощрения охраны интеллектуальной собственности во всем мире;

предоставление технической помощи развивающимся странам;

сбор и распространение информации;

поддержка при одновременном получении прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы или модели в нескольких странах.

Членом ВОИС может стать любое гос<

Наши рекомендации