Европейское экономическое пространство(ЕЭП)
В результате подписания в 1992 г. государствами — членами ЕАСТ, ЕС и его государствами-членами Договора об образовании Европейского экономического пространства (European Economic Area, EEA) был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн. человек.
Швейцария, согласно итогам проведенного в 1992 г. референдума, не ратифицировала Договор, вступивший в силу в 1994 г.
В Договоре предусматриваются:
свободное движение товаров, услуг, капитала и людей;
сотрудничество в таких областях, как наука, образование, экологическая политика, социальная политика;
создание правовой системы, обеспечивающей реализацию общих правил и норм.
Договор дополняют:
двусторонние соглашения между государствами ЕАСТ и Европейским Союзом об импорте некоторых сельскохозяйственных продуктов;
двусторонние соглашения между Европейским Союзом и Норвегией и Исландией о свободной торговле рыбой.
Структура ЕЭП:
1. Совет как верховный орган принятия решений (члены Совета ЕС, члены Европейской комиссии, по одному представителю от каждого члена ЕАСТ).
2. Совместный комитет в качестве форума для обмена мнениями и информацией и в качестве органа для поиска и принятия решений (высокие должностные лица Комиссии и государств — членов ЕС и ЕАСТ).
3. Консультативный комитет (члены Экономического и социального комитета ЕС, члены Консультативного комитета ЕАСТ).
4. Совместный парламентский комитет.
Государства — члены ЕАСТ учредили:
Контрольное ведомство ЕАСТ (контроль за выполнением договаривающимися сторонами обязательств, взятых на себя согласно Договору о ЕЭП);
Суд ЕАСТ (совместный контроль с Европейским судом);
Постоянный комитет государств ЕАСТ (информация, консультации, подготовка заседаний Совместного комитета ЕЭП).
Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА)
В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне Венгрии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) образована субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, инициатором которой считается премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад.
В декабре 1992 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу 1 марта 1993 г.
Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям:
наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества;
членство в ВТО/ГАТТ;
наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран — участниц Соглашения.
С 1 января 1996 г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997 г. — Румыния, а с 1 января 1999 г. — Болгария.
Цель ЦЕФТА — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, позволяющий нивелировать некоторые проблемы, связанные с тем, что экономики стран — участниц ЦЕФТА скорее однотипны, чем взаимодополняемы, их рынки бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, дефицитны по сырьевым (в том числе и по энергетическим) ресурсам. Кроме того, страны — участницы ЦЕФТА имеют крупное отрицательное сальдо внешней торговли, большая часть которого приходится на страны ЕС *. Эти и другие экономические проблемы разрешаются не в рамках ЦЕФТА, а именно в проходящем в настоящее время процессе интеграции в ЕС. Предпринимаются также шаги по сближению законодательства стран ЦЕФТА с нормами Договора о Европейском экономическом пространстве.
* Захматов Н. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле//Внешняя торговля. 1997. № 1-3. С. 22.
Развитие ЦЕФТА обусловлено объективными трудностями и огромным стремлением стран-участниц интегрироваться в западноевропейские структуры. В этой связи не было принято предложение Словакии о создании институциональных органов Соглашения.
В то же время за период действия ЦЕФТА существенно ускорился процесс ликвидации барьеров во взаимной торговле стран-участниц по сравнению с первоначальными записями в Соглашении, что нашло формальное отражение в последующих дополнительных протоколах.
С 1 января 1997г. в рамках ЦЕФТА практически существует зона свободной торговли для большинства промышленных изделий, за исключением чувствительных товаров с более длительной тарифной защитой, постепенно ликвидируемой не позже 2002 г. Это относится прежде всего к странам — основателям ЦЕФТА, так как для товаров из стран, присоединившихся позже, степень защиты несколько шире. Особенно это касается Румынии и Болгарии, основной этап либерализации торговли с которыми начался с 1 января 1999 г. Например, Польша относит к чувствительным товарам продукцию автомобилестроения, а также нефтепродукты и некоторые стальные изделия.
Для сельскохозяйственных товаров ЦЕФТА предусматривает не создание зоны свободной торговли, а частичную и выборочную либерализацию, масштаб которой был расширен с 1 января 1996 г. в соответствии с Дополнительным протоколом № 3. В результате этого в начале 1999 г. тарифные преференции охватывали свыше 90% сельскохозяйственных товаров, часть которых реализовывалась беспошлинно в рамках общего списка «А», часть — по пониженной и общей для всех стран ставке (список «В»), а торговля товарами из списка «С» осуществлялась на основе двусторонних соглашений. Часть сельскохозяйственных товаров не была охвачена никакими преференциями.
Степень либерализации товарооборота сельскохозяйственных продуктов в рамках ЦЕФТА гораздо ниже, чем промышленных товаров.
Учитывая специфику сельскохозяйственных рынков, страны — участницы ЦЕФТА согласовали возможность применения в определенных ситуациях защитных средств для сельскохозяйственных товаров. Так, например, Польша в 1997 г. отменила тарифные преференции на крахмал и изделия из него для всех стран ЦЕФТА, а в 1998 г. преференции в импорте сахара из Чехии, кукурузы посевной и кормовой из Венгрии, кукурузы кормовой из Чехии и Словакии, а также томатной пасты из Чехии, Словакии и Венгрии. В 1998 г. Словения и Румыния также повысили таможенную пошлину на венгерскую пшеницу (Румыния еще и на пшенично-ржаную муку), а Чехия и Словения установили ее минимальный размер и т.д.
С момента последней встречи премьер-министров стран ЦЕФТА в Праге в 1998 г., на которой формально была приостановлена либерализация торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, условия торговли ими в рамках Соглашения значительно усложнились. Это объясняется тем, что в разных странах — участницах ЦЕФТА результат либерализации торговли сельскохозяйственными товарами был различным. Только Венгрия (благодаря развитой системе субсидий), а также Чехия имеют положительное сальдо торговли этими товарами, а остальные страны — дефицит. Кроме того, все страны ЦЕФТА были плохо подготовлены к этой либерализации, поскольку рынок предварительно не был изучен. Часто доходило просто до взаимной переброски излишков продовольствия. Не было никакой координации сельскохозяйственной политики. Это привело к необходимости создания подкомитета ЦЕФТА по вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией, который начал функционировать во второй половине 1999 г.
В то же время следует отметить, что в результате реализации Соглашения значительно восстановился и получил развитие взаимный товарообмен. Например, товарооборот Польши с государствами ЦЕФТА увеличился более чем в три раза.
При сотрудничестве в рамках ЦЕФТА основное внимание уделяется проблемам, связанным со взаимной торговлей. Несмотря на то, что такие сферы сотрудничества, как предоставление услуг и перемещение капитала, нашли официальное отражение в Познаньской декларации, принятой премьерами государств ЦЕФТА в ноябре 1994 г., реального сотрудничества в этих областях пока нет. Вопросы, связанные с этим, должны решаться на переговорах стран-участниц, так как проблематика основных экономических свобод (перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц) рассматривается в соглашениях об объединении между отдельными государствами ЦЕФТА и ЕС. Главной целью стран — участниц ЦЕФТА является членство в ЕС, что в свою очередь связано с процессами приспособления к его законодательству, поэтому необходимо учитывать эту проблематику во взаимных отношениях в рамках ЦЕФТА.
Литература
1. Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных страну/Внешняя торговля. 1996. № 4, 6.
2. Захматов И. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле//Внешняя торговля. 1997. №1-3.
3. Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.
4. European Economy. 1994. № 58.
Глава 7
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ
Общие тенденции развития внешней торговли России в конце 90-х гг. характеризовались исчерпанием возможностей экстенсивного роста объемов экспорта и импорта в условиях ухудшения мировой конъюнктуры (особенно падения цен на энергоносители) и на фоне последствий финансового кризиса в России, где в 1998 г. впервые за последние пять лет наблюдалось падение объемов внешнеторгового оборота по сравнению с предыдущим годом (табл. 7.1).
Таблица 7.1.
Внешняя торговля России в 1994-1998 гг*.
млн. дол. | %к предыдущему году | млн. дол. | %к предыдущему году | млн. дол. | %к предыдущему году | млн. дол. | % к предыдущему году | млн. дол. | %к предыдущему году | |
Оборот | 105523,0 | 10,8 | 126578,0 | 20,0 | 133867,0 | 5,8 | 140193,7 | 4,7 | 116615,7 | -16,8 |
Экспорт | 66862,0 | 13,0 | 79869,0 | 19,5 | 87629,0 | 9,7 | 86626,6 | -1,1 | 72537,5 | -16,3 |
Импорт | 38661,0 | 7,2 | 46709,0 | 20,8 | 46238,0 | -1,0 | 53567,1 | 15,9 | 44078, | -17,7 |
Сальдо | 28201,0 | 22,0 | 33160,0 | 17,6 | 41391,0 | 24,8 | 33059,5 | -20,1 | 28459,3 | -13,9 |
* Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и .перспективы. 1998. № 2.
1996 г. был последним удачным годом для российского экспорта благодаря высоким мировым ценам на нефть. В 1997-1998 гг. стоимостные объемы российского экспорта сокращались. В 1997 г. был отмечен стремительный рост импортных поставок на фоне незначительного увеличения ВВП, совокупного внутреннего спроса и реальных доходов населения в условиях стабильного валютного курса и реального удорожания рубля, снижения закупочных цен на внешних рынках. Степень насыщения импортной продукцией внутреннего рынка и особенно розничного товарооборота достигла предела. Импортная зависимость по некоторым позициям приблизилась к 100%. Это прежде всего относится к продукции так называемого замещающего ассортимента, которая фактически вытеснила аналогичные отечественные изделия из розничной торговли.
В 1998 г. произошло обострение традиционных «болезней» для российской внешней торговли. Россия в очередной раз, но в более тяжелой форме (ранее подобное наблюдалось в 1993—1994 гг.) столкнулась с явлением разоряющего экспорта, когда в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры любое усилие по увеличению поставок нефти в натуральном выражении ведет к дальнейшему снижению цен, а также к тому, что общая выручка, от экспорта не возрастает, а уменьшается. Так произошло с большинством российских сырьевых товаров.
В то же время за 90-е гг. структура российской внешней торговли практически не изменилась.
Структура внешней торговли
В целом структура экспорта включает примерно 4тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся наибольшие по стоимости объемы, ограничивается только 10 позициями, включая прежде всего нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, алмазы.
На долю топливно-энергетических ресурсов приходится около 45% общего объема экспорта, на черные и цветные металлы и изделия из них — 20%, на продукцию химической промышленности — 8—10%, на лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия — около 4%, на машины, оборудование и транспортные средства — около 10%.
Основными причинами относительно малой доли машин и оборудования в общем объеме экспорта являются снижение объемов их производства, низкая конкурентоспособность, нерешенность вопросов кредитования производства и поставок, отсталость производственной базы, длительные сроки освоения современных видов оборудования, а также нарушение кооперационныхсвязей из-за развала СЭВ и СССР, проблема неплатежей, отсутствие системы страхования и банковских гарантий. Россия экспортирует очень ограниченную номенклатуру машиностроительной продукции. Снизился даже прежде устойчивый и значительный по объему экспорт военной техники и вооружений. Если в 1989 г. доля СССР в мировом экспорте оружия составляла 37%, то в конце 90-х гг. доля России — менее 10%.
В импорте России основными статьями являются изделия машиностроения (около 35% совокупного импорта), а также продовольствие и сырье для его производства (около 25%). Удельный вес импортируемых химических продуктов составляет около 15%, изделий легкой промышленности — около 5 %.
Значительны объемы неофициального импорта по каналам так называемой неорганизованной торговли, особенно импорта потребительских товаров.
При рассмотрении географической структуры внешней торговли России обычно выделяется два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные страны (дальнее зарубежье).
На долю стран СНГ приходится около 1/4 всего объема внешнеторгового оборота России (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Внешняя торговля России по основным направлениям (%) *
1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | |
Экспорт | ||||||
Дальнее зарубежье | 74,8 | 79,3 | 82,1 | 82,0 | 80,8 | 81,3 |
СНГ | 25,2 | 20,7 | 17,9 | 18,0 | 19,6 | 18,7 |
Импорт | ||||||
Дальнее зарубежье | 74,4 | 73,3 | 70,9 | 68,8 | 73,5 | 74,4 |
СНГ | 25,6 | 26,7 | 29,1 | 31,2 | 26,5 | 25,6 |
* Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 1998. № 2.
Отношения со странами СНГ развиваются на трех уровнях:
· большинство стран СНГ выполняют обязательства в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и двусторонними соглашениями о свободной торговле;
· Россия, Беларусь, Казахстан и Киргизия заключили Соглашение о создании Таможенного союза, в соответствии с которым установлен единый порядок внешнеторгового регулирования;
· Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. Договор об образовании Сообщества двух суверенных государств. Основными партнерами в торговле России с ближним зарубежьем являются Украина, Беларусь, Казахстан и Узбекистан.
На долю сырьевых товаров в экспорте России с государствами СНГ приходится около 50%, а на долю машин и оборудования —около 17%.
Основные товары, импортируемые Россией из стран. СНГ, — продовольствие, продукция легкой промышленности и сырье для ее производства. На долю машин и оборудования в импорте России приходится около 18%. Прирост импорта в значительной степени обеспечивается за счет продовольственных товаров, алкогольных и безалкогольных напитков из Украины и Молдовы, зерновых культур из Казахстана и Украины, сахара из Украины. Увеличиваются также объемы импорта продукции черной металлургии.
Сдерживающими факторами торгово-экономических связей со странами Содружества являются рост их задолженности России вследствие дисбаланса в торговле, отсутствия надежных механизмов регулирования долга на межправительственном уровне, низкое качество производимых в странах СНГ товаров, наличие множественности курсовых паритетов национальных валют, отсутствие реальной (рыночной) взаимосвязанности между ними, неэффективность обслуживания взаимных расчетов национальными банковскими системами и др.
Торговые отношения России со странами дальнего зарубежья развиваются по нескольким региональным направлениям.
Прежде всего это европейский регион. Торговые отношения с европейскими странами развиваются по четырем субрегиональным направлениям *: Европейский Союз, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), страны Балтии, Балканский регион.
* Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг.// Внешняя торговля. 1996. № 9-11.
Отношения с Европейским Союзом рассматриваются как приоритетное направление внешней торговли и внешнеэкономической деятельности России в целом. ЕС является крупнейшим торговым партнером России (свыше 1/3 общего товарооборота и около 2/5 российского экспорта). Фирмы стран ЕС являются наиболее крупными инвесторами в экономику России.
В июне 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС), в котором определены условия сотрудничества и поэтапной экономической интеграции между Россией и ЕС, предусматривается создание в перспективе зоны свободной торговли товарами, а также обеспечение большей свободы трансграничной торговли услугами и движения капиталов. До вступления Соглашения о партнерстве в силу применялось Временное соглашение между Россией и ЕС о торговых и связанных с торговлей вопросах (с 1 февраля 1996 г.), содержащее «торговые» положения, которые не требовали ратификации.
Основным торговым партнером России является Германия (табл. 7.3).
Таблица 7.3
Основные торговые партнеры России в 1994 и 1998 гг. *
Экспорт | % | Импорт | % | Экспорт | % | Импорт | % | |
1. | Украина | 10,6 | Украина | 9,1 | Германия | 8,0 | Германия | 12,6 |
2. | Германия | 8,6 | Германия | 7,9 | Украина | 7,7 | Беларусь | 10,4 |
3. | Швейцария | 5,9 | США | 5,5 | США | 7,1 | США | 9,5 |
4. | Великобритания | 5,8 | Швейцария | 4,5 | Беларусь | 6,5 | Украина | 7,5 |
5. | США | 5,3 | Италия | 4,3 | Нидерланды | 5,6 | Казахстан | 4,3 |
6. | Беларусь | 4,9 | Китай | 4,3 | Италия | 4,5 | Италия | 4,2 |
7. | Китай | 4,5 | Нидерланды | 4,1 | Китай | 4,4 | Франция | 3,7 |
8. | Италия | 4.4 | Япония | 4,1 | Швейцария | 4,4 | Финляндия | 3,3 |
9. | Нидерланды | 3,7 | Великобритания | 3,9 | Великобритания | 4,2 | Великобритания | 2,8 |
10; | Япония | 3,6 | Беларусь | 3,8 | Япония | 3,1 | Польша | 2,8 |
* Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 1995/ ГТК. — М.: ГТК РФ, 1996; Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 1998. № 2.
Лидерство Германии обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио- и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и др.) при сравнительно низких оптовых ценах, а также территориальной близостью. Важными факторами активного развития российско-германской торговли являются связи между фирмами двух стран, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.
Страны Центральной и Восточной Европы занимают особое место во внешней торговле России, что объясняется их геополитическим положением, территориальной близостью, а также масштабами экономического сотрудничества в рамках СЭВ (в 1990 г. примерно 3/5 объема товарооборота СССР приходилось на СЭВ).
Во всех странах ЦВЕ за последние годы созданы демократические системы, активно проводятся рыночные реформы, ликвидированы основы централизованного планирования и государственного контроля, происходит переориентация внешнеторгового оборота в сторону индустриально развитых стран. В то же время попытки этих стран быстро переориентировать торговлю на Запад встретили там активное противодействие, что определило «новое открытие» российского рынка. С другой стороны, они активно включаются в экономические, политические и военные интеграционные процессы в Западной Европе, поэтому их можно рассматривать в качестве дополнительного связующего звена между Россией и Западной Европой.
Торговля со странами Восточной Европы в первой половине 90-х гг. характеризовалась сокращением их доли во внешнеторговом обороте России. С 1995 г. наблюдается тенденция к ускорению темпов развития торговли. В российском экспорте доминирующее значение имеют энергоресурсы, в импорте — продовольствие, химические товары, машинно-технические изделия. В 1995 г. была разработана «Концепция внешнеэкономических связей Российской Федерации со странами Восточной Европы на период до 2000 г. с учетом задач структурной перестройки экономики России».
Крупнейшим торговым партнером России в этом регионе является Польша. В структуре российского экспорта в Польшу преобладают сырьевые товары, импорта из Польши — продовольствие и сельскохозяйственные товары (около 40%), фармацевтические товары, косметика и товары народного потребления, машины и оборудование, строительные услуги.
Для торговых отношений со странами Балтии, а также. Балканского региона характерна их адаптация к новым политическим и экономическим условиям сотрудничества.
Среди неевропейских регионов особо важное значение для российской внешней торговли имеют США и Азиатско-тихоокеанский регион (АТР).
Для России необходимость расширения торговли со странами Азиатско-тихоокеанского региона определяется рядом факторов *:
* Давыдов О. Россия и Азиатско-тихоокеанский регион: перспективы торгово-экономического и интеграционного сотрудничества//Внешняя торговля. 1996. № 3. С. 5.
во-первых, АТР становится наиболее динамично развивающимся центром мировой экономики. В АТР также наблюдается начальная фаза интеграционных процессов государств, находящихся на разных этапах экономического развития, что создает благоприятные условия для интеграции России в экономику региона;
во-вторых, расширение экономического сотрудничества со странами АТР при определенных условиях может способствовать развитию Сибири и Дальнего Востока, облагораживанию структуры российского экспорта в результате участия в структурной перестройке экономики большинства стран региона, повышению эффективности российского импорта, поскольку качество азиатских товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по сравнению с Западной Европой ценах. Кроме того, в этом регионе предоставляются благоприятные возможности для экспорта комплектного оборудования, а накопление значительных валютных резервов в некоторых динамично развивающихся странах АТР потенциально способствует расширению их инвестиционной деятельности в России.
Двусторонние отношения России со странами АТР после периода спада имеют тенденцию к росту, их доля во внешнеторговом обороте составляет около 30%. Развиваются связи с АСЕАН, ведется подготовка к установлению отношений с НАФТА. Россия участвует в деятельности ЭСКАТО и является полноправным членом Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), Тихоокеанского экономического совета (ТЭС), Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).