Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС)

Договор об учреждении ЕврАзЭС был заключен в октябре 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Тад­жикистаном. 25 января 2006 г. на саммите ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге в Сообщество был принят Узбекистан.

Задачами объединения являются:

• завершение оформления в полном объеме режима свобод-­
ной торговли,

• формирование единых таможенных тарифов и единой сис­темы мер нетарифного регулирования,

• установление общих правил торговли товарами и услугами
и их доступа на внутренние рынки,

• выработка согласованной позиции государств — членов Со-
общества во взаимоотношениях с ВТО (Всемирной Торговой
Организацией) и другими международными экономическими
организациями,

• создание унифицированной системы таможенного регули­рования.

Основная цель ЕврАзЭС - создание единого экономическо­го пространства на территории шести указанных государств.

Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год - на уровне глав пра­вительств. Постоянно действующими органами ЕврАзЭС явля­ются: Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея,

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) - student2.ru Суд сообщества. По решению Межгосударственного совета в странах - членах Сообщества могут открываться представи­тельства Интеграционного комитета.

Союз Беларуси и России

Является наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ. Договор о создании союза был подписан в декабре 1999 г., которому предшествовало подписание:

• в 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе, к которому в
1995-1999 гг. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджи­кистан,

• в апреле 1996 г. Договора об образовании Сообщества Бе-
лоруссии и России,

• в апреле 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России.

В декабре 1999 г. был подписан договор о создании Союзно­го государства Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом сохранялся национальный суверенитет стран-участни­ков с одновременным формированием союзных государствен­ных органов и наднациональных органов управления. Россия и Беларусь остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных орга­низациях. Каждая из сторон сохраняет и свои обязательства и права по международным договорам.

Целями Союзного государства являются:

- формирование единого экономического пространства,

- осуществление единой социальной политики,

- проведение согласованной оборонной и внешней политики.

6.3. Европейский Союз: этапы эволюции, механизм функционирования

Европейский Союз образовался как европейское экономи­ческое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС; Европейс­кого сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора 1992 г. ЕЭС стало называться Европейским Союзом. В настоя­щее время ЕС представляет собой крупнейшее экономическое

и политическое интеграционное объединение, в состав кото­рого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. Это: Бель­гия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция -страны-родоначальницы ЕС; Великобритания, Ирландия и Да­ния, присоединившиеся к сообществу в 1973 г.; Греция, всту­пившая в Сообщество в 1981 г.; Испания и Португалия, име­ющие членство в Сообществе с 1986 г.; Финляндия, Швеция и Австрия, вошедшие в состав Сообщества в 1995 г.; Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр, вошедшие в состав ЕС в мае 2004 г.; Болгария и Румыния, вступившие в ЕС с 1 января 2007 г.

Одной из основных задач Маастрихтского договора явилось завершение экономической интеграции путем создания Эко­номического и валютного союза (ЭВС). При этом подчерки­валось, что ЭВС с единой для стран-участниц валютой (Евро) будет включать в свой состав только те страны, которые выпол­нят требования взаимной адаптации экономических систем. К таким требованиям относятся:

- дефицит государственного, бюджета вступающих в ЭВС
стран не должен превышать 3% ВВП,

- накопленный государственный долг не должен превышать
60% ВВП,

- уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступ­лению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на
1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран
ЕС, добившихся самой низкой инфляции,

- соблюдение, по крайней мере, в течение двух лет установ­ленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых меха­низмом валютных курсов Европейской валютной системы (стра-
ны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны девальвировать
по собственной инициативе курс национальной валюты по отно­шению к валюте любого другого государства - члена ЕС),

- долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их
уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране
не должны более чем на два процентных пункта отличаться от
среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС,
добившихся наибольшей стабильности этого показателя.

Сегодня 16 стран ЕС соответствуют вышеуказанным стан­дартам и имеют общую валюту - евро: Австрия, Бельгия, Гер-

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) - student2.ru мания, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция, Греция, Словения, Кипр, Мальта и Словакия.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и ва­лютный союз; политический союз.

Процесс начался 9 мая 1950 г. речью министра иностранных дел Франции Роберта Шумана, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Феде­ративной Республики Германии. Эта концепция была реализо­вана в 1951 г. Парижским Договором о создании Европейско­го сообщества угля и стали, членами которого стали: Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды.

В 1957 г. Римский Договор установил Европейское эконо­мическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание та­моженного союза и ломку внутренних торговых барьеров внут­ри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Этот этап характеризовался созданием зоны свободной торговли (1958-1966 гг.).

В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ (Европейского объединения угля и стали, Европейс­кого сообщества по атомной энергии, Европейского экономичес­кого сообщества), в результате чего была создана интеграцион­ная группировка — Европейское сообщество с такими основны­ми институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968-1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС.

В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. К этому же этапу относится и нача­ло интеграции в валютно-финансовой сфере. В 1972 г. было вве­дено совместное плавание валют некоторых стран - членов ЕС в определенных пределах (+2,25 - «валютная змея»), а с 1979 г. -начала функционировать европейская валютная система.

Следующий этап - создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Paper» о программе создания внут­реннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства.

Последним этапом в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 г. Это этап создания экономичес­кого союза (с 1993 г. по настоящее время).

Механизм функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и эле­менты национально-государственного регулирования. В качес­тве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в
год проводит сессии на уровне глав государств и правительств,
а также регулярно собирается на уровне различных министров
(иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства
и др.).

2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода
правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбур­
ге. Избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех
странах - членах ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпре­
тацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. Европейский социальный фонд ориентации и гарантиро­
вания сельского хозяйства (ФЕОГА), на который приходится
большая часть бюджета ЕС.

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемеще­
ние рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся
условиям в интеграционном пространстве.

7. Европейский фонд регионального развития, содействую­
щий структурной перестройке слабо индустриально развитых
или депрессивных регионов.

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе
долевого участия стран — членов ЕС в его основном капитале.
Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты
государственным структурам стран - членов ЕС.

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) - student2.ru Тема 7_________________________________

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

7. /. Платежный баланс: понятие, принципы составления.

7.2. Торговый баланс и его виды.

7.3. Макроэкономическое значение платежного баланса. Факто­
ры, влияющие на платежный баланс.

7.4. Регулирование и финансирование платежного баланса.

7.1. Платежный баланс: понятие, принципы составления

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС представляет собой соотношение между платежами, поступающими в данную страну из-за гра­ницы, и платежами, осуществленными ею за границей в тече­ние определенного периода времени. Он включает платежи по внешнеторговым операциям (торговый баланс), услугам (меж­дународные перевозки, страхование и пр.), неторговые опера­ции (содержание представительств, командировки специалис­тов, международный, туризм), платежи в виде процентов по кредитам и в виде доходов от капиталовложений.

В платежном балансе отражаются итоги внешнеэкономичес­кой деятельности страны. На основе платежного баланса можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять, «по средствам» ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономи­ческих связей, и др. Данные платежного баланса используются для составления национальных счетов и измерения объема на­ционального богатства.

Учет платежей по всем внешнеэкономическим операци­ям осуществляется в течение определенного периода времени (месяца, квартала, года). Он ведется в платежном балансе по принципу двойной бухгалтерии. Денежные средства, поступа­ющие в страну (например, от экспорта), приходуются в креди­товых статьях баланса (со знаком «плюс»); покидающие страну (допустим, использованные на оплату импорта иностранных товаров) — в дебетовых статьях (со знаком «минус»). Разность между суммарными итогами кредитовых и дебетовых статей есть сальдо платежного баланса. Эта разность может быть по­ложительной, если поступления превышают платежи и отри-

нательной - в противоположном варианте. В последнем случае страна имеет дефицит платежного баланса, последствиями которого являются: истощение валютных запасов страны; на­рушение равновесия между спросом и предложением на внут­реннем рынке; подрыв устойчивости национальной денежной единицы; сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД).

Платежный баланс имеет логически последовательную структуру, что позволяет производить региональные сравне­ния, изучать его взаимоотношения с запасами внешних активов и пассивов страны. Структура платежного баланса формирует­ся из стандартных компонентов, объединенных в две секции: текущий счет и капитальный счет.

В первой секции учитываются все операции между резиден­тами и нерезидентами, относящиеся к товарам, услугам, дохо­дам и трансфертам, а во второй секции отражаются операции, касающиеся изменений во владениях в зарубежных финансо­вых активах и пассивах.

Укрупненный состав стандартных компонентов (структура платежного баланса) следующий:

Наши рекомендации