Тема 10. Изучение торгового зала магазина
- Определение коэффициентов установочной и экспозиционной площади.
- Изучение последовательности размещения отделов и секций магазина.
- Построение планограммы стеллажей и прилавков однородной группы товаров.
- Анализ выкладки товаров на прилавках и стеллажах.
- Изучение совместного размещения товаров в торговом зале магазина.
- Анализ привлекательности товарного отдела в торговом зале магазина.
- Изучение атмосферы предприятия торговли.
Ответ:
В магазине «Гроздь» 300 применяется комбинированная планировка.
Для определения эффективности размещения оборудования на площади торгового зала применяют следующие показатели:
• коэффициент установочная площади - отношение суммарной площади для установки оборудования к общей площади торгового зала;
• коэффициент демонстрационной площади - отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала
Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т.п.), размещенными в торговом зале, а также площадь для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30 % всей площади торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:
Ку = Sy / Sт.з ,
где Ку - коэффициент установочной площади;
Sy - установочная площадь магазина, м2;
Sт.з. - площадь торгового зала, м2.
Ку= 150/620=0,24
Значение коэффициента установочной площади низкое 0,24 (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров. Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:
Кэксп = Sэксп / Sт.з,
где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
Sэксп - экспозиционная площадь магазина, м2 ;
Sтз - площадь торгового зала, м2.
Кэксп = 162/620=0,3
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7, а у нас получилось 0,3. Необходимо увеличить коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты.
Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя.
Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.
Рациональное размещение продукции способствует стимулированию покупательского потока и значительно экономит время обслуживания посетителей. Постоянные посетители быстро находят необходимый им товар, так как знают место его расположения. При этом можно облегчить труд сотрудников магазина, если в процессе пополнения товарных запасов наиболее популярных у потребителей продуктов использовать кратчайшие пути движения товаров со склада к этой зоне размещения.
Под выкладкой часто подразумевается сложный процесс, связанный с расположением и укладкой предлагаемого наименования продукта, чтобы он выигрышно был показан потребителю.
Различают несколько видов выкладки товаров: вертикальная, горизонтальная, навалом. Фронтальным способом. В магазине «Гроздь» № 300 применяется комбинация горизонтальной и вертикальной выкладки. Для групп товара, где ассортимент узок, предпочтительнее вертикальная выкладка; где он более широк, рекомендуется выкладка горизонтальная или комбинированная.
Основные принципы выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале :
Главными идеологическими принципами основной выкладки являются:
- обзор;
- доступность;
- опрятность;
- соответствующий вид товаров «переднего ряда»;
- заполненность полок;
- привлекательность упаковки;
- маркировка цены;
- определенное место на полке;
- постоянное восполнение запасов;
- правило распределения приоритетных мест.
Обзор. Товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к покупателю. Место на стеллажах распределяется так, чтобы привлечь внимание посетителей магазина, обеспечить быструю раскупаемость товара и повысить эффективность каждой полки. При уменьшении прибыли обзор товара на полке становится крайне важной характеристикой, повышающей продажи с квадратного метра.
Человеческий глаз может воспринять продукт, если рядом представлены как минимум 3-5 однотипных упаковок. Поэтому, какой бы ни была длина полки, товар должен стоять относительно свободно как на рисунке 1.
Рисунок 1- На полке в ряд должно быть выставлено несколько бутылок (пачек, упаковок) одного товара
Правило «лицом к покупателю». Товар, выставленный фронтально, должен быть расположен с учетом угла зрения покупателя. Основная информация на упаковке должна быть легко читаема и не закрываться ценниками или другими упаковками.
Рисунок 2- Вариант нарушения правила «Лицом к покупателю»
Если товар расположен неудачно, его все-таки найдут, но лишь при соблюдении следующих условий:
- покупателю очень нужен данный вид продукта;
- у покупателя уже сформировалось предпочтение относительно данной марки;
- он знает, как выглядит упаковка;
- у него достаточно времени на поиск;
- он может задать вопрос продавцу.
Вариантом нарушения правила «лицом к покупателю» является случай, когда ценником закрывается упаковка (вся или ее часть). Однако ценник не может заменить информацию, размещенную на упаковке товара. Он стандартизирован, а упаковка является носителем индивидуальности товара и содержит гораздо больше информации. Над ней трудились профессиональные дизайнеры и маркетологи, сделали ее носителем определенной идеи и образа. Поэтому если места для ценника не хватает, следует расположить лицом максимально возможное число упаковок, все остальные могут быть видны частично
Доступность. Легкий товар находится на верхних полках, а тяжелые - на нижних. Покупатель дважды подумает, прежде чем решится снять пятилитровый бочонок пива с верхней полки, как на рисунке 3 . Повреждения и поломки также случаются реже, если на верхней полке лежат изделия с небольшим весом.
Рисунок 3- Вариант нарушения правила «Доступность»
Опрятность. Полки, на которых размещается товар, надо регулярно мыть или пылесосить. Непривлекательный, запачканный или с изъянами товар должен удаляться с полок и уцениваться для ускорения его продажи. Этикетки на продаваемом товаре должны быть хорошо закреплены, а банки без этикеток должны быть идентифицированы, уценены и выставлены в другом месте (где товар выкладывается «навалом»).
Соответствующий вид товаров «переднего ряда». Количество товаров «переднего ряда» зависит от объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрого пополнения стеллажного запаса. Установленное для «переднего ряда» количество должно поддерживаться для контроля этого запаса и ускорения товарооборота. В течение дня следует несколько раз заполнять товарами первый ряд на полках.
Заполненность полок . Размещая товар в магазине, в первую очередь надо заботиться об удобстве покупателя. При посещении магазина он менее чем за полчаса выбирает от 30 до 40 видов товара из 10-15 тыс. предлагаемых магазином. Отсутствие нужного товара в продаже вызывает у покупателя раздражение и чувство недовольства . Если такая ситуация часто повторяется, посетитель перестает ходить в этот магазин.
Базовый принцип торговли по системе самообслуживания состоит в следующем: максимальные обороты можно делать только при полностью заполненных полках. Полочный товар должен быть показан в выигрышном виде; вокруг него должно быть свободное место, чтобы его можно было лучше рассмотреть.
Привлекательность упаковки. Посетители магазина самообслуживания тратят на покупку в среднем 25 мин. Это значит, что выбор нескольких продуктов из тысяч выставленных на стеллажах товаров происходит в быстром темпе. Поэтому необходимо учитывать привлекательность упаковки и общее зрительное впечатление от выкладки товаров. Продавец должен быть заинтересован в продаже фасованных товаров, привлекательность знакомой упаковки (обертки) которых обращает на себя внимание покупателей.
Маркировка цен. Маркировка цен непосредственно на товаре постепенно уходит в прошлое: общепринятыми становятся сканер и универсальный код цен. Однако там, где все еще используется маркировка, цены должны проставляться правильно, чтобы сохранить доверие покупателя. При изменении данных на ценнике необходимо обновлять маркировку на продаваемом товаре
Литература
Нормативная документация:
1. «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006
2. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» ФЗ-29 от 02.01.2005
3. «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006
4. «О техническом регулировании», № 184-ФЗ от 27.12.2002 с измен. и дополн.
5. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006
6. ГОСТ Р 51074-03 «Продукты пищевые. Информация для потребителей»
Основная литература:
1. Балаева С.И. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. Учебное пособие «Дашков и К», 2011 г.
2. Балаева С.И., Блиева М.В., ДзахмишеваИ.Ш., Алагирова Р.М. Товароведение и экспертиза швейных, трикотажных и текстильных товаров. Дашков и Ко, 2010 г.
3. Вилкова С.А. Экспертиза потребительских товаров. Учебник. Дашков и Ко, 2010 г.
4. Голубенко О.А. Новопавловская В.П. Носова Т.С. Товароведение непродовольственных товаров. Альфа-М, Инфра-М, 2011г.
5. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник-5-е изд., перер. И ДОП.-(«Профессиональное образование»). М-.; Форум, 496 с, 2010
6. Дзахмишева И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров. «Дашков и К», 2011 г.
7. Драмшева С.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М.:Экономика, 2010
Дополнительная литература:
8. Агбаш В.Л., Елизарова В.Ф. Товароведение непродовольственных товаров М.: Экономика, 1989 г.
9. Блекберн К. Микробиологическая порча пищевых продуктов. Пер. с англ. СПб: Профессия, 2008.
10. Гончарова В.Н. Товароведение пищевых продуктов. М.: Экономика, 2008
11. Горфункель И.И., Кононова В.С., Крайнюков В.Д., Товароведение мясных, рыбных, молочных и жировых товаров. - М.: Экономика, 1985.
12. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ