Тз в днях т одн. по организации

Планирование товарного обеспечения товарооборота.

Для обеспечения нормального развития товарооборота и создания оптимальных товарных запасов в организации должен составляться план товарного обеспечения 90

В (дни) = 80, 3 т.р. : 6, 2 т.р. = 13 дней

В (обороты) = 558 т.р. : 80, 3 т.р. = 7 оборотов

Пути ускорения товарооборачиваемости :

- активное воздействие на поставщика с целью завоза качественного товара по доступным ценам.

- изучение спроса покупателей

- своевременная ликвидация товарных запасов, не пользующихся спросом (уценка, распродажа, реклама)

- повышение квалификации работников и т.д.

Понятие товарных ресурсов и их значение.

Для выполнения своих функций торговые организации должны располагать достаточным количеством товарных ресурсов. Они необходимы для продажи товаров, бесперебойного развития товарооборота, формирования широкого ассортимента товаров, создания нормальных товарных запасов.

Товарные ресурсы – это совокупность товаров поступающих из разных источников: отечественное производство и сельское хозяйство, импорт, подсобные хозяйства при производственных и торговых организациях и др. В торговле товарные ресурсы формируются за счет товарных запасов на начало периода и поступления товаров за период.

Планирование оптового и розничного товарооборота.

При планировании товарооборота необходимо учитывать следующие факторы:

- материалы анализа товарооборота за предыдущие периоды;

- данные изучения спроса покупателей на различные товары;

- сезонные колебания в продаже отдельных товаров;

- денежные доходы населения;

- уровень развития производства в регионе.

Планирование товарооборота осуществляется экономико-статистическим методом, который имеет разные способы в зависимости от используемых данных.

1. Планирование товарооборота на основе показателя емкость рынка.

Емкость рынка – это возможный объем продажи товаров населению и организациям в течение месяца, квартала, года. Можно рассчитать емкость рынка страны, города, области и т.д.

ЕР = ПФ + СП + ПО,

где ЕР- емкость рынка

ПФ – покупательные фонды местного населения СП – спрос приезжего населения

ПО - покупки организаций

Основу емкости рынка составляют покупательные фонды населения. Покупательные фонды – часть денежных доходов населения, которые направляются на приобретение товаров. После расчета емкости рынка определяется товарооборот организации с учетом его доли в емкости рынка.

Планирование товарооборота на основе удельных весов товарных групп в общем объеме товарооборота.

Последовательность расчетов:

-определяется удельный вес товарооборота товарной группы (%) в общем объеме товарооборота отчетного периода

Уд. вес = Т товар. группы х 100

Т общий

-определяется удельный вестоварооборота товарной группы в плановом периоде

Уд. вес = Уд. вес в отчет. периоде +,- изменения удельного веса в план. периоде

- определяется плановый товарооборот по товарным группам

Т план. по товар. группе = Т общий план. х Уд. вес товар. группы план.

3. Планирование товарооборота на основеиндексов изменения показателей.

При этом способе расчетов планируется товарооборот по отдельным товарным группам, для чего применяются индексы изменения показателей численности населения, среднедушевого потребления данного товара и цен на товары.

Последовательность расчетов :

1. Определяется общий индекс товарооборота путем умножения индексов изменения численности населения, среднедушевого потребления и цены.

Например: численность населения уменьшилась на 2 %, среднедушевое потребление кондитерских товаров увеличилось на 3 %, цены выросли на 5 %.

Рассчитываются индексы этих показателей

J численности населения = (100 – 2) : 100 = 0, 98

J потребления в среднем на душу населения = (100+3) : 100 = 1, 03

J цены = (100 + 5) : 100 = 1,05

Определяется общий Jтоварооборота

J общ. = J числ. х J потреб. х J цен

Jобщ. = 0, 98 х 1, 03 х 1, 05 = 1,059. Это значит, что товарооборот в плановом периоде составит 105, 9 % по сравнению с отчетным.

2. Определяется плановый товарооборот

Т плановый = Т отчетный х Jобщ.

товарооборот отчетного периода составил 150т. р.

Т плановый = 150 т.р. х 1,059 = 158, 9т.р.

Определение оптимального размера товарных запасов.

Целью планирования товарных запасов является расчет оптимальный величины товарных запасов для данной организации, которая при наименьших затратах обеспечит бесперебойную продажу товаров. Плановая величина запасов называется нормативом (Н).

Товарные запасы планируются в днях и в сумме.

При планировании используется нормативный метод.

Последовательность планирования:

1. Расчет товарных запасов по товарным группам.

Сначала рассчитывается норма товарных запасов в днях по элементам.

Затем рассчитывается норматив товарных запасов в сумме по каждой товарной группе

НТЗ по = Т одн. по товар. х НТЗ в днях по товар.

Товар. группе группе группе

2. Расчет товарных запасов в целом по организации.

После расчета товарных запасов в днях и в сумме по каждой товарной группе необходимо определить товарные запасы в целом по организации.

Последовательность расчетов:– поступления товаров.

Поступление товаров рассчитывается как в целом по организации, так и по каждой товарной группе исходя из балансовой взаимосвязи между показателями товарооборота

П = Р + Зк + Еу + ПрВ - Зн

Поступление товаров в организации торговли осуществляются на основе договоров поставки или разовых сделок. Как правило, договор поставки предусматривает долговременные отношения.

В договоре поставки указываются период доставки товаров, их ассортимент, форма расчетов и др.

Особенности планирования показателей товарооборота в оптовой торговле

В оптовой организации расчет показателей товарооборота осуществляется аналогично их расчету в розничной торговле. Но при этом следует учитывать некоторые особенности.

В оптовом предприятии расчет товарных запасов осуществляется только по складскому товарообороту, как было рассмотрено выше.

При расчете товарного обеспечения составляются два плана:

План поступления товаров на склад оптового предприятия. При этом учитывается только складской оборот

П = Рскл. + Зк – Зн

2. План закупок товаров оптовым предприятием (Зак). При его составлении учитывается весь оптовый оборот с участием в расчетах.

Зак = Робщ. + Зк – Зн

ТЕМА 11.

Наши рекомендации