Усиление интеграционных тенденций в мировом хозяйстве
Важнейшими чертами современности являются рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Все это обусловлено закономерностями экономического развития мирового хозяйства в целом и в особенности на современном этапе.
Мощным стимулом для развития интеграционных процессов в различных регионах мира послужило окончание эпохи раскола мира на два противоборствующих лагеря. После исчезновения значительного числа национальных экономик планового типа, исповедовавших командно-административную систему управления экономикой, в общем-то возникла ситуация, при которой в подавляющем большинстве стран стали складываться однотипные или схожие по своим основным чертам экономические базисы. Расширилось понимание в необходимости проведения неолиберальных реформ, внедрения рыночных механизмов. Интеграции способствует быстрый научно-технический прогресс, требующий концентрации огромных сил и средств.
В условиях возрастающей интернационализации экономики национально-государственная форма организации хозяйственной деятельности ограничивает ее эффективность. Идут поиски все новых путей развития, новых форм международной организации хозяйствования.
Уместно напомнить здесь некоторые определения, что поможет в дальнейшем лучше понять основные теоретические подходы. Как подчеркивалось в разд. I, посвященном формированию мировой экономики, интернационализация хозяйственной жизни означает развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.
Помимо известных примеров — создание в свое время СЭВ и ЕЭС — на различных континентах уже в 50—60-х годах XX в. стала все четче проявляться интеграционная тенденция. (Хотя с точки зрения эволюции экономики интеграционные процессы способствуют приведению хозяйственной структуры в соответствие с потребностями нового поколения техники, нового технологического прорыва. Строго говоря, и объединение Германии, и возникновение Антанты, и объединение балканских княжеств также относятся к тому, что мы называем интеграцией.) Так, в 1958 г. было заключено соглашение о свободной торговле и экономической интеграции между рядом центральноамериканских государств («Договор Тегусигальпы»), в 1959 г. был создан Западноафриканский валютный союз, в 1960 г. «возникли Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, Центральноамериканский общий рынок и ряд других.
То, что некоторые из них затем исчезли, чаще трансформируясь, расширяясь, вполне объяснимо, хотя возникали и такие, которые самоликвидировались в силу факторов, не всегда носивших строго экономический характер. Послевоенная либерализация торговли сыграла решающую роль в процессе развития интеграции, однако не все интеграционные схемы сработали.
На конкретных примерах мы попытаемся здесь показать, почему развиваются и укрепляются интеграционные тенденции в мировой экономике, что лежит в основе интеграционных процессов и каковы их механизмы в современных условиях. В качестве главного объекта рассмотрения возьмем Европейский союз. Это вполне естественно, так как данная группировка — наиболее продвинутое, эффективное образование, накопившее большой опыт решения задач интеграции в самых различных областях.
Естественно, использован опыт развития и других интеграционных группировок, в том числе таких, как НАФТА, МЕРКОСУР, африканские интеграционные объединения, рассмотрен и азиатский опыт. Без уяснения движущих сил, механизмов интеграции крайне трудно понять причину нарастания, своего рода форсирования европейских интеграционных процессов в 80—90-х годах XX в., выражающегося в углубляющемся взаимопереплетении национальных экономик, в их сращивании и повышении степени координации национальных хозяйственных политик.
В советской экономической литературе проблемы интеграции в рыночной экономике были разработаны достаточно полно и глубоко. Однако нельзя забывать, что основным требованием методологии того времени был классовый подход к любому общественному явлению. Так, «международное разделение труда» делилось на капиталистическое и, социалистическое, такое же разграничение применялось к типам международной экономической интеграции.
Ныне возникла необходимость переоценки некоторых прежних подходов и определений. Как нам кажется, наиболее удачным определением международной экономической интеграции является следующее: это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежат экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.
Экономическую интеграцию нельзя понимать только как стихийный рыночный или только как сознательно регулируемый процесс. Это диалектическое единство, представляющее обе стороны — объективную и субъективную — одного и того же явления.
Следует согласиться с идеей, высказываемой в ряде исследований отечественных авторов (Ю. Шишков, В. Зуев, Ю. Борко и др.): реальная международная, межгосударственная экономическая интеграция возможна только на основе рыночных механизмов. Высокий уровень технико-экономического развития стран — еще не гарантия того, что автоматически возникают прочность, достаточная степень охвата и широта хозяйственных связей.
Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур. Основная цель интеграции — наращивание объемов и расширение набора предлагаемых товаров и услуг на основе и в результате обеспечения эффективности хозяйственной деятельности в международных масштабах.
Если обратиться к опыту ЕС, то сейчас, спустя значительный промежуток времени, можно увидеть, что здесь в основе интеграционных процессов лежал не только стихийный процесс усиления взаимозависимости национальных экономик, рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов государствами и органами ТC в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования — устранение национальных перегородок на пути взаимных обменов и взаимодействия национальных экономик, обеспечение благоприятствующих условий хозяйствующим субъектам, раскрепощение конкуренции. Это предполагает формирование на основе согласования и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики хозяйственного единого пространства, направление стихийного процесса в определенное русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами. Тем самым подразумевается, в свою очередь, создание новых стимулов для развития интеграционных процессов.
Возможности и перспективы высоких форм мирохозяйственных отношений, таких, как инвестиционное сотрудничество, совместная производственная и научно-техническая деятельность и, безусловно, международная экономическая интеграция непосредственно связаны и обусловлены формированием однородного хозяйственного пространства.
Обоснование подходов к этому понятию, раскрытие его сущности содержатся в ряде исследований экономистов-международников последнего времени. По мнению некоторых российских экономистов (В. Зуев, В. Рыбалкин, В. Мантусов), в сфере мирохозяйственных отношений правомерно разграничивать в этом смысле «общее» и «единое* экономическое пространство. Первое предполагает однородность, общность принципов функционирования входящих в него национальных экономик (централизованная, рыночная, смешанная система хозяйствования). При этом их конкретные характеристики, этапы осуществления могут быть и в реальности, как правило, различны. Это обеспечивает одинаковые подходы и принципиально сходные методы решения хозяйственных задач, условия состыковки уровней экономической деятельности. «Общее экономическое пространство» — необходимая, но не достаточная предпосылка органического взаимоприспособления национальных хозяйств, их международной экономической интеграции. В этом плане уместно говорить об интеграционных хозяйственных объединениях стран с централизованной экономикой (как было в СЭВ ) или интеграции рыночного типа, характерной для современного этапа мирового экономического развития.
«Общее экономическое пространство» допускает достаточно тесное устойчивое хозяйственное взаимодействие интеграционного типа между странами, находящимися на разных уровнях развития рыночных отношений. Можно предположить формирование подобного пространства в системе экономических связей «Россия — ЕС».
«Единое экономическое пространство» — качественно более высокая ступень, предполагающая наличие следующих обязательных признаков;
• прозрачность хозяйственной деятельности и ее результатов на основных уровнях, прежде всего субъектов хозяйствования;
• сопоставимость важнейших экономических, финансовых показателей и их необходимая достоверность, обеспечивающие обоснованный и полноценный выбор вариантов направлений и форм интеграции.
В конечном счете это должно привести к использованию единых инструментов и механизмов (валюты, налогообложения, ставок процента и т.д.). С этой точки зрения категория «единое экономическое пространство» не применима к хозяйственным взаимоотношениям между ЕС и Россией, а также к связям внутри СНГ, в частности даже России и Белоруссии. «Единое экономическое пространство» может нормально функционировать при одновременном формировании единого правового пространства, а этому в определенной мере должно предшествовать становление единого информационного пространства.
Вместе с тем нельзя не отметить и следующий момент. Интеграция охватывает практически все регионы мира. В этот процесс вовлечены все наиболее развитые страны мира. Кроме того, интеграция вовлекла в свою орбиту среднеразвитые страны и страны третьего мира, динамично развивающие свою экономику. Но несколько особняком стоят Индия и КНР, что во многом объясняется определенными политическими амбициями, особыми подходами к региональным делам вообще. Стоит также подчеркнуть, что на обочине интеграционного пути осталось более 50 стран, экономика которых находится в стадии хронического застоя и даже регресса. Эти страны входят в так называемую группу слаборазвитых стран, их участие в международном разделении труда, в развитии товаропотоков, кооперации, в научно-техническом сотрудничестве крайне незначительно, а тенденций к улучшению на современном этапе не просматривается. Это надо иметь в виду при анализе всего комплекса интеграционных процессов, происходящих сегодня в мире.
Теоретические концепции
Попытки теоретического осмысления и обоснования практической необходимости интеграционного развития стран с рыночной экономикой в современных условиях были предприняты еще в 50—60-е годы XX в. рядом зарубежных ученых (Ж. Руэфф, Р. Шуман, В. Хальштейн, М. Панич, Е. Бенуа, Ж. Монне, П. Робсон и др.).
Традиционная теория, как ее называют некоторые исследователи., при анализе исходит практически только из экономических посылок в рамках таможенного союза (что подразумевает ликвидацию торговых барьеров, внедрение определенного координирующего регламента и т.д.). Так называемые статические эффекты интеграции подразумевают создание товарных потоков в связи с расширяющимся рынком как на территории стран таможенного союза, так и в других странах. В рамках данной теории были введены понятия «trade creation» и «trade diversion», означающие соответственно «разработка принципов торговли, создание новых товарных потоков» и «диверсификация торговли, диверсификация товарных потоков». Согласно данной теории в процессе интеграции создаются новые товарные потоки между странами — членами интеграционной группировки, которые устраняют производство более дорогих аналогичных товаров внутри данной страны. Затем постепенно товары, производящиеся внутри группировки, замещают товары, импортируемые из третьих стран.
Таким образом, «чистым результатом» создания новых товарных потоков в рамках интеграции является рост производства и, следовательно, благосостояния в странах — участницах группировки, возрастает уровень специализации. Все это вместе взятое позволяет широко пользоваться данными преимуществами для повышения эффективности производства.
Эта теория, однако, имеет и определенные слабые звенья, в принципе ее положения объясняют лишь стандартные ситуации. В действительности же возможны ситуации, и практика это подтверждает, когда одна отдельно взятая страна добивается таких же показателей, а по некоторым аспектам даже лучших, чем «интегрированная», если применяет односторонние меры по либерализации внешнеторговой политихи, например ликвидирует торговые барьеры, принимая тем самым «trade creation» и избегая или регулируя на свой лад «trade diversion». Тем самым страна вроде бы получает преимущества «интегрированной» страны, хотя остается вне наднационального регламентирования
Представители другой школы (Л. Кеохане, П. Робсон, М. Дю-ватрипон и др.) предприняли попытку выделить в качестве доминирующих факторы неэкономического характера — интеграционные группировки позволяют странам обеспечить более надежную обороноспособность, вступление в «элитный клуб» представляется делом национального престижа и т.д. [5]. Не уменьшая важности политических факторов, о чем еще будет сказано далее, можно констатировать тем не менее, что придание им главенствующей роли не дает убедительного толкования причин стремления стран к интеграции.
Известен еще один подход, сторонники которого считают, что создание интегрированной системы позволяет ставить общую цель и совместно ее достигать (рост занятости, производства, социальная стабильность и т.д.) [6]. Отмечается, что увеличение роли государства в решении общих проблем в рамках интегрированной системы, когда именно усилиями государств-членов создается общий рынок, способствует тому, что принимаются наиболее оптимальные решения, производство товаров становится эффективнее. Таким образом, делается попытка доказать, что" преимущества таможенного союза для государства выше, чем проведение этим государством политики свободной торговли. Отмечается, что выверяемая государствами производственная политика позволит производить общественно полезные товары и обеспечивать ими население. Критики этого направления отмечали, что в ходе развития данного сценария неизбежно возникновение межгосударственных противоречий из-за «погони государств за достижением национального эффекта», хотя возможность возникновения достаточно высокого уровня кооперации не отрицается.
Несколько позднее была выдвинута другая теория, согласно которой страны стремятся к интеграции своих экономик для преодоления «фактора ограниченности» (имеются в виду сырье, другие факторы производства). Утверждается, что этот «фактор* способствовал росту масштабов производства, развитию товарной дифференциации и развитию новых технологий.
Аргументируя данные посылки, некоторые специалисты (П. Робсон, А. Рюгман) отмечают, что рост масштабов производства, как прямое следствие интеграции, происходит в результате так называемых статических факторов (размеры производственных предприятий) и динамических («учиться производить»), которые позволяют экономическим субъектам широко использовать возможности более объемного рынка, в том числе путем более эффективной организации производства.
Это утверждение в общем легко иллюстрируется известными данными о росте торговли внутри ЕС, в том числе межфирменной торговли, причем номенклатура товаров, аналогичных по предназначению, весьма велика, различаясь в то же время по дизайну и качественным характеристикам. Другое преимущество интеграции выражается в технологии. Многократное возрастание важности технологического фактора заставляет страны резко увеличивать затра-1Ы на НИОКР. Однако в относительном выражении затраты стран на НИОКР можно существенно снизить только при условии подхода с позиций интеграции, т.е. при создании новых разработок совместными усилиями и совместном их использовании. Наконец, еще одно преимущество интеграции, по мнению авторов данной теории, заключается в том, что интеграция ведет к росту конкуренции. А это мощный стимул для развития производства, качества и т.д.
Краткое рассмотрение эволюции взглядов исследователей современных интеграционных процессов позволяет выделить по крайней мере два момента:
• несмотря на обилие разного рода концепций, тем не менее единой теории интеграции нет. Исследователи пока не имеют однозначного ответа на вопрос, в чем все-таки заключаются конкретные преимущества страны, входящей в интеграционную группировку, над страной, находящейся вне ее;
• во многих теоретических разработках упускается из виду один из важнейших моментов — временной фактор. Мы полагаем, что в различные периоды развития национальных экономик странами двигают разные по содержанию мотивы и аргументы «за» интеграцию.