Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики

В настоящее время международные экономические организации все больше склоняются к рассмотрению особенностей развития теле­коммуникационной отрасли, Интернет-индустрии, издательского дела, производства компьютерной техники и других смежных отрас­лей в их тесной взаимосвязи, объединяя в единый Информационный или Информационно-коммуникационный сектор (ИС или ИКС[18]). Этому способствуют стремительное развитие информационных тех­нологий, последствия появления и широкого использования Интер­нета для современной экономики, порожденная Интернетом рево­люция в сфере деловой практики, включая появление новых отрас­лей. Статистическая комиссия ООН приняла решение с 2002 г. включить ИС в качестве альтернативного агрегирования в Междуна­родную стандартную отраслевую классификацию (МСОК), а с 2007 г. включить раздел «Информационный сектор» в регулярную структуру этой классификации[19]. При этом содержание раздела, т.е. перечень отраслей, составляющих основу этого сектора, взято из Североаме­риканской системы отраслевой классификации (САОСК) как един­ственной международной классификации на сегодняшний день, наи­более полно и логично учитывающей особенности производства и торговли информационно-коммуникационной продукцией на основе развития этих видов производств в информационно-развитых стра­нах НАФТА.

Структура ИКС достаточно проста. Его основу составляют про­мышленные отрасли, которые производят продукцию, предназна­ченную для реализации информационных процессов и коммуника­ции, включая передачу информации и ее представление, а также использующую электронные процессы определения, измерения, записи физических явлений или контроля над физическими про­цессами. Другими словами, продукция промышленных отраслей ИКС является техническим обеспечением создания, обработки, распространения информационных продуктов (состав продукции, которая производится и обрабатывается на этой технике, приведен в гл. 1) в мировой экономике: компьютерная техника, телекомму­никационное оборудование, измерительные приборы и др.

Вторым звеном ИКС являются сервисные отрасли, способст­вующие информатизации и коммуникации и производящие ин­формационные товары и услуги: публикация газет и другой перио­дической литературы, издательство книг, составление и публикация справочников и баз данных, производство и распространение ПО, включая оформление, предоставление документации, помощь в инсталяции, поддержку пользователей. Кроме этого, к ним относятся производство кино и звукозапись, радио-, телевещание и телеком­муникационные услуги по передаче голоса, данных, текста, звука и изображения на расстояние, а также информационные услуги, включая провайдерские услуги по доступу в Интернет и поиску информации, работу с архивами и др.

Продукция, производимая в ИКС, постепенно завоевывает лиди­рующие позиции в международной торговле по объемам и уже давно лидирует по темпам роста. Высокими темпами растет торговля ин­формационно-коммуникационными услугами, однако доля междуна­родной торговли промышленными товарами этого сектора в структуре всей международной торговли товарами выше аналогичного показате­ля международной торговли информационно-коммуникационными услугами в международной торговле коммерческими услугами. Кроме того, темпы роста международной торговли коммуникационными услу­гами ниже темпов роста торговли информационными и компьютерными услугами. Это объясняется высокой степенью ориентации производст­ва коммуникационных услуг на внутренние рынки, проблемами со­временного начального развития глобальных телекоммуникаций (осо­бенно показательны проблемы развития всемирной спутниковой те­лефонной связи), техническими особенностями.

Немногие страны ОЭСР закрывают платежный баланс по тор­говле продукцией, произведенной в промышленных отраслях ИКС, с профицитом: Ирландия (профицит в 10% ВВП),Корея (5% ВВП),Финляндия (3%), Швеция, Япония, Венгрия и Мексика. Главный источник сравнительного преимущества Финляндии и Швеции — телекоммуникационное оборудование, Ирландии и Мексики — компьютерная техника.

Информационные и коммуникационные технологии— основа ИКС.

Два вида технологий лежат в основе необычайно быстрых темпов роста ИКС: информационные (главным образом обработка и цифровое хранение информации) и коммуникационные (спутниковая и оптоволо­конная передача информации). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), как и любой другой вид технологий, реализуются в конкретных информационно-коммуникационных товарах и услугах. Их особенностью является чрезвычайно короткий жизненный цикл. Очень бы­стро происходит устаревание данной продукции и самих технологий, высока динамика цен в сторону снижения. Влияет на это продол­жающаяся научно-техническая революция, а также высокая взаимо­связь отдельных продуктов ИКС друг с другом. За последние 40 лет возможности полупроводниковых чипов (микросхем) удваивались каждые 18—24 месяцев. Падение цен на микропроцессоры удешевля­ет сами компьютеры и периферийное оборудование.

Информационно-коммуникационные технологии оказывают сильное влияние на развитие экономики отдельных стран и миро­вой экономики в целом. Эффект воздействия проявляется в росте производительности труда и производства, особенно в инновацион­ной сфере, падении цен и росте инвестиций, реорганизации самого процесса производства. Выгоду от революции в сфере ИК-технологий получают собственники, так как растет прибыль; рабо­чая сила — растет заработная плата; потребители, потому что пада­ют цены.

Вместе с тем, как отмечают эксперты МВФ, парадокс развития ИКС мировой экономики заключается в том, что от международ­ной торговли материализованной продукцией сектора выигрывают в большей степени не страны-производители, а страны-потребители в связи с неадекватным изменением условий торговли. Поскольку экспортные цены стран-экспортеров такой продукции подвержены более быстрому падению из-за быстрого удешевления техники, чем импортные цены, а у стран-импортеров наблюдается обратная си­туация, то и «выигрыш» последних больше.

ИК-технологии являются мощным двигателем мирового эконо­мического развития, создают предпосылки формирования глобаль­ного информационного общества. В 2000 г. в Японии Группой восьми (Большой Восьмеркой) была принята Окинавская хартия, провозгласившая, что все люди без исключения должны иметь рав­ную возможность пользоваться преимуществами глобального ин­формационного общества. Это требует принятия соответствующих мер по адаптации страны к новым способам государственного управления, создания новой деловой Среды.

На пути к глобальному информационному обществу, форми­рующемуся благодаря научно-технической революции последних десятилетий и международному информационному и технологиче­скому обмену, лежит «цифровая пропасть»[20] (ЦП). Данный термин означает социально-экономический разрыв между индивидуумами, до­машними хозяйствами, бизнесом и географическими территориями в доступности информационных и коммуникационных технологий и их использовании Интернета в различных целях. Возможности индиви­дуумов и частных компаний в развитых странах получать преиму­щества от использования Интернета значительно отличаются от возможностей развивающихся стран, но ЦП означает также разрыв между данными группами и внутри стран, в том числе развитых. Решение проблемы мировому сообществу видится в разработке и реализации специальных государственных программ и политики, нацеленной на усиление и расширение соответствующей информа­ционно-коммуникационной инфраструктуры, предоставление более широкого доступа к информации для повышения интеллектуально­го уровня населения и профессиональных навыков.

В марте 2Q01 г. в рамках ООН по инициативе Генерального сек­ретаря была учреждена Группа развития информационно-коммуникационных технологий, ГРИКТ ООН {United Nations In­formation and Communication Technology Task Force). Основными целями Группы являются:

• направить ИКТ на достижение целей Декларации тысячеле­тия;

• служить глобальным форумом по проблемам ИКТ;

• способствовать координации, мобилизации и связи сущест­вующих и новых государственных и частных ресурсов;

• развивать универсальный, возможный и значимый доступ к ИКТ.

Группа сегодня активно развивает свою региональную сеть в Африке, Азии, Европе, Латинской Америке, используя региональ­ные институты ООН и международные организации, региональные банки развития.

Наши рекомендации