Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней тру­довой миграции, признано целесообразным и необходимым услови­ем придерживаться определенных правовых норм и стандартов, за­крепленных в документах международных организаций. Ратифици­руя международные конвенции, страны, регламентирующие про­цесс трудовой миграции, признают приоритет норм международно­го права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в ми­ровое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом су­щественно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы со­стоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны — экспортера рабочей силы в большей степени входят регу­лирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран — экспортеров и импорте­ров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или много­сторонних международных соглашений по вопросам миграции. Соглас­но Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конфе­ренции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на ос­нове изучения экономических и социальных потребностей стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.

В настоящее время значительное число учреждений и организа­ций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группиро­вок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответст­вующим фондом, часть которого используется на субсидирование на­циональных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование мигра­ции населения. Ряд* международных договоров, принятых ВОЗ (Все­мирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучше­ние образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), цель которой — обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и зашитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный коми­тет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законо­дательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требо­вания международных конвенций.

Одна из основных идей Конвенции МОТ о трудяшихся-мигрантах [2] — признание государствами, ратифицирующими данный доку­мент, равенства в отношении мигрантов независимо от их нацио­нальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при кото­рых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами прини­мающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

• принятием мер против недостоверной информации и пропа­ганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В при­ложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятель­ностью. По трудоустройству мигрантов могут заниматься:

• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и дей­ствующее от его имени, при наличии разрешения от компе­тентных властей и под их контролем;

• частное агентство, получившее на это предварительное разреше­ние компетентных властей территории, на которой данные опе­рации будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодатель­ством данной территории, либо соглашением между компетент­ными органами принимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или органи­зация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответст­вующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных, документов с указани­ем сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты. Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражда­нами страны пребывания также и в уровне минимальной заработ­ной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается также воз­можность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекоменда­циях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами при­нимающей страны доступ к получению образования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие на­стоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к граж­данам любого другого государства, подписавшего данную Конвен­цию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по жела­нию сторон могут предусматривать одну или более социальных га­рантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в слу­чае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п. [2].

Согласно Конвенции МОТ 1975 г. [2], государства должны вы­являть на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требо­вания, предъявляемые государствам в отношении равенства в обра­зовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсою­зах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов, или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения [2]. Назначение данной Конвен­ции — координация национальных систем социального обеспече­ния с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами международ­ных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

Наши рекомендации