Динамика прямых иностранных инвестиций в страны Юго-Восточной Европы и СНГ в 2000—2004 гг., млн долл.

Наименование Помещено из-за границы Вложено за рубежом
   
Вся группа 69 947 199 453 22 103 86 410
Страны ЮВЕ 15 000 46 863 2 743
CHI 54 947 152 590 20 883 83 637
Россия 32 204 98 444 20 141 81 874

Оценка притока инвестиций и вывоза за рубеж сделана эксперта­ми ЮНКТАД на основании официальных данных о размерах финан­совых потоков. О конкретных параметрах инвестиционной деятельно­сти России и о существующей практике см. гл. 8. В основе такой дея­тельности лежат законы об иностранных инвестициях, соглашения о разделе продукции, о финансово-промышленных группах и др.

Россия имеет ряд международных соглашений, в том числе дву­сторонние инвестиционные соглашения и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хо­зяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ.

В развитии и углублении участия в международных инвестици­онных процессах государства данной группы видят важное условие подъема своей национальной экономики, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли во всем процессе национального развития этих стран. Согласно тексту такого типового соглашения между правительствами Российской Федерации и правительством соответствующей зарубежной страны о поощрении и взаимной защите инвестиций, капиталовложениями считаются все виды имущественных ценностей, которые вкладыва­ются инвесторами одной стороны на территории другой стороны в соответствии с законодательством последней, и в частности:

• движимое и недвижимое имущество;

• акции, вклады и другие формы участия в капитале коммер­ческих организаций;

• право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капита­ловложениями;

• исключительные права на объекты интеллектуальной собст­венности (авторские права, патенты, промышленные образ­цы, модели, товарные знаки и знаки обслуживания, техно­логия, информация, имеющая коммерческую ценность, и ноу-хау);

• права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.

Статьи о принципах и механизмах защиты иностранных инве­стиций также полностью соответствуют общепринятым нормам. Капиталовложения (согласно ст. 3) не могут быть подвергнуты ме­рам принудительного изъятия, равносильным по последствиям экс­проприации или национализации, за исключением случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах при соблюде­нии порядка, установленного в соответствии с законодательством, не носят дискриминационного характера и влекут за собой выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

После выполнения всех налоговых обязательств инвестору га­рантируется беспрепятственный перевод за границу всех платежей в связи с капиталовложениями, в частности:

• доходов;

• средств, выплачиваемых в погашение займов и кредитов, признанных обеими сторонами в качестве капиталовложе­ний, а также начисленных процентов;

• средств, полученных в связи с частичной или полной лик­видацией либо продажей капиталовложений;

• разного рода компенсаций;

• заработной платы и других вознаграждений, получаемых ин­вестором и физическими лицами, которым разрешено рабо­тать в связи с капиталовложениями.

Статья о методах разрешения споров одной стороны с инвесто­ром другой (ст. 7) содержит перечень всех способов цивилизован­ного разрешения возможного конфликта:

• переговоры;

• компетентный суд или арбитраж на территории стороны, на которой осуществлены капиталовложения;

• арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным рег­ламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

• Международный центр по урегулированию инвестиционных споров на основе Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г.

В Концепции национальной безопасности Российской Федера­ции отмечается, что, придавая большое значение важности ино­странных инвестиций, нельзя игнорировать приоритетное значение развития собственной инвестиционной базы, рационального ис­пользования российских ресурсов в интересах отечественной эко­номики, реального сектора. В этой связи в упомянутом документе подчеркивается: «Необходимо усиление роли государства в регули­ровании деятельности иностранных банковских, страховых и инве­стиционных компаний. Для этого нужно ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубеж­ным компаниям месторождений стратегических природных ресур­сов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей». Известно, что такой подход характерен для всех стран, заинтересованных в обеспечении гарантии жизнеспособности своей экономи­ки. Как свидетельствует опыт США, Китая, Японии, Германии и других стран, привлечение внешних ресурсов не должно вести к потере национальной конкурентоспособности [14].

В Концепции внешней политики Российской Федерации [15] в числе приоритетов обозначена следующая задача: «Содействие раз­витию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяй­ственных связей». Для достижения этой цели, в частности, названо в качестве одной из важнейших задач внешней политики страны содействие привлечению иностранных инвестиций в первую оче­редь в реальный сектор и в приоритетные сферы российской эко­номики. Там же говорится и о такой задаче, как «добиваться сведе­ния до минимума рисков при дальнейшей интеграции России в ми­ровую экономику с учетом необходимости обеспечения экономиче­ской безопасности страны».

Резюме

Современное мировое хозяйство предполагает достаточно четкие пра­вила привлечения иностранных инвестиций, их функционирования в на­циональной экономике на региональном и более широком международ­ном уровне. Опыт показывает, что умелое и грамотное использование иностранных инвестиций является залогом успешного функционирования национальных хозяйств в состязательном, конкурентном режиме.

При всем многообразии форм международного движения ино­странного капитала на современном этапе приоритетную роль играют прямые иностранные инвестиции, причем механизм и каналы, по кото­рым они осуществляются, находятся в процессе постоянного совер­шенствования и развития, модернизируются вместе со структурными сдвигами во всем мировом хозяйстве.

Вопреки предположениям и надеждам, что иностранные прямые инвестиции придут вслед зо предоставлением им особых благ, льгот и всякого рода поблажек, мировой опыт (в том числе опыт стран бывше­го социалистического содружества) показывает: иностранный капитал в производительной, инвестиционной форме предпочитает идти в страны с эффективно и динамично развивающимися рыночными хозяйствами.

Основные понятия

Инвестор— юридическое или физическое лицо, осуществляющее капи­тальные вложения.

Прямые инвестиции— предпринимательские инвестиции, в результате которых инвестор владеет решающей долей собственности или получает право осуществлять управленческий контроль над объектом вло­жения капитала.

Портфельные инвестиции — предпринимательские инвестиции, которые не дают их владельцу управленческого контроля над объектом вложе­ния капитала.

Роялти — вид дохода инвестора от вложений в разработку естественных ресурсов, получаемого в форме регулярных платежей по лицензионному соглашению, установленных в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции.

Лизинг — долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. Одна из форм кредитования экспортных операций, которая может вести к появлению долговременного интереса, предполагающего выплату доходов на ос­нове владения частью собственности, права на участия в управлении предприятием и т.п.

Селенг — одна из разновидностей лизинга. Он представляет собой специфическую форму обязательства, регламентируемую договором имущественного найма и состоящую в передаче собственником своих прав по пользованию и распоряжению его имуществом селенг-компании за постоянно выплачиваемую определенную плату.

Инжиниринг — определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии, опыта) из страны производителя в страну заказчика. При инжиниринге предусматривается оплата фактических услуг плюс про­цент прибыли от эксплуатации.

Контрольные вопросы

1. Каковы различия между портфельными и прямыми инвестициями?

2. В чем состоит особая роль прямых иностранных инвестиций в раз­витии мировых хозяйственных связей, совершенствовании правил конкуренции, решении вопроса о масштабах и формах социальной ответственности частного бизнеса и других проблем, приобретших характер глобальных?

3. Назовите основные особенности динамики и структуры прямых иностранных инвестиций на современном этапе.

4. Как эволюционировали формы и механизмы международного сти­мулирования процесса развития прямых иностранных инвестиций (в том числе с помощью двусторонних гарантийных соглашений, по предотвращению двойного налогообложения)?

5. Чем объясняется серия международных инициатив в начале XXI в. по разработке новых стандартов оценки современного положения отдельных стран в мировом хозяйстве на основе индексов эффек­тивности использования, инвестиционного потенциала?

Библиографический список

1. Внешнеэкономический словарь-справочник / Под ред. В.Е. Рыбалки-на. - М.: МО, 1996.

2. Киреев A.JT. Международная экономика. Т. 1. — М., 1998;

3. Концепция внешней политики Российской Федерации //Российская газета. 2000. 11 июля.

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 18 января. 2000 г.

5. Правила рынка. — М., 1994. — С. 95,

6. Руджейеро Р. Прямые иностранные инвестиции и многосторонняя торговая система // Transnational corporations. 1996. Vol. 5. No. 1. P. 1-8.

7. Щетиним В.Д. Экономическая дипломатия. — М., 2001. — С. 124— 125.

8. Bilateral Investment Treaties in the Mid-1990s, UN. — N.Y. — Geneva, 1998 (UNCTAD/ITE/IIT/7).

9. Globalization and Liberalization. Development in face of two powerful currents. — N.Y. — Geneva. 1996.

10. Ibid. P. 74, 75.

11. International Investment Instruments. A Compendium. Vol. I—III. United Nations Conference on Trade and Development. Division on Transnational Corporations and Investment. — Geneva, 1996.

12. UNCTAD. investment-Related Trade Measures (UNCTAD Series on Issues in International Investment Agreements), UNCTAD/IIT/10 (Vol. IV), United National, New York and Geneva, 1999.

13. UNCTAD. Scope and Definition (UNCTAD Series on Issues in Interna­tional Investments Agreements), UNCTAD/ 1TE/ IIT/ 11 (Vol. II), United Nations. — New York and Geneva, 1999. — P. 15, 16, 19.

14. Wordl Investment Report. - N.Y. — Geneva, 2005. - p. 17, 23, 134.

15. World Investment Report. — N.Y. — Geneva, 2000.

16. World Investment Report. — 2002. - N.Y. — Geneva, 2002. - P. 315.

17. World Investment Report. — N.Y. — Geneva, 2002.

18. World Investment Report. ~ N.Y., 1992. - P. 70—73.

ГЛАВА 13

Наши рекомендации