Многостороннее регулирование внешней торговли

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как глобальная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, было создано в Женеве в 1947 г. Это бы­ло время, когда США, укрепив свою экономику после Второй ми­ровой войны, повели борьбу за создание стабильных правил между­народной торговли, обеспечивающих возможность развития товаро­оборота.

На основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), задача кото­рой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики (Генеральное соглашение по тари­фам и торговле). Созданное на базе несколько скорректированных американских предложений, оно проникнуто идеей свободы тор­говли, т.е. равенства всех участвующих сторон.

В конечном счете определились следующие базовые положения и нормы, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность ГАТТ и современной его преемницы ВТО:

• недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, основанные на взаимном обеспечении равного подхода к това­рам и услугам, происходящим из всех стран, и национального режима, или равного подхода к товарам и услугам импортного и отечественного происхождения в отношении внутренних на­логов и сборов, а также правил, регулирующих торговлю;

• неприменение количественных ограничений или аналогич­ных им мер в целях защиты национального рынка;

• взаимность в предоставлении торговых уступок, связанных с расширением доступа товаров и услуг на рынки стран-членов;

• разрешение торговых споров путем проведения консульта­ций и переговоров с использованием специально созданного для этого в ВТО механизма;

• ведение внешнеторговых операций на частноправовой основе.

Первое и важнейшее положение, принявшее форму режима наибольшего благоприятствования, есть не что иное, как тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех уча­стников внешней торговли. Режим наибольшего благоприятствова­ния формулируется как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако, допускает исключения в случаях соз­дания специальных экономических (интеграционных) группировок. В момент создания ГАТТ такие исключения предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглаше­ниями. В настоящее время, однако, основная масса исключений из режима наибольшего благоприятствования приходится на интегра­ционные группировки: Европейский союз, Европейскую Ассоциа­цию свободной торговли, латиноамериканские, североамериканские и другие региональные интеграционные группировки, а также ассо­циированные с ними страны. Особо оговорено предоставление раз­вивающимся странам права пользоваться преференциальным тамо­женным режимом на односторонней основе, т.е. без взаимного снижения пошлин на товары, импортируемые из развитых стран.

Второе положение касается признания правомочности примене­ния средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ признает пошли­ны в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда их применение осуществляется, это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами.

В качестве иллюстрации можно сослаться на ряд положений ГАТТ, относящихся к использованию таких мер, как количествен­ные ограничения (ст. XI—XIV).

ГАТТ не рекомендовал странам-участницам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. Однако в тексте ГАТТ содержится перечень возможных исключений, когда введение количе­ственных ограничений становится приемлемым и возможным. Сюда относятся случаи применения программ регулирования сельскохозяй­ственного производства, нарушения равновесия платежного баланса.

Негативным было и отношение ГАТТ к таким государственным мерам, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и т.д. Эти меры III. Основные условия и факторы развития экономических отношений не допускаются к использованию в тех случаях, когда это ведет к дискриминации стран — участниц соглашения.

Наконец, третий важнейший аспект деятельности ГАТТ касался принципов принятия решений и действий: это отказ от односто­ронних действий 'в пользу переговоров и консультаций. Страны-участницы брали на себя обязательство не осуществлять односто­ронних действий, связанных с ограничением свободы торговли; все решения принимались только в процессе взаимных торговых пере­говоров в рамках раундов.

Основная деятельность ГАТТ заключалась в проведении много­сторонних встреч-раундов, во время которых обсуждались внесен­ные на повестку дня вопросы, связанные с регулированием внеш­ней торговли стран-участниц. Всего с момента создания и до трансформирования ГАТТ в ВТО в рамках ГАТТ было проведено восемь таких раундов. В табл. 11.2 показаны время и место прове­дения раундов и перечень обсуждавшихся на этих переговорах во­просов.

Таблица 11.2

Наши рекомендации