Свободные экономические зоны: сущность и цели создания

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт ми­рового хозяйства, особая форма международной экономической ин­теграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвести­ционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряю­щими хозяйственную (производственно-коммерческую, предприни­мательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При соз­дании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста — определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничест­ва, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономиче­скую, социальную, производственную и научно-техническую.

Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешне­торговой и в целом внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение конкурентоспо­собности национального производства, его экономической эффектив­ности; увеличение экспорта и рационализацию импорта; рост валют­ных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.

В рамках социальной цели решаются следующие задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение квали­фикационного уровня работников с учетом использования мирово­го опыта; формирование современных менеджерских кадров; по­вышение благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.

Производственная и научно-техническая цели включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий; ускорение внедрения результатов НИОКР; концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально-финансовых ресурсов на приоритетных направлениях; более полное использова­ние имеющихся мощностей, в частности, конверсионных; развитие производственно-транспортной инфраструктуры.

Создание и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и ре­гиональном уровнях. Неслучайно в настоящий период времени в мире насчитывается порядка 2000 СЭЗ, из которых более 1000 на­ходится в развивающихся странах. Численность занятых в таких зонах, согласно оценкам Центра ООН по ТНК, превысила 3 млн человек, а суммарный внешнеторговый оборот достиг почти 1,2 трлн долл. Довольно быстрое распространение СЭЗ (а их число с 1981 г. к настоящему времени выросло более чем в 10 раз) под­тверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста.

В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде стран СЭЗ выступают как реальный и достаточно эффектив­ный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей ин­фраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой дея­тельности. Будучи частью территории страны, СЭЗ выступают вме­сте с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс. В то же время необходимо подчеркнуть, что СЭЗ отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропуск­ным), и экономически таможенным, налогово-финансовым режи­мами. Этот признак СЭЗ оговорен и в официальном их определе­нии, данном в документах Киотской конвенции (1973).

В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследова­тельских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратив­шись в неотъемлемый институт мировой экономики. Можно гово­рить о нескольких основных типах СЭЗ, разграниченных по опре­деленным признакам:

• по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, ин­новационные центры; технико-внедренческие комплексные, многопрофильные СЭЗ;

• по размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные и промышленно-производственные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);

• по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия отраслевые, преимущественно отраслевого профиля; секторального (добыча, обработка, услуги), функ­ционального (банковская, коммерческая деятельность);

• по участвующим сторонам и особенностям расположения: международные, приграничные.

Все эти типы зон и их разновидности объединяются в понятие СЭЗ принципиальными характеристиками функционирования: ис­пользование льготного налогово-финансового, внешнеторгового и таможенного, инвестиционного, процедурного режимов. Смысл СЭЗ определяется совокупностью решаемых задач, названных вы­ше, а не преференциальным, льготным механизмом функциониро­вания, что нередко выдвигается как основной аргумент необходи­мости их создания. Последнее — средство, а не цель. СЭЗ призва­ны способствовать ускорению экономического роста, эффективно­му встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство.

Наши рекомендации