Международная торговля товарами (МТТ)

Товар – центральная фигура, главное действующее лицо на мировом рынке.

При анализе товара выделяют такие его компоненты, как функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковку, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы и инструкции.

Товарная политика предполагает определенный курс действий экспортера и такие принципы, благодаря которым обеспечиваются эффективное с коммерческой точки зрения формирования экспортного товарного ассортимента и оптимальный уровень конкурентоспособности этих товаров.

Классификация товаров (международный классификатор):

- по назначению: товары потребительского спроса, товары производственного назначения;

- по срокам использования: товары кратковременного пользования и товары длительного пользования;

- по характеру спроса: повседневного спроса, выборочного спроса, престижные товары, предметы роскоши;

- по характеру потребления и степени обработки: сырье, продовольственные, полуфабрикаты, готовые изделия, промежуточная продукция (комплектующие изделия, части, детали);

- по способу изготовления: стандартная и уникальная продукция.

Более общая классификация (в статистике внешней торговли):

- сельхозсырье и продовольствие;

- топливо, минеральное сырье и металлы;

- химические продукты;

- машины, оборудование и транспортные средства;

- промышленные товары народного потребления.

Виды обращающихся на международном рынке товаров.

Крупнейшей товарной группой в мировом экспорте являются продовольственные товары – зерновые и продукты их переработки, семена масличных культур, растительные масла, жиры, фрукты, овощи, мясо, кофе, какао, чай, рыба и морепродукты, молочные продукты и сахар.

Основными экспортерами и импортерами продовольствия являются ПРС, а по отдельным товарам ведущие позиции занимают постсоциалистические и развивающиеся страны.

Химические товары являются третьей по величине позицией в мировом экспорте.

Среди руд, минералов и цветных металлов важное место занимают цветные металлы.

Существенную роль в международном товарообороте играет торговля . Для этой торговли характерны высокие темпы роста. Машины и оборудования в международной торговой практике продаются и покупаются: в виде готовых к использованию изделий ( автомобили ,железнодорожный подвижной состав, станки ) в разобранном виде для последующей сборки в стране покупателе; в виде узлов , деталей и отдельных частей в рамках кооперационных соглашений или в качестве запасных частей для технического обслуживания и ремонта поставленной раннее техники в виде комплектных объектов.

Основные виды мировых цен.

Одной из важнейших характеристик, отличающих мировой рынок от национального, является функционирование на нем своеобразной системы цен. В условиях рыночной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних.

Ценообразующие факторы:

1. закон стоимости;

2. общеэкономические факторы: экономические улол , совокупный спрос и предложение, инфляция;

3. конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы ,потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность);

4. специфические факторы: сезонность эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервис;

5. внешнеэкономические факторы: государственное регулирование, валютный курс;

6. специальные факторы: политические, военные.

Мировые цены базируются на национальных и выступают как их модификация

В практике внешней торговли используют множество видов цен, связанных с различными особенностями купли – продажи. Для обозначения этих цен существуют специальные прилагательные, употребление которых обязательно( иначе может возникнуть путаница, чреватая большими убытками).

Исходя из сказанного, цена м. Б.:

- базисная, используемая для определения сорта или качества товара; ее согласующей на переговорах между продавцом и покупателем; она служит исходной для определения цены фактического товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренных в контракте; при этом в контракте оговариваются скидки надбавки которые могут также зависит и от конъюнктуры рынка;

- купли/ продажи ( или фактурная), определяемая условиями поставки, обусловленными в контракте; для краткости фактурную цену снабжают еще одним указанием « сив», «фоб», «фор», и «франко».

Сив – ( стоимость, страховка, фрахт- по-английски ) означает ,что продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки (фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель берет на себя риск гибели или порчи после пересечения линии борта;

Фоб – ( свободен на борту по-английски ) продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждений; в США (т только в этой стране «фоб» имеет тоже значение что и «франко» ;

Фор – (свободен на рельсах по –английски ) означает тоже самое, что и «франко-вагон», то есть что продавец должен за свой счет и риск отправить груз на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, а все остальные расходы несет покупатель;

Франко – условие продажи, согласно которому продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск, причем в цену включаются транспортные, страховые и таможенные расходы; м.б.

«франко- завод поставщика» (или стоимость товара на месте производства без каких либо надбавок, вызванных дальнейшей перевозкой, страховкой и т. д. ), «франко-вагон (судно) станции (порта) отправления», «франко-грузовик», «франко-граница», «франко-вагон (судно ) на станции ( в порту) назначение » , «франко-склад», «франко скважина», «франко -стройплощадка » и т.д.;

- мировая, определяемая в зависимости от вида товара; по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран экспортеров или стран импортеров, по др.- ценами биржи, аукционов, а по готовым изделиям –ценами товаров ведущих в мире фирм, специализирующихся и производстве и экспорте продукции данного вида; цены эти также различаются в зависимости от того ,оговорен ли платеж свободно конвертируемой валюте или нет;

- монопольная, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства; обычно монополиями устанавливают возможно более высокие цены сбыта своих товаров и возможно более низкие цены на приобретаемые у других фирм товаров;

- номинальные, публикуемая в прейскурантах , справочниках и биржевых котировках;

- оптовая, по которой поставляется крупными партиями товар (оказываются услуги ) при продаже торговыми и промышленным предприятиями ; публикуемое в разных рода источников сведения об оптовых ценах далеко не всегда отражают истинное положение дел, т.к. экспортеры заинтересованы показать более высокие а импортные- более низкие цены;

- предложения- указанная в оферте ( официальном предложении продавца ) без скидок;

- производства , равная издержкам производства плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал ;

- розничная , по которой продажа ведется отдельным покупателем очень малыми партиями ( 1 – 3 шт.) ; основана на сумме издержек производства и обращения товаров плюс прибыль производственных и сбытовых организаций, плюс ( но не всегда устанавливаемый ) налог с оборота;

- рыночная, по которой идет купля- продажа на данном рынке ;

- скользящая, которая устанавливается договором в зависимости от некоторых условий ( биржевой котировки , инфляции и т.д.) на определенную дату ( напр. , поставки товара покупателю; фактически получателя товара и т.д. ) ; нередко является рыночной на данную дату;

- справочная ( особые виды – номинальная, прейскурантная ) обычно отражает уровень фактически заключаемых сделок на некоторый прошлый период ( неделю , месяц ) и не пользуются в переговорах для установления исходной цены ; чаще всего применяется при срочной продаже небольших партий , а при больших партиях справочной цене применяют те или иные скидки; справочные цены регулярно публикуют изделия ООН ' monthly bylletin of statistiks’ а также бики;

- спроса , которая складывается на рынке покупателя ,

- твердая, которая устанавливается в договоре купли- продажи и не подлежит изменению.

Трансфертная, которая применяются корпорациями в сделках между филиалами , подразделениями и подконтрольными фирмами , действующими в одной или нескольких странах.

Трансфертные цены являются коммерческой тайной , имеют в большей степени искусственный характер и образуются не под воздействием спроса и предложения . а имеют характер внутрифирменной политики.

Мировые цены меняются рыночной конъюнктуры. способы определения мировых цен на различную продукцию различны: например, цены на сырье определяются как экспортные основных поставщиков и импортные в важнейших центрах импорта: на пшеницу импортные цены- капады ; нефть – экспортные ОПЕК (организация стран нефтеэкспортеров ) на пшеницу- цены Лондон и С. Петербург аукционов.

Выявления тенденции динамики мировых цен производится Статистическим бюро ООН , которое рассчитывает индексы мировых цен сырьевых товаров. Индексы по трем основным группам товаров промышл. – машины и оборудования, хим. товары прочая продукция. Некоторые группы товаров могут реализовываться в международных организованных состязательных формах торговли : на аукционах, товарных биржах, торгах. Также существует посылочная торговля.

На аукционах продаются объемные товары со строго индивидуальными свойствами на основе конкурса покупателей. Наиболее распространенные - аукционы по продаже пушнины , немытой шерсти , лошадей , чая, пряностей, пробки , табака, произведений искусства .

На товарных биржах совершаются сделки на реальный товар определенного базисного сорта. 15- 20% международной торговли = 60 видами товаров совершается на биржах . Это сельхоз – и мясные товары, продукты их переработки; промышленное сырье ; цветные и драг металлы ; живые животные и мясо; пищевкусовые товары – кофе , какао, сахар.

Торги играют важную роль в поиске и отборе контрагентов для заключения сделок на поставку машин и оборудования , строительство объектов « под ключ». Наиболее часто торги как метод закупки применяется развивающимися странами.

АУКЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ.

Международные товарные аукционы – это специально организованные , периодически действующие в определенных местах рынки, где путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных товаров, которые переходят в собственность покупателя. После продажи ни устроители аукциона. Ни продавцы не принимают претензий в качестве товара и имеющие собственное производство по доработке сырья.

Аукционы имеют преимущества: могут создавать удобства для поставщиков и покупателей, финансировать и кредитовать их, сокращать издержки обращения, обеспечивать продажу по мировым ценам. Привлекать многих конкурирующих покупателей.

Важнейшие цены аукционной торговли.

- по пушнине и меховому сырью- Лондон, Бремен.

- По чаю – Калькутта, Сингапур.

- По табаку – Нью - Йорк, Бремен, Лусака.

БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ.

Международные товарные биржи – особый вид постоянно действующих рынков, на которых при определенных условиях ( на основе типовых биржевых контрактов, жестко регламентирующих качество и сроки поставки) совершаются сделки купли- продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородными и взаимозаменяющие.

Продажа и покупка ведется без предъявления и осмотра . Фактически на бирже продается документ- складское свидетельство ( варант). Удостоверяющее сдачу продавцом товара на биржевой склад. По нему покупатель может получить товар с биржевого склада. 3 крупнейших биржевых склада- США, АНГЛИЯ, ЯПОНИЯ.

Биржи бывают 3 видов: публичные , регулируемые законодательством , где сделки могут совершать как члены бирж, так и не являющиеся таковыми и частные в форме акционерных компаний) без выплаты своим членам дивидендов . Члены биржи- брокеры заключают сделки за свой счет и за счет клиентов с получением вознаграждений ( 2-6% от суммы сделки).

На товарных биржах совершаются сделки на реальный товар («СПОТ») и срочные ( фьючерские) сделки на не существующий товар с целью спекуляции или страхования ( хеджирования). Также сделки ( форвард) с поставкой через более длительный срок – через 3 месяца.

В современных условиях подавляющее большинство сделок совершаются вне бирж по контрактам . Но биржи оказывают существенное влияние на мировую торговлю: часто их котировки служат ориентиром на рынке .

Самые крупные биржи – универсальные. Например на чикагской Т.Б торгуют пшеницей , кукурузой , овсом . Также универсальными являются Лондонская и Токийская, Сиднейская и Сянганская.

Специализированные т.б. характерны узкой специализацией по группам товаров : Нью - Йоркская тб «Комекс» ( группа драгоценных и цветных металлов), Лондонская нефтяная . Александрийская по хлопку , Миланская по рису, Калькуттская по джуту .

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ.

Это способ закупки товаров , размещение товаров и выдача подрядов, который предлагает привлечение к определенному. Задание установленному сроку предложение от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение с тем из них . предложение которого наиболее выгодно организатором торгов ( по ценам и другим коммерческим условиям

В зависимости от способа проведения различают торги гласные, закрытые, негласные, публичные.

ТОРГИ ГЛАСНЫЕ. Организатор торгов – тендерный комитет вскрывает предложения и оглашает основные условия в присутствии представителей фирм, участвующие в торгах .Затем дается публикация кто получит заказ ,с указанием его объема и общей суммы подписания контракта.

ТОРГИ ЗАКРЫТЫЕ.

При их поведении число проверяемых фирм ограничено .Объявлений о проведении торгов не публикуется. Результаты в печать не поступают.

ТОРГИ НЕГЛАСНЫЕ.

К участию при их проведении приглашаются все желающие фирмы и организации. О дате их месте проведения публикуются объявления в печати за 1-1.5 месяца до начала торгов.

Организаторами торгов выступают преимущественно гос. организации и учреждения , а также и их управления ) , а также муниципалитеты и , в исключительных случаях , крупные частные фирмы.

Преимущество международных торгов – возможность достижения наиболее выгодных условий для заказчиков по данной сделке благодаря острой конкуренции между участниками и обеспечение непредвзятого выбора поставщика. Но организация и проведения торгов требуют значительных затрат времени и финансов.

ТОРГИ - распространенный способ размещения заказов, метод закупок. Наиболее часто применяются развивающимися странами, где существует внешней торговли . гос. закупки таким образом осуществляются в Индии, Иране, Ираке, Кувейте. Чаще всего применяются для закупки машин и оборудования

..ПОСЫЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

широко распространена на западе. Ею занимаются специально созданные фирмы в ПРС . Они регулярно изучают каталоги широкого или узкого ассортимента . Это в осмом. ТШП. В каталогах - подробное описание товаров с фото и рисунками, характеристики , цены.

Особенно широк ассортимент товаров в каталогах западногерманской фирмы «Квелля» , «Нискерман», « Отто», « Шваб», « Брадер» . Каталоги чаще всего создаются к двум сезонам . В каталоге есть талон- заказ. Сумма переводится вместе с заказом . Исполненный заказ пересылается фирмой по почте. Можно дать обязательство производить платеж по частям.

Такая форма торговли выгодна. Если покупатели- заказчики находятся в странах , где им трудно выбрать соответствующий товар. Пользуются европейцы, живущие за рубежом. Каталоги- в широкой продаже; постоянным клиентам посылаются бесплатно.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРГОВЛЯ УСЛУГАМИ.

Специфическая особенность услуги как товара состоит в том , что она не имеет существенной фирмы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля- продажа услуг подчинены действию закона стоимости ,и их обмен на товары в материально- вещественной форме или другие услуги производятся в соответствии с качеством затраченного на них производства труда.

Наряду с мировыми рынками товаров , капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Этот большой рынок распадается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны .

В основе этого рынка лежит однородная и быстро растущая часть мирового хозяйства- сфера услуг. Представление услуг самая динамичная статья мировой торговли. В 90-е года доля всех видов услуг ВВП развитых стран Запада была близка к 70% . В ПС этот показатель приблизился к 55% . Одновременно наблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США- около 80%, в России- около 45%.

В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций мира.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса , услуги делятся на 11 видов , в рамках которых существуют подвиды. Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:

- факторные услуги – платежи возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологий;

- не факторные услуги- остальные виды услуг ( транспорт, туризм)

В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены следующие принципы. Так, по способу доставки потребителю услуги классифицируются на ;

Услуги связанные с инвестициями;

- 1) финансовые услуги ;

- 2) туристические услуги;

- услуги связанные с торговлей:

транспортные и сопутствующие услуги: фрахт, хранение и складирование, погрузочно - разгрузочные работы, сопровождение груза в пути, выполнение таможенных формальностей;

- услуги , связанные как с инвестициями, так и с торговлей:

- бизнес- услуги: маркетинговые исследования, аудит, страхование, рекламные услуги.

- Связь:

- Строительство и инженерно- консультационные;

- Компьютерные и информационные;

- Культурные

Услуги все сильнее влияют на МТТ, особенно наукоемкими. Для поставок товаров привлекаются все больше услуг, начиная с анализа товарных рынков и кончая техническим обслуживанием продажных товаров . Примерно д. МТУ приходится на транспортные услуги . около ¼ составляет туризм. Из прочих услуг следует отличить быстро растущую торговлю современными услугами, связанную с научно- техническими и производственным опытом.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу ПРС. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны США, Великобританию , ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значения имеет производство услуг на их зарубежных филиалах. Для ПС характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами.

Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, республика Корея специализируется на инженерно консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основной частью экспортных доходов получают за счет туризма.

Страны СНГ, хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (например морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально техническая база, так же как и недостатки хозяйственного механизма.

Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами- один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей;

Для двукратного роста потребовалось всего лишь 7 лет по сравнению с 15-10

Годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в 90-х годах приблизился к 30%. Надо полагать что Эта тенденция будет ускорятся.

РАЗЛИЧИЯ МТТ И МТУ.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами:

1. Товары осязаемы и видимы, услуги не осязаемы и невидимы.

2. Услуги в отличии от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируются на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет МТУ от МТП, в которой часто используется посредничество.

3. Развитие МТТ является основой для развития других форм МЭО. МТУ выступает как связующее звено в реализации и развитии других форм МЭО. МТУ оказывает всевозрастающее воздействие на МТТ. Для поставок за рубежом привлекаются все больше услуг. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства, продажи и реализации (включая и послепродажное обслуживание).

4. Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находится в полной ее частичной собственности или же строго контролируется им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считает общественность и правительство многих стран, представляет собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед МТУ больше барьеров, чем перед МТТ.

5. Не все виды услуг, в отличии от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, бытовое).

6. Экспорт товаров означает их вывоз за рубеж с таможенной территории без обязательств об обратном ввозе. Экспорт услуг может быть осуществлен как поставка услуг за границу (имеется в виду воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), так и путем:

- перемещение потребителя услуг в страну их производителя;

- временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг.

Таким образом, на современном этапе развития сложились все предпосылки для разделения такой формы МЭО как международная торговля, на две отдельные: МТТ и МТУ

ГЛАВА 3. Внешнеторговая политика государств.

3.1. Понятие и тенденции внешнеторговой политики.

3.2. Тарифное регулирование внешней торговли.

3.3. Нетарифное регулирование внешней торговли.

3.1. Понятие и тенденции внешнеторговой политики.

Под внешнеэкономической политикой понимается деятельность государства, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Осуществление этой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом и с отдельными странами и группой стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение в последствии достигнутых результатов. Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Существует два различных типа внешнеторговой политики, которые могут применятся во взаимодействии: протекционизм и либерализм.

Протекционизм направлен на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую на захват внешних рынков.

Либерализм, наоборот, связан со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Оба типа отражают специфику экономической политики тех или иных государств и реакцию на изменения в международных экономических отношениях.

Политика протекционизма, так же, как и политика либерализма, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма.

- селективный протекционизм, который направлен против отдельных стран или товаров;

- отраслевой протекционизм, который защищает определенные отрасли, прежде всего, сельское хозяйство;

- коллективный протекционизм, который проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

- скрытый протекционизм, который осуществляется методами внутренней экономической политики.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

- изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

- изменение объема экспорта и импорт;

- изменение структуры внешней торговли;

- обеспечение страны необходимыми ресурсами;

- изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Инструменты, используемые государством для регулирования МТ, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные(квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

3.2. Тарифное регулирование внешней торговли.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте из данной страны.

Таможенная пошлина выполняет роль налога.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

- фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;

- протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока национальных товаров;

- преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран (без распространения на третьи страны);

- льготные, вводимые для определенных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

- уравнительные то есть дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;

- компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

- антидемпинговые – для противодействия импорту из тех стран чье правительство представляло своим предпринимателям экспортные премии(направлены против занижения цены экспортного товара).

Таможенный тариф применяется на национальном уровне.

В союзе стран (например ЕС)- единый таможенный тариф.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, распределяемых по соответствующей схеме (распределение по группам, разделам в соответствии с определенными признаками, например по отраслям, по материалам, по назначению, по степени готовности и т.п.).

Наиболее распространенный классификатор в международной торговле – Гармонизированная система описания и кодирования товаров (с 01.01.1988г.).

Также Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Пошлины, установленные в таможенных тарифах, бывают следующих видов:

- адвалорные – взаимные в процентном отношении цены товара;

- специфические – в виде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема или штуки товара;

- смешанные – одновременно и адвалорные и специфические;

- сезонные – взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.

Большее распространение на практике получили адвалорные пошлины.

В развитых странах уровень ставок таможенных тарифов = 6% (ЕС, США, Япония: на сырье: = 1.5%, на полуфабрикаты = 6,2%, готовые изделия = 7%)

В развивающихся - =38-40%; ставки колеблются между 1- 100%. Преследуется цель защиты национальной промышленности, сельскохозяйственного производства.

Особенности конкуренции на различных этапах рынка определяют степень тарифной защиты и государство своего внутреннего рынка.

Наименьшего протекционизма требуют рынки базовых ресурсов. Рынки полуфабрикатов защищаются в 2.5-3.5 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива. Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий, поэтому эти рынки защищаются государством сильнее в 4.3- 7.8 раз, причем наибольшей защиты требуют рынки транспортных средств (автомобили, авиационная техника, космическая техника). К примеру:

Средний уровень ставок таможенных тарифов сырье- США- 1,8%; ЕС 1,6% ; Япония 6,1% полуфабрикаты 6,1% 6,2% 6,3%

Готовые изделия 7,0 7,0 6,4

Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, представляемого этой стране. В международной практике различают 3 возможных вида торговых режимов.

1) режим наибольшего благоприятствования – это нормальные условия торговли , при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из этих стран . это главный принцип , зарегистрированный ГАТТ/ ВТО, и страны- члены данной организации должны его автоматически соблюдать ,

2) Режим преференциальной ( льготной ) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает , что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50% .данный режим введен ГАТТ в 60-е годы.

3) Беспошлинный режим – это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стане , но согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств ( где ВНП на душу населения не более 100 долларов в год и удельный вес промышленности не более 10%).

НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.

Большинство современных лир регулирования внешней торговли относят к нетарифным инструментам, воздействие которых на структуру , объем , географию экспорта и импорта значительно выше , чем у тарифных.

Наиболее часто тарифные ограничения применяют в отношении: транспортных средств – около 10% , машин и оборудования- 7%.

По классификации нетарифных лир , принятой ООН , существуют категории:

1) прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства , это лицензии и контингенты на импорт , также прочие платежи и налоги- внутренние сборы , специальные целевые сборы, акцизы и т.д., система минимальных импортных цен. Направленная на ограничение экспорта.

1 – самая многочисленная категория (1/2 всех нетарифных мер).

Прочие налоги и сборы:

Например НДС – 20% (в Канаде – 7%, в Аргентине – 16%), акцизы =10-250%, например спирт – 250%. В Аргентине – фрахтовый сбор 0.5% (для развития национального флота Аргентины ). Дания – сбор 50% на охрану окружающей среды с одноразовой посуды. Во многих странах – сбор на развитие торговли.

2) – меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся к административным формальностям, но их действия ограничивают торговлю. А это таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требуется к упаковке, маркировке и т.п.

- меры, применение которых непосредственно не направленно на ограничение или стимулирование экспорта, но действие которых приводит к этому результату. (импортные депозиты, валютное ограничение; государственное страхование, кредитование экспорта).

Наибольшее распространение получили лицензии и контингенты (квоты).

Эта мера применяется во всех ПРС и РС.

Квотирование – временные, вводимые государством ограничения производства, экспорта и импорта товаров в стоимостном или натуральном виде. Основой ограничений могут быть обязательства стран по международным соглашениям, соблюдение национальных интересов (например, безопасность окружающей среды, культурные достояния и т.д.)

Квотирование применяется для регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке ; для достижения взаимовыгодных договоренностей на переговорах; в качестве ответных действий на дискриминационных мер иностранных государств.

В рамках квот экспорт и импорт осуществляется по лицензиям, прилагаемым к таможенным декларациям. Согласно лицензионной системе государство выдает разделение на внешнеторговые операции товарами, включенными в списки лицензируемых по импорту и экспорту.

Основные виды лицензий:

1) Автоматическая или генеральная – разрешение беспрепятственно ввозить и вывозить товар по списку в течении определенного периода времени;

2) Разовая индивидуальная – импорт или экспорт определенного товара определенному экспортеру или импортеру с указанием количества товара, стоимости, страны происхождения.

Лицензии применяются для отдельных товаров общегосударственного назначения на определенные периоды с определенными странами, когда того требуют условия. Могут применятся при недобросовестной конкуренции как предупредительная или штрафная мера (при наличии ущерба интересам государства).

Составной элемент лицензирования – контингентирование – установление централизованного контроля над вывозом и ввозом товаров в пределах определенных квот в течении определенного периода времени.

Контингенты – ограничение в стоимостном или физическом выражении.

Существуют глобальные контингенты, контингенты в отношении отдельных стран, сезонные. Осуществляются через индивидуальные лицензии.

Система лицензий и контингентов – форма регулирования внешней торговли в подавляющем большинстве стран мира. Несмотря на жесткий контроль над внешней торговлей, оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги.

Контингенты – 50% продовольствия, 13% топлива, 10% текстильных изделий, импортированы промышленно развитыми странами.

Технические барьеры – меры нетарифного регулирования, определяющие соответствие определенным стандартам, сертификатам, правилам тестирования (материалы, упаковка, маркировка и т.д.)

Технические барьеры, используемые государствами: В 70-е годы в Швейцарии при импорте «Жигулей» – экологический контроль и сертификат. Стоимость – 500швейцарских фр. Для других марок – 100 фр. Т.е. экологический контроль – дополнительный скрытый барьер (7% к цене «Жигулей»).

С 1992г. – в ЕС обязательное оснащение автомобилей спец. оборудованием для очистки выхлопных газов и запрет автомобилей без этого оборудования. С 1.10.90г. – любой автотранспорт в ЕС (зарегистрированный) д.б. пригоден для использования бензина без свинца. Уровень шума для грузовиков в ЕС с 1995г. £80 дБ.

С 1993г. в ЕС – на импортных товарах упаковка с информацией о рисках, связанных с потреблением (а также – в инструкциях, этикетках).

Треб. К товаросопроводительным документам при ввозе мяса и живого скота – отсутствия гормонов.

Технические барьеры – 60% на промтовары, в т.ч. 19% - машины и оборудование; 10%хим. товары; 5% - ср-ва транспорта; 13% - пищевые товары.

В последнее время широкое распространение – т. наз. «добровольное» ограничение экспорта, а фактически навязывание экспорту под угрозой санкций обязательства по ограничению экспорта в импортную страну (сокращение поставок – повышение цен). Кроме технических барьеров это соглашения об установлении минимальных цен на экспорт, как прав., развитых стран по отношению к более слабым в экономич. и политич. отношении.

Наиболее широко эта мера используется в США.

Соблюдение минимальных цен должно контролироваться. В случае искусственного занижения цены экспортом, импортер вводит антидемпинговую пошлину, применение к-рой вообще может закрыть рынок для экспортера.

В последнее десятилетие один из активных инструментов нетарифн. регулирования в странах Запада – обвинения в демпинге. Демпинг – продажа товаров по искусственн<

Наши рекомендации