Товарное обеспечение товарооборота в системе управления деятельностью организаций торговли

В условиях становления и развития рыночных отношений в экономике Республики Беларусь коренным образом меняются принципы и методы формирования товарных ресурсов. Обострение конкуренции, усложнение условий хозяйственной деятельности, снижение предсказуемости результатов, увеличение последствий неверно принятых решений предъявляют возрастающие требования к оптимальному управлению товарными ресурсами.

Товарное обеспечение как составляющая товарных ресурсов непосредственно влияет почти на все процессы в торговой организации и находится в неразрывной связи со многими сторонами деятельности. Товарное обеспечение составляет материальную основу товарооборота торговой организации. Поэтому определение его объемов и структуры имеет первостепенное значение для разработки экономически обоснованного плана товарооборота. Планирование и осуществление закупок должны способствовать увеличению прибыли организации, оптимизации всех процессов торгово-хозяйственной деятельности. Отрицательные последствия неправильной организации закупочной деятельности оказывают влияние на все аспекты деятельности торговой организации (табл. 5.1.)

Таблица 5.1. Возможные ошибки в организации товарного обеспечения торговой организации и их последствия

Категория ошибки Последствия
Недостаточный объем заказа или низкая частота поставки перебои в товароснабжении организации, приводящие к дефициту;
Излишний объем заказа или слишком частая поставка завоз излишних товаров, увеличение расходов по хранению товаров и товарных потерь, рост потребности в оборотных средствах;
Заказ товара без учета внутригрупповой структуры спроса отсутствие товаров, пользующихся спросом, невозможность реализации имеющихся товаров, затоваривание при отсутствии свободных складских и торговых площадей;
Отсутствие анализа и выбора поставщиков поставка большого количества аналогичных товаров, что зачастую превышает возможности их размещения на складе и в торговом зале при сужении ассортимента;
Неполный учет условий поставки товаров (как правило, ориентир на цену товара, стоимость доставки и условия оплаты) неучет прочих факторов (срок доставки, размер партии, тара и упаковка, возможность возврата, возможность срочной поставки, рекламное сопровождение, возможность изменения ассортимента и др.), что впоследствии приводит к низкой эффективности заключаемых сделок;
Отсутствие экономически обоснованного выбора сделок на этапе их заключения Невозможность изменения условий сделок после заключения договоров, особенно долгосрочных, что может привести к снижению конкурентоспособности


Управление товарным обеспечением нужно рассматривать как комплексную проблему, включающую такие глобальные вопросы, как формирование товарного предложения, продвижение товаров к потребителю, создание оптимальной организационной структуры управления процессом поступления товаров в каждой организации.

Товарное обеспечение торговой организации можно определить как процесс обеспечения поступления товаров из разных источников с целью создания товарных ресурсов, предназначенных для последующей продажи конечному потребителю или профессионального использования. Источниками товарного обеспечения являются: поступление товаров от отечественных производителей; от оптовых организаций и прочих посредников; импорт из стран ближнего и дальнего зарубежья; поступление от личных подсобных хозяйств и др.

Товарное обеспечение торговых организаций осуществляется в различных формах и представляет собой результат действия установленных хозяйственных связей. Структура хозяйственных связей определяется схемами товародвижения и показывает, какие организации со стороны поставщика и покупателя вступают в хозяйственные взаимоотношения.

Основными формами товарного обеспечения являются:

- простая – поставка товаров осуществляется непосредственно от производителя в розничную торговую организацию. Является результатом прямых хозяйственных связей, которые устраняют излишние звенья перевалки товаров, ускоряют товарооборачиваемость, позволяют напрямую воздействовать на производителя в части формирования ассортимента, качества товаров, условий поставки и др. Применяются при закупке большинства продовольственных товаров, а также части непродовольственных (как правило, по товарам простого ассортимента или крупногабаритным). Независимо от ассортимента прямые поставки эффективны для крупных розничных организаций. Основная причина распространения прямых хозяйственных связей, начиная с середины 90-х годов ХХ века – возможность получения розничной торговой организацией полного размера установленного лимита торговой надбавки;

- сложная – поставка товаров осуществляется через посредников, число которых может быть различно. В качестве посредников могут выступать частные и государственные оптовые организации, биржи, индивидуальные предприниматели. К числу таких посредников относятся: дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты и брокеры. Их наличие целесообразно в первую очередь по товарам сложного ассортимента, требующим подсортировки, а также по товарам, поставляемым по импорту.

В условиях рыночных отношений механизм регулирования товарного обеспечения торговых организаций с позиций удовлетворения спроса населения значительно усложнился. Он включает в себя постановку цели, определение взаимосвязанных с товарооборотом факторов, подлежащих регулированию, реализацию требования сбалансированности товарных ресурсов, товарооборота и спроса населения при обязательном его удовлетворении. Состав элементов системы управления товарным обеспечением торговой организации представлен на рис. 5.1.

Товарное обеспечение товарооборота в системе управления деятельностью организаций торговли - student2.ru

Рис. 5.1. Элементы системы управления товарным обеспечением торговой организации

Факторы, влияющие на товарное обеспечение торговой организации, можно объединить в 5 групп:

1. организационные (специализация торговой организации, форма продажи, порядок расчетов и скорость документооборота, формы материальной ответственности, формы контроля качества товаров);

2. коммерческие (выполнение планов и условий поставок, соответствие ассортимента и качества товаров спросу, принципы формирования ассортимента);

3. экономические (наличие нормативов товарных запасов, плана товарооборота, уровень обеспеченности финансовыми ресурсами);

4. социальные (профессиональный уровень кадров, условия работы, материальное стимулирование);

5. технические (уровень автоматизации учета товарных ресурсов, состояние тары и средств, обеспечивающих сохранность товаров, обеспеченность складскими и торговыми помещениями).

Среди перечисленных факторов наибольшее значение имеют стабильность макроэкономической ситуации, обеспечивающая стабильность, размеры и рост спроса; наличие своевременной полной и достоверной информации о торговой организации и рынке; стабильность хозяйственных связей, достаточность финансовых ресурсов; схемы поставки товаров, ассортимент товаров. Все факторы находятся в сложной диалектической взаимосвязи. Характерной особенностью факторов является то, что они вызывают изменение не только объемов, но и структуры товарного предложения. В процессе формирования товарного предложения каждый из них имеет различное влияние, но в целом они в значительной мере определяют потенциальные возможности организаций торговли по формированию товарного предложения в соответствии с потребностями в товарах.

Наши рекомендации