Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли

ЭКОНОМИКА ТОРГОВОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей

высших учебных заведений

Минск 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

I. Основы экономики и организации торговли……..

Глава 1. Торговля в системе национальной экономики…….…….....

1.1. Из истории развития торгового предпринимательства Беларуси…………………………………………………………….……

1.2. Предпринимательство – основа рыночных преобразований в экономике Республики Беларусь…………….….……………………

1.3. Торговля как виды предпринимательской деятельности..…….

1.4. Экономические связи торговли с другими отраслями национальной экономики…………….…………..…………………….

1.5. Реформирование и приватизация в торговле, принципы, способы и порядок проведения приватизации………..………..…….

1.6. Экономические условия, влияющие на эффективность торговой деятельности…………………………..……………………..

1.7. Государственное регулирование торговой деятельности.……

Глава 2. Рынок потребительских товаров – сфера хозяйственной деятельности торговых организаций…………………………………..

2.1. Рынок потребительских товаров: экономическая сущность, структура, элементы, взаимосвязи и взаимозависимости……………

2.2. Конъюнктура рынка и методы ее исследования………………….

2.3. Покупательский спрос как форма проявления потребностей и фактор развития системы товарного обращения………………………

2.4. Предложение товаров и услуг – материальная основа развития товарооборота и источник удовлетворения спроса……………………

II. Управление товарооборотом……….………………..……

Тема 3. Товарооборот организаций торговли………………………….

3.1. Товарооборот – количественный показатель состояния рынка потребительских товаров и результат деятельности организации..….

3.2. Показатели развития розничного товарооборота…...…………….

3.3. Факторы, определяющие объем и ассортиментную структуру розничного товарооборота………………………………..………….....

3.4. Система управления розничным товарооборотам торговой организации…..………………………………………………………….

3.5. Анализ общего объема и ассортиментной структуры розничного товарооборота…………………………………………………………….

3.6. Методы прогнозирования и планирования розничного товарооборота…………………………………………………………….

3.7. Анализ и прогнозирование товарооборота организаций общественного питания как части розничного товарооборота……….

3.8 Особенности анализа и прогнозирования оптового товарооборота…………………………………………………………….

3.9. Оценка надежности плана товарооборота…...…………………...

3.10. Организация контроля за ходом выполнения плана товарооборота…………………………………………………………….

Тема 4. Механизм управления товарными запасами торговой организации………………..…………………………………………..

4.1. Сущность, причины образования, функции и состав товарных запасов…………………….….…………………………………………

4.2. Показатели оценки состояния и эффективности использования товарных запасов…..………..………………………………………….

4.3. Факторы, влияющие на размер товарных запасов и их оборачиваемость….……………………………………………………

4.4. Управление товарными запасами: необходимость, алгоритм построения системы……….…………………………………………..

4.5. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости..………….

4.6. Нормирование товарных запасов…………………………………

4.7. Методы контроля товарных запасов………………………………

4.8. Особенности состава товарных запасов, методика анализа и планирования в оптовой торговле………………..……………………

Глава 5. Товарное обеспечение товарооборота организаций торговли…………………………………………………………………

5.1. Товарное обеспечение товарооборота в системе управления деятельностью организаций торговли…………………………………

5.2. Оценка экономической эффективности взаимодействия торговых организаций с поставщиками товарных ресурсов…………

5.3. Формирование и планирование товарного обеспечения………….

5.3.1. Анализ поступления товаров в организацию в предпла­новом периоде………………………………………………………………….

5.3.2. Определение планового объема и структуры поступления товаров в организацию………………………………………………….

5.3.3. Определение планового объема и источников закупки необходимых товаров………………………………………………………………………

6.3.4. Обеспечение ритмичности и оптимизация партий поступ­ления товаров в организацию…………………………………………………...

Предисловие

В условиях усиливающейся глобализации, мирового экономического кризиса эффективность функционирования национальной экономики всецело определяется результативностью субъектов хозяйствования. Рыночные преобразования в Республике Беларусь коренным образом изменили внешнюю и внутреннюю среду функционирования организаций и предприятий, целевые ориентиры, методы хозяйствования и экономическую стратегию их поведения их на рынке. В современных условиях экономическая подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями основ экономики и организации коммерческой деятельности и способных определять стратегию и тактику современных организаций и предприятий с учетом законов и требований рынка приобретает особую актуальность. Коммерческая деятельность охватывает весь реальный сектор экономики, но все же основная его доля приходится на торговые организации и предприятия. Стратегия и тактика поведения организаций отрасли «торговля» на рынке должна быть ориентирована на такую торгово-хозяйственную деятельность, которая способствовала бы более полному удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей членов общества, ускорению оборачиваемости оборотных средств организаций, повышению их конкурентоспособности товаров и продукции. Возрастают требования к качеству профессиональной подготовки специалистов для осуществления коммерческой деятельности. Высокая производительность труда торговых специалистов предопределяется прежде всего глубиной их экономических знаний, необходимых для практической деятельности. В этой связи «Экономика торговли» является основной дисциплиной, формирующей специалистов высшей квалификации по специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность».

Экономика торговли – это наука, которая включает в то же время совокупность практических навыков, приемов и умений, обеспечивающих поиск оптимальных вариантов наиболее эффективного функционирования субъектов торговли с учетом конкретных внешних и внутренних условий и факторов. Данное учебное пособие предполагает оказать помочь по овладению знаниями в области экономической деятельности торговли в целом и торговых организаций и коммерческих структур в условиях действия внедрения рыночного механизма хозяйствования и конкуренции. Оно учитывает требования типовой программы курса «Экономика организаций отрасли (торговля)», результаты реформирования экономики страны, изменения в содержании, анализе и планировании (прогнозировании) хозяйственной деятельности торговых организаций, их кредитовании и финансировании. При подготовке пособия использованы элементы смежных специальных дисциплин: бухгалтерского учета, статистики, анализа, маркетинга, менеджмента, финансов. Учтен зарубежный опыт функционирования субъектов бизнеса. В пособии рассматривается методология и методики анализа, планирования (прогнозирования) и управления основными количественными и качественными показателями хозяйственной деятельности торговли и ее организаций: товарооборотом, товарными запасами, доходами, расходами, прибылью, трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Приведенные в пособии аналитические и прогнозные расчеты показателей близки к реальным и построены с учетом действующих нормативно-правовых и инструктивных материалов, форм статистической и оперативной отчетности. В учебном пособии использован опыт автора участия в подготовке ряда законодательных, нормативно-правовых и программных документов, а также материалы и методические пособия профессорско-преподавательского состава кафедры экономики торговли, региональной политики, маркетинга, управления предприятиями торговли БГЭУ, материалы РГТЭУ, Российской Академии госслужбы при Президенте Российской Федерации.

Таблица 4.2.2 Система относительных показателей измерения состояния и эффективности использования товарных запасов

№ п/п Наименование показателя Ед. измерения Условное обозначение Методика расчета Экономическое содержание показателя
Уровень обеспеченности товарооборота товарными запасами дни ОТЗ Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Где ТЗ- сумма товарных запасов на определенную дату, руб. ОТ- однодневный товарооборот (ТО/Д), руб. Д- количество дней в периоде, дни ТО- общий объем товарооборота на определенную дату, руб. Показывает на сколько дней бесперебойной торговли обеспечена торговая организация товарными запасами, при сложившемся товарообороте
  2.1 Товарооборачиваемость: продолжительность одного оборота товарных запасов дни ТОб.дни Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru или Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Где Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru – средний товарный запас за анализируемый период, руб. Показывает время, необходимое для полного обновления запаса, или срок, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения
2.2 Число оборотов товарных запасов разы ТОбр Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru или Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Показывает сколько оборотов совершил товарный запас за исследуемый период
Доля товарных запасов в чистом оборотном капитале % ДТЗобк Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Где ЧОК- чистый оборотный капитал, руб. Показывает удельный вес товарных запасов в чистом оборотном капитале
Запасоемкость руб. Зем Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Характеризует величину товарных запасов на один рубль товарооборота
Степень реализации товарных ресурсов Руб. Эр Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Где П- объемы поступления товаров, руб. Характеризует сумму товарооборота полученную на каждый рубль, вложенный в товарные ресурсы

Степень оседания товаров в запасах % УОтз Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Где Зн и Зп - запасы на начало и конец анализируемого периода Показывает долю необходимых товарных запасов в общей сумме товарных ресурсов
Степень обновляемости товарного ассортимента % СОассор Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Где НП – сумма обновляемых товарных запасов Показывает долю новых поступлений в общем объеме товарных ресурсов
Прибыльность товарных запасов Руб. Rтз Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Где Пот реализации – прибыль от реализации товаров Показывает сумму прибыли полученной на каждый рубль средств вложенных в товарные ресурсы
Затратоемкость хранения товарных запасов % Уртз Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Где Ртз - сема расхлдлв по содержанию товарных запасов Показывает сколько расходов несет товарная организация по содержанию одного рубля товарных запасов
Интегральный показатель эффективности использования товарных запасов В единицах Этз.обобщ Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru Показывает обобщенную характеристику эффективности использования товарных запасов
Товарные группы Запасы товаров на начало Реализация Запасы товаров на конец Поступление
сумма, млн. руб. уд. вес в итоге, % сумма, млн. руб. уд. вес в итоге, % сумма, млн. руб. уд. вес в итоге, % сумма, млн. руб. уд. вес в итоге, % В процентах к объему
реализации товарных ресурсов
10=8/4*100 11=8/(2+4-6)*100
Швейные изделия 55,99 55,60 55,59 55,50 103,1 105,2
Трикотаж 26,44 26,30 26,31 26,33 103,4 105,6
Чулочно-носочные изделия 9,85 9,71 9,62 9,68 103,0 104,9
Меховые товары 4,11 4,19 4,24 4,17 102,6 105,4
Головные уборы 0,99 0,99 0,99 0,98 102,2 104,6
Прочие товары 2,63 3,20 3,25 3,33 107,6 113,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 103,2 105,5

Тблица 5.5.1 исходная информация для анализа эффективности формирования, размещения, использования товарных запасов торговой организации «Меркурий» за период (месяц, квартал, полугодие, год), мнн.руб.

  Структурные подразделения торговой организации (отделы, секции, магазины, торговые группы) Товарооборот товарные запасы
Прошлого периода плановый Фактический за отчетный период Прошлого периода Норматив товарных запасов
За период однодневный за период однодневный за период однодневный сумма дней сумма дней В расчет на 1 руб. товарооборота
отдел №1 «одежда, обувь» 965,2 31,8 1086,0 36,2 1011,3 33,7 813,0 25,6 1049,8 0,97
в том числе: одежда 491,7 16,4 509,0 20,0 501,7 16,7 413,9 25,2 560,0 0,93
обувь 464,5 15,5 487,0 16,2 509,6 17,0 399,1 25,7 456,0 0,99
отдел «2 «Хозяюшка» 14,0 431,7 14,4 427,3 14,2 323,7 23,1 432,0 1,00
в том числе: товары культурно-бытового назначения длительного пользования 219,5 7,3 229,7 7,7 222,7 7,4 193,8 26,5 246,4 1,07
хозяйственные товары 201,5 6,7 202,0 6,7 204,6 6,8 129,9 19,4 194,3 0,96
отдел №3 «продовольственные товары» 639,1 21,3 649,0 21,6 771,6 25,7 194,7 27,9 648,0 0,99
в том числе реализуемые по фиксированным и регулированным ценам 8,4 253,1 84,0 329,1 11,0 229,9 27,4 126,0 0,50
реализуемые по свободным ценам 387,7 12,9 395,9 13,2 442,5 14,7 364,8 28,3 382,8 0,97
отдел №4 «Кондитерские товары» 473,7 15,8 514,9 17,2 504,3 16,8 753,5 47,7 2,00
в том числе закупленные на внутреннем рынке 262,0 8,7 143,1 4,8 164,5 5,4 175,5 20,2 2,01
импортные 211,7 7,1 371,8 12,4 319,8 11,3 578,0 81,4 2,00
Всего 2490,0 83,0 2681,6 89,4 2714,5 90,5 2484,9 29,9 2771,4 1,03

Примечание: такой анализ с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить еженедельно.


  Структурные подразделения торговой организации (отделы, секции, магазины, торговые группы) Товарные запасы Доля товаров, реализуемых по свободным ценам Доля товарных запасов в торговом зале, % Доля товарных запасов в на складе, % Доля оплаченного товарного запаса, %
Фактические товарные запасы Отклонение фактических запасов от нормативных В товарных запасах В товарообороте
сумма дней В расчет на 1 руб. товарооборота сумма дней В расчет на 1 руб. товарооборота          
отдел №1 «одежда, обувь» 1122,2 1,11 +72,4 +4 +0,14 - - 55,0 45,0 28,0
в том числе: одежда 620,0 1,23 +120,0 +9 +0,3 - - 60,0 40,0 38,0
обувь 469,8 0,92 -16,2 -3 -0,07 - - 50,0 50,0 26,0
отдел «2 «Хозяюшка» 504,0 1,24 +72,0 +5 +0,24 - - 40,0 60,0 37,0
в том числе: товары культурно-бытового назначения длительного пользования 284,9 1,34 +38,5 +6 +0,27 - - 30,0 70,0 44,0
хозяйственные товары 194,3 1,00 - -0,5 +0,04 - - 45,0 55,0 31,0
отдел №3 «продовольственные товары» 669,6 0,87 +21,6 -4 -0,12 61,1 57,8 58,0 42,0 26,0
в том числе реализуемые по фиксированным и регулированным ценам 117,6 0,36 -8,4 -4 -0,14 - - 80,0 20,0 31,0
реализуемые по свободным ценам 409,2 0,92 +16,4 -1 -0,05 - - 35,0 65,0 37,0
отдел №4 «Кондитерские товары» 1118,0 2,13 +86,0 +46 +0,13 80,7 63,7 62,0 38,0 10,0
в том числе закупленные на внутреннем рынке 288,0 1,65 - -7 -0,36 - - 71,0 29,0 9,0
импортные 2,81 +15,6 +12 +0,81 - - 42,0 58,0 74,0
Всего 3039,6 1,1 +268,2 +3 +0,07 43,8 28,7 54,0 46,0 31,0
                         

Глава 5. Товарное обеспечение товарооборота организаций торговли

Планирование потребности торговых организаций в оборотных средствах.

Основу планирования потребности в оборотных средствах составляет нормирование,т.е. установление норм запасов по видам оборотных средств и расчет на этой основе с учетом прогнозируемого объема товарооборота общей потребности в оборотных средствах или норматива оборотных средств на планируемый период.

Особенностями нормирования оборотных средств в условиях рыночной экономики являются:

- каждая организация может самостоятельно устанавливать экономически обоснованные нормы товарных запасов и нормы запасов оборотных средств, авансируемых в эти запасы;

- проводить многовариантные расчеты норм запасов и нормативов и увязывать их с возможными источниками финансирования;

- устанавливать с учетом допустимой степени риска, приемлемый уровень надежности обеспечения запасами и оборотными средствами

Нормативом оборотных средствназываются плановые запасы товарно-материальных ценностей в денежном выражении и денежные средства, необходимые торговой организации в планируемом периоде для нормальной торгово-хозяйственной деятельности.

Норматив оборотных средстврассчитывается самостоятельно торговыми организациями отдельно по каждой отрасли торговой деятельности на каждый квартал

Транспортные расходы

На этой статье предусматриваются расходы по перевозке товаров всеми видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным).

Расходы по железнодорожным перевозкам занимают в розничной торговле небольшой удельный вес и планируются только по тем товарам, которые завозятся на условиях «франко-станция отправления». Для расчета стоимости железнодорожных перевозок надо определить грузооборот в тоннах, включая вес тары. Затем в зависимости от вида перевозки (повагонная, контейнерная, мелкими партиями) и грузоподъемности вагона или контейнера определяется необходимое количество вагонов (контейнеров). Умножением их количества на тариф за один вагон (контейнер) на соответствующее расстояние получают стоимость транспортных расходов по перевозке железнодорожным транспортом. Кроме того, необходимо учесть стоимость услуг за сопровождение груза, подачу и подготовку вагона, содержание подъездных путей и другие расходы, которые могут возникать исходя из условий заключенных договоров поставки.

Чаще всего грузы в торговле перевозятся автомобильным транспортом. Поскольку такие перевозки занимают наибольший удельный вес в данной статье расходов, следует внимательно и четко планировать их величину. Товары могут завозиться в магазины на условиях кольцевого завоза (централизованная доставка), привлеченным или арендованным автотранспортом, а также собственным. Все эти особенности необходимо учитывать при планировании.

Расходы собственного автотранспортного хозяйства на данную статью не относятся, а учитываются на соответствующих статьях (расходы на оплату труда, амортизация).

Расходы по централизованной доставке товаров планируются исходя из плана поступления товаров и тарифа, определяемого в процентах к стоимости завозимых товаров. Если величина поставки в договоре указана в тоннах, стоимость перевозки определяется исходя из их массы, средней цены за тонну и тарифа.

При доставке товаров привлеченным транспортом (чаще всего на условиях почасового тарифа) стоимость расходов планируется с учетом количества машин, используемых для перевозки, количества часов работы машины в день, количества дней работы в планируемом периоде и тарифов за каждый час работы.

Если привлеченный автотранспорт оплачивается на договорной основе по тарифам за тонно-километр, то расчет расходов производится в зависимости от класса груза, тарифов и объема транспортного грузооборота. Все грузы (в зависимости от степени их грузоподъемности) подразделяют на 4 класса. Транспортный грузооборот определяется как сумма объема поступления товаров в тоннах, массы тары и объема повторных перевозок. Тогда расходы по перевозке товаров можно рассчитать путем умножения транспортного грузооборота в тоннах на тариф перевозки за тонну на заданное расстояние, тариф устанавливается с учетом класса груза.

К рассчитанным на основе вышеизложенных способов расходам прибавляется стоимость погрузочно-разгрузочных работ, расходы по экспедированию, стоимость хранения груза на складах автотранспортных организаций.

Величина транспортных расходов постоянно снижается, поскольку подавляющее большинство поставщиков товаров стоимость транспортировки включают в цену товара. Торговые организации оплаченные ими затраты по доставке грузов также могут включать в стоимость товаров, тогда расходы по данной статье будут отсутствовать. Транспортные расходы сверх стоимости товаров оплачиваются и соответственно планируются лишь в отношении поставок от оптовых и посреднических структур.

Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда включаются в расходы на реализацию товаров в пределах суммы, предусмотренной в плане по труду и заработной плате (методика планирования рассмотрена в теме 7, п.7.10).

  1. Отчисления на социальные нужды

Отчисления по данной статье планируются в размере 35% от величины расходов на оплату труда, как включаемых в расходы на реализацию, так и осуществляемых за счет чистой прибыли организации.

4.Расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов

При планировании расходов на аренду (лизинг) исходят из величины арендуемой площади и условий заключенных договоров аренды и лизинга. Если в планируемом периоде не предусматривается изменения арендуемой площади, ставок арендной платы и других расходов, то можно принять в качестве планируемой сумму расходов по данной статье за предшествующий период. При изменении параметров планирование производится отдельно по каждому виду расходов.

Сумма арендной платы определяется умножением размера арендуемой площади на ставку арендной платы (с учетом коэффициентов месторасположения, комфортности, качества среды, типа населенного пункта и др.) в планируемом периоде.

Расходы по лизингу планируются в соответствии с заключенным договором исходя из сумм погашения и лизинговых процентов.

  1. Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря

В статью включаются расходы на освещение, водоснабжение, отопление, охрану и др. Сумма расходов определяются на основе заключенных договоров, предусматривающих количество потребляемых ресурсов (часто в виде лимита их потребления), тарифы и ставки за одну потребляемую единицу. При планировании расходов по статье необходимо учитывать прогнозируемую величину инфляционных изменений стоимости ресурсов в предстоящем периоде.

Расходы на торговую рекламу

Планируются исходя из плана рекламных мероприятий на будущий период, но в соответствии с установленными нормами отнесения их на себестоимость. Для вновь создаваемых организаций, добивающихся известности и положения на рынке, расходы на рекламу целесообразно планировать в пределах максимально возможной суммы, ибо изменение ее в сторону снижения лишь увеличит реальную прибыль по сравнению с прогнозируемой. Для организаций, давно функционирующих на рынке, рекламные расходы, как правило, постоянны, учитываются только изменения в проводимой рекламной политике.

При прогнозировании расходов по статье необходимо помнить, что необоснованно заниженная сумма затрат на рекламу не позволит достичь прогнозируемого объема товарооборота, прибыли и не обеспечит достижения поставленных целей.

Расходы на тару

Определяются обычно исходя из сложившегося их уровня и планируемого объема товарооборота, и в подавляющем большинстве случаев устанавливаются как процент от объема поставленных товаров.

Налоги, отчисления и сборы

Расчеты производят отдельно по каждому виду налогов и сборов (налог на землю, экологический налог, госпошлины и сборы) исходя из ставок налогов и платежей и налогооблагаемой базы, предусмотренной законодательством.

Прочие расходы

Данная статья комплексная и включает различные расходы.

Прочие нормируемые затраты планируются в поэлементном разрезе в зависимости от тактики и политики, которую будет проводить организация в плановом периоде. Для простоты расчетов на практике расчеты по статье ведутся исходя из предела (лимита), который может быть включен в состав затрат и учтен в налогооблагаемой прибыли и цене.

Расходы по обеспечению условий труда персонала, управлению и функционированию организации и прочие планируют в разрезе элементов исходя из планов подготовки и переподготовки кадров, охраны труда и техники безопасности, выданных предписаний и предложений, графиков прохождения медосмотров персоналом, обслуживания вычислительной техники и локальной сети и др. С учетом того, что это все смешанные статьи, при неизменном характере затрат в прогнозируемом периоде, постоянные элементы расходов по ним можно предусмотреть в фиксированной сумме, а переменные определить в процентах к объему прогнозируемого товарооборота.

Суммировав расходы по всем статьям, определяют общую сумму расходов торговой организации, которую необходимо сравнить с ранее рассчитанной предельной величиной.

Глава 10. ДОХОДЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Таблица 10.1 – Классификация доходов торговой организации

Признак классификации доходов Вид доходов
1. Характер получения доходов 1. Доход от реализации товаров (продукции, работ, услуг) и собственности организации 2. Доходы от использования собственности и капитала торговой организации.
2. Источники формирования 1. Доходы от торговой деятельности и платных торговых услуг 2. Доходы от производственной деятельности 3. Доходы от посреднической деятельности 4. Доходы от инвестиционно-кредитной деятельности 5. Доходы от реализации имущественных и интеллектуальных прав 6. Чрезвычайные доходы 6. Другие виды доходов
3. Полнота и место отображения доходов 1. Бухгалтерские доходы 2. Скрытые доходы
4. Временной фактор 1. Доходы отчетного периода 2. Доходы будущих периодов
5.Характер налогообложения 1.Налогооблагаемый доход 2. Доход, не подлежащий налогообложению
6. Уровень для формирования прибыли 1. Доход, достаточный для формирования прибыли 2. Доход, не достаточный для формирования прибыли
7. Отрасль торговой деятельности 1. Доходы розничной торговли 2. Доходы оптовой торговли 3. Доходы общественного питания

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» доходы, подлежащие налогообложению, делятся на доходы, связанные с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), и доходы от внереализационных операций.

В статье 34 Налогового кодекса Республики Беларусь «Доходы и источники их получения» отмечено, что доходы плательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Республике Беларусь или к доходам от источников за ее пределами.

Доходами организаций не считаются:

1) суммы налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, налога с продаж, других обязательных платежей, поступивших в составе торговой выручки, операционных и внереализационных доходов;

2) суммы задатков, авансов, предоплаты за товары (продукцию, работы, услуги) и стоимость полученного в залог имущества;

3)вклады других организаций в уставный фонд;

4)суммы, поступившие от третьих лиц в пользу комитента по договорам комиссии или консигнации, доверителя по договорам поручения;

5) поступления имущества, в том числе денежных средств, ранее переданных третьим лицам на условиях возвратности, в том числе получаемых в качестве погашения ранее предоставленных займов.

Рисунок 10.1 – Схема формирования дохода от реализации в торговой организации

Разницу между показателем статьи «Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку (строка 020) за исключением суммы полученной организацией государственной помощи на покрытие разницы в ценах и тарифах (строка 021) и показателем статьи «Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг» (статья 030) отражает статья «Валовая прибыль» (строка 040). В экономической литературе в отношении данного показателя употребляется также термин «валовой доход».

Таким образом, на уровне организации торговли доходы от реализации товаров – это разница между денежной выручкой от реализации товаров по розничным (оптовым) ценам за минусом налогов и сборов (пошлин) и их покупной стоимостью. Эта разность представляет собой сумму реализованных:

- торговых надбавок (скидок) – в розничных торговых организациях;

-оптовых и снабженческо-сбытовых надбавок (скидок)– в оптовых торговых организациях;

-наценок на собственную продукцию (сырье) и часть покупных товаров, а также торговых надбавок (скидок) на покупные товары – в организациях общественного питания.

В распоряжении торговых организаций остается не весь доход от реализации товаров. Из него в 2008 году производятся отчисления в виде сбора в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по ставке 2%, сумма которого включается в стр.011 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Доход от реализации товаров измеряется в абсолютном (руб.) и относительном (%%) выражениях. Его показателями являются сумма и уровень.

Уровнем дохода от реализации товаров называется отношение суммы дохода от реализации товаров к сумме товарооборота, выраженное в процентах.

Iii. ресурсное обеспечение организаций торговли - student2.ru

где УДр – уровень дохода от реализации товаров в %, Др – сумма доходов от реализации товаров или валового дохода, Т – объем товарооборота.

В розничной торговле уровень доходов от реализации учитывается, анализируется и планируется по отношению к розничному товарообороту без налога на добавленную стоимость (НДС), налога с продаж и других обязательных платежей, в оптовой торговле – по отношению к оптовому или складскому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании – к общему (валовому) товарообороту общественного питания.

Уровень дохода от реализации показывает долю торговли в розничной цене товара и характеризует уровень затрат, связанных с реализацией товаров и прибыли от этих операций, т.е. сколько рублей дохода получено с каждых 100 р. проданных товаров.

Размер уровня дохода от реализации различен в отдельных отраслях торговой деятельности, что обусловлено функциями, выполняемыми каждой отраслью, и местом отрасли в отраслевом разделении труда. Наибольший – в общественном питании, наименьший – в оптовой торговле.

Также отличается уровень дохода от реализации товаров в торговых организациях одинакового отраслевого профиля, что зависит от структуры товарооборота.

Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусматривается рост уровня дохода от реализации в розничной торговле с 17,2% в 2005 г. до 17,5% в 2010 г., в общественном питании – с 31,6 до 31,7 % соответственно.

Относительный размер доходов может быть рассчитан также отношением их суммы к другим показателям торговой деятельности. В условиях происходящих изменений определенный экономический интерес представляют показатели уровня доходов, исчисленные по отношению к основным и оборотным средствам, среднесписочной численности работников. Рассчитывается удельный вес расходов на реализацию товаров в общей сумме доходов. В зарубежной литературе для оценки уровня торгового дохода используется показатель «торговая маржа», который определяется делением доходов на оборот товаров по закупочной цене и умножением результата на 100.

ПРИМЕР. Товарооборот розничной торговой организации за отчетный год составил 14 750 млн р. налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи определены в сумме 1 950 млн р. Себестоимость проданных товаров по данным бухгалтерской отчетности составила 10 800 млн р.

Сумма дохода от реализации товаров равна:

Д<

Наши рекомендации