Золотовалютные резервы/ внешний долг
Признаком наступлений кризиса платежеспособности обычно служат нарушения графика платежей по обслуживанию долга. Различаются конъюнктурные и структурные причины кризиса платежеспособности. Для развивающихся стран характерна наиболее структурная форма кризиса. Для его преодоления необходимо, прежде всего, стабилизировать экономику, сдержать темп инфляции, уравновесить платежный баланс, провести институциональные изменения.
Стратегия выхода из кризиса платежеспособности зависит от того, какие факторы его порождают. В некоторых странах решающую роль в развитии долгового кризиса играли внешние факторы, в других — внутренние. К внешним факторам относятся: ухудшение условий внешней торговли, падение спроса на мировом рынке на экспортные товары страны-должника, ухудшение условий международного кредитования. В числе внутренних факторов — бюджетный дефицит, инфляция, завышенный валютный курс, неэффективность и убытки государственных предприятий, низкая отдача от капиталовложений, особенно если они осуществлены за счет иностранных кредитов.
Кризис платежеспособности имеет тяжелые социально-экономические последствия для страны-должника. Он выражается в острой нехватке конвертируемой валюты. Вследствие этого снижается импорт потребительских товаров, сырья, машин и оборудования. Свертывается производство, падает жизненный уровень населения, сокращаются капиталовложения.
Выход из кризиса платежеспособности связан с выработкой механизма урегулирования внешнего долга, такой механизм был сформирован к концу 80-х г.г.
Страны-должники брали обязательства регулярно выплачивать проценты и проводить согласованные меры по стабилизации экономики. Кредиторы соглашались продлить сроки погашения основной суммы долга. В отдельных случаях кредиторы предоставляли новые целевые кредиты, в том числе для выплаты процентов.
Непременным условием любой процедуры урегулирования долга на многосторонней основе является принятие стабилизационной программы в соответствии с рекомендациями МВФ. При их разработке учитывается национальная специфика страны-должника. Но набор основных рекомендаций, построенных на основе монетаристской теории, унифицирован и предлагается всем странам. Основным требованием МВФ к стране-должнику является преодоление инфляции. Для этого предлагается уменьшить бюджетный дефицит. При реализации стабилизационных программ происходит резкое сокращение бюджетных расходов на социальные нужды, управление, капиталовложения. Для сдерживания денежной эмиссии и роста цен рекомендуется также жесткая кредитная политика. В некоторых случаях вводится контроль над заработной платой. Обязательно предусматривается приватизация государственных предприятий в целях повышения их эффективности, ликвидации убытков и бюджетных дотаций. Осуществляется выравнивание внутренних цен с ценами мирового рынка. Прилагаются усилия, направленные на достижение большей открытости экономики. Отменяется субсидирование цен, рекомендуется не прибегать к множественности валютных курсов. В странах, испытывающих кризис платежеспособности, курс национальной валюты обычно завышен. Поэтому МВФ рекомендует им провести девальвацию. Даются также советы по либерализации внешней торговли, валютных операций, импорту предпринимательского капитала.
Методы урегулирования подразделяются на:
рыночные;
нерыночные.
Нерыночные методы включают: пересмотр графика платежей по обслуживанию долга и прямое списание долга. Применяется в основном в отношении наименее развитых стран. Применительно к среднеразвитым странам подобная процедура не получила распространения. Это связано с тем, что среднеразвитые страны должны преимущественно частным банкам, а наименее развитые страны официальным кредиторам на двухсторонней основе. Поскольку источниками официальных двухсторонних кредитов являются бюджетные средства, то передвинуть сроки их погашения и списать долг легче, чем урегулировать обязательства частым банкам.
Рыночные методы урегулирования долга предусматривают конверсию долговых обязательств в облигации. При такой процедуре предоставляются льготы стране-должнику. Но выбор варианта остается за кредитором.
Первый вариант — конверсия долговых обязательств в облигации со скидкой против номинала, но при сохранении плавающей процентной ставки.
Второй вариант — конверсия в облигации по номиналу, но устанавливается фиксированная пониженная процентная ставка.
Третий вариант — конверсия долговых обязательств в реальный капитал (прямые капиталовложения). Наиболее успешно эта операция была проведена в Чили.
С середины 80-х годов функционирует вторичный рынок долговых обязательств развивающихся стран. Продажи на нем долгов осуществляются со скидкой, размеры которой зависят от платежеспособности страны. В покупке долговых обязательств на вторичном рынке заинтересованы главным образом фирмы, которые намерены производить инвестиции в соответствующей стране. Долговые обязательства развивающихся стран являются также предметом спекуляции.
МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ
Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом.
Сложились мировые финансовые центры — Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур и др.
Исторически они возникли на базе национальных рынков, а затем — на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рынков золота.
До первой мировой войны господствующим финансовым центром был Лондон. Это было обусловлено высоким уровнем развития капитализма в Великобритании, ее широкими торговыми связями с другими странами, относительной устойчивостью фунта стерлингов, развитой кредитной системой страны. Капиталы из разных стран концентрировались на Лондонском рынке, который кредитовал значительную долю международной торговли. Средством краткосрочного кредитования внешней торговли служил «стерлинговый вексель», акцептованный в Лондоне. 80% международных расчетов осуществлялись в фунтах стерлингов.
После первой мировой войны в силу действия закона неравномерности развития стран ведущий мировой финансовый центр переместился в США, которые занимали монопольные позиции до 60-х годовXX в., хотя Лондон продолжал играть важную роль в международных, валютных, кредитных и финансовых операциях. С 60-х годов монопольное положение США как мирового финансового центра было подорвано, так как возникли новые центры — в Западной Европе и Японии. В целях повышения конкурентоспособности и рейтинга национальных банков, осуществляющих международные операции, промышленно развитые страны провели дерегулирование их деятельности, постепенно отменив ограничения, особенно валютные.
США первыми начали либерализацию национальных валютных, кредитных и финансовых рынков с середины 70-х годов. В 1978—1986 гг. постепенно были отменены ограничения на выплату процентов по депозитно-ссудным операциям, введены проценты по вкладам до востребования. В 1984 г. отменен 30%-ный налог на доход по облигациям, выпущенным в США и принадлежащим нерезидентам. С конца 1981 г. создана свободная банковская зона в США, где иностранные банки освобождены от американского налогообложения и банковской регламентации. В целях либерализации финансового рынка с середины 70-х годов отменены комиссии, фиксируемые Нью-Йорской биржей. Либерализация деятельности американских банков, их банкротства и концентрация дали толчок развитию финансовых инноваций, секьютеризации. Поэтому на практике не соблюдается разграничение деятельности коммерческих и инвестиционных банков, а также запрет банкам осуществлять деятельность в нескольких штатах.
Страны ЕС давно стремились создать собственный финансовый центр. Однако интеграция валютных, кредитных, финансовых рынков долгое время отставала от интеграции в области промышленности, сельского хозяйства, внешней торговли. Это обусловлено противоречиями в ЕЭС, нежеланием стран-членов поступиться своим суверенитетом в проведении бюджетной, кредитной, инвестиционной политики в пользу наднациональных решений. С 1990 г. в соответствии с «планом Делора» о создании экономического и валютного союза страны ЕС активно формируют единое финансовое пространство путем отмены всех валютных ограничений. В соответствии с Маастрихстким договором, вступившим в силу с ноября 1993 г., венцом интеграции станет единый западноевропейский рынок капиталов и финансовых услуг.
Во Франции процесс либерализации банковских и финансовых операций отличается особой глубиной, учитывая традиционно большой масштаб государственного регулирования в этой стране. Государство фиксировало процентные ставки, комиссии, стоимость услуг, периодически лимитировало объем кредитных операций (до 1987 г.). Франция отменила эти ограничения, а также 25%-ный налог на доход от облигаций для нерезидентов, чтобы привлечь иностранных покупателей французских ценных бумаг.
Германия отменила валютные ограничения с 60-х годов, но отстает по масштабам интернационализации валютных, кредитных и финансовых рынков. Фондовые биржи страны оказались малопривлекательны для иностранных инвесторов, а рынок евромарок недостаточно активен. Одна из причин — приоритет задачи стабилизации цен и немецкой марки среди других целей экономической политики. Поэтому государство достаточно жестко контролирует денежное обращение. Глобальная тенденция к дерегулированию, усилившаяся с начала 80-х годов, охватила страну лишь с 1984 г. Немецким коммерческим банкам разрешены валютные сделки «своп», операции в ЭКЮ, фьючерсные
сделки.
В Великобритании «большой скачок» по дерегулированию рынков с конца 70-х годов был направлен на удешевление операций английских банков и повышение их конкурентоспособности. В конце 1979 г. отменены валютные ограничения, с 1983 г. — фиксированные ставки комиссий куртье (посредников). Проведена банковская реформа. Отменено строгое разграничение деятельности джобберов, которые осуществляют операции за свой счет и от своего имени и брокеров (операции за счет клиентов).
Мировым финансовым центром является Цюрих, который оспаривает первенство у Лондона по операциям с золотом, а также Люксембург. На долю последнего приходится около 1/4 всех евровалютных кредитов. Новым мировым финансовым центром стал Токио в результате усиления позиций Японии в мировом хозяйстве в ходе конкурентной борьбы, создания за рубежом мощной банковской сети, внедрения иены в международный экономический оборот, отмены валютных ограничений. В отличие от США, которые с 1985 г. стали нетто-должником, Япония — ведущая страна нетто-кредитор. Японские банки доминируют в мире, в том числе в сфере международных операций (почти 40% в начале 90-х годов), опередив банки США (15%) и Западной Европы.
Появление финансовых центров на периферии мирового хозяйства, таких, как Багамские Острова, Сингапур, Сянган (Гонконг), Панама, Бахрейн и др., обусловлено в известной мере более низкими налогами и операционными расходами, незначительным государственным вмешательством, либеральным валютным законодательством.
Мировые финансовые центры, где кредитные учреждения осуществляют операции в основном с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте, получили название финансовых центров «оффшор». Этот термин примерно соответствует понятию еврорынка. Такие финансовые центры служат также налоговым убежищем, поскольку операции на них не облагаются местными налогами и свободны от валютных ограничений.
В настоящее время в 13 мировых финансовых центрах сосредоточено около 1000 филиалов и отделений иностранных банков.
Таким образом, сложился круглосуточно действующий международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Специальный раздел экономической науки изучает эффективность валютных, кредитных и финансовых рынков, формирование рациональных ожиданий их участников, проблемы их адаптации к новой информации. На мониторах специальных информационных агентств в режиме реального времени отражаются рыночные цены, котировки, валютные курсы, процентные ставки и другие валютно-финансовые условия международных операций независимо от места их проведения. Сущность концепции эффективного рынка (в том числе валютного, кредитного, финансового) заключается во влиянии новой информации на текущие цены. В связи с этим субъекты мирового рынка должны корректировать стратегию своей внешнеэкономической деятельности.