Золотовалютные резервы/ внешний долг

Признаком наступле­ний кризиса платежеспособности обычно служат нару­шения графика платежей по обслуживанию долга. Различаются конъюнктурные и структурные причи­ны кризиса платежеспособности. Для развивающихся стран характерна наиболее структурная форма кризиса. Для его преодоления необходимо, прежде всего, стабилизировать экономику, сдержать темп инфляции, уравновесить платежный баланс, провести институциональные изменения.

Стратегия выхода из кризиса платежеспособности зависит от того, какие факторы его порождают. В некоторых странах решающую роль в развитии долго­вого кризиса играли внешние факторы, в других — внутренние. К внешним факторам относятся: ухудше­ние условий внешней торговли, падение спроса на ми­ровом рынке на экспортные товары страны-должника, ухудшение условий международного кредитования. В числе внутренних факторов — бюджетный дефицит, инфляция, завышенный валютный курс, неэффектив­ность и убытки государственных предприятий, низкая отдача от капиталовложений, особенно если они осу­ществлены за счет иностранных кредитов.

Кризис платежеспособности имеет тяжелые социа­льно-экономические последствия для страны-должни­ка. Он выражается в острой нехватке конвертируемой валюты. Вследствие этого снижается импорт потреби­тельских товаров, сырья, машин и оборудования. Свер­тывается производство, падает жизненный уровень на­селения, сокращаются капиталовложения.

Выход из кризиса платежеспособности связан с выработкой механизма урегулирования внешнего долга, такой механизм был сформирован к концу 80-х г.г.

Страны-должники брали обязательства регулярно выплачивать проценты и проводить согласованные меры по стабилизации экономики. Кредиторы соглашались продлить сроки погашения основной суммы долга. В отдельных случаях кредиторы предоставляли новые целевые кредиты, в том числе для выплаты процентов.

Непременным условием любой процедуры урегули­рования долга на многосторонней основе является принятие стабилизационной программы в соответст­вии с рекомендациями МВФ. При их разработке учитывается национальная специфи­ка страны-должника. Но набор основных рекоменда­ций, построенных на основе монетаристской теории, унифицирован и предлагается всем странам. Основ­ным требованием МВФ к стране-должнику является преодоление инфляции. Для этого предлагается умень­шить бюджетный дефицит. При реализации стабилизационных программ происходит резкое сокращение бюджетных расходов на социальные нужды, управле­ние, капиталовложения. Для сдерживания денежной эмиссии и роста цен рекомендуется также жесткая кредитная политика. В некоторых случаях вводится контроль над заработной платой. Обязательно предус­матривается приватизация государственных предприя­тий в целях повышения их эффективности, ликвидации убытков и бюджетных дотаций. Осуществляется выра­внивание внутренних цен с ценами мирового рынка. Прилагаются усилия, направленные на достижение большей открытости экономики. Отменяется субсиди­рование цен, рекомендуется не прибегать к множест­венности валютных курсов. В странах, испытывающих кризис платежеспособности, курс национальной валю­ты обычно завышен. Поэтому МВФ рекомендует им провести девальвацию. Даются также советы по либе­рализации внешней торговли, валютных операций, им­порту предпринимательского капитала.

Методы урегулирования подразделяются на:

рыночные;

нерыночные.

Нерыночные методы включают: пересмотр графика платежей по обслуживанию долга и прямое списание долга. Применяется в основном в отношении наименее развитых стран. Применительно к среднеразвитым странам подобная процедура не получила распространения. Это связано с тем, что среднеразвитые страны должны преимущественно частным банкам, а наименее развитые страны официальным кредиторам на двухсторонней основе. Поскольку источниками официальных двухсторонних кредитов являются бюджетные средства, то передвинуть сроки их погашения и списать долг легче, чем урегулировать обязательства частым банкам.

Рыночные методы урегулирования долга предусма­тривают конверсию долговых обязательств в облига­ции. При такой процедуре предоставляются льготы стране-должнику. Но выбор варианта остается за кре­дитором.

Первый вариант — конверсия долговых обя­зательств в облигации со скидкой против номинала, но при сохранении плавающей процентной ставки.

Вто­рой вариант — конверсия в облигации по номиналу, но устанавливается фиксированная пониженная процент­ная ставка.

Третий ва­риант — конверсия долговых обязательств в реальный капитал (прямые капиталовложения). Наиболее успеш­но эта операция была проведена в Чили.

С середины 80-х годов функционирует вторичный рынок долговых обязательств развивающихся стран. Продажи на нем долгов осуществляются со скидкой, размеры которой зависят от платежеспособности стра­ны. В покупке долговых обязательств на вторичном рынке заинтересованы главным образом фирмы, которые намерены произ­водить инвестиции в соответствующей стране. Долго­вые обязательства развивающихся стран являются та­кже предметом спекуляции.

МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ

Мировые финансовые центры — центры сосредоточе­ния банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные ва­лютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом.

Сложились мировые финансовые центры — Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур и др.

Исторически они возник­ли на базе национальных рынков, а затем — на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рынков золота.

До первой мировой войны господствующим финан­совым центром был Лондон. Это было обусловлено высоким уровнем развития капитализма в Великобри­тании, ее широкими торговыми связями с другими странами, относительной устойчивостью фунта стер­лингов, развитой кредитной системой страны. Капита­лы из разных стран концентрировались на Лондонском рынке, который кредитовал значительную долю меж­дународной торговли. Средством краткосрочного кре­дитования внешней торговли служил «стерлинговый вексель», акцептованный в Лондоне. 80% международ­ных расчетов осуществлялись в фунтах стерлингов.

После первой мировой войны в силу действия зако­на неравномерности развития стран ведущий мировой финансовый центр переместился в США, которые за­нимали монопольные позиции до 60-х годовXX в., хотя Лондон продолжал играть важную роль в между­народных, валютных, кредитных и финансовых опера­циях. С 60-х годов монопольное положение США как мирового финансового центра было подорвано, так как возникли новые центры — в Западной Европе и Японии. В целях повышения конкурентоспособности и рейтинга национальных банков, осуществляющих международные операции, промышленно развитые страны провели дерегулирование их деятельности, по­степенно отменив ограничения, особенно валютные.

США первыми начали либерализацию националь­ных валютных, кредитных и финансовых рынков с середины 70-х годов. В 1978—1986 гг. постепенно были отменены ограничения на выплату процентов по депозитно-ссудным операциям, введены проценты по вкла­дам до востребования. В 1984 г. отменен 30%-ный налог на доход по облигациям, выпущенным в США и принадлежащим нерезидентам. С конца 1981 г. создана свободная банковская зона в США, где иностранные банки освобождены от американского налогообложе­ния и банковской регламентации. В целях либерализа­ции финансового рынка с середины 70-х годов отмене­ны комиссии, фиксируемые Нью-Йорской биржей. Ли­берализация деятельности американских банков, их банкротства и концентрация дали толчок развитию финансовых инноваций, секьютеризации. Поэтому на практике не соблюдается разграничение деятельности коммерческих и инвестиционных банков, а также за­прет банкам осуществлять деятельность в нескольких штатах.

Страны ЕС давно стремились создать собственный финансовый центр. Однако интеграция валютных, кре­дитных, финансовых рынков долгое время отставала от интеграции в области промышленности, сельского хозяйства, внешней торговли. Это обусловлено проти­воречиями в ЕЭС, нежеланием стран-членов посту­питься своим суверенитетом в проведении бюджетной, кредитной, инвестиционной политики в пользу над­национальных решений. С 1990 г. в соответствии с «планом Делора» о создании экономического и валют­ного союза страны ЕС активно формируют единое финансовое пространство путем отмены всех валют­ных ограничений. В соответствии с Маастрихстким договором, вступившим в силу с ноября 1993 г., вен­цом интеграции станет единый западноевропейский рынок капиталов и финансовых услуг.

Во Франции процесс либерализации банковских и финансовых операций отличается особой глубиной, учитывая традиционно большой масштаб государст­венного регулирования в этой стране. Государство фиксировало процентные ставки, комиссии, стоимость услуг, периодически лимитировало объем кредитных операций (до 1987 г.). Франция отменила эти ограниче­ния, а также 25%-ный налог на доход от облигаций для нерезидентов, чтобы привлечь иностранных поку­пателей французских ценных бумаг.

Германия отменила валютные ограничения с 60-х годов, но отстает по масштабам интернационализации валютных, кредитных и финансовых рынков. Фондо­вые биржи страны оказались малопривлекательны для иностранных инвесторов, а рынок евромарок недоста­точно активен. Одна из причин — приоритет задачи стабилизации цен и немецкой марки среди других це­лей экономической политики. Поэтому государство достаточно жестко контролирует денежное обращение. Глобальная тенденция к дерегулированию, усилившая­ся с начала 80-х годов, охватила страну лишь с 1984 г. Немецким коммерческим банкам разрешены валют­ные сделки «своп», операции в ЭКЮ, фьючерсные

сделки.

В Великобритании «большой скачок» по дерегули­рованию рынков с конца 70-х годов был направлен на удешевление операций английских банков и повыше­ние их конкурентоспособности. В конце 1979 г. от­менены валютные ограничения, с 1983 г. — фиксиро­ванные ставки комиссий куртье (посредников). Прове­дена банковская реформа. Отменено строгое разграни­чение деятельности джобберов, которые осуществляют операции за свой счет и от своего имени и брокеров (операции за счет клиентов).

Мировым финансовым центром является Цюрих, который оспаривает первенство у Лондона по операци­ям с золотом, а также Люксембург. На долю послед­него приходится около 1/4 всех евровалютных креди­тов. Новым мировым финансовым центром стал То­кио в результате усиления позиций Японии в мировом хозяйстве в ходе конкурентной борьбы, создания за рубежом мощной банковской сети, внедрения иены в международный экономический оборот, отмены ва­лютных ограничений. В отличие от США, которые с 1985 г. стали нетто-должником, Япония — ведущая страна нетто-кредитор. Японские банки доминируют в мире, в том числе в сфере международных операций (почти 40% в начале 90-х годов), опередив банки США (15%) и Западной Европы.

Появление финансовых центров на периферии ми­рового хозяйства, таких, как Багамские Острова, Син­гапур, Сянган (Гонконг), Панама, Бахрейн и др., обус­ловлено в известной мере более низкими налогами и операционными расходами, незначительным государ­ственным вмешательством, либеральным валютным законодательством.

Мировые финансовые центры, где кредитные учреждения осуществляют операции в основном с не­резидентами в иностранной для данной страны валю­те, получили название финансовых центров «оффшор». Этот термин примерно соответствует понятию еврорынка. Такие финансовые центры служат также налоговым убежищем, поскольку операции на них не облагаются местными налогами и свободны от валют­ных ограничений.

В настоящее время в 13 мировых финансовых цент­рах сосредоточено около 1000 филиалов и отделений иностранных банков.

Таким образом, сложился круглосуточно действую­щий международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Специальный раздел экономической науки изучает эффективность валютных, кредитных и финан­совых рынков, формирование рациональных ожиданий их участников, проблемы их адаптации к новой информа­ции. На мониторах специальных информационных агентств в режиме реального времени отражаются ры­ночные цены, котировки, валютные курсы, процентные ставки и другие валютно-финансовые условия междуна­родных операций независимо от места их проведения. Сущность концепции эффективного рынка (в том числе валютного, кредитного, финансового) заключается во влиянии новой информации на текущие цены. В связи с этим субъекты мирового рынка должны корректировать стратегию своей внешнеэкономической деятельности.

Наши рекомендации