Распределение ОПР по странам-реципиентам
Первоначально ОПР предоставлялась преимущественно странам Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии. В отношении одних стран экономический эффект оказался невысоким. Но другие страны, включая Южную Корею и Тайвань, опираясь на крупные льготные займы и субсидии, сумели добиться социально-экономического прогресса. Достигнув определенного уровня развития, страна, некогда получавшая крупные средства в рамках ОПР, практически перестает пользоваться этим источником и переключается на заимствование средств в международных валютно-кредитных и финансовых институтах и на рынке ссудных капиталов.
Как заемщики развивающиеся страны делятся на три группы.
К первой группе относится примерно 60 стран, у которых государственные кредиты и субсидии составляют не менее 2/3 общей суммы полученных внешних ресурсов. Преимущественно это страны с низким уровнем экономического развития.
Во вторую группу входит около 30 среднеразвитых стран, которые привлекают не менее 23 денежных ресурсов на рыночных условиях.
К третьей группе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кредитам мирового рынка ссудных капиталов, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам, получать также льготные кредиты. Состав этой группы неустойчив.
Наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако Израиль получает более 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1% населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и политических факторов.
Официальное финансирование развития на многосторонней основе
На долю ОФР на многосторонней основе в начале 90-х годов приходилось около 1/4 ссудного капитала и субсидий, поступивших в развивающиеся страны. Они были получены от группы МБРР, региональных Банков развития, МВФ, из различных многосторонних фондов в рамках ООН и ЕС.
Важную роль в ОФР на многосторонней основе играет группа МБРР, которая с 60-х годов кредитует только развивающиеся страны, выступая как посредник между ними и мировым рынком ссудных капиталов. МБРРразмещает свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке, выплачивая примерно по 7% годовых, и взимает по своим кредитам 7,5 — 8,5%, т.е. меньше, чем частные международные банки. Основная задача МБРР - кредитование конкретных объектов (обычно инфраструктуры). При этом МБРР берет на себя только расходы в конвертируемых валютах, а затраты в местной валюте несет кредитуемая страна. С 1980 г. МБРР стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию под программы экономических реформ, направленные на стимулирование частного предпринимательства, рыночных отношений.
Международная ассоциация развития - MAP является филиалом МБРР. Кредитует только страны с низкими доходами (менее 650 долл. на душу населения) на льготных условиях. МБРР и МАР предоставляют кредиты только на межправительственной основе или под гарантию правительства.
Международная финансовая корпорация - МФК осуществляет инвестиции в частный сектор наименее развитых стран, приобретая и продавая акции предприятий. МФК содействует притоку частных инвестиций. На каждый вложенный ею доллар МФК удавалось привлекать пять долларов с других источников.
Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство - МИГА предоставляет инвесторам гарантий против некоммерческого риска. МИГА оказывает содействие в реализации инвестиционной политики.
Развивающиеся страны получают кредиты также в региональных банках развития - Межамериканском банке развития, Африканском банке развития и Азиатском банке развития. Эти банки уделяют особое внимание региональному сотрудничеству, осуществляя первоочередное кредитование региональных объектов. Они разрабатывают стратегию развития с учетом региональной специфики и дают развивающимся странам соответствующие рекомендации.
МВФ выдает кредиты (сроком до 3—5 лет) на покрытие дефицитов платежных балансов. Первоначально Фонд кредитовал преимущественно западные страны. В середине 70-х годов промышленно развитые и развивающиеся государства получали от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот в значительной степени обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в основном связано с принятием определенных обязательств в области макроэкономической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов.
Мировой рынок ссудных капиталов и развивающиеся страны.
Развивающиеся страны участвуют в операциях мирового рынка ссудных капиталов, заимствуя экспортные кредиты, банковские ссуды, кроме того, они размещают свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке. Экспортные кредиты, предоставляемые экспортером импортеру, выделяются в особый вид кредитования, который не относится ни к официальному, ни к частному. Эти «смешанные» кредиты формируются за счет частных и государственных средств. Поскольку экспортные кредиты, как правило, связаны с поставками машин и оборудования и имеют среднесрочный характер, то они не могут быть предоставлены экспортером. Поэтому источником экспортного кредита, служат кредиты банков или государственных фондов либо. Участие банков в экспортных кредитах определяет зависимость их условий от тенденций на мировом рынке ссудных капиталов. Но участие государства в экспортных кредитах позволяет смягчать их условия, используя эти кредиты в качестве средства завоевания рынков сбыта.
В 70-х годах активизировалось кредитование развивающихся стран. В начале 70-х годов доля развивающихся стран на рынке синдицированных среднесрочных банковских кредитов была крайне низкой, а десять лет спустя превысила половину этих кредитов. Банковское кредитование развивающихся стран возрастало ежегодно примерно на 20% под влиянием следующих факторов:
1) повысился спрос на кредиты со стороны развивающихся стран - импортеров нефти из-за резкого повышения цен на жидкое топливо;
2) образовались значительные излишки нефтедолларов, которые рециклировались через банковскую систему. Аккумулировав крупные средства, банки в поисках сфер их вложения пошли на риск кредитования даже недостаточно надежных клиентов;
3) промышленно развитые страны только приступили к структурной перестройке экономики, и спрос на ссудный капитал был невелик.
Выход наиболее развитых развивающихся стран на мировой рынок ссудных капиталов - явление закономерное. Но в настоящее время этому препятствуют продолжающийся долговой кризис и недоверие западных банков ко многим периферийным заемщикам. В отличие от официального кредитования банковское кредитование основывается на общепринятых в мировой практике принципах. Среднесрочные и долгосрочные кредиты выдаются на условиях возобновления. Плавающая процентная ставка пересматривается обычно через 1/2 года. В качестве ее базы обычно используется ЛИБОР. Сверх этой ставки взимается «спрэд», уровень которого зависит от платежеспособности заемщика. Для клиентов с сомнительной репутацией устанавливается высокий «спрэд»; благонадежным заемщикам из числа развивающихся стран на том же уровне, что и для западных клиентов.
Мировой рынок ценных бумаг в отличие от мирового кредитного рынка в послевоенный период не являлся важным источником внешних ресурсов развивающихся стран. У развивающихся стран мало шансов стать активными участниками этого рынка, так как на нем предъявляются высокие требования к заемщику. До долгового кризиса (82 г.) ценные бумаги на мировом финансовом рынке размещали главным образом наиболее развитые латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Мексика). В течение последующего десятилетия на нем активно выступали семь быстроразвивающихся азиатских стран (Гонконг, Сингапур, Корейская Республика, Тайвань, Индонезия, Малайзия и Таиланд). В 1990 г. на их долю пришлось около 3/4 суммы средств, полученных от размещения ценных бумаг развивающимися странами.
С 1991 г. на данный рынок вновь выходят латиноамериканские страны. Наблюдается рост эмиссии ценных бумаг. Это было обусловлено реорганизацией внешнего долга, в ходе которой долговые обязательства банкам и официальным кредиторам переоформлялись в ценные бумаги. Восстановление былого положения развивающихся стран на мировом рынке ссудных капиталов зависит от укрепления их платежеспособности и возврата доверия к ним со стороны международных банков.
Внешний долг развивающихся стран. Кризис платежеспособности
До 70-х годов развивающиеся страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в том числе безвозвратные субсидии в значительных размерах. Поэтому их внешний долг рос медленно. Однако за 70 – е г.г. долг увеличился почти 12 раз, поскольку многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов. В условиях долгового кризиса рост внешнего долга несколько замедлился, поскольку мировой рынок ссудных капиталов стал недоступен для многих развивающихся государств. С 1987 г. прирост внешнего долга существенно снизился. Это было связано с широким применением различных методов частичного списания долга и увеличением платежей по его погашению. В списке крупнейших должников числятся как страны, которые многократно пересматривали график своих долговых платежей (Бразилия, Мексика, Аргентина, Нигерия, Филиппины, Венесуэла, Марокко, Перу), так и государства, которые соблюдают взятые обязательства. В их числе страны с высокой репутацией на мировом рынке ссудных капиталов (Корея, Таиланд). Следовательно, размер внешнего долга и платежей по его погашению не может рассматриваться в качестве единственного показателя платежеспособности.
Платежеспособность зависит прежде всего от наличия ресурсов, которыми располагает страна-должник, т.е. от объема ее ВНП, а также экспортной базы. Исходя из этих критериев, международные финансовые институты используют следующие показатели для анализа платежеспособности развивающихся стран.
Внешний долг/ ВНП
График платежей по обслуживанию долга может быть равномерно растянут на длительный период. Но иногда платежи концентрируются на коротком отрезке времени. В связи с этим ситуация в странах с одинаковыми значениями этого критерия может в конкретный момент существенно различаться.
Платежи по обслуживанию долга/ВНП
Считается, что если стране приходится направлять на обслуживание долга 5% и более ВНП, то долговое бремя на данный момент является тяжелым.
Внешний долг/экспорт
НОД = платежи по обслуживанию внешнего долга/экспорт
Последние два показателя обеспечивают учет экспортных возможностей страны-должника при анализе долга. Так как платежи по обслуживанию внешнего долга производятся в СКВ норма обслуживания внешнего долга (НОД) считается главным показателем при анализе платежеспособности. Если НОД превысила 20%, то возникает угроза срыва графика платежей по обслуживанию долга. Особое внимание уделяется анализу процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым национальным продуктом, так и с экспортом.