Хозяйственной реформы середины 1960-х годов
С середины 1960-х годов в Советском Союзе началась крупная экономическая реформа. Иногда ее называют «косыгинской», так как ее проводило правительство А. Н. Косыгина. Реформа привела к расширению самостоятельности предприятий, увеличила материальную заин-
Ярославский край в XX веке
тересованность работников и производительность труда. У многих предприятий благодаря реформе значительно выросла прибыль, которую теперь предприятиям разрешалось расходовать на увеличение зарплаты, на жилищное строительство, на социально-культурные мероприятия.
Благодаря этим успехам удалось ввести регулярное премирование работников по итогам года — «тринадцатую зарплату». Произошел переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Очень заметную роль в проведении реформы сыграло Рыбинское производственное объединение моторостроения, опыт которого по научной организации труда (НОТ) перенимали все предприятия страны.
За достижения в области производства директор завода П. Ф. Дерунов и ряд работников рыбинского завода стали лауреатами Государственной премии СССР. Рыбинский завод оставался важным объектом оборонного комплекса страны и одновременно перешел на выпуск очень нужной гражданской продукции. Завод производил двигатели для тракторов «Беларусь», молочные сепараторы «Сатурн» и снегоходы «Буран».
Рыбинск в 1960-е годы переживал время массового жилищного и культурно-бытового строительства. Моторостроители построили стадион «Сатурн» на 15 тысяч зрителей, первый в области 50-метровый плавательный бассейн, первые в области 12-этажные жилые дома, новую городскую библиотеку и целый ряд других объектов. На средства предприятий были построены Дворец культуры «Радуга» приборостроительного завода, Дворец культуры завода полиграфических машин, Дворец культуры кабельного завода.
В 1963 году в Рыбинске был сооружен новый мост через Волгу. Четыре малых пролета моста и два больших очень легко и изящно соединили два берега Волги. Мост очень естественно вписался в исторический облик старинного города. Это один из красивейших мостов ли всей Волге.
Ярославский моторный завод к началу 1970-х годов почти в два раза увеличил моторесурс двигателей. Моторный завод был награжден орденом Октябрьской Революции, а генеральный директор А. М. Добрынин и главный конструктор Г. Д. Чернышев стали лауреатами Ленинской премии.
С 1966 года Ярославский радиозавод начал производство аппаратуры для космических аппаратов и спутников связи. Изделия Ярославского радиозавода были установлены на спутниках связи «Молния», «Радуга», «Экран» и других.
В 1963 году в Ярославле было принято в эксплуатацию здание цирка на площади Труда. Было капитально реконструировано здание театра имени Ф. Г. Волкова. Среди важных культурных объектов этого времени нужно назвать Дворец культуры Ярославского моторного
Ярославский край в XX веке
завода, позже получивший имя А. М. Добрынина, областную научную библиотеку имени Н. А. Некрасова, Дворец культуры нефтеперерабатывающего завода, гостиницы «Юбилейная» и «Турист», Ярославский художественный музей. В Ярославле был открыт памятник-монумент в честь боевых и трудовых подвигов ярослав-цев в годы Великой Отечественной войны, а в Горках Переславских — музей В. И. Ленина.
Очень важным не только для Ярославля, но и для всей области стало сооружение в городе в 1966 году автомобильного моста через Волгу, который получил название Октябрьского моста.
Успешная работа промышленности позволила часть прибыли направить на улучшение условий жизни яро-славцев. Высокими темпами развивалось жилищное строительство. На карте Ярославля появились новые крупные жилые массивы — Северный и Южный жилой районы, в Заволжской части города началась застройка территории, прилегающей к Тверицкому бору. Крупное жилищное строительство развернулось в Тутаеве, Ростове, Угличе и других городах.
В целом за годы реформы в Ярославской области было пущено в эксплуатацию почти 190 новых промышленных объектов. Предприятия области освоили более 500 видов машин, оборудования, приборов и различных изделий. Ярославль и другие города области еще более увеличили свой промышленный потенциал.
Научный потенциал
•
Последний год реформы стал годом возрождения старейшего на Ярославской земле вуза — Ярославского государственного университета. Университет был закрыт в далеком 1924 году, а в 1970 году ярославские власти стали ходатайствовать о возрождении в городе? университета.
Ярославская область в середине 1960-х годов
Правительство СССР понимало, что экономический, научный и культурный потенциал области был настолько высок, что Ярославль вполне подходит на роль университетского города. С 1 сентября 1970 года начались занятия в стенах нового ярославского вуза, первым ректором которого стал профессор Л. В. Сретенский.
Ярославский государственный университет с самого начала своего существования стал не только крупным учебным заведением, но и важнейшим научным центром всего Верхневолжского региона.
Еще одним академическим научным центром области является Институт биологии внутренних вод Академии наук СССР. Институт начал создаваться в конце 1950-х годов. У истоков его создания стоял выдающийся полярный исследователь контр-адмирал дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанин.
Институт было решено создать в поселке Борок Не-коузского района, вблизи Рыбинского водохранилища, которое и было главным объектом исследования ученых. В поселке Борок были построены лабораторные корпуса, жилые дома для ученых, многие из которых приехали работать из Москвы. Так в Ярославской области появился самый настоящий Академгородок.
Ученые занимаются здесь изучением процессов, происходящих в крупных искусственных водоемах, и их практическим использованием в хозяйственной деятельности.
Плодотворно работали и другие научно-исследовательские учреждения области. Ярославский научно-исследовательский институт мономеров для синтетического каучука разработал и внедрил в производство процесс получения дивинила из дешевого нефтяного сырья. Этот экономичный способ был использован на многих заводах страны.
На весь Союз был известен тогда Всесоюзный научно-исследовательский институт маслодельной и сыродельной промышленности в Угличе. Ученые
307Ярославский край в XX веке
института работали над созданием автоматизированных линий по производству сыра и масла. Было разработано множество новых сортов сыра, в том числе технология изготовления бескорковых сыров. Более 50 технологий института дали экономический эффект в 17 миллионов рублей. •
Это интересно
Две попытки ярославских руководителей возродить в Ярославле государственный университет закончились неудачей. Только обращение Ф. И. Лощенкова к главе партии и государства Л. И. Брежневу сдвинуло дело с мертвой точки. По его указанию Правительство СССР приняло решение об открытии в Ярославле университета в 1971 году.
Но ярославские власти просили открыть его в юбилейном 1970 году, то есть на год раньше. Минвуз был против. И только личное вмешательство главы Правительства СССР А. Н. Косыгина позволило начать занятия в новом вузе с 1 сентября 1970 года.
1. Расскажите о внедрении системы НОТ на предпри ятиях области в годы реформы середины 1960-х годов.
2. Приведите примеры того, как рост эффективно сти производства в годы реформы позволил решить крупные социально-экономические задачи (жилищ нов строительство, социально-культурные объек ты и т. д.).
3. Расскажите о наращивании научного потенциала в области в годы реформы.
Ярославская область в 1970-е — середине 1980-х годов
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
В 1970-Е _ СЕРЕДИНЕ
Кх ГОДОВ
1970—1980-е годы остались в нашей истории под названием «застойного периода». Показатели экономического развития страну в эти годы снижались. Эффективность экономики падала. Но кризис не наступил.
В мире начался мировой энергетический кризис. Цены на нефть и газ рез!ш выросли. А в Советском Союзе были ^открыты новые Нефтяные месторождения в Западной Сибири, и стали быстро возрастать объемы добычи нефти. Экспорт нефТ'и был резко увеличен. Твердая валюта («нефтедоллары*) позволила решать многие назревшие проблемы, не прибегая к экономическим реформам. То есть был взят курс на «проедание» запасов нефти и газа, а не на реформы в экономике.
Руководство страны по-прежнему заботилось о развитии тяжелой промышленности, особенно оборонной, поэтому многие ярославские предприятия развивались в это время вполне успешно.
Среди наиболее успешных предприятий было Рыбинское производственное объединение моторостроения. В начале 1970-х годов объединение перешло на производство новых авиационных двигателей конструктора П. А. Соловьева.
Летом 1975 года состоялся перелет самолета ИЛ-62М с рыбинскими двигателями по маршруту Москва—Ванкувер (США) через Северный полюс. Расстояние в 9 тысяч километров самолет преодолел всего за 11 часов.
С 1984 года этот модернизированный двигатель стал использоваться и ца самолетах средней дальности ТУ-154М. Это был оче^ь мощный самолет. Маршрут Москва—Хабаровск (6300 километров) он преодолевал всего за 3 часа 20 минут. Рыбинские моторостроители
Ярославский край в XX веке
по-прежнему вносили существенный вклад в развитие отечественной авиации.
В 1971 году на базе Ярославского моторного завода было создано производственное объединение «Автодизель». В него вошли также Ярославский завод топливной аппаратуры и строящиеся Тутаевский завод дизельных агрегатов и Ярославский завод дизельной аппаратуры.
Продукция «Автодизеля» занимала очень важное место в автомобильной промышленности страны. Ярославские двигатели устанавливались на автопоездах Минского автозавода (МАЗ), на самосвалах Кременчугского завода (КрАЗ), на тракторах К-700 и К-701 («Кировцы») Ленинградского Кировского завода, на 40-тонных гигантах БелАЗ, на роторных экскаваторах и на целом ряде других изделий.
В 1970-е годы государство очень большое внимание уделяло предприятиям военно-промышленного комплекса. Среди таких предприятий одним из самых ценных был Рыбинский завод приборостроения. Он работал на космические программы страны. Завод выпускал аппаратуру для космических кораблей, электронную начинку для военных спутников слежения, приборы ночного видения («слепой посадки») для военных самолетов, различную теле- и радиоаппаратуру. Большая часть продукции этого завода была просто уникальна. Ее не изготавливали нигде в мире.
За годы трех «застойных» пятилеток (1971—1985) в ярославской промышленности происходил постоянный рост количественных показателей. Например, основных производственных фондов в области за эти годы стало больше, чем за предшествующие 50 лет. Промышленность освоила выпуск почти 1400 новых видов машин, оборудования, промышленных товаров. Каждое десятое изделие было освоено впервые в СССР.
Ярославская область в 1970-е — середине 1980-х годов