Хозяйственной реформы середины 1960-х годов

С середины 1960-х годов в Советском Союзе началась крупная экономическая реформа. Иногда ее называют «косыгинской», так как ее проводило правительство А. Н. Косыгина. Реформа привела к расширению самосто­ятельности предприятий, увеличила материальную заин-

Ярославский край в XX веке

тересованность работников и производительность труда. У многих предприятий благодаря реформе значительно выросла прибыль, которую теперь предприятиям разреша­лось расходовать на увеличение зарплаты, на жилищное строительство, на социально-культурные мероприятия.

Благодаря этим успехам удалось ввести регулярное премирование работников по итогам года — «тринадца­тую зарплату». Произошел переход на пятидневную ра­бочую неделю с двумя выходными днями. Очень заметную роль в проведении реформы сыграло Рыбин­ское производственное объединение моторостроения, опыт которого по научной организации труда (НОТ) перенимали все предприятия страны.

За достижения в области производства директор за­вода П. Ф. Дерунов и ряд работников рыбинского завода стали лауреатами Государственной премии СССР. Ры­бинский завод оставался важным объектом оборонного комплекса страны и одновременно перешел на выпуск очень нужной гражданской продукции. Завод произво­дил двигатели для тракторов «Беларусь», молочные се­параторы «Сатурн» и снегоходы «Буран».

Рыбинск в 1960-е годы переживал время массового жилищного и культурно-бытового строительства. Мото­ростроители построили стадион «Сатурн» на 15 тысяч зрителей, первый в области 50-метровый плавательный бассейн, первые в области 12-этажные жилые дома, но­вую городскую библиотеку и целый ряд других объек­тов. На средства предприятий были построены Дворец культуры «Радуга» приборостроительного завода, Дво­рец культуры завода полиграфических машин, Дворец культуры кабельного завода.

В 1963 году в Рыбинске был сооружен новый мост через Волгу. Четыре малых пролета моста и два боль­ших очень легко и изящно соединили два берега Волги. Мост очень естественно вписался в исторический облик старинного города. Это один из красивейших мостов ли всей Волге.

Ярославский моторный завод к началу 1970-х годов почти в два раза увеличил моторесурс двигателей. Моторный завод был награжден орденом Октябрьской Революции, а генеральный директор А. М. Добрынин и главный конструктор Г. Д. Чернышев стали лауреата­ми Ленинской премии.

С 1966 года Ярославский радиозавод начал произ­водство аппаратуры для космических аппаратов и спут­ников связи. Изделия Ярославского радиозавода были установлены на спутниках связи «Молния», «Радуга», «Экран» и других.

В 1963 году в Ярославле было принято в эксплуата­цию здание цирка на площади Труда. Было капитально реконструировано здание театра имени Ф. Г. Волкова. Среди важных культурных объектов этого времени нуж­но назвать Дворец культуры Ярославского моторного

Ярославский край в XX веке

завода, позже получивший имя А. М. Добрынина, об­ластную научную библиотеку имени Н. А. Некрасова, Дворец культуры нефтеперерабатывающего завода, гос­тиницы «Юбилейная» и «Турист», Ярославский худо­жественный музей. В Ярославле был открыт памятник-монумент в честь боевых и трудовых подвигов ярослав-цев в годы Великой Отечественной войны, а в Горках Переславских — музей В. И. Ленина.

Очень важным не только для Ярославля, но и для всей области стало сооружение в городе в 1966 году ав­томобильного моста через Волгу, который получил на­звание Октябрьского моста.

Успешная работа промышленности позволила часть прибыли направить на улучшение условий жизни яро-славцев. Высокими темпами развивалось жилищное строительство. На карте Ярославля появились новые крупные жилые массивы — Северный и Южный жилой районы, в Заволжской части города началась застройка территории, прилегающей к Тверицкому бору. Крупное жилищное строительство развернулось в Тутаеве, Росто­ве, Угличе и других городах.

В целом за годы реформы в Ярославской области было пущено в эксплуатацию почти 190 новых промыш­ленных объектов. Предприятия области освоили более 500 видов машин, оборудования, приборов и различных изделий. Ярославль и другие города области еще более увеличили свой промышленный потенциал.

Научный потенциал

Последний год реформы стал годом возрождения старейшего на Ярославской земле вуза — Ярославского государственного университета. Университет был за­крыт в далеком 1924 году, а в 1970 году ярославские власти стали ходатайствовать о возрождении в городе? университета.

Ярославская область в середине 1960-х годов

Правительство СССР понимало, что экономический, научный и культурный потенциал области был настоль­ко высок, что Ярославль вполне подходит на роль уни­верситетского города. С 1 сентября 1970 года начались занятия в стенах нового ярославского вуза, первым рек­тором которого стал профессор Л. В. Сретенский.

Ярославский государственный университет с самого начала своего существования стал не только крупным учебным заведением, но и важнейшим научным цен­тром всего Верхневолжского региона.

Еще одним академическим научным центром области является Институт биологии внутренних вод Академии наук СССР. Институт начал создаваться в конце 1950-х го­дов. У истоков его создания стоял выдающийся полярный исследователь контр-адмирал дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанин.

Институт было решено создать в поселке Борок Не-коузского района, вблизи Рыбинского водохранилища, которое и было главным объектом исследования ученых. В поселке Борок были построены лабораторные корпуса, жилые дома для ученых, многие из которых приехали работать из Москвы. Так в Ярославской области появил­ся самый настоящий Академгородок.

Ученые занимаются здесь изучением процессов, происходящих в крупных искусственных водоемах, и их практическим использованием в хозяйственной деятель­ности.

Плодотворно работали и другие научно-исследова­тельские учреждения области. Ярославский научно-исследовательский институт мономеров для синтетиче­ского каучука разработал и внедрил в производство про­цесс получения дивинила из дешевого нефтяного сырья. Этот экономичный способ был использован на многих заводах страны.

На весь Союз был известен тогда Всесоюзный научно-исследовательский институт маслодельной и сыродельной промышленности в Угличе. Ученые

307Ярославский край в XX веке

института работали над созданием автоматизирован­ных линий по производству сыра и масла. Было разра­ботано множество новых сортов сыра, в том числе технология изготовления бескорковых сыров. Более 50 технологий института дали экономический эффект в 17 миллионов рублей. •

Это интересно

Две попытки ярославских руководителей возро­дить в Ярославле государственный университет закон­чились неудачей. Только обращение Ф. И. Лощенкова к главе партии и государства Л. И. Брежневу сдвину­ло дело с мертвой точки. По его указанию Прави­тельство СССР приняло решение об открытии в Яро­славле университета в 1971 году.

Но ярославские власти просили открыть его в юбилейном 1970 году, то есть на год раньше. Мин­вуз был против. И только личное вмешательство гла­вы Правительства СССР А. Н. Косыгина позволило начать занятия в новом вузе с 1 сентября 1970 года.

1. Расскажите о внедрении системы НОТ на предпри ятиях области в годы реформы середины 1960-х го­дов.

2. Приведите примеры того, как рост эффективно сти производства в годы реформы позволил решить крупные социально-экономические задачи (жилищ нов строительство, социально-культурные объек ты и т. д.).

3. Расскажите о наращивании научного потенциала в области в годы реформы.

Ярославская область в 1970-е — середине 1980-х годов

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

В 1970-Е _ СЕРЕДИНЕ

Кх ГОДОВ

1970—1980-е годы остались в нашей истории под названием «застойного периода». Показатели экономи­ческого развития страну в эти годы снижались. Эффек­тивность экономики падала. Но кризис не наступил.

В мире начался мировой энергетический кризис. Цены на нефть и газ рез!ш выросли. А в Советском Союзе были ^открыты новые Нефтяные месторождения в За­падной Сибири, и стали быстро возрастать объемы добы­чи нефти. Экспорт нефТ'и был резко увеличен. Твердая валюта («нефтедоллары*) позволила решать многие на­зревшие проблемы, не прибегая к экономическим рефор­мам. То есть был взят курс на «проедание» запасов нефти и газа, а не на реформы в экономике.

Руководство страны по-прежнему заботилось о раз­витии тяжелой промышленности, особенно оборонной, поэтому многие ярославские предприятия развивались в это время вполне успешно.

Среди наиболее успешных предприятий было Ры­бинское производственное объединение моторостроения. В начале 1970-х годов объединение перешло на произ­водство новых авиационных двигателей конструктора П. А. Соловьева.

Летом 1975 года состоялся перелет самолета ИЛ-62М с рыбинскими двигателями по маршруту Москва—Ванку­вер (США) через Северный полюс. Расстояние в 9 тысяч километров самолет преодолел всего за 11 часов.

С 1984 года этот модернизированный двигатель стал использоваться и ца самолетах средней дальности ТУ-154М. Это был оче^ь мощный самолет. Маршрут Москва—Хабаровск (6300 километров) он преодолевал всего за 3 часа 20 минут. Рыбинские моторостроители

Ярославский край в XX веке

по-прежнему вносили существенный вклад в развитие отечественной авиации.

В 1971 году на базе Ярославского моторного заво­да было создано производственное объединение «Авто­дизель». В него вошли также Ярославский завод топлив­ной аппаратуры и строящиеся Тутаевский завод дизель­ных агрегатов и Ярославский завод дизельной аппа­ратуры.

Продукция «Автодизеля» занимала очень важное место в автомобильной промышленности страны. Яро­славские двигатели устанавливались на автопоездах Минского автозавода (МАЗ), на самосвалах Кременчуг­ского завода (КрАЗ), на тракторах К-700 и К-701 («Кировцы») Ленинградского Кировского завода, на 40-тонных гигантах БелАЗ, на роторных экскаваторах и на целом ряде других изделий.

В 1970-е годы государство очень большое внима­ние уделяло предприятиям военно-промышленного комплекса. Среди таких предприятий одним из самых ценных был Рыбинский завод приборостроения. Он работал на космические программы страны. Завод выпускал аппаратуру для космических кораблей, электронную начинку для военных спутников слеже­ния, приборы ночного видения («слепой посадки») для военных самолетов, различную теле- и радиоап­паратуру. Большая часть продукции этого завода была просто уникальна. Ее не изготавливали нигде в мире.

За годы трех «застойных» пятилеток (1971—1985) в ярославской промышленности происходил посто­янный рост количественных показателей. Например, основных производственных фондов в области за эти годы стало больше, чем за предшествующие 50 лет. Промышленность освоила выпуск почти 1400 новых видов машин, оборудования, промышленных това­ров. Каждое десятое изделие было освоено впервые в СССР.

Ярославская область в 1970-е — середине 1980-х годов

Наши рекомендации