Трудности послевоенной деревни

Труженики сельского хозяйства очень много сдела­ли для победы в войне. Это был самый настоящий под­виг. Но деревня смертельно устала от войны. Ей нужна была хотя бы небольшая передышка и налоговые по­слабления. Но руководство страны считало, что только за счет деревни можно быстро и с небольшими затрата­ми восстановить города и промышленность.

В результате такой политики закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию оказались в десятки раз ниже государственных розничных цен. Уровень дохо­дов колхозников оказался в четыре раза ниже доходов го­рожан. Это означало, что колхозники работали почти да­ром. Но и отказаться от таких условий труда они не могли.

Ярославская область в послевоенные годы

Сельским жителям не выдавали паспортов. Сменить место жительства, уйти в город они не имели возможности.

Неравноправное положение сельского хозяйства про­являлось и в других вопросах. После войны началась электрификация ярославской деревни. Но колхозам было запрещено подключаться к государственным источникам энергии. Колхозы должны были создавать небольшие местные электростанции на малых реках. Было построе­но 290 небольших и технически очень примитивных электростанций, которые обеспечили электроэнергией примерно пятую часть всех колхозов. Но завершить элек­трификацию ярославской деревни тогда так и не удалось.

Задания четвертой пятилетки сельское хозяйство Ярославской области не выполнило. В начале 1950-х годов многие показатели были даже ниже уровня 1913 года. Сельское хозяйство оказалось на грани кри­зиса. Главная причина этого состояла в том, что колхоз­ник не чувствовал себя хозяином на земле. У него не было материальных стимулов к труду. Нужны были ре­формы, но руководство страны не желало идти на это.

Повседневная жизнь людей

Несмотря на все эти трудности, благодаря самоот­верженному труду людей и в городе, и в деревне все же удалось осуществить целый ряд мер по повышению уровня жизни людей. К 1947 году государству удалось создать значительные запасы продовольствия и промто­варов. И в конце года была отменена карточная система снабжения продовольствием. Возродилась свободная торговля. Государство неоднократно и существенно сни­жало цены на промышленные и продовольственные то­вары. Была проведена денежная реформа, которая стабилизировала финансы, расстроенные в годы войны.

Жизнь людей постепенно входила в нормальную ко­лею, но бытовые трудности все еще давали о себе знать.

Ярославский край в XX веке

Не хватало товаров широкого спроса, одежды, обуви, мебели. Очень острой была жилищная проблема. Даже коммуналки считались вполне приличным жильем, по­тому что многие жили в бараках, подвальных помеще­ниях и в аварийных домах без удобств. Но люди жили надеждой на то, что все эти трудности носят временный характер и впереди их ждет лучшая жизнь.

ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК

Из постановления об организации автобусного

И таксомоторного движения в г. Ярославле,

Принятого в мае 1947 года

«1. С 1 августа 1947 года организовать автобусное и таксо­моторное сообщение в городе Ярославле.

2. Оборудовать под автобусы типа ЗИС-8 15 автомобилей и 5 автомобилей под такси.

3. Обязать леспромхоз и правление фабрики "1 Мая" изго­товить 15 автомобильных кузовов и 5 кузовов рейсовых таксомо­торов из материала заказчика».

(Ярославская область за 50 лет: 1936—1986:

Очерки, документы и материалы.

Ярославль, 1986. С. 208)

Это интересно

Летом 1945 года в Москве на территории Кремля проходила выставка новых советских автомобилей. Среди автомобилей ЗИС-110, «Победа», «Москвич» был представлен и ярославский грузовик ЯАЗ-200.

Ярославцы очень серьезно готовились к выстав­ке и решили каким-то образом украсить свой авто­мобиль, чтобы он сразу же бросался в глаза. Кто-то предложил укрепить на радиаторе фигурку медведя из серебристого металла. Так и сделали.

В один из дней выставку посетили члены прави­тельства во главе со Сталиным. Они остановились

Экономическое развитие Ярославской области в 1953—1964 годах

у ярославского экспоната. Сталин обратил внимание на медведя. Главный инженер завода пояснил: есть та­кая легенда об основании города. Медведь на радиато­ре — это символ Ярославля. Сталину идея понра­вилась. «Медведя оставить», — приказал он наркому. После этой выставки на протяжении многих лет мед­ведь оставался отличительным знаком, своеобразной эмблемой Ярославского автозавода. Его ставили на ра­диатор каждого ярославского автомобиля.

1. Приведите примеры того, как предприятия вашего города или района после войны переходили на вы­пуск гражданской продукции.

2. Какие причины, привели к тяжелому положению в сельском хозяйстве области после войны?

3. Как менялась повседневная жизнь ярославцев в по­слевоенное время?

~

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ

Н. С. ХРУЩЕВА (1953—1964)

.

Особенность промышленного развития этого периода состояла в том, что был взят курс не на увеличение числа новых предприятий, а на техническое усовершенствова­ние уже действующих. Из новых предприятий нужно на­звать Ярославский полиграфический комбинат и ТЭЦ-2 автозавода, всего 11 новых объектов. На остальных глав-

Ярославский край в XX веке

ной задачей было увеличение производительности за счет внедрения достижений технического прогресса.

Это происходило по разным направлениям. Напри­мер, на автомобильном заводе начали внедрять новое со­временное оборудование — полуавтоматы и даже авто­маты. Не все рабочие могли освоить работу на таких станках, поэтому на заводе в массовом масштабе начали обучение рабочих.

Массовое внедрение новой техники выявило одну серьезную проблему. Оказалось, что уровень образова­ния не только рабочих, но и многих инженерно-техни­ческих работников совершенно не отвечает требованиям дня. Почти половина инженерно-технических работни­ков в области не имела специального образования. За парты пришлось садиться десяткам тысяч рабочих, техников и даже инженеров.

Результаты оказались успешными. Ярославские шинники первыми в стране начали производить беска­мерные шины сначала для легковых автомобилей «Победа» Горьковского автозавода, а затем для грузови­ков ЗИЛ-150 Московского автозавода. Молодой Ярослав­ский полиграфкомбинат сначала выпускал небольшие брошюры, бланки и этикетки, но уже в конце 1955 года перешел на выпуск первых книг в твердом переплете, которые издавались многотысячными тиражами.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов (годы семилет­ки) стали для промышленности области временем круп­ного промышленного скачка. За семь лет на карте области появилось около 300 промышленных объектов, в том числе Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод. О необходимости строительства такого завода в Ярославле заговорили еще до войны. В 1952 году пра­вительство приняло решение о начале строительства. Но велось оно очень медленно.

Только в конце 1950-х годов, когда был принят план химизации народного хозяйства страны, ярослав­ское строительство было объявлено Всесоюзной ударной

Экономическое развитие Ярославской области в 1953—1964 годах

комсомольской стройкой. Более тысячи комсомольцев со всех концов страны прибыли на стройку по комсо­мольским путевкам. Тысячи ярославцев пришли рабо­тать на это строительство. Объект оказался под посто­янным контролем правительства.

В 1962 году была пущена первая очередь нефтепере­рабатывающего завода. Страна получила первые партии бензина, керосина, мазута, различного сырья для хими­ческой промышленности. Рядом с заводом на южной окраине Ярославля вырос крупный микрорайон совре­менных домов на 80 тысяч жителей. Это был существен­ный прорыв в развитии ярославской промышленности. Ярославль превратился в крупный центр нефтехимиче­ской промышленности страны.

Большие изменения произошли и на Ярославском автозаводе. С 1960 года завод из автомобильного превра­тился в моторный. Он начал производить только дизель­ные двигатели. Но значение завода в экономике страны стало выше. Он должен был снабжать своими двигателя­ми практически все автомобильные предприятия стра­ны. На заводе освоили, например, производство двига­теля для самого крупного трактора К-700 («Кировец») Ленинградского Кировского завода. Эти машины были нужны для освоения целины.

Настоящую научно-техническую революцию совер­шил Ярославский шинный завод, который начал изготав­ливать покрышки новой конструкции с радиально рас­положенными нитями корда в каркасе, а также покрыш­ки со съемными протекторами. В результате показатели долговечности ярославских шин увеличились в несколько раз и достигли цифры 300 тысяч километров.

Очень важное место в промышленности области по-прежнему занимал Рыбинский моторостроительный завод, который оставался одним из центров авиационно­го двигателестроения в стране. Новые двигатели рыбин­ского завода начали устанавливаться на сверхзвуковые стратегические межконтинентальные ракетоносцы и на

Ярославский край в XX веке

первые советские сверхзвуковые тяжелые самолеты-раз­ведчики. Показ этих самолетов на военном параде в Москве вызвал шок у западных специалистов. Ничего подобного армии НАТО тогда не имели.

Серьезных успехов достигли и другие предприятия области. Рыбинский судостроительный завод перешел на выпуск речных судов-сухогрузов. Рыбинский кабельный завод начал осваивать производство современного телеви­зионного кабеля. В Ярославле был пущен в эксплуатацию новый речной порт, располагавшийся на обоих берегах Волги. Началась электрификация ярославского участка Северной железной дороги. Это давало большую эконо­мию средств и было выгодно с точки зрения экологии.

Полет «Чайки»

Ярославцы всегда будут гордиться тем, что первой в мире женщиной-космонавтом была наша землячка В. В. Терешкова. В. В. Терешкова родилась в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области в семье колхозника. Ее отец погиб во время совет­ско-финской войны. Мать, оставшись одна с маленьки­ми детьми, вскоре перебралась к родственникам в Яро­славль. Окончив школу, В. В. Терешкова работала сна­чала на шинном заводе, а потом на комбинате «Красный Перекоп».

Здесь она возглавляла комсомольскую организа­цию, в свободное от работы время занималась в Яро­славском аэроклубе. Отсюда попала в первый отряд космонавтов. В отряде космонавтов была очень жест­кая конкуренция, но именно наша землячка стали первой. 16 июня 1963 года она совершила космиче­ский полет, стала первой в мире женщиной-космо навтом.

Вскоре после полета В. В. Терешкова посетила Яро с лав ль. На пути к Ярославлю во всех населенных пун

ктах ее горячо приветствовали жители области. На всем пути следования кор­тежа от въезда в город до стадиона «Шинник» собрались массы народа. Машину забрасывали цветами.

Многотысячный митинг состоял­ся на стадионе. Радости ярославцев не было предела. Земная слава «Ярослав­ны», так ярославцы любовно называ­ли Терешкову, перешагнула все мыс­лимые границы. Но она не поддалась «звездной болезни». И в любых обсто­ятельствах оставалась скромной, так­тичной и приветливой. Так было и при встречах с руководителями других го­сударств, и на массовых мероприяти­ях, и при общении с земляками.

Наши рекомендации