Трудности послевоенной деревни
Труженики сельского хозяйства очень много сделали для победы в войне. Это был самый настоящий подвиг. Но деревня смертельно устала от войны. Ей нужна была хотя бы небольшая передышка и налоговые послабления. Но руководство страны считало, что только за счет деревни можно быстро и с небольшими затратами восстановить города и промышленность.
В результате такой политики закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию оказались в десятки раз ниже государственных розничных цен. Уровень доходов колхозников оказался в четыре раза ниже доходов горожан. Это означало, что колхозники работали почти даром. Но и отказаться от таких условий труда они не могли.
Ярославская область в послевоенные годы
Сельским жителям не выдавали паспортов. Сменить место жительства, уйти в город они не имели возможности.
Неравноправное положение сельского хозяйства проявлялось и в других вопросах. После войны началась электрификация ярославской деревни. Но колхозам было запрещено подключаться к государственным источникам энергии. Колхозы должны были создавать небольшие местные электростанции на малых реках. Было построено 290 небольших и технически очень примитивных электростанций, которые обеспечили электроэнергией примерно пятую часть всех колхозов. Но завершить электрификацию ярославской деревни тогда так и не удалось.
Задания четвертой пятилетки сельское хозяйство Ярославской области не выполнило. В начале 1950-х годов многие показатели были даже ниже уровня 1913 года. Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Главная причина этого состояла в том, что колхозник не чувствовал себя хозяином на земле. У него не было материальных стимулов к труду. Нужны были реформы, но руководство страны не желало идти на это.
Повседневная жизнь людей
Несмотря на все эти трудности, благодаря самоотверженному труду людей и в городе, и в деревне все же удалось осуществить целый ряд мер по повышению уровня жизни людей. К 1947 году государству удалось создать значительные запасы продовольствия и промтоваров. И в конце года была отменена карточная система снабжения продовольствием. Возродилась свободная торговля. Государство неоднократно и существенно снижало цены на промышленные и продовольственные товары. Была проведена денежная реформа, которая стабилизировала финансы, расстроенные в годы войны.
Жизнь людей постепенно входила в нормальную колею, но бытовые трудности все еще давали о себе знать.
Ярославский край в XX веке
Не хватало товаров широкого спроса, одежды, обуви, мебели. Очень острой была жилищная проблема. Даже коммуналки считались вполне приличным жильем, потому что многие жили в бараках, подвальных помещениях и в аварийных домах без удобств. Но люди жили надеждой на то, что все эти трудности носят временный характер и впереди их ждет лучшая жизнь.
ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК
Из постановления об организации автобусного
И таксомоторного движения в г. Ярославле,
Принятого в мае 1947 года
«1. С 1 августа 1947 года организовать автобусное и таксомоторное сообщение в городе Ярославле.
2. Оборудовать под автобусы типа ЗИС-8 15 автомобилей и 5 автомобилей под такси.
3. Обязать леспромхоз и правление фабрики "1 Мая" изготовить 15 автомобильных кузовов и 5 кузовов рейсовых таксомоторов из материала заказчика».
(Ярославская область за 50 лет: 1936—1986:
Очерки, документы и материалы.
Ярославль, 1986. С. 208)
Это интересно
Летом 1945 года в Москве на территории Кремля проходила выставка новых советских автомобилей. Среди автомобилей ЗИС-110, «Победа», «Москвич» был представлен и ярославский грузовик ЯАЗ-200.
Ярославцы очень серьезно готовились к выставке и решили каким-то образом украсить свой автомобиль, чтобы он сразу же бросался в глаза. Кто-то предложил укрепить на радиаторе фигурку медведя из серебристого металла. Так и сделали.
В один из дней выставку посетили члены правительства во главе со Сталиным. Они остановились
Экономическое развитие Ярославской области в 1953—1964 годах
у ярославского экспоната. Сталин обратил внимание на медведя. Главный инженер завода пояснил: есть такая легенда об основании города. Медведь на радиаторе — это символ Ярославля. Сталину идея понравилась. «Медведя оставить», — приказал он наркому. После этой выставки на протяжении многих лет медведь оставался отличительным знаком, своеобразной эмблемой Ярославского автозавода. Его ставили на радиатор каждого ярославского автомобиля.
1. Приведите примеры того, как предприятия вашего города или района после войны переходили на выпуск гражданской продукции.
2. Какие причины, привели к тяжелому положению в сельском хозяйстве области после войны?
3. Как менялась повседневная жизнь ярославцев в послевоенное время?
~
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ
Н. С. ХРУЩЕВА (1953—1964)
.
Особенность промышленного развития этого периода состояла в том, что был взят курс не на увеличение числа новых предприятий, а на техническое усовершенствование уже действующих. Из новых предприятий нужно назвать Ярославский полиграфический комбинат и ТЭЦ-2 автозавода, всего 11 новых объектов. На остальных глав-
Ярославский край в XX веке
ной задачей было увеличение производительности за счет внедрения достижений технического прогресса.
Это происходило по разным направлениям. Например, на автомобильном заводе начали внедрять новое современное оборудование — полуавтоматы и даже автоматы. Не все рабочие могли освоить работу на таких станках, поэтому на заводе в массовом масштабе начали обучение рабочих.
Массовое внедрение новой техники выявило одну серьезную проблему. Оказалось, что уровень образования не только рабочих, но и многих инженерно-технических работников совершенно не отвечает требованиям дня. Почти половина инженерно-технических работников в области не имела специального образования. За парты пришлось садиться десяткам тысяч рабочих, техников и даже инженеров.
Результаты оказались успешными. Ярославские шинники первыми в стране начали производить бескамерные шины сначала для легковых автомобилей «Победа» Горьковского автозавода, а затем для грузовиков ЗИЛ-150 Московского автозавода. Молодой Ярославский полиграфкомбинат сначала выпускал небольшие брошюры, бланки и этикетки, но уже в конце 1955 года перешел на выпуск первых книг в твердом переплете, которые издавались многотысячными тиражами.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов (годы семилетки) стали для промышленности области временем крупного промышленного скачка. За семь лет на карте области появилось около 300 промышленных объектов, в том числе Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод. О необходимости строительства такого завода в Ярославле заговорили еще до войны. В 1952 году правительство приняло решение о начале строительства. Но велось оно очень медленно.
Только в конце 1950-х годов, когда был принят план химизации народного хозяйства страны, ярославское строительство было объявлено Всесоюзной ударной
Экономическое развитие Ярославской области в 1953—1964 годах
комсомольской стройкой. Более тысячи комсомольцев со всех концов страны прибыли на стройку по комсомольским путевкам. Тысячи ярославцев пришли работать на это строительство. Объект оказался под постоянным контролем правительства.
В 1962 году была пущена первая очередь нефтеперерабатывающего завода. Страна получила первые партии бензина, керосина, мазута, различного сырья для химической промышленности. Рядом с заводом на южной окраине Ярославля вырос крупный микрорайон современных домов на 80 тысяч жителей. Это был существенный прорыв в развитии ярославской промышленности. Ярославль превратился в крупный центр нефтехимической промышленности страны.
Большие изменения произошли и на Ярославском автозаводе. С 1960 года завод из автомобильного превратился в моторный. Он начал производить только дизельные двигатели. Но значение завода в экономике страны стало выше. Он должен был снабжать своими двигателями практически все автомобильные предприятия страны. На заводе освоили, например, производство двигателя для самого крупного трактора К-700 («Кировец») Ленинградского Кировского завода. Эти машины были нужны для освоения целины.
Настоящую научно-техническую революцию совершил Ярославский шинный завод, который начал изготавливать покрышки новой конструкции с радиально расположенными нитями корда в каркасе, а также покрышки со съемными протекторами. В результате показатели долговечности ярославских шин увеличились в несколько раз и достигли цифры 300 тысяч километров.
Очень важное место в промышленности области по-прежнему занимал Рыбинский моторостроительный завод, который оставался одним из центров авиационного двигателестроения в стране. Новые двигатели рыбинского завода начали устанавливаться на сверхзвуковые стратегические межконтинентальные ракетоносцы и на
Ярославский край в XX веке
первые советские сверхзвуковые тяжелые самолеты-разведчики. Показ этих самолетов на военном параде в Москве вызвал шок у западных специалистов. Ничего подобного армии НАТО тогда не имели.
Серьезных успехов достигли и другие предприятия области. Рыбинский судостроительный завод перешел на выпуск речных судов-сухогрузов. Рыбинский кабельный завод начал осваивать производство современного телевизионного кабеля. В Ярославле был пущен в эксплуатацию новый речной порт, располагавшийся на обоих берегах Волги. Началась электрификация ярославского участка Северной железной дороги. Это давало большую экономию средств и было выгодно с точки зрения экологии.
•
Полет «Чайки»
Ярославцы всегда будут гордиться тем, что первой в мире женщиной-космонавтом была наша землячка В. В. Терешкова. В. В. Терешкова родилась в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области в семье колхозника. Ее отец погиб во время советско-финской войны. Мать, оставшись одна с маленькими детьми, вскоре перебралась к родственникам в Ярославль. Окончив школу, В. В. Терешкова работала сначала на шинном заводе, а потом на комбинате «Красный Перекоп».
Здесь она возглавляла комсомольскую организацию, в свободное от работы время занималась в Ярославском аэроклубе. Отсюда попала в первый отряд космонавтов. В отряде космонавтов была очень жесткая конкуренция, но именно наша землячка стали первой. 16 июня 1963 года она совершила космический полет, стала первой в мире женщиной-космо навтом.
Вскоре после полета В. В. Терешкова посетила Яро с лав ль. На пути к Ярославлю во всех населенных пун
ктах ее горячо приветствовали жители области. На всем пути следования кортежа от въезда в город до стадиона «Шинник» собрались массы народа. Машину забрасывали цветами.
Многотысячный митинг состоялся на стадионе. Радости ярославцев не было предела. Земная слава «Ярославны», так ярославцы любовно называли Терешкову, перешагнула все мыслимые границы. Но она не поддалась «звездной болезни». И в любых обстоятельствах оставалась скромной, тактичной и приветливой. Так было и при встречах с руководителями других государств, и на массовых мероприятиях, и при общении с земляками.