Тема 17. Ответственность за нарушение торговых договоров
Вариант 1
1. Какие санкции могут быть применены к коммерсантам, допускающим нарушения требований законодательства о торговле.
2. В каком порядке реализуются полномочия антимонопольных органов в случаях, когда ими выявляются нарушения коммерсантами требований антимонопольного законодательства.
Вариант 2
1. В каком порядке оспариваются акты, принятые органами хозяйственных товариществ, обществ, торгово-производственных кооперативов.
2. Какие санкции могут быть применены к коммерсантам, нарушающим требования налогового законодательства.
Вариант 3
1. Какие правовые средства могут быть использованы коммерсантами для защиты своих интересов в случаях обращения взыскания на их имущество налоговыми органами.
2. Назовите основные виды юридической ответственности, к которой могут быть привлечены коммерсанты, раскройте их содержание
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Предмет курса Коммерческое право. Цели, задачи и система курса.
2. Предпосылки возникновения и основные этапы развития коммерчес-
кого права в Европе.
3. Особенности развития и правового регулирования сферы торговли в коммерческом законодательстве России.
4. Международное коммерческое право. Общая характеристика тенденций законодательного регулирования современного коммерческого права зарубежных стран.
5. Понятие коммерческого права как комплексной отрасли права.
6. Цели и задачи правового регулирования предпринимательских отношений в сфере торговли.
7. Соотношение коммерческого права с основными отраслями российского права. Коммерческое и хозяйственное, предпринимательское право.
8.Отношения в сфере торговли, регулируемые нормами конституционного и других основных отраслей российского права.
9.Система, состав и общая характеристика источников основных отраслей права, регулирующих сферу торговли.
10. Цели и задачи развития правового регулирования торговли в условиях рыночной экономики. Компетенция высших органов государственной власти в сфере управления торговлей.
11. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в условиях административной реформы.
12. Государственные программы развития сферы торговли. Основные правовые направления государственного регулирования товарных рынков.
13. Компетенция и основные направления деятельности органов управления торговлей субъектов федерации.
14. Роль и значение органов местного управления в организации торговой деятельности на территории муниципального округа.
15. Порядок государственной регистрации коммерсанта и лицензирования его деятельности.
16. Виды товаров, на торговлю которыми требуется лицензия. Случаи обязательного предоставления санитарно-эпидемиологического заключения. 17. Характеристика правового механизма лицензирования торговли отдельными видами товаров.
18. Понятие и правовое регулирование конкуренции.
19. Понятие и виды монополий.
20. Государственный антимонопольный контроль за монополизацией
торговли.
21. Недобросовестная конкуренция как злоупотребление правом и ее основные формы.
22. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и ее виды.
23. Правовое обеспечение безопасности и качества продукции. Нормативно-технические документы их значение и виды.
24. Задачи и функции исполнительных органов государственной власти по надзору за качеством и безопасностью продукции.
25. Понятие потребительских правоотношений. История развития потребительских отношений в России и зарубежных странах.
26. Законодательство Российской Федерации, регулирующее защиту прав потребителей. Правовой статус потребителя.
27. Договор как основа в потребительских отношениях. Правовое регулирование торгового обслуживания населения.
28. Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей.
29. Государственное регулирование и государственная защита прав потребителей. Негосударственные формы защиты прав потребителей.
30. Задачи государственных органов, контролирующих сферу торговли и правовые основы их деятельности.
31. Порядок проведения проверок деятельности предприятий, реализующих товары.
32. Организация и осуществление государственного контроля и надзора в области технического регулирования.
33. Общая характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в сфере торговли. Особенности отдельных организационно-правовых форм в торговой сфере.
34. Выбор организационно-правовой формы коммерческой организации в зависимости от функций в процессе создания и реализации товара.
35. Специальные субъекты торговой деятельности, их виды и место в структуре товарного рынка.
36. Специфика правового положения субъектов малого предпринимательства.
37. Прекращение деятельности торгового предприятия. Банкротство.
38. Понятие торгового оборота и значение коммерческой деятельности для его функционирования.
39. Понятие объектов торгового оборота. Оборотоспособность товаров и ее виды.
40. Оптовый оборот. Розничный оборот. Общественное питание.
41. Способы индивидуализации объектов товарооборота и их характеристика.
42. Защита прав участников торгового оборота и ответственность за незаконное использование объектов торгового оборота.
43. Товарораспорядительные документы и их значение.
44. Понятие рынка как экономической и правовой категории. Организационная структура и инфраструктура товарного рынка.
45. Характеристика основных звеньев структуры товарного рынка и проблемы их функционирования.
46. Характеристика основных программных документов развития товарных рынков в Российской Федерации.
47. Значение и функции торговых договоров в условиях рынка. Свобода договора в сфере коммерческой деятельности.
48. Классификация торговых договоров. Характеристика основных групп торговых договоров.
49. Понятие и виды структуры договорных связей и ее значение для торговли.
50. Оформление торговых договоров с использованием специальных бланков, печатей, электронной цифровой подписи. Требования к форме внешнеторговых договоров.
51. Заключение письменных торговых договоров путем направления публичной оферты. Типовые формы (проформы) и их значение.
52. Правовые аспекты электронной торговли. Рамочные торговые договоры.
53. Заключение письменных торговых договоров путем направления публичной оферты. Типовые формы (проформы) и их значение.
54. Особенности заключения контрактов на поставку товаров для государственных нужд.
55. Односторонний отказ от исполнения торговых обязательств. Досрочное расторжение или изменение условий торговых договоров.
56. Торговые риски и их правовое регулирование.
57. Роль рекламы для заключения торговых договоров и особенности ее правового регулирования.
58. Организация работы по заключению и исполнению договоров в торговых предприятиях.
59. Виды реализационных договоров и правила формулирования их условий.
60. Правила об ассортименте.
61. Правила об ассортименте.
62. Правила о гарантийных сроках, сроках годности и сроках службы товаров.
63. Правила о месте и сроках исполнения договора на реализацию товара.
64. Правила о доставке товара.
65. Правила определения цены товара и порядка расчетов.
66.Виды посреднических договоров и их юридическая природа.
67. Договоры, содействующие торговле и их юридическая природа.
68. Характеристика ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из торговых договоров. Права сторон по установлению мер ответственности в договоре.
69. Основания и порядок освобождения от ответственности за нарушение договорных обязательств. Непреодолимая сила и ее значение.
70. Защита прав торгового предпринимателя.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
- История торгового права России и зарубежья
- Торговое и гражданское законодательство: соотношение и взаимовлияние
- Торговое законодательство России и других стран
- Место коммерческого права в системе отраслей российского права
- Участники торгового оборота.
- Создание и прекращение деятельности торговых предприятий.
- Участие некоммерческих организаций в торговом обороте.
- Торгово-промышленные палаты: правовое положение, функции.
- Участие органов исполнительной власти и местного самоуправления в развитии торговых связей.
- Специальные субъекты торгового оборота.
- Правовые проблемы защиты прав потребителя.
- Товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара.
- Правовые проблемы развития товарного рынка.
- Понятие товара и его классификация.
- Товарораспорядительные документы.
- Правовое регулирование конкуренции на товарных рынках.
- Деловая репутация коммерческой организации: формирование и защита.
- Коммерческая тайна и ее обеспечение в торговом обороте.
- Договоры торгового права.
- Правовые аспекты улучшения качества товара.
- Договор мены (бартера) в торговом обороте.
- Договор комиссии (консигнации) в торговом обороте.
- Коммерческое представительство.
- Агентские договоры в торговом обороте.
- Дистрибуторский договор.
- Договор на исключительную продажу товара.
- Договор франчайзинга (коммерческой концессии).
- Договор перевозки и его значение для торговли.
- Правовые проблемы сохранности товара в торговле.
- Хранение (ответственное хранение ) товаров.
- Договоры страхования сохранности товаров.
- Договоры страхования коммерческих рисков.
- Обеспечение исполнения торговых договоров.
34. Приемка товаров.
35. Ответственность участников торгового оборота и защита их прав.