Состояние и основные направления внедрения научно-технического прогресса в предприятиях торговли
Содержание научно-технического прогресса в торговле определяется прежде всего теми функциями, которые эта отрасль экономики выполняет в процессе расширенного воспроизводства.
Торговля, по образному выражению К. Маркса, является «фокусом всякой социальной жизни». Действительно, именно придя в магазин, купив нужный товар, затратив при этом минимум времени, а часто получив дополнительные услуги, человек не только реализует заработанные средства, но и способствует постоянному возобновлению и продвижению расширенного воспроизводства.
Научно-технический прогресс в торговле опрежделяется уровнем развития и качественными характеристиками материально-технической базы торговли, механизацией и автоматизацией процессов перевозки, хранения, упаковки и фасовки товаров, применение холодильной техники, обеспечением высокого уровня торгового обслуживания (рис. 5.1.1).
Рисунок 5.1.1 – Основные направления научно-технического прогресса в торговле
Внедрение достижений научно-технического прогресса в торговле направлено на достижение наивысшей производительности и эффективности труда при наименьших затратах средств.
Развитие материально-технической базы предусматривает строительство современных магазинов, складов и реконструкцию уже действующих.
Строительство современных магазинов предусматривает эскалаторы, двери с фотоэлементом, современное торгово-технологическое оборудование. Многие предприятия открывают своё собственное производство, что привлекает покупателей.
Концентрация торговой сети предусматривает рациональное её размещение с учётом градостроительных, транспортных, демографических особенностей городов и населённых пунктов. Расширение, улучшение качественного состояния розничной торговой сети должны отвечать современным архитектурным требованиям с использованием современных отделочных материалов и вписываться в общую архитектуру городов.
К размещению торговой сети предъявляется ряд требований:
¾ максимальная близость к населению;
¾ рентабельность хозяйственной деятельности;
¾ высокая эффективность капитальных вложений.
Прогрессивным в размещении магазинов является открытие «удобных магазинов», с удлиненным режимом работы, формированием нужных товаров частного спроса и оказанием широкого спектра услуг.
Развитие розничной торговой сети и повышение культуры обслуживания покупателей неразрывно связаны со специализацией сети розничных торговых предприятий. Под специализацией понимается процесс разделения труда в процессе формирования ассортимента между торговыми единицами и предприятиями розничной торговли.
Специализация магазинов осуществляется по двум направлениям: как товарная и по потребительскому назначению. Специализация по потребительскому назначению предполагает, что этот процесс происходит на основе объединения родственных по спросу товаров.
Предприятия розничной торговли в соответствии с введённым с 2002 г. ГОСТом классифицируют по их видам и типам.
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров виды магазинов определяются как специализированные, неспециализированные и универсальные.
В розничной торговле по признаку товарной специализации выделяют следующие группы магазинов:
¾ смешанные, которые торгуют товарами различных групп продовольственных и непродовольственных товаров и в которых нет специализированных секций или рабочих мест;
¾ специализированные, осуществляющие торговлю товарами одной группы, например обувью, мебелью, молоком и молочными продуктами, хлебом и хлебобулочными изделиями;
¾ универсальные, имеющие широкий ассортимент поваров. Универсализация в этих магазинах представлена специализированными секциями или специализированными рабочими местами.
При товарной специализации обеспечивается более широкий выбор говоров в пределах товарной группы, применяется более совершенное оборудование, внедряется прогрессивная технология, создаются благоприятные условия для изучения спроса, появляется возможность повышения квалификации работников магазина. Вместе с тем при товарной специализации происходит удаление магазинов от покупателей, особенно по товарам комплексного спроса. Для устранения этого в непродовольственной торговле, например, проводится специализация по потребительским комплексам. Она является прогрессивным направлением в развитии розничной торговой сети. Магазины по продаже товаров комплексного спроса представляют собой сочетание смежных по профилю специализированных и узкоспециализированных магазинов в одном или рядом расположенных помещениях. Потребительские комплексы строятся по признаку обслуживания определённого контингента покупателей: магазины «Всё дли женщин», «Товары для детей», «Товары для молодёжи», «Товары для мужчин»; по признаку удовлетворения определённых потребностей людей: «Товары для дома», «Всё для отдыха».
Организация магазинов комплексного спроса способствует лучшей ориентации покупателей в торговой сети города. В таких магазинах полнее удовлетворяется спрос, улучшается обслуживание.
Состояние специализации розничной торговой сети характеризуется её уровнем. Уровень специализации розничной торговой сети определяется как отношение числа специализированных магазинов к общему количеству магазинов или как отношение торговой площади специализированных магазинов к торговой площади всех магазинов.
Такие магазины создаются в расчёте на определённый сегмент потребителей с общим стилем жизни, имеющих единые пристрастия или одинаковые увлечения. Зачастую продавцы таких магазинов хорошо знают постоянных покупателей и их потребности, что позволяет, к примеру, заказывать какие-то товары в единичном количестве – специально для конкретного потребителя. При некоторых магазинах существуют клубы по интересам, другие предоставляют максимально возможный ассортимент товаров соответствующего профиля. В таких магазинах покупатели могут заказывать не только стандартные товары, но и производимые по специальным проектам или по желанию клиента.
Количество специализированных магазинов в последние голы резко увеличивается. Рынок требует индивидуального подхода к потребностям покупателей, и специализированные магазины с успехом заполняют брешь, которую не могут заполнить универсальные магазины.
Универсальные магазины – розничные торговые предприятия, предлагающие покупателям широкий ассортимент товаров различных товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей.
Наблюдается рост крупных универсальных магазинов, растёт как число, так и размеры универмагов. Эффективность их работы обеспечивается в первую очередь за счёт ценовых преимуществ, системы самообслуживания, развёрнутой инфраструктуры (развёрнутые сети снабжения) и широкого ассортимента товаров.
Гипермаркеты представляют собой магазины с тортовой площадью от 10 тыс. м2, торгующие как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, в первую очередь основными потребительскими товарами и продуктами питания. В гипермаркетах внедряются новейшие технологии хранения и складирования продуктов, что придаёт этим магазинам характер оптовых и обеспечивает существенные ценовые преимущества для покупателей.
Наибольшее распространение гипермаркеты получили в Западной Европе. Это магазины с огромным ассортиментом товаров, единым стилем оформления торговых залов и чёткой классификацией товаров; это создает особую атмосферу и обусловливает возможность снижения цен. Гипермаркеты позволяют экономить средства, поскольку могут использовать технологии пакетного представления и хранения товаров, а также использовать самые современные системы сканирования при расчётах за покупку.
Одной из быстрорастущих форм магазинной торговли являются фирменные магазины. Среди них преобладают два типа магазинов.
Первый – магазины при предприятиях промышленности, где в основном продаются фирменные товары по сниженным ценам. Благодаря известности торговых марок и ценовым льготам фирменные магазины составляют конкуренцию универмагам. Для производителей продажа в фирменных магазинах, даже по сниженным ценам, зачастую оказывается более прибыльной, чем обычный сбыт через оптовых и розничных торговцев.
Другая форма фирменной торговли – это так называемые образцовые магазины, организованные производителями. Здесь упор делается не на снижение цен, а на богатство выбора товара.
Рынок розничной торговли г. Хабаровска в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Некоторое время назад заявили о себе многие розничные сети, появляющиеся на хабаровском рынке. В течение последних двух лет заметно укрепили свои позиции такие сети, как ООО «Невада-Восток, ООО «Бизнесинтервест», «Три толстяка», «Народная компания», «Супер-Гуд».
Перечисленные выше сети составили серьёзную конкуренцию мелким форматам розничной торговли г. Хабаровска, в частности ранее распространённому хабаровскому формату торговли – «магазину на каждый день», «магазину рядом с домом». В сложившейся ситуации магазины сети «Весёлый пельмешек» ищут пути противостояния крупным сетям города Хабаровска. ООО «Мерилен» на сегодняшний день, в общей совокупности всех производителей г. Хабаровска занимает лидирующую долю рынка. Это вызвано в первую очередь большим авторитетом компании в глазах потребителей и высоким качеством выпускаемой продукции. Магазины сети «Веселый пельмешек» ориентированы на разные группы потребителей, но основной акцент делается на потребителя со средним доходом, проживающего рядом с магазином. В некотором смысле это вынужденное позиционирование, поскольку фактор месторасположения является для них критическим, и создание чёткой и узкой стратегии позиционирования (как, например, у дискаунтеров) невозможно. Типичный потребитель готовых обедов – это житель, который в условиях ускоряющегося ритма жизни большого города зачастую страдает от острой нехватки времени. Такие факторы, как улучшение качества жизни, нахождение правильного баланса между работой и личной жизнью, поддержание хорошей физической формы и забота о здоровье, являются ведущими в жизни жителей. Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что эти тенденции найдут отражение и в требованиях, предъявляемых к продуктам питания: высокое качество и домашний вкус. Компания ООО «Мерилен» располагает производственными мощностями площадью более 500 м2. Производство оснащено современным импортным и отечественным оборудованием, позволяющим выпускать продукты «шоковой» заморозки с сохранением всех питательных и вкусовых свойств.
Реализацию продукции предприятие осуществляет через розничную торговую сеть г. Хабаровска и Хабаровского края, а также через собственную торговую сеть в г. Хабаровске. Учитывая, что ООО «Мерилен» создало свою розничную торговую сеть с июня 2007 г., собственные каналы и рынки сбыта продукции по городу ещё нечётко сформированы. Основными проблемами в организации фирменной торговли являются следующие: слабо развитая материально-техническая база (розничная сеть измельчена), оформление магазинов, торговое оборудование не всегда отвечают современным требованиям организации торговли.
Предприятия розничной торговли (магазины) следует проектировать как объекты системы торгово-бытового обслуживания и размещать в отдельно стоящих зданиях, рыночных комплексах, общественных зданиях или центрах, в многофункциональных комплексах, а также встроенными (встроенно-пристроенными) в жилые здания или здания иного назначения либо пристроенными к этим зданиям.
Величина магазина определяется размером его торговой площади, в состав которой включается площадь для дополнительного обслуживания покупателей. Следует предусматривать устройства и мероприятия, обеспечивающие возможность для инвалидов пользоваться торговыми помещениями и помещениями дополнительного обслуживания.
В магазинах, встроенно-пристроенных, пристроенных или встроенных в жилое здание или в здание иного назначения, следует обеспечить изолированное движение покупателей и машин, доставляющих товары, от потоков движения проживающих в этом жилом здании людей.
Высота торговых залов должна быть не менее 3 м от пола до потолка. В подсобных, служебных и бытовых помещениях, а также в помещениях для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже допускается высота до 2,5 м с учётом технологических требований.
Строительство магазинов по типовым проектам экономичней, чем их строительство по индивидуальным проектам.
На производительность и эффективность труда в торговле важное влияние оказывает внедрение эффективных и прогрессивных методов продажи товаров.
К эффективным методам продажи товаров относится самообслуживание, продажа товаров по образцам, по заказам, через торговые автоматы, по каталогам, по почте, на ярмарках.
К прогрессивным формам продажи относится реализация товаров через технические средства – «Интернет».
Эффективные и прогрессивные методы продажи товаров позволяют ускорить товарооборачиваемость, сократить издержки обращения, повысить эффективность деятельности торгового предприятия.
Применение этих методов даёт и большой социальный эффект, который заключается в значительной экономии времени при совершении покупок.
Рационализация торговли предусматривает создание предприятий-эталонов, являющихся примером комплексного применения всего нового передового.
Оснащение торговых предприятий современным торгово-технологическим оборудованием и средствами механизации (кассовые аппараты со сканирующими устройствами, электронные весы, тара-оборудование и др.) позволяет значительно облегчить труд самих работников торговли, повысить его производительность, но и влияет на качество торгового обслуживания.
Важное значение имеет осуществление мероприятий, направленных на организацию труда работников магазина и совершенствование методов управления. Внедрение научной организации труда должно предусматривать:
¾ установление рационального режима работы и отдыха работников магазина и численности работников с учётом работ. Так, в экономически развитых западных странах (Франция, Швеция. Швейцария и др.) до 70 % работников магазина работают по скользящим графикам и неполный рабочий день. При установлении режима работы учитывается интенсивность нагрузки (покупательские потоки) по часам работы магазина в течение дня и по дням недели;
¾ улучшение организации и обслуживания рабочих мест продавцов, контролёров-кассиров, фасовщиков и других работников магазина. Этот вопрос может быть решён путём увеличения доли поставки товаров максимально подготовленных к продаже предприятиями промышленности и доставки их в таре-оборудовании;
¾ обучение персонала работников магазина рациональным приёмам и методам труда при выполнении операций, связанных с продажей товаров.
Каждое торговое предприятие, фирма, компания должны стремиться к инновациям.
Инновационный потенциал организаций – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.
Инновационная цель выступает как глобальная стратегия предприятия: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, а затем повышение конкурентных возможностей на рынке, решений кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.
Задача состоит в том, чтобы перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое более высокое.
Оценка инновационною потенциала производится по схеме ресурсы (Р) – функция (Ф) – проект (П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск или реализация нового продукта (услуги).
Схема оценки инновационного потенциала предприятия при детальном анализе внутренней среды организации такова:
¾ описание проблемы развития предприятия;
¾ постановка задачи, входящей в программу решения проблемы;
¾ раскрытие внутренней среды, внешней среды, группы факторов, влияющих на инновационную деятельность;
¾ оценивается ресурсный потенциал;
¾ определяются основные направления проекта и подготовки предприятия для достижения требуемого потенциала.
В силу ограничения ресурсов, прежде всего инвестиций и времени, проводится ранжирование стратегических задач по установленным приоритетам в области потребления ресурсов и очередности решения.
На предприятии каждый проект отражает определённую проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.
Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые комплексные программы (ЦКП) и проекты.
В настоящее время Правительством Российской Федерации разработана Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков. Федеральная программа развития оптовых продовольственных рынков.
В США началась программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса.
Больше всего преимущества малого бизнеса проявляются в такой форме, как венчурное предпринимательство. Венчурный бизнес – направление предпринимательства, связанное с риском капитальных вложений в развитие науки, технологии, производства.
В большинстве развитых стран рисковой бизнес существует в форме независимых инновационных компаний небольшого размера и мелких фирм, существующих на средства крупных корпораций, имея при этом финансовую и творческую независимость. Венчурный бизнес сосредотачивается в наукоёмких областях: производство полупроводников, компьютеров, программного обеспечения, искусственного интеллекта. Венчурный бизнес не несёт краткосрочной отдачи. В среднем венчурный капитал оборачивается 5 – 7 лет. Однако норма прибыли на него составляет 20 – 30 % годовых, что в несколько раз выше обычною уровня прибыли на вложенный капитал. Только в США ежегодно образуется около 50 тысяч рисковых фирм, половина из которых в течение года готовы предоставить потребителям новые товары и услуги. Это 25 тысяч нововведений в год.
В торговле это соглашение, между крупными корпорациями и компаниями с мелкими фирмами, которое представляет собой франчайзную систему.
Франчайзер – крупная родительская компания – обязуется снабдить мелкую фирму или бизнесмена своими товарами, рекламными услугами, технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется продавать, её товары.
Франчайзи может быть дилером, торговым предприятием, филиалом. При этом использование названия фирмы-франчайзера в качестве фирменного знака, даёт возможность потенциальным клиентам ощущать, что они пользуются продукцией или услугами известной корпорации («Адидас», «Кока-кола»).
Владивостокский филиал кампании «Кока-кола» приобретя франшизу насытил Дальневосточный рынок этой продукцией.
В г. Хабаровске франшизой владеет сеть кафы фирмы «Баскен-Робинс».
Более сложная задача возникает при необходимости прогнозирования основных показателей деятельности тортового предприятия. В этом случае одним из вариантов является использование программы STATISTICA. Данная программа позволяет достаточно легко выполнять следующие функции:
¾ вычислять основные параметры собранных данных (среднее, разброс, корреляция);
¾ аппроксимировать собранные данные выбранной кривой;
¾ производить прогнозирование;
¾ представлять результаты в табличном и графическом виде;
¾ учитывать сезонные колебания спроса.
Другой задачей управления деятельностью торгового предприятия является составление различных планов. Для этой цели могут применяться программы «Бизнес-План», «MsProject» и др.
При составлении бизнес-плана данные программы позволяют автоматизировать следующие задачи:
¾ составление календарного графика проекта, при этом автоматически отслеживаются временные связи между его составляющими;
¾ расчёт затрат и поступлений средств, в том числе с учётом времени;
¾ управление ценообразованием;
¾ выбор оптимального плана из нескольких;
¾ динамическая корректировка выбранного плана.
Существуют также программы, позволяющие выбирать маркетинговую политику фирмы, учитывающие состояние рынка и предлагающие соответствующие маркетинговые алгоритмы. Пример таких программ – «БЭСТ-Маркетинг».
Резкий рост популярности сети Интернет привёл к использованию этой сети в торговых предприятиях для решения данной задачи. Можно выделить несколько направлений деятельности предприятий в Интернете – получение информации, поиск партнёров, проведение рекламных кампаний, организация своих сайтов.
С помощью персонального компьютера можно получить оперативную и исчерпывающую информацию о состоянии дел на предприятии. Компьютер оборудуется автоматически выдвижным денежным ящиком, сканирующим для считывания «штрих-кодов» с товара и устройством считывания денежных пластиковых карт.
Для владельца частного магазина из всей этой подробной информации наиболее важными являются личные сведения о покупателях. Персональный компьютер позволяет вести учёт по их фамилиям, адресам и телефонным номерам. Можно связать эти сведения с данными о распределении их покупок во времени, чтобы лучше понять запросы и узнать, как часто клиенты посещают магазин.