Значение и тенденции развития торговли в современных условиях
Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объёму деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического характера.
Решение задач, связанных с удовлетворением спроса потребителей, требует от торговли не только усилий, направленных на реализацию произведенной стоимости, но и выполнения сложного комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям.
Выполнение специфических функций определяет роль и место торговли в рыночной экономике.
Важнейшими функциями торговли являются:
— реализация произведённой потребительной стоимости (товаров), тем самым создание экономической предпосылки воспроизводства совокупного общественного продукта и осуществление связи производства с потреблением;
— доведение предметов потребления до потребителей, организуя пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, фасовка);
— поддержание баланса между предложением и спросом с оказанием активного воздействия на производство в части объёма, ассортимента и качества выпускаемой продукции;
— сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат времени покупателя на приобретение товаров) путём совершенствования технологий продаж, информационных услуг;
— функции, обусловленные концепцией маркетинга: разработка товаров, рыночные исследования, ценообразование, создание служб сервиса.
Торговля, выполняя функции, связанные с осуществлением актов купли-продажи, представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Тенденции развития торговли в современных условиях следующие:
1. По данным Комитета торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, за последние 5 лет оборот розничной торговли вырос почти в 3 раза: с 150 млрд. долл. в 2003 г. до почти 12 трлн. руб. в 2008 г. Торговля занимает одно из ведущих мест по привлекательности инвестиций.
2. Начиная с 2007 г. изменилась структура товарооборота. Доля реализации непродовольственных товаров составляет около 55 %, а продовольственных – 45 %, что свидетельствует об улучшении благосостояния людей. Доля реализации импортных товаров снизилась и составляет 47 % в общем объёме продаж, тогда как 10 лет назад их удельный вес доходил до 64 %.
3. Торговля приобрела организованный характер. Исчезла неорганизованная уличная торговля, сокращается доля рынков в общем объёме продаж. Покупателей всё больше привлекают современные магазины с различным ценовым уровнем, где можно купить гарантированно качественные товары.
4. Сформировалась определённая конкурентная среда, что улучшило качество торгового обслуживания.
5. Получили развитие новые формы магазинов и это, прежде всего торгово-развлекательные центры. Это свидетельствует о том, что наступил период перехода от количественных показателей к качественным.
6. Во многом способствовал развитию торговли выход на наш российский рынок транснациональных торговых корпораций. Они пришли с новыми технологиями, управленческим опытом, современным оборудованием, что заставило российских ритейлеров не отставать от вновь появившихся конкурентов. Это способствовало внедрению эффективных методов продажи, стимулированию сбыта, использованию современного оборудования, повышению качества и культуры торгового обслуживания.
Наряду с положительными тенденциями развития торговой отрасли имеют место недостатки и проблемы, которые особенно обострились в конце 2008 г. в связи с наступлением мирового финансового кризиса.
Непременными в отрасли остаются ряд вопросов, которые оказывают влияние на общий объём продаж и развитие отрасли, они следующие:
1. Нехватка торговых площадей, особенно в регионах. Сегодня на 1 тыс. жителей приходится в среднем 210 м2 торговой площади, тогда как в развитых странах этот показатель составляет от 500 м2 до 800 м2. Необеспеченность в торговых площадях приводит к образованию очередей в магазинах, тем самым увеличивает издержки потребления, к неэффективному использованию площади магазина.
2. Отмечается замедление темпов роста отрасли из-за увеличения её издержкоёмкости и снижения покупательского спроса. Возрастающие издержки за счёт роста арендной платы, коммунальных платежей, электроэнергии, транспортных расходов съедают полученную прибыль. Это приводит к росту розничных и сокращению объёмов продаж. Снижение спроса также связано с сокращением потребительского кредитования.
3. Увеличились сроки окупаемости торговых центров с 3-х лет ещё 5 лет назад до 6 – 7 лет сегодня. Это может привести к прекращению и замораживанию строительства.
4. Сокращается доля потребления товаров в сегменте «премиум» (сейчас его доля 10 %) в пользу товаров низкого ценового сегмента.
В целом ситуация может сложиться таким образом, что слабые кампании (сети) уйдут с потребительского рынка и останутся только сильные.
Несмотря на имеющиеся проблемы, доля России в мировом объёме торговли продолжает возрастать с 2 % 2005 г. до 4 % в 2008 г.
Антикризисная политика многих крупных торговых сетей поможет им сохранить и даже расширить собственную долю потребительского рынка за счёт снижения издержкоёмкости и выпуска собственных брендов товаров.
Преодолеют кризис и владельцы единичных магазинов благодаря более оперативной реакции, позволяющей легче адаптировать ассортиментную и ценовую политику.