Глава 1 Предприятия торговли как субъекты рынка
ББК У 9. 421 – 21
Х 12
Зыкова О.Н. Управление торговлей : учебное пособие для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)». – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2009. – 148 с. ISBN 978-5-7823-0413-3.
Рецензенты:
Учебное пособие «Управление торговлей» подготовлено в соответствии с учебной программой принятой Хабаровской государственной академией экономики и права и ориентировано на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)». Учебное пособие содержит описание основ теории и практики по следующим направлениям: роль торговли в рыночной экономике, особенности управления организациями различных форм собственности в торговле, организационные структуры управления и их формирование, социальное развитие торговых предприятий, основные направления развития научно-технического прогресса в торговле, адаптация предприятий торговли к изменениям внешней среды, эффективность управления на предприятиях торговли и её оценка.
Оно призвано оказать помощь в овладении практическими навыками решения задач управления.
Для студентов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации, руководителей и специалистов, работающих в сфере потребительского рынка.
ISBN 978-5-7823-0413-3
ã Хабаровская государственная академия экономики и права, 2009
Содержание
Предисловие…………………………………………………………………………...5
Глава 1. Предприятия торговли как субъекты рынка………………………………7
1.1. Значение и тенденции развития торговли в современных условиях…...7
1.2. Цели и задачи управления торговлей…………………………………….9
1.3. Принципы управления в торговле……………………………………….21
1.4. Функции управления в торговле………………………………………...24
1.5. Особенности управления хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм в торговле……………………………29
1.6. Государственное регулирование деятельности торговых предприятий….35
Глава 2. Классификация торговых предприятий (организаций) и особенности управления ими………………………………………………………………………42
2.1. Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций)…..42
2.2. Образование, регистрация и порядок ликвидации торгового предприятия……………………………………………………………….62
2.3. Малый бизнес в торговле и особенности управления малыми предприятиями……………………………………………………………64
2.4. Предприятия с иностранными инвесторами (совместные) порядок создания и особенности управления……………………………………71
Глава 3. Формирование и проектирование организационных структур управления торговлей……………………………………………………………….77
3.1. Роль организационных структур управления…………………………..77
3.2. Типы организационных структур управления в торговле……………..78
3.3. Принципы проектирования и построения организационных структур управления в торговле……………………………………………………82
3.4. Организационная структура управления отраслью…………………….84
3.5. Организация рабочего места как первичного элемента внутренней структуры управления……………………………………………………87
Глава 4. Торговые предприятия как социальная система управления…………...91
4.1. Особенности функционирования торговых предприятий как социальных систем управления…………………………………………91
4.2. Управление социальным развитием торгового предприятия………….93
Глава 5. Роль научно-технических достижений в управлении предприятиями торговли………………………………………………………………………………97
5.1. Состояние и основные направления внедрения научно-технического прогресса в предприятиях торговли…………………………………….97
5.2. Использование ЭВМ в торговле………………….…………………….107
5.3. Пути формирования положительного имиджа торгового предприятия…………………………………………………………….…109
Глава 6. Стратегическое развитие предприятий торговли………………………115
6.1. Сущность стратегического управления в торговле…………………...115
6.2. Анализ внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности в торговле………………………………………………..117
6.3. Адаптация как форма существования предприятий торговли во внешней среде…………………………………………………………..127
6.4. Предвиденье в управлении, его значение и влияние на адаптацию предприятий торговли к изменениям внешней среды………………..130
Глава 7. Эффективность менеджмента на предприятиях торговли…………….134
7.1. Основные понятия эффективности торговой деятельности………….134
7.2. Показатели эффективности управления в торговле…………………..136
7.3. Меры по обеспечению конкурентоспособности торгового предприятия……………………………………………………………..141
Библиографический список………………………………..………………………146
Предисловие
Торговля – обширная область предпринимательской деятельности и сферы приложения труда – получает в последние годы новые импульсы своего развития. Существенно перестраивается и система высшего образования в сфере подготовки торговых менеджеров различной специализации, учитывающая новые реалии и особенности управления торговой деятельности в условиях развития рыночной экономики и обостряющейся нестабильности экономической ситуации в стране.
На современном этапе управления торговым предприятием полагаться лишь на практичексий опыт сейчас уже недостаточно. Поэтому одной из актуальных задач является овладение студентами торговых вузов современными методами эффективного управления торговой деятельностью во всех её аспектах.
Цель настоящего учебного пособия – познакомить студентов с основами управления современным предприятием торговли.
Пособие ориентировано прежде всего на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)».
В учебном пособии автор систематизировано излагает основные разделы теории и практики управления предприятиями торговой отрасли, показывает методологию изучения рассматриваемого предмета.
Учебное пособие базируется на большом исследовательском материале отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемами торгового менеджмента, данных статистики и местных органов управления торговыми предприятиями.
В работе освещаются следующие направления: роль торгового предприятия в рыночной экономике, особенности управления организациями различных форм собственности в торговле, организационные структуры управления и их формирование, социальное развитие торговых предприятий, основные направления развития научно-технического прогресса в торговле, адаптация предприятий торговли к изменениям внешней среды, эффективность управления на предприятиях торговли и её оценка.
Необходимость издания учебного пособия «Управление торговлей» связана с тем, что если по основам менеджмента в последние 10 лет в нашей стране появилось много отечественных и зарубежных изданий, то по торговому менеджменту до сих пор ощущается недостаток учебной литературы.
Данная работа позволит студентам экономических специальностей и управления предприятием ознакомиться с теорией и практикой управления предприятием торговли, отечественными и зарубежными научно-практическими достижениями.
Учебное пособие может служить полезным подспорьем при организации собственного торгового бизнеса.
Пользуясь случаем, хочу выразить особую признательность работникам кафедры экономики и управления на предприятиях торговли Хабаровской государственной академии экономики и права за высказанные замечания и советы, которые были учтены при подготовке к изданию данного учебного пособия.
Образование, регистрация и порядок ликвидации торгового предприятия
Образование предприятия (организации) осуществляется учредителями. Этапы образования: выработка учредительных документов, формирование капитала, организация органов управления, регистрация фирмы. Учредители – юридические и физические лица, несущие имущественную и уголовную ответственность. Учредительные документы: учредительный договор (соглашение), устав. Учредительный договор регулирует права и обязанности только учредителей общества, устав – всех акционеров.
Устав содержит: наименование, предмет и цели деятельности, представительство, размер капитала, размер капитала, размер долей участников (состав вклада), виды акций, их номинальную цену и количество, порядок формирования уставного капитала (внесение вклада каждым участником), число акционеров, структуру, состав и компетентность органов управления, порядок принятия решения и круг вопросов, способствующих публикации данных о фирме, порядок ликвидации, а также дополнительные условия. Устав регистрируется нотариусом и администрацией территории. Устав может быть изменён по решению участников предприятия.
Предприятие имеет право работать на рынке только после регистрации.
Основные цели регистрации:
¾ проведение контроля со стороны государства за деятельностью предприятия;
¾ получение сведений о предприятии (бухгалтерский и финансовый учёт, статистическая отчётность);
¾ осуществление налогообложения;
¾ предоставление информации путём публикации сведений об участниках предпринимательской деятельности.
Регистрация фирмы – это занесение её в государственный реестр, где указываются:
¾ полное наименование, месторасположение предприятия;
¾ виды и основные направления деятельности;
¾ основной капитал;
¾ организационная структура предприятия;
¾ фамилия, имя, отчество ответственных (личная и обязательная ответственность фирмы);
¾ фамилии, имена, отчества лиц, имеющих право подписи.
Образование и принадлежность капитала предприятия определяются формой собственности (индивидуальная и коллективная). Индивидуальная форма собственности реализуется путём создания единоличного предприятия; коллективная форма – путём объединения предпринимателей (АО, ООО, корпорации). Указывается размер паев или акционерного капитала.
В обществе с ограниченной ответственностью (ООО) взносы членов общества делятся на паи. Они бывают именные, и в этом случае собственнику выдаётся письменное свидетельство. Пай дает право его владельцу на участие в общих собраниях пайщиков, на получение дивидендов и части имущества фирмы при её ликвидации. Права – объём пая. Выплата дивидендов возможна лишь в том случае, если имущество общества превышает размер основного капитала. Участник общества несёт ответственность в размере пая. Капитал общества с ограниченной ответственностью состоит из уставного и заёмного капитала (денежные средства, материальные, интеллектуальные).
В торговле общества с ограниченной ответственностью по количеству являются основными.
В акционерном обществе акционерный капитал формируется путём выпуска акций, которые являются документом на предъявителя, могут котироваться на фондовой бирже и свободно переходить от одного лица к другому.
Уставный капитал делится на основной и номинальный.
Акция свидетельствует о праве голоса акционера на получение дивидендов (при получении прибыли по решению АО).
Акция является капиталом, так как её можно продать на фондовом рынке.
Акции бывают именные, на предъявителя, обыкновенные, привилегированные, без номинальной стоимости.
Обыкновенные акции – это акции первого выпуска. Владелец акции имеет право голоса, но это не даёт гарантии на получение дивидендов.
Привилегированные акции дают привилегированное право на получение дивидендов независимо от объёма прибыли в процентном отношении к номинальной цене акции; в случае ликвидации общества преимущественное право на получение номинальной цены акции получает владелец привилегированной акции.
Акции без номинальной стоимости отличаются тем, что при ликвидации предприятия они гарантируют акционерам возврат лишь определённой части финансовых средств, а не всей номинальной стоимости акций.
Органы управления, их характер и компетенция определяются законодательством страны. Каждый орган действует в пределах закреплённой за ним компетенции.
Основные понятия эффективности торговой деятельности
Эффективность менеджмента – многогранная категория. Она отражает особенности экономических, технологических и социальных явлений.
Для выражения многогранности эффективности управления необходимо выделить главные, лежащие в основе деятельности управляемой системы. Этими показателями эффективности управления являются:
— эффективность труда работников предприятия;
— эффективность процесса управления (разработка, принятие, реализация управленческого решения).
Эффективность – это уровень результативности в сопоставлении с произведёнными затратами.
Результативность – это степень реализации целей организации.
По своему содержанию эффективность управления торговым предприятием по трём видам:
— экономическую;
— технологическую;
— социальную.
Экономическая эффективность управления – это способность организации обеспечивать достижение таких экономических результатов, которые удовлетворяют потребности предприятия.
Социальная эффективность управления – способствует всестороннему развитию личности (система оплаты, условия труда, повышение квалификации и др.).
Технологическая эффективность – мера выполненной работы по отношению к затраченной энергии.
Показатель эффективности комплексный.
Для того чтобы оценить эффективность управления нужны критерии.
Критерий – целевой показатель, по которому можно судить о достижении определённого уровня эффективности. Он представляет собой важнейший отличительный признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния; характеризует количественные и качественные стороны явлений.
Критерии эффективности управления многообразны, и их нельзя свести к какому-то одному показателю.
Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.
Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой системы в целом, т.е. достижение предприятием (отраслью) наивысших технико-экономических результатов деятельности при наименьших затратах.
Группа более частных локальных критериев:
1) наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
2) наименьшие затраты материальных ресурсов;
3) наименьшие затраты финансовых ресурсов;
4) наивысшие показатели использования основных производственных фондов;
5) наименьшие издержки обращения;
6) наивысшая рентабельность.
Группа качественных критериев:
1) высокий уровень технической оснащённости предприятия;
2) условия труда персонала, ведущие к снижению напряжения (усталости) работников;
3) высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах нормы;
4) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;
5) экологическая чистота.
С учётом функционирования субъекта управления, т.е. управляющей системы, критериями эффективности управления могут быть:
1) быстрый сбор информации, необходимой для принятия управленческих решений;
2) способность принимать оптимальные решения в кратчайшие сроки;
3) оперативность доведения решений до исполнителей;
4) обеспечение чёткого выполнения решений;
5) осуществление комплексного контроля за выполнением решений.
При оценке системы управления могут быть использованы как качественные, так и количественные критерии.
Качественная определённость критерия эффективности менеджмента раскрывает внутренние (сущностные) связи между понятиями «цель управления», «результат управления» и «затраты на управление». Количественное определение этих связей выражает количественную определенность критерия. Для этого необходимо принять такие показатели, которые, с одной стороны, отражали бы эффективность хозяйственной деятельности, с другой – были бы следствием эффективности управления.
Критерии, характеризующие эффективность управления должны отвечать следующим требованиям:
— отражать конечные результаты хозяйственной деятельности;
— фиксировать уровень затрат;
— обладать сравнимостью результатов.
Библиографический список
1. Балабанова Л. Что вскрыла скрытая проверка / Л. Балабанова // Российская торговля. 2008. № 5. С. 68 – 71.
2. Бек А. Как защититься от воровства собственных сотрудников / А. Бек // Управление магазином. 2008. № 7. С. 50 – 56.
3. Бивен Д. Поставщики – друзья или враги? / Д. Бивен // Управление магазином. 2008. № 11. С. 36 – 44.
4. Бланк И. А. Торговый менеджмент : учебный курс / И. А. Бланк. – М. : Тандем, 2004. – 488 с.
5. Вахонцева О. Развлечение покупателя – миссия номер один / О. Вахонцева // Российская торговля. 2008. № 6. С. 20 – 22.
6. Гришаева О. В погоне за прибылью остановок не предвидится? / О. Гришаева // Современная торговля. 2008. № 7. С. 28 – 33.
7. Дашков Л. П. .Организация и технология и проектирование торговых предприятий : учебник / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2006. – 520 с.
8. Дашков Л. П. Организация труда работников торговли : учебник / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. – М. : Дашков и К, 2006. – 240 с.
9. Деветьярова И. Управленческий учет в рознице: теория и практика / И. Деветьярова // Управление магазином. 2008. № 5. С. 22 – 33.
10. Дмитрикова А. Хозяйка / А. Дмитрикова // Российская торговля. 2008. № 12. С. 24 – 25.
11. Добровольская О. Мерчандайзинг, или законы психологии на службе у бизнеса / О. Добровольская // Управление магазином. 2008. №10.
12. Дубовик К. Директор тоже человек / К. Дубовик // Современная торговля. 2008. № 8. С. 72 – 73.
13. Дубровин И. А. Организация производства на предприятии торговли : учеб. пособие / И. А. Дубровин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Кнорус, 2007. – 304 с.
14. Егоров В. Ф. Организация торговли : учебник / В. Ф. Егоров. – СПб. : Питер, 2004.
15. Жуковская Е. Магазин будущего: тенденции в мировом ритейле / Е. Жуковская // Управление магазином. 2008. №9. С. 48 – 52.
16. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием : учеб. пособие / Н. Л. Зайцев. – М. : Инфра-М, 2007. – 491 с.
17. Крупецкая Е. Командный ресерч: технология правильных решений / Е. Крупецкая // Российская торговля. 2008. № 11. С. 22 – 24.
18. Лукашевич В. Ресурсы человеческого капитала / В. Лукашевич // Российская торговля. 2008. № 2 – 3. С. 48 – 51.
19. Лукичева Л. И. Управление организацией : учеб. пособие / Л. И. Лукичева. – 2-е изд. – М. : Омега, 2005. – 360 с.
20. Малова А. Обзор «Управление цепочками поставок в розничном бизнесе – 2008» / А. Малова // Управление магазином. 2008. № 7. С. 14 – 19.
21. Малова А. Хранение товара на складе / А. Малова // Управление магазином. 2008. № 9. С. 34 – 39.
22. Мартыскина С. Материальный стимул / С. Мартыскина // Российская торговля. 2008. № 6. С. 54 – 56.
23. Мельников В.П.Управление организацией: Управление организацией: учебник / под ред.А.Г. Поршнева. .-4-е изд. перераб. и доп.- М.:Инфра-М,2007.- 240 с.
24. Можаровский И. Сильные и слабые стороны качества обслуживания в торговых сетях / И. Можаровский // Управление магазином. 2008. № 10.
25. Николаева Т.И.Менеджмент в торговле: учеб. пособие / Т. И. Николаева. – М. : Кнорус, 2006. – 320 с.
26. Ньюмэн Э. Розничная торговля: организация и управление / Э. Ньюмэн, П. Каллен., пер с англ. Ю. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2005. – 416 с.
27. Организация и управление торговым предприятием : учебник / под ред. Л. А. Брагина. – М. : Инфра-М, 2005. – 304 с.
28. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности : учебник / О. В. Памбухчиянц. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2006. – 442 с.
29. Пацкалев А. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов / А. Пацкалев // Российская торговля. 2008. № 5. С. 60 – 63.
30. Пещанская И. В. Управленческий учет: самая суть / И. В. Пещанская // Современная торговля. 2008. № 11. С. 42 – 45.
31. Попова И. распределяй и властвуй / И. Попова // Российская торговля. 2008. № 07 – 08. С. 54 – 57.
32. РБК: розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров в России // Управление магазином. 2008. № 11. С. 45 – 54.
33. Розничная торговля товарами повседневного спроса крупным планом // Управление магазином. 2008. № 11. С. 55 – 57.
34. Российский совет торговых центров. Классификация торговых центров: Россия, Европа, Америка // Управление магазином. 2008. № 7. С. 50 – 56.
35. Сорокина М. В. Менеджмент в торговле : учеб. пособие / М. В. Сорокина. – СПб. : Бизнес-пресса, 2004. – 480 с.
36. Струкова Л. Главное – понимать, к чему стремишься / Л. Струкова // Российская торговля. 2008. № 6. С. 18 – 19.
37. Тамберг И., Бадьин А. Оформление торговой точки и фирменный стиль / И. Тамберг, А. Бадьин // Управление магазином. 2008. №6. С. 23 – 32.
38. Управление организацией : учебник / под ред. А. Г. Поршнева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2007. – 716 с.
39. Хапушева С. Спешите делать добро / С. Хапушева // Российская торговля. 2008. № 5. С. 19.
40. Харитонова Т. Выбор сферы деятельности своего бизнеса / Т. Харитонова // Современная торговля. 2008. № 6. С. 18 – 21.
41. Шестакова О. Что за погода в вашем офисе / О. Шестакова // Российская торговля. 2008. № 6. С. 68 – 71.
ББК У 9. 421 – 21
Х 12
Зыкова О.Н. Управление торговлей : учебное пособие для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)». – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2009. – 148 с. ISBN 978-5-7823-0413-3.
Рецензенты:
Учебное пособие «Управление торговлей» подготовлено в соответствии с учебной программой принятой Хабаровской государственной академией экономики и права и ориентировано на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)». Учебное пособие содержит описание основ теории и практики по следующим направлениям: роль торговли в рыночной экономике, особенности управления организациями различных форм собственности в торговле, организационные структуры управления и их формирование, социальное развитие торговых предприятий, основные направления развития научно-технического прогресса в торговле, адаптация предприятий торговли к изменениям внешней среды, эффективность управления на предприятиях торговли и её оценка.
Оно призвано оказать помощь в овладении практическими навыками решения задач управления.
Для студентов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации, руководителей и специалистов, работающих в сфере потребительского рынка.
ISBN 978-5-7823-0413-3
ã Хабаровская государственная академия экономики и права, 2009
Содержание
Предисловие…………………………………………………………………………...5
Глава 1. Предприятия торговли как субъекты рынка………………………………7
1.1. Значение и тенденции развития торговли в современных условиях…...7
1.2. Цели и задачи управления торговлей…………………………………….9
1.3. Принципы управления в торговле……………………………………….21
1.4. Функции управления в торговле………………………………………...24
1.5. Особенности управления хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм в торговле……………………………29
1.6. Государственное регулирование деятельности торговых предприятий….35
Глава 2. Классификация торговых предприятий (организаций) и особенности управления ими………………………………………………………………………42
2.1. Классификация магазинов и оптовых предприятий (организаций)…..42
2.2. Образование, регистрация и порядок ликвидации торгового предприятия……………………………………………………………….62
2.3. Малый бизнес в торговле и особенности управления малыми предприятиями……………………………………………………………64
2.4. Предприятия с иностранными инвесторами (совместные) порядок создания и особенности управления……………………………………71
Глава 3. Формирование и проектирование организационных структур управления торговлей……………………………………………………………….77
3.1. Роль организационных структур управления…………………………..77
3.2. Типы организационных структур управления в торговле……………..78
3.3. Принципы проектирования и построения организационных структур управления в торговле……………………………………………………82
3.4. Организационная структура управления отраслью…………………….84
3.5. Организация рабочего места как первичного элемента внутренней структуры управления……………………………………………………87
Глава 4. Торговые предприятия как социальная система управления…………...91
4.1. Особенности функционирования торговых предприятий как социальных систем управления…………………………………………91
4.2. Управление социальным развитием торгового предприятия………….93
Глава 5. Роль научно-технических достижений в управлении предприятиями торговли………………………………………………………………………………97
5.1. Состояние и основные направления внедрения научно-технического прогресса в предприятиях торговли…………………………………….97
5.2. Использование ЭВМ в торговле………………….…………………….107
5.3. Пути формирования положительного имиджа торгового предприятия…………………………………………………………….…109
Глава 6. Стратегическое развитие предприятий торговли………………………115
6.1. Сущность стратегического управления в торговле…………………...115
6.2. Анализ внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности в торговле………………………………………………..117
6.3. Адаптация как форма существования предприятий торговли во внешней среде…………………………………………………………..127
6.4. Предвиденье в управлении, его значение и влияние на адаптацию предприятий торговли к изменениям внешней среды………………..130
Глава 7. Эффективность менеджмента на предприятиях торговли…………….134
7.1. Основные понятия эффективности торговой деятельности………….134
7.2. Показатели эффективности управления в торговле…………………..136
7.3. Меры по обеспечению конкурентоспособности торгового предприятия……………………………………………………………..141
Библиографический список………………………………..………………………146
Предисловие
Торговля – обширная область предпринимательской деятельности и сферы приложения труда – получает в последние годы новые импульсы своего развития. Существенно перестраивается и система высшего образования в сфере подготовки торговых менеджеров различной специализации, учитывающая новые реалии и особенности управления торговой деятельности в условиях развития рыночной экономики и обостряющейся нестабильности экономической ситуации в стране.
На современном этапе управления торговым предприятием полагаться лишь на практичексий опыт сейчас уже недостаточно. Поэтому одной из актуальных задач является овладение студентами торговых вузов современными методами эффективного управления торговой деятельностью во всех её аспектах.
Цель настоящего учебного пособия – познакомить студентов с основами управления современным предприятием торговли.
Пособие ориентировано прежде всего на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)».
В учебном пособии автор систематизировано излагает основные разделы теории и практики управления предприятиями торговой отрасли, показывает методологию изучения рассматриваемого предмета.
Учебное пособие базируется на большом исследовательском материале отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемами торгового менеджмента, данных статистики и местных органов управления торговыми предприятиями.
В работе освещаются следующие направления: роль торгового предприятия в рыночной экономике, особенности управления организациями различных форм собственности в торговле, организационные структуры управления и их формирование, социальное развитие торговых предприятий, основные направления развития научно-технического прогресса в торговле, адаптация предприятий торговли к изменениям внешней среды, эффективность управления на предприятиях торговли и её оценка.
Необходимость издания учебного пособия «Управление торговлей» связана с тем, что если по основам менеджмента в последние 10 лет в нашей стране появилось много отечественных и зарубежных изданий, то по торговому менеджменту до сих пор ощущается недостаток учебной литературы.
Данная работа позволит студентам экономических специальностей и управления предприятием ознакомиться с теорией и практикой управления предприятием торговли, отечественными и зарубежными научно-практическими достижениями.
Учебное пособие может служить полезным подспорьем при организации собственного торгового бизнеса.
Пользуясь случаем, хочу выразить особую признательность работникам кафедры экономики и управления на предприятиях торговли Хабаровской государственной академии экономики и права за высказанные замечания и советы, которые были учтены при подготовке к изданию данного учебного пособия.
Глава 1 Предприятия торговли как субъекты рынка