Тема 3 Славянские племена. Восточные славяне 8-10 века.
Тема 3 Славянские племена. Восточные славяне 8-10 века.
План
1. Расселение славян
2. Южные славяне
3. Западные славяне
4. Восточные славяне
5. Развитие хозяйства
6. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки».
Обширные территории от берегов Одера и Дуная до Волги в нaчале новой эры заселяли славянские племена. Об их прошлом известно не очень мнoгo. Основным источником сведений о народах дpeвности являются труды гpеческих и римских историков, а они мало знали о славянах.
Античные историки упоминали о венедах (венетах), однако нет бесспорных доказательств, что речь шла именно о славянах. Византийские авторы лишь с VI века начинают говорить об антах и склавинах, а также русах (росах). Арабские историки IX века также писали о росах, называя их скифами, хотя к кочевым племенам скифов, живших в причерноморских степях в I тысячелетии до н.э., славяне не имели никакогo отношения.
Наиболее авторитетным свидетельством о жизни восточнославянских племен считается «Повесть временных лет», написанная монахом Киево- Печерского монастыря Нестором в ХН веке. В нее включены сведения об истории становления Древнерусского гocyдарства. Большинство современных историков считает, что исходный текст рукописи, неоднократно переписывавшейся, позднее подвергся искажению, а возможно, сознательно был фальсифицирован.
Расселение славян
Предполагается, что народы славянской этнической гpуппы начали выделяться из индоевропейских народов примерно во II тысячелетии до н.э. Известны три района формирования славянских племен: Одерско-Висленский (западные славяне), Одерско-Днепровский (восточные славяне), Придунайский (южные славяне).
Большая часть славянских племен жила в лесной и лесостепной зоне, что наложило свой отпечаток на характер их xoзяйственной деятельности и их последующее развитие. Имели значение охота и рыболовство, бортничество (сбор дикого мeда), собирательство грибов и ягод. Постепенно распространялись земледелие и скотоводство, ремесло. С началом перехода - железному веку (I тысячелетие до н.э.) возможности обработки земли возросли. В лесной зоне преобладала подсечная система земледелия. Лес на выбранном участке подрубался, затем выжигался, освободившаяся земля распахивалась. Через несколько лет, с истощением почвы, участок забрасывался и выжигался новый.
Подобная система земледелия требовала объединения усилий, общинного труда. Судя по данным археологических paскопок, славяне в начале новой эры жили родовыми общинами в укрепленных поселениях -.
Великое переселение народов по-разному сказалось на развитии южных, западных и восточных славян. Наиболее сильным натиск кочевых племен был на южных славян, потомками которых являются современные болгары, словенцы, сербы, черногорцы и хорваты.
Южные славяне
Постепенно продвигаясь к югy, славяне расселились на Балканском полуострове, частично ассимилировав местное население. Их дружины чередовали набеги на владения Византии со службой ее императорам. Постепенно территория владений болгар расширялась, с 716 г. Византия вынуждена была платить болгарам дань.
Возвышение родоплеменной знати, превращение племенных вождей в князей, передаюших свою власть по наследству, привели в VII-VIII вв. к возникновению первых славянских государственных образований на Балканах. Их укреплению содействовали постоянные войны с венгpами, западноевропейскими государствами, Византией.
За влияние на славянские земли соперничали римская и византийская церкви. В 860 г. Болгария приняла византийский вариант христианства. Немаловажную роль в этом сыгpало то, что римская церковь настаивала на использовании латинского языка при богослужении, хотя латынь у славян не была распространена. Византийская церковь проявила большую гибкость, согласившись использовать старославянский язык ее миссионеры Константин (Кирилл) и Мефодий на основе гpеческой азбуки разработали новые типы алфавита - кириллицу и глаголицу. Первая утвердилась в Болгарии и у восточных славян, вторая - у западных славян и хорватов.
Cвoeгo расцвета Болгарское царство достигло в начале Х века, в eгo состав вошли территории современной Болгарии, Сербии, Македонии. Войска болгар неоднократно угpожали владениям Византии, которая одновременно подвергалась ударам арабов с юга и востока. Однако к середине Х века натиск арабов на Византию ослабел и ее внимание обратил ось на Балканы. При императоре Василии II (958- 1025) Византия начала войну с Болгарией, которая продолжалась с перерывами около 40 лет. Болгария была опустошена, ее города и села обезлюдели. В 1018 г, пала столица Охрид, и первое Болгарское царство прекратило свое существование.
Славянские государства, сложившиеся на западе Балканского полуострова, словенские и хорватские княжества в VIII веке были завоеваны войсками Карла Великого и вошли в состав eгo империи. В конце IX века Хорватии удалось освободиться от власти западноевропейских феодалов, однако в ней, как и Словении, уже утвердился римский вариант христианства.
Западные славяне
Одно из первых государственных образований славян в Цeнтральной Европе - союз западнославянских племен (государство Само) - возникло в VII в. в ходе войны с кочевниками-венгpами, наступавшими с востока, и франками - с запада. В нeгo вошли племена Чехии, Моравии, Силезии, Лужиц, Паннонии. После победы над внешними противниками союз распался.
Подобные племенные объединения возникали и позднее, в VII - Х вв. В условиях феодализации родовой знати, превращавшейся в крупных землевладельцев, первые государственные образования (Великоморавская держава, вышедшее из ее состава Чешское гocyдарство, Древнепольское государство) были непрочными. Военные вожди и знать каждого из княжеств, возникших на базе племенных союзов, стремились подчинить себе соседей, завладеть их землями. В эту борьбу, особенно после создания Священной Римской империи, постоянно вмешивались германские феодалы. Поддерживая oдних князей против дрyгих, захватывая славянские земли они добились принятия большинством западных славян католической религии.
Тем не менее славянским землям удалось отстоять свою независимость. В конце Х века племена, подчиненные империей, подняли восстание. Их дружины, перейдя Эльбу, начали разорять ее земли. Это наступление было отбито, но натиск германских феодалов на восток на время приостановился.
В начале ХI века в Восточной Европе сложилось обширное Древнепольское государство, Болеслав I Храбрый (правил в 992- 1025) присоединил к нему Поморье, Силезию, Чехию, Моравию и короновался как король Польши. Римская империя признала новое гoсударство и вынуждена была согласиться на учреждение caмостоятельного архиепископства на eгo территории. Тем самым западные славяне, признавшие римскую церковь в качестве верховной, освободились от немецкого влияния.
Восточные славяне
В начале XII в. в Киево-Печерском монастыре трудился замечательный летописец монах Нестор. В своей знаменитой «Повести временных лет» он рассказал об истории восточных славян, о создании и первых веках существования Древнерусского государства.
Нестор удивительно точно определил истоки восточного славянства. Он рассказал о размещении европейских народов и среди них поместил славян на Дунае, посчитав эту территорию древней прародиной славян. Отсюда, пишет Нестор, они «разидашася (разошлись) по земле и прозвашася (прозвались) именем своим».
Со времени появления здесь славян они жили в окружении многочисленных местных народов, которые также с древности осваивали эти земли. Он упоминает соседей славян: чудь (эстов), литву, летголу, зе-миголу (балтийские народы), мурому, весь, мордву, мерю, пермь, печеру, емь, корелу, югру (угрофинские народы).
Восточнославянские племена в VIII — IX вв. В свете данных Нестора и других источников вырисовывается следующая картина.
После того, как восточные славяне отстояли свои земли от натиска хазар, наступил длительный мирный период в жизни восточного славянства. В это время славяне набирались сил, хозяйственной энергии; стремительно росла их численность, увеличивалась их способность к освоению новых территорий и к переселениям.
В течение всего VIII в. шло формирование из отдельных небольших родственных племен крупных союзов. Появилось по меньшей мере 15 таких союзов.
Так, в Среднем Поднепровье сложился племенной союз полян, т. е. жителей полей. Их центром стал город Киев. К северу от полян жили новгородские (приильменские) словене. Главными городами там со временем стали Ладога и Новгород. На северо-западе располагались древляне, т. е. жители лесов. Их главным городом был Искорос-тень. В лесной зоне, на территории современной Белоруссии, разместились дряговичи, т. е. жители болот (от слова «дрягва» — болото, трясина). На северо-востоке, в лесных чащах Верхней Волги и на опольях, т. е. на свободных от леса больших полевых участках, расселились вятичи. Их главными городами стали Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами обитали кривичи. Их главным городом стал Смоленск. В бассейне реки Западной Двины обитали полочане, получившие имя от реки Полота, впадающей в Западную Двину. Их главным городом стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула, прозвали северянами. Их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Южный Буг, расселились волыняне и бужане, а между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы.
Утверждаясь на многих новых землях, славянские племена активно теснили местное население. Между славянами и окрестными племенами бывали столкновения, но в основном отношения были мирными и добрососедскими, так как славяне не навязывали соседям свои обычаи и не вторгались в их внутреннюю жизнь, против внешних врагов они зачастую выступали заодно.
На рубеже VIII — IX вв. поляне сумели освободиться от власти хазар и перестали уплачивать им дань. Другие же племена — радимичи, северяне и вятичи — еще оставались в зависимости от Хазарии.
Вопросы и задания
1.Назовите источники, свидетельствующие о жизни славянских племён.
2.Укажите отличительные черты хозяйственного уклада славян. Какое влияние на развитие славянских племён оказало Великое переселение народов? Как взаимодействие славян с другими народами повлияло на формирование их культуры?
3.Заполните таблицу «Расселение славян»
Ветви славян | Территория расселения | Государственные образования |
4.Объясните почему произошло обособление ветвей славян?
План
1. Восточнославянские племена в VIII — IX вв, расселение.
2. Развитие хозяйства.
3. .Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки
ПЛАН
1. Зарождение признаков государственности.
2. Предпосылки образования государства.
3. Теория образования государства у восточных славян.
4. Правление князя Олега.
5. Княжение Игоря
6. Правление княгини Ольги
7. Правление князя Святослава.
8. Русско – византийская война
9. Первая усобица на Руси
1. Зарождение признаков государственности.Развитие хозяйства у восточных славян вплотную подводило к зарождению у них государства. Властителями у восточнославянских племен стали племенные князья, которые опирались на свои дружины. Государство означало появление центральной власти, объединяющей уже всю территорию, на которой живут те или иные народы, все родственные племена,— где силой, где по доброй воле. Государство — это и армия, и законы, которые регулируют деятельность жителей страны, и суд, и расправа, и налоги.
Стала распадаться родовая община, потому что люди перестали в ней нуждаться. Теперь каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно — накормить, обуть, одеть, построить жилище. И все же люди не сумели полностью оторваться от общины. Теперь община называлась соседской, поскольку в ней могли жить не только родственники. В совместном владении общинников оставались леса, озера, выгоны для скота, т. е. то, что делить в условиях тогдашнего хозяйства было невозможно.
Зарождалось право частного владения, частной собственности. Для отдельных семей, где было больше мужчин, где они были сильнее, способнее других, появляется возможность освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные излишки, накопления, часть их обменять на нужные предметы, продать.
В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Порой силой они овладевали землей, принадлежавшей другим. Вожди и дружины предпринимали дальние и ближние походы, захватывали добычу, пленников, облагали завоеванные племена данью, богатели, усиливали свою власть.
Первые зачатки государства проявились в тех восточнославянских землях, где хозяйство развивалось быстрее по сравнению с другими землями. Это были земли полян и новгородских словени.
Усложнение структуры общества. К концу IX в. сложилась довольно четкая иерархия общества, т. е. его многоступенчатость. На его вершине возвышался князь, в чьих руках сосредоточивается все управление племенем или союзом племен. Он опирался на преданных ему воинов-дружинников. У князя появляется личная охрана — «отроки», т. е. младшие дружинники. Все дружинники являлись профессиональными воинами. В случае удачных походов их добыча намного превышала результаты труда хлебопашцев, охотников, ремесленников. Эти люди становились в обществе привилегированной частью.
Обособлялась со временем и племенная знать — главы родов, больших патриархальных семей, собиравшие в своих руках значительные богатства. Они становились близкими помощниками и советниками князей, выполняли их отдельные поручения. Из их числа формировались будущие бояре.
Военный дух пронизывал весь строй жизни этого общества, стремящегося к образованию государства. Но традиции старого строя еще существуют. Действует собрание всего племени — вече. Князья и воеводы еще выбирались народом, хотя и появляется стремление сделать власть наследственной, передать ее от отца к сыну. На вече со временем главную роль начинали играть бояре и дружинники.
Основную часть племени составляли свободные его члены — люди, или смерды, но и среди них идет расслоение: наиболее зажиточные называются мужами, появляются «вой», т. е. те, кто имел право и обязанность участвовать в войнах и мог себя снарядить для военных предприятий. Женщины, дети, другие члены семьи подчиняются мужам. Это челядь. На нижних же ступенях общества обретались бедные, неполноправные, попавшие в зависимость от богатых людей — сироты, холопы. На самой низшей ступени общества стояли рабы. В их число попадали, как правило, пленники.
Таким было восточнославянское общество в канун появления первого государства.
2. Предпосылки образования государства.
1. Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
2. Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.
3. Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.) .
Итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений стало образование государства у восточных славян. В VIII-IX вв. повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общин имущественной верхушки, концентрация всей полноты власти в руках родоплеменной знати — таковы основные предпосылки складывания раннефеодального государства. Военные вожди (князья), возглавлявшие племенные союзы, стремились к подчинению общинников, облагая их данью, необходимой для содержания дружины. При этом нормы обычного права отвергались и забывались. Свободный общинник превращался в хлебопашца, зависимого от власти князя.
Наряду с образованием раннефеодального государства шел интенсивный процесс утверждения феодальных отношений. Представители родовой знати — «лучшие мужи» — захватывали наиболее плодородные земельные угодья, принадлежащие общине. В этом они находили поддеряжу князя и его дружины. Князь, родовая знать, дружинники становились собственниками захваченной земли, феодалами. Бывшие свободные общинники получили в пользование небольшие земельные участки. За пользование ими они должны были отдавать владельцу часть урожая. Тем самым было положено начало другому основному классу феодального общества — зависимому крестьянству.
Центрами образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство.
В районе озера Ильмень и реки Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался мощный союз славянских и угрофинских племен, центром которого стали земли приильменских словен. Однако скоро между местными племенами начались раздоры. Междоусобицу решили прекратить традиционным для той эпохи способом — пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей, и варяжский князь Рюрик с «домом и дружиною» появились на русском северо-западе со своими дружинами.
Норманская теория
Долгое время господствовала точка зрения, что именно норманны и создали государство в землях славян. А сами славяне были неспособны создать государство, что говорило об их отсталости. Особенно популярны были эти взгляды на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее западных противников. Тех, кто придерживался данной точки зрения, называют норманистами, а их взгляды — норманнской теорией создания Русского государства.
Противники этой теории получили название антинорманистов. Позднее ученые доказали, что государственност ь вызревала у славян задолго до появления варягов.
Что же говорит по этому поводу Нестор-летописец, сведениями которого в первую очередь пользуются и те и другие? Он пишет, что по просьбе различных племен в славянских землях в 862 г. появились варяжские князья. «Те варяги назывались русью»,— отмечает он. Таким образом, для него «Русь» — это прежде всего национальное определение.
А славянский язык и русский одно есть»,— подчеркивает летописец. Это значит, что те князья, которых пригласили приильменские словене и кривичи, были им родственны. Это объясняет безболезненное и быстрое внедрение пришельцев в их среду, отсутствие в Древней Руси названий, связанных с германскими языками.
Правление князя Олега
В 879 г. После смерти Рюрика остался малолеитний его мын князь Игорь, власть в Hовгopoдe перешла в руки князя Олегу (879-912).
Именно Олегу выпала доля объединить два древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг. Ударную силу его войска составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представляющие все северо-западные русские земли. Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, затем взял Любеч. Приплыв к Киеву, он понял, что взять штурмом хорошо укрепленный и многолюдный город ему будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией, хазарами и новыми степными кочевниками — печенегами. И тогда Олег пошел на хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к киевскому князю весть о том, что приплыл купеческий караван. Ничего не подозревавший Аскольд пришел на встречу и был убит тут же на берегу.
Олег утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей
Итак, новгородский север победил киевский юг. Новгород стал объединителем русских земель в единое государство. Но это была лишь чисто военная победа. В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своим стольным городом, подтвердил это положение. Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Он продолжал объединение восточнославянских земель. Правитель упорядочил свои отношения с северной Русью, обложил данью подвластные ему территории — «уставил дань» новгородским словенам, кривичам, другим племенам. Он заключил договор и с варягами, который действовал около 150 лет. По нему Русь обязывалась уплачивать варяжскому южнобалтийскому государству по 300 серебряных гривен (гривна — самая крупная денежная единица на Руси) ежегодно за мир на русских северо-западных границах и за регулярную военную помощь варягов Руси.
Затем Олег предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью мехами. Здесь он столкнулся с Хазарией, чьими данниками были радимичи и северяне. Но военный успех вновь сопутствовал Олегу. Теперь эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарии и вошли в состав Руси. Данниками Хазарии по-прежнему оставались вятичи.Объединив восточнославянские земли, освободив многие из них от дани чужеземцам, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул великого князя, т. е. князя всех князей. Остальные же властители отдельных племенных княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению своими княжествами.
В начале лета 907 г. огромная русская рать на ладьях и конным строем по берегу двинулась на Константинополь. Руссы «повоевали» окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде необычного зрелища и запросили мира.
По мирному договору греки обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и широко открыть византийский рынок для русских купцов. Те получили даже право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным. В знак окончания войны и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народов Восточной Европы.
В 911 г. Олег подтвердил свой договор с Византией. В Константинополь прибыло русское посольство, которое заключило с империей первый в истории Восточной Европы письменный договор. В одной из статей шла речь об установлении между Византией и Русью военного союза.
5.Княжение Игоря. Будучи уже в преклонном возрасте, Олег передал власть на Руси в руки Игоря, а сам, согласно легенде, ушел на север, в свои родные места, и погиб там от укуса змеи. Это было в 912 г., который и стал началом правления князя Игоря. К этому времени он был уже зрелым человеком и был женат на варяжке Ольге.
После смерти великого воителя Олега непрочная Русь стала распадаться: восстали древляне, стремившиеся освободиться от власти Киева, усилили натиск печенеги. Но Игорь решительными действиями предотвратил обе опасности. Древляне были вновь завоеваны и обложены тяжелой данью. Навстречу печенегам вышла сильная русская рать, и те почли за благо заключить мир.
Одновременно русские поселенцы продвигались к устью Днепра, где стояли византийские сторожевые посты. Руссы появились и на Таманском полуострове, "из Керченского пролива. Князь Игорь помог основать там русскую колонию с Центром в городе Тмутаракани.
В 941г Игорь, по примеру Олега, повел огромное русское войско водой и сушей на Константинополь. На подступах к городу русский флот был встречен греческими кораблями, вооруженными «греческим огнем» — метательными сосудами с горящей смесью. Русские кораблибыли сожжены. Но значительная часть войска уцелела и продолжала борьбу на побережье Малой Азии. Лишь осенью русское войско вернулось домой.
943 г. года снова пошел в Грецию со флотом и с конницею. Византия, понимая, что Руссов больше и они сильнее, откупилась богатой данью.
А в 944 г. был заключен был ими торжественный мир.
По новому мирному договору обе страны восстанавливали мирные и союзные отношения. Византия по-прежнему обязалась выплачивать Руси дань и признала русское продвижение к устью Днепра и на Таманском полуострове, но русские купцы потеряли право беспошлинной торговли в Византии. Но торговые связи были восстановлены.
При Игоре произошло дальнейшее объединение восточнославянских племен. В состав Руси вошли уличи. К этому времени относится и появление официального названия Руси — Русская земля. Именно так называлось восточнославянское государство в договорах Руси с Византией.
Полюдье и гибель Игоря. Зависимость территорий и его населения от верховного владыки во многих странах мира в древности выражалась данью. Это означало конец племенной жизни и являлось одним из признаков государства. Ведь дань — это налог не только в пользу князя, но и в пользу его дружины, в пользу всей системы управления. Дань означала начало господства одних и подчинение других, право князя на землю, право управлять и судить подданных. Но одновременно она означала, что князь обязан защищать своих подданных и подвластные ему земли.
Как собиралась дань на Руси? Глубокой осенью князь вместе с дружиной начинал объезд своих владений с целью сбора с них положенной дани. На Руси такой объезд назывался полюдьем и означал дословно «ходить по людям». Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. Князь объезжал свои владения, останавливался и в больших городах, и в небольших селениях.
Была ли дань точно определенной? Нет. Четкого ее учета не было. Брали на глазок. В ее состав входило не только то, что увозили с собой, но и все, что съедалось, выпивалось всем караваном. Здесь порой творились всяческие насилия. И это вызывало возмущение, столкновения населения со сборщиками дани. Во время одного такого столкновения в землях древлян погиб в 945 г. князь Игорь. Ему показалось, что мало он взял с древлян и князь с небольшой дружиной решил вернуться. Древляне возмутились жадности Игоря и убили его.
6. Правление княгини Ольги. После гибели Игоря могучее, казалось, государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, князем Святославом. Древляне отложились от Киева и перестали уплачивать дань. Однако русская верхушка сплотилась вокруг Ольги и не только признала ее права на престол до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддержала княгиню.
Прежде всего княгиня отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала.
Затем она сама двинулась с войском в древлянскую землю. В бою древляне были разгромлены. На побежденных вновь была наложена тяжелая дань. Единство государства было восстановлено.
Но не только жестокими наказаниями и силой утвердила свою власть Ольга. Как умная и дальновидная правительница, она понимала, что полюдье с его насилиями, порой с бесконтрольным взиманием дани вызывает в людях недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. И великая княгиня пошла на реформы. Она изменила систему сбора дани, начав это с древлянской земли. Теперь население уплачивало дань по твердым нормам. Определила она и места, куда дань ежегодно должна была свозиться самим населением. Это были так называемые погосты. Там ее принимали представители княжеской администрации и отправляли в Киев. Затем Ольга двинулась с дружиной по другим русским землям и повсюду устанавливала новые нормы — их назвали уроками — и учреждала погосты.
Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Руси. Государство сделало еще один шаг в своем развитии.
Крещение княгини Ольги. Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси. В 957 г. она отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства, которое насчитывало более ста человек. Княгиня была принята там по самому высокому рангу.
В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного еще Игорем, как и военный союз двух государств. Этот союз отныне был направлен против Хазарии и Арабского халифата.
Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини. К X в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство. Одни сделали это под влиянием папского Рима, другие — под воздействием Византийской империи.
Ольга понимала, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она одновременно понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Вместе с тем ей было на кого опереться. Среди купцов, горожан, части бояр было уже немало людей, принявших христианство.
Она крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее константинопольский патриарх. Отныне Ольга стала христианкой по православному, византийскому образцу, в отличие от римского, католического обряда.
После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение. Вскоре языческая группа устранила Ольгу от управления. Всю полноту власти взял молодой Святослав. Это произошло в 962 г.
7. Правление Святослава. Святослав продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель. При нем в состав Руси вошло княжество вятичей — последних славян, плативших до этого дань хазарам.
Святослав продолжил укрепление системы управления. При Олеге и Игоре во главе крупнейших русских княжеств еще сидели местные князья. Ольга ввела своих управителей в местах сбора дани. Святослав же был первым, кто послал в наиболее важные русские земли в качестве наместников своих сыновей. Уходя на войну, старшего сына Ярополка он оставил в Киеве. Второго сына Олега отправил управлять древлянской землей, третьего — Владимира послал вместе с его дядей по матери воеводой Добрыней руководить Новгородом.
Продолжил Святослав и активную внешнюю политику. Но он вдохнул в нее такую силу и страсть, достиг таких поразительных результатов, что недаром заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы.
В 964 г. Святослав направился в свой первый поход. Главной его целью было окончательное сокрушение Хазарии.
Прежде чем нанести удар по Хазарии, он обрушился на ее союзников — лесные поволжские племена буртасов и на Волжскую Булгарию — государство на Средней Волге. Армия булгар была разгромлена, их столица город Булгар — взята штурмом. Теперь Хазария оказалась в одиночестве.
Русская рать спустилась на ладьях вниз по Волге и подошла к границам Хазарского каганата. Сам каган с войском вышел навстречу руссам, но был разбит, а столица Хазарии город Итиль была захвачена и разгромлена Святославом. С Волги князь двинулся в хазарские владения на Северном Кавказе и на Дону. На берегу Дона войско Святослава взяло штурмом мощную крепость Саркел. После похода Святослава Хазария, по существу, прекратила сове существование как сильное государство.
Походы на Дунай. Теперь Святослав задумал начать наступление на крымские владения Византии. Это весьма обеспокоило правительство империи, и греки послали к Святославу своего представителя с просьбой оставить в покое Крым и направить удар своего войска против Дунайской Болгарии, с которой Византия находилась во вражде. В поддержку своей просьбе греки прислали Святославу большое количество золота. Золото русский князь взял, от натиска на Крым отказался, но это вовсе не означало, что он собирался защищать византийские интересы на Дунае. Русь давно уже сама вынашивала план овладения устьем Дуная — важным военным и торговым плацдармом.
В 967 г. Святослав привел на Дунай против Болгарии большую армию. Война закончилась очень быстро. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому нижнее течение Дуная с сильной крепостью Переяславец отошло к Руси. Теперь все северное побережье Черного моря, за исключением Крыма, принадлежало Руси.
Вот тут и выявились истинные планы Святослава. Он перенес в Переяславец свою резиденцию и, согласно летописи, заявил: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей» Но присутствие рядом сильного правителя не входило в расчеты Византии. Греки договорились с Болгарией о совместной борьбе против Руси. Одновременно они подкупили одну из печенежских орд, и та осадила Киев. Срочный гонец из Руси принес Святославу тревожную весть и отчаянную просьбу княгини Ольги прийти на помощь. Князь поспешил к Киеву и разбил печенегов.
8. Русско-византийская война. За то время, что Святослав находился в Киеве, болгары при поддержке Византии выбили из дунайских городов русские гарнизоны. И тогда Святослав принял решение о втором походе на Дунай. В 969 г. он повел за собой 60-тысячное войско. Русский князь договорился и о помощи со стороны Венгрии и дружественных печенегов. Часть болгар, противников Византии, также поддержала русского правителя. Святослав быстро вновь занял все подунайские земли. Свои гарнизоны он поставил и в болгарских городах. Когда же греки потребовали от русского князя уйти, то он запросил за это огромный выкуп.
В решающей битве в 970 г.Святослав разгромил ВизантиюОднако византийцы подтянули новые силы и сумели остановить один из отрядов Святослава, рвущихся к Константинополю. И тогда обе стороны заключили мир, по которому греки согласились на присутствие Руси на Дунае и обязались, как и прежде, выплачивать ей дань. Однако византийский император готовился к продолжению войны.
В 971 г. войско Византии обрушилось на болгарские города с небольшими русскими гарнизонами. Святослав собрал последние силы и вывел свою рать на последний и решающий бой. Натиск руссов был столь стремителен, что греки дрогнули и побежали, и тогда, сияя золочеными латами, Иоанн Цимисхий сам повел в бой своих «бессмертных». Они остановили руссов. Святослав был ранен, и его унесли в крепость.
Силы противников были истощены длительным противоборством, и они решили начать мирные переговоры. По мирному договору Святослав должен был покинуть берега Дуная, но все прежние его завоевания в Причерноморье и Поволжье оставались за ним. Византия обещала беспрепятственно пропустить остатки русского войска на родину. А в это время к враждебным Руси печенегам мчались с золотом византийские послы: импер