Переход к единому экономическому пространству и сложности реального перехода в рамках многостороннего регулирования торговли.
В Соглашении о формировании Единого экономического пространства, заключенного 19.09.2003, содержится дефиниция, в которой определяется понятие и сущность Единого экономического пространства. Под Единым экономическим пространством стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.
Так из вышеуказанного определения можно выделить некоторые основные позиции, определяющие сущностные характеристики Единого экономического пространства.
Экономическое пространство, которое объединяет таможенные территории государств.
Экономическое пространство, на котором действуют единые принципы, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Экономическое пространство, на котором действует единая внешнеторговая политика.
Экономическое пространство, на котором проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика в целях обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности.
Использование понятия «согласованная политика» демонстрирует сложность и неготовность в настоящий момент осуществить переход к единой налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политике, что совершенно определенно дает нам право говорить о наличии определенных этапов более глубокой интеграции уже на стадии формирования Единого экономического пространства.
ЕЭП формируется постепенно и поэтапно с учетом основных принципов и правил ВТО, что означает постепенное повышение уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых сторонами преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза.
Ввиду множественности различий в уровнях экономического и социального развития, а также в степени единообразия действующего в государствах национального законодательства, формирование Единого экономического пространства происходит в соответствии с заявленными принципами разноуровневой и разноскоростной интеграции, что означает свободу определения государством направления развития интеграции и интеграционных мероприятий, в которых оно будет принимать участие, а также объем такого участия (ст. 5 Соглашения о формированииЕдиного экономического пространства от 19.09.2003).
В целях формирования Единого экономического пространства определены важнейшие области экономики, которые должны основываться на единых согласованных принципах и предоставлять равные условия для частных экономических операторов. Безусловно, для создания единых условий для обеспечения функционирования общего рынка товаров, услуг и факторов производства необходимо устранить межгосударственные барьеры во взаимной торговле, при этом обеспечить: функционирование единых норм и правил в области технического регулирования (разработка единых принципов и правил применения технических регламентов и стандартов); недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителей; создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и переход к расчетам в национальных валютах; создание общего рынка труда со свободным перемещением граждан государств-участников ЕЭП.
Временной период основных этапов перехода от создания Таможенного союза до введения в действия основных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство можно представить следующим образом.
С 1 января 2010 г. фактически начал свою деятельность Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Вступил в силу Единый таможенный тариф Таможенного союза, а также соглашения в области единого нетарифного регулирования.
1 июля 2010 г. ознаменовалось вступлением в силу единого Таможенного кодекса Таможенного союза и ряда ключевых международных соглашений. Тем самым продолжился активный этап формирования единого таможенного законодательства.
1 июля 2011 г. произошел перенос таможенного контроля на внешнюю границу Таможенного союза, что позволит говорить о формировании единой таможенной территории Таможенного союза.
С 1 января 2012 г. планируется переход к Единому экономическому пространству, целью которого является полноценное и эффективное обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
Анализируя временные рамки прохождения основных этапов сближения национальных правовых систем, можно сделать вывод о довольно быстром развитии интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, что, с одной стороны, свидетельствует об огромном желании государств развиваться в рамках интеграционных структур, а с другой стороны – заставляет задуматься о качестве нормативно-правовой базы, подготовленной для такого перехода.