Современная экономика и изменения в системе управления внешнеэкономической деятельностью.
Современная экономика и изменения в системе управления внешнеэкономической деятельностью.
Управление ВЭД как на макро-, так и на микроуровне представляет собой постоянное взаимодействие между управляющей и управляемой системами. В современных условиях оно, равно как и в целом государственное управление, основывается на фундаментальных принципах, основными из которых являются следующие.
Принцип взаимосвязи экономических и политическихфакторов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Принцип рационального соотношения централизованных и децентрализованных подходов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений как на макро-, так и на микроуровне.
Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализации.
Принцип планового ведения хозяйства, как на макро-, так и на микроуровне (принцип научного подхода).
Принцип системности.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Принцип материальной и моральной заинтересованности людей в результатах их деятельности.
Принцип иерархичности и обратной связи.
Принцип частной свободы.
Функции внешнеэкономической сферы страны. Роль внешнеэкономического фактора в развитии национальной экономики.
В настоящее время, когда еще отсутствует рыночная саморегуляция, до конца не преодолены кризисные явления в экономике, было бы ошибкой недооценить роль государственного управления экономикой, в т. ч. ее внешнеэкономической сферой, но по мере перехода к рынку должна снижаться роль государства. В процессе совершенствования системы государственного управления необходимо обеспечить его рационализацию и формирование структур, адекватных новому этапу развития страны и способных с наибольшей эффективностью регулировать процессы реформирования реального сектора экономики, бюджетной системы, социальной сферы и предприятий всех форм собственности.
Внешнеэкономические связи – международные хозяйственные, торговые, политические, информационные и иные межгосударственные и межличностные отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперирование производства, оказание услуг и совместное предпринимательство
Таким образом, через механизм внешнеэкономических отношений спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок отдельного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений. Развитие внутреннего рынка ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства,что вызывает расширение внешнеэкономических операций, снижение издержек производства по сравнению с издержками обращения.
К основным формам внешнеэкономических связей относятся:
1. Торговля.
2. Совместное предпринимательство.
3. Оказание услуг.
4. Сотрудничество, содействие
Внешняя торговля – основная форма ВЭД.
Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. В законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность, конкретизировано содержание внешней торговли по каждому из перечисленных объектов.
Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Товаром как предметом ВТД считается движимое и отнесенные к недвижимому имуществу суда - воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. При этом в качестве товара не рассматриваются транспортные средства, используемые по договорам международных перевозок.
2. Внешняя торговля услугами - оказание услуг (в том числе выполнение разнообразных работ), включающее производство, распределение, маркетинг и доставку услуг (работ). Пример оказания услуг осуществляется следующими способами:
1) с территории РБ на территорию иностранного государства;
2) с территории иностранного государства на территорию РБ;
3) на территории РБ иностранному заказчику услуг;
Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
5. Государство как субъект ВЭД.
Как субъект ВЭД, государство:
разрабатывает и осуществляет внешнеэкономическую политику, в том числе валютно-кредитную, квотирование и лицензирование внешнеэкономических операций;
устанавливает законодательные основы хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;
заключает и исполняет международные договоры в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
устанавливает порядок создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
обеспечивает защиту экономических интересов как государства в целом, так и объектов внешнеэкономической деятельности, граждан за пределами государства;
устанавливает налоги, сборы и обязательные платежи в центральный и другие бюджеты от доходов участников внешнеэкономической деятельности;
определяет зоны свободного предпринимательства;
устанавливает правовую защиту иностранных инвесторов на суверенной территории;
Участвует в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комитетов по торгово-экономическому сотрудничеству и иных международных экономических органов.
Руководствуясь международными нормами и принципами, государство укрепляет свой статус, формирует благоприятные условия для интеграции в мировую экономическую систему, защищает внутренний рынок и отечественных товаропроизводителей, углубляет сотрудничество с международными экономическими и финансовыми организациями.
Для того, чтобы получить полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран необходимо научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой экономической газетами, журналами и СМИ, а также справочниками и электронными картотеками банков и кредит-бюро, картотеками – терминалами информационных компьютерных сетей, включая сеть Интернет.
Места хранения–государственные органы, торговые палаты, НИИ, библиотеки, ассоциации и союзы, банки, биржи, кредит-бюро, консультационные и информационные фирмы и агентства, дипломатические и торговые представительства, представительства фирм
Форма хранения – доклады, информационные и аналитические записки, отчеты фирм, пресса, рекламные издания, справочники, каталоги, базы данных, электронные каталоги и т.д.
Основным органом Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая была учреждена в целях содействия ускорению экономического роста и развития, в первую очередь развивающихся стран.
ЮНКТАД представляет собой универсальный и глобальный форум для рассмотрения и выработки рекомендаций по проблематике развития и связанных с ней вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций.
Прием новых членов.
Принципы функционирования ВТО:
1. ВТО является постоянно действующей организацией со статусом юридического лица, которая имеет собственный секретариат;
2. Обязательства ВТО носят полномасштабный и постоянный характер;
3. сферой регулирования ВТО являются товары, услуги, а также связанные с торговлей аспекты прав на интеллектуальную собственность;
МВФ – единственная из межправительственных организаций, сочетающая регулирующие, консультационные и финансовые функции. Она наблюдает за проводимой странами-членами денежно-кредитной политикой и политикой по установлению валютного курса, содействует поддержанию организованной мировой платежной системы, предоставляет краткосрочные кредиты странам, которые сталкиваются с серьезным дефицитом платежного баланса.
Всемирный банк предоставляет развивающимся странам и странам с переходной экономикой средне- и долгосрочные кредиты, направленные на обеспечение экономического роста и интеграцию национальных хозяйств в систему мирохозяйственных связей.
В группу Всемирного банка входит пять специализированных межправительственных организаций:
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – предлагает льготные условия предоставления займов в среднем под 6% годовых на срок от 15 до 20 лет с пятилетней отсрочкой выплаты. МБРР обычно финансирует 70-80% стоимости проекта.
Международная ассоциация развития (MAP) – предоставляет кредиты только беднейшим развивающимся странам с годовым доходом на душу населения не более 835 долл. США в год. Кредиты MAP самые выгодные, они выдаются на 35-40 лет с десятилетней отсрочкой выплаты, проценты по ним не взимаются;
Международная финансовая корпорация (МФК) – основное внимание уделяет развитию частного предпринимательства и стимулированию притока частных иностранных инвестиций.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) – помогает странам сформировать благоприятный инвестиционный климат. Поскольку развивающиеся страны – это зоны повышенного риска для иностранных инвесторов,
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – выполняет функции международного арбитра по устранению разногласий между иностранным инвестором и принимающей стороной.
Важнейшими приоритетами деятельности Банка в начале XXI в. являются: 1) сокращение масштабов бедности; 2) охрана окружающей среды и жизнедеятельности человека; 3) четкая формулировка и последовательная реализация принципов нормального функционирования рыночной экономики во всех странах мира; 4) выравнивание и глобализация системы социального обеспечения населения; 5) формирование модели оптимального государства и инфраструктуры,
Характер Конвенции – нормативный, т.е. содержащиеся в ней положения являются нормами права, которые носят диспозитивный характер, Это означает, что стороны могут в договоре отступить от любого положения Конвенции или изменить его действие
Современная экономика и изменения в системе управления внешнеэкономической деятельностью.
Управление ВЭД как на макро-, так и на микроуровне представляет собой постоянное взаимодействие между управляющей и управляемой системами. В современных условиях оно, равно как и в целом государственное управление, основывается на фундаментальных принципах, основными из которых являются следующие.
Принцип взаимосвязи экономических и политическихфакторов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Принцип рационального соотношения централизованных и децентрализованных подходов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений как на макро-, так и на микроуровне.
Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализации.
Принцип планового ведения хозяйства, как на макро-, так и на микроуровне (принцип научного подхода).
Принцип системности.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Принцип материальной и моральной заинтересованности людей в результатах их деятельности.
Принцип иерархичности и обратной связи.
Принцип частной свободы.