Теперь к этому призывают повсюду. Что для вас значит «познать себя»?

Приведу пример. Я считаю себя неплохим трейдером, но один из моих со­трудников — лучше. Так что же мне — «биться головой об стену», пытаясь превзойти его, или остаться самим собой? Пусть лучше он делает свое дело так, как может он, а я постараюсь делать свое — как могу я.

Вот как мне представляется год из жизни трейдера: четыре месяца из две­надцати он активен. Он настолько возбужден, что теряет сон и никак не дож­дется утра, чтобы бежать на работу. Все буквально плывет ему в руки. Два месяца он пассивен. Он апатичен и несчастен. Приходит бессонница, и уже невозможно угадать, откуда возьмется новая сделка. Оставшиеся шесть меся­цев он то выигрывает, то проигрывает. Ему опять не до сна, потому что он все время высчитывает, как бы заработать.

В результате оказывается, что он совершенно лишается сна, потому что слишком много думает о торговле. Она поглощает все. Познать себя необхо­димо именно для того, чтобы умерить свои эмоции. Если трейдер не сделает этого, то после крупного успеха эйфория вознесет его в облака. И он уже не будет готов к тому, что уже буквально на следующем повороте рынок внезап­но уронит его на землю. Или, наоборот, если он постоянно проигрывает, то может покончить со всем, выпрыгнув из окна. Почему я ушел с площадки? Опять-таки, потому что знаю самого себя. Мне нужно взаимодействовать с людьми, а там этого не происходит.

Брайен Гслбер Зб7

Похоже, изо дня в день торговать на площадке — это и физически изнурительное занятие?

Не то слово. Достаточно взглянуть на трейдеров постарше. Когда тебе двадцать или тридцать, то еще несложно справляться с физическим и психи­ческим стрессом. С возрастом восстанавливать свои силы становится все труднее и для поддержания прежней результативности приходится напря­гаться все больше.

Похоже на профессиональный спорт. Наступает определенный возраст, и как бы ты ни был хорош прежде...

Вот-вот, именно так.

Сколько из каждых 100 человек, пришедших на площадку с жела­нием стать трейдерами, получают прибыль не менее миллиона дол­ларов в течение пяти лет?

Может быть, пятеро или меньше.

А сколько в конце концов проиграют все, с чем пришли?

Как минимум, половина.

Ваши дела шли успешнее, чем у многих трейдеров. Чем вы объяс­няете свой успех?

Постоянство моего успеха объясняется тем, что я хорошо умею слушать. Каждый день я разговариваю приблизительно с двадцатью пятью трейдерами. Большинство трейдеров не слушают чужого мнения — им нужно высказать свое. Я отличаюсь от них тем, что с искренним интересом слушаю, что и как они говорят. Например, если один из крупных биржевиков звонит мне три дня подряд во время подъема рынка и спрашивает, что я об этом думаю, то я пони­маю, что он до того продавал и теперь не уверен в своей позиции.

О чем это вам говорит?

Если это согласуется с действиями других трейдеров, с которыми я беседо­вал, то это говорит о том, что рынок, вероятно, поднимется еще выше.

Зб8 Брайеп Гелбср

Пусть вы поговорили с двадцатью пятью трейдерами, из которых двадцать переживают из-за подъема рынка, скорее всего, имея ко­роткие позиции. Означает ли это для вас, что следует играть на повы­шение?

Да. У меня много знакомых в этой сфере, и это большой плюс. Я выслуши­ваю их и следую за теми, кто активен. Конечно, я могу составить собственное мнение, но не оно движет моими действиями на рынке. Если я уверен в правиль­ности своего мнения, то я последую ему. Когда я вижу, что активен кто-то другой, то полагаюсь на его мнение. Я не привередлив относительно того, как я зарабатываю свои деньги. Неважно, верно или нет мое мнение, главное — получаю ли я прибыль.

Предположим, вы переговорили с двадцатью пятью трейдерами, пятнадцать из которых оказались настроены по-бычьи, а десять — по-медвежьи. Не смутит ли вас это?

Бывало и такое, ведь я использую этот подход с 1976 года. Но я всегда очень хорошо понимаю людей, даже если они и не подозревают о том, что я к ним прислушиваюсь. Например, у меня есть один трейдер, который в данный момент совершенно пассивен. Мне достаточно только прислушаться к нему. Вчера вечером он сказал мне, что хочет открыть короткую позицию. И я по­нял, что нужно сыграть на повышение.

На время его пассивности?

Верно. Но ведь когда-то и он возбудится. Пока трейдер пассивен, ничего с ним не поделаешь. Нельзя упрекать его: «Ты пассивен и не можешь торго­вать». Приходится ждать, пока все пройдет само собой.

Наши рекомендации