Какая доля вашей торговли опирается на системы? Меняется ли она со временем?

Со временем я стал механистичнее, ибо (1) все больше доверяю торгов­ле по ходу тенденции, и (2) мои механические программы все полнее насы­щаются экспертными «торговыми хитростями». Временами у меня еще возникает чувство превосходства над собственной системой, но такие от­клонения, приводя к денежным потерям, зачастую играют роль фактора са­мокоррекции.

Как вы оцениваете возможности систем, следующих за тенденци­ей, в настоящем и будущем? Не кажется ли вам, что расширяющееся применение этих систем обрекает их в итоге на крах?

Нет. Сознательно или нет, но любой трейдер торгует на основе какой-то системы. Многие хорошие системы основаны на следовании за тенденцией. Сама жизнь опирается на тенденции. Каждой осенью птицы улетают на юг. Фирмы отслеживают тенденции и соответственно меняют свою продукцию. В движении простейших одноклеточных присутствуют тенденции, направлен­ные по химическим и световым градиентам.

Эд Сейкота 175

Похоже, что и прибыльность торговых систем изменяется циклически. Периоды высокой прибыльности систем, следующих за тенденцией, ведут к росту их популярности. С увеличением числа пользователей систем и с пе­реходом рынков от направленного развития к горизонтальному эти систе­мы становятся неприбыльными и трейдеры, которым недостает капитали­зации и опыта, выбрасываются из рынка. Рыночное долголетие — это ключ к успеху.

Что вы думаете об использовании фундаментального анализа в качестве источника исходных данных для торговли?

Фундаментальные показатели, о которых вы узнаете из прессы, обычно бесполезны, ибо рынок уже учел их в цене. Поэтому я называю эти показатели «фигоментальными». Но если ухватить их раньше, чем они будут осмыслены другими участниками рынка, то можно получить весьма ценные «супермен­тальные» ориентиры.

Чересчур замысловато. Правильно ли я понял, что вы используете только технический анализ?

Я считаю себя принципиальным трендовым трейдером, который не лишен и некоторого чутья, основанного на почти двадцатилетнем опыте торговли. Я придерживаюсь следующей иерархии значимости: 1) долгосрочная тенденция; 2) текущая графическая модель; 3) выбор удачного момента для покупки или продажи. Это три основных элемента моей торговли. Далее — причем много далее — следуют мои фундаментальные соображения, которые зачастую вле­тают мне в копеечку.

Под выбором удачного момента для покупки вы имеете в виду определение уровня отката, на котором следует покупать? Если это так, то всегда ли вам удается избежать пропуска крупных движе­ний рынка?

Совсем нет. Если я играю на повышение, то вхожу в рынок выше его теку­щего уровня. Я стараюсь определить такую точку, где, по моим расчетам, темп движения рынка в направлении моей сделки должен возрасти: таким образом я избегаю возможного риска. Я не стремлюсь поймать основание или вершину.

/ 7б Эд Сейкота

То есть если вы настроены по-бычьи, то непременно дождетесь крат­косрочного подъема рынка, прежде чем открывать позицию? Или иногда вы покупаете на коррекции рынка?

Если я настроен по-бычьи, то не делаю ни того ни другого: я уже нахожусь в рынке. Я становлюсь быком в тот самый момент, когда срабатывает мой стоп-приказ к покупке, и продолжаю оставаться им до тех пор, пока не сработает стоп-приказ к продаже. При бычьем настрое нелогично оставаться без длин­ной позиции.

Случалось ли вам прибегать в торговле по методу от обратного?

Случалось. Например, когда на последней конференции сторонников еди­ного золотого стандарта почти все ораторы выразили медвежью точку зре­ния, я решил про себя, что, похоже, рынок золота близок к основанию. [После этой конференции он действительно пошел вверх.]

Неужели вы стали бы играть на повышение на основе только такой вводной?

Конечно, нет. Ведь тенденция все еще была нисходящей. Но это могло бы подтолкнуть меня к облегчению короткой позиции.

Какой случай из вашей торговой практики был самым драматич­ным или эмоционально напряженным?

Драматичные случаи и эмоциональные стрессы обычно бывают негатив­ными. Гордость, а также страх, надежда и жадность ставят нам подножку. Я совершил свои самые крупные промахи вскоре после того, как сделка начина­ла воздействовать на мои эмоции.

Наши рекомендации