Организация хозяйственных связей

Рациональные хозяйственные связи способствуют сбалансированности спроса и предложения. Хозяйственные связи – это отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставок товаров. Сюда входят отношения: экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и др. Со стороны торговли в хозяйственных связях участвуют оптовые и розничные предприятия.

Рынок закупок товаров отражает коммерческие интересы всех его участников. Закупки товаров торговым предприятием происходят у различных поставщиков и под влиянием большого числа перемен­ных. В этой связи важное значение имеют расширение контактов и установление коммерческих связей между торговым предприятием и поставщиками. Суть их сводится к взаимовыгодным коммерческим сделкам и товарообменным операциям при купле-продаже товаров. Коммерческие сделки рассчитаны на закупаемую продукцию и оп­ределяются под влиянием конкретных признаков: традиционная или модифицированная продукция, степень ее новизны, стадия жизнен­ного цикла товара, рыночная ситуация. Следовательно, сделки при закупке не являются неизменными и зависят от множества воздейст­вующих факторов.

Регулирование хозяйственных связей осуществляется с помощью правовых норм гражданского законодательства: договора купли-продажи (для оформления разовой сделки по продаже одной партии товаров) или отдельного его вида – договора поставки (при передаче товаров отдельными партиями в установленные этим договором сроки), когда устанавливаются длительные контакты.

Коммерческим документом, представляющим договорные согла­шения купли-продажи товара, является договор (контракт). Из самого назва­ния документа следует, что одна сторона осуществляет закупку, а дру­гая - продажу. Непременным его условием является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. В контракте ука­зываются содержание договорных условий, порядок исполнения вза­имных соглашений и ответственность сторон, а также предусматри­ваются следующие основные обязательства:

• наименование и объем подлежащего поставке товара;

• качество, комплектность, упаковка и маркировка товара;

• цена и форма расчетов:

• сроки выполнения поставок и порядок сдачи-приема товара;

• базисные условия поставки;

• гарантийная защита и санкции;

• юридические адреса сторон и дата заключения контракта.

Одним из существенных условий договора является исходная цена, устанавливаемая на закупаемую продукцию. Обычно ориенти­руются на два вида цены: твердая и подвижная, или скользящая. Твердая цена применяется в сделках с короткими сроками поставки товаров. Она указывается в договоре и не подлежит изменениям при расчете. Скользящая цена - это цена, исчисленная в период испол­нения сделки в результате принятия в расчет переменных рыночных величин при пересмотре договорной цены в сторону повышения или понижения. Ее использование, как правило, предусматривается при сделках с длительными сроками поставок товаров.

Базисные, или специальные, условия определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара от про­давца к покупателю. При исполнении контракта возникшие споры между сторонами по поводу договорных соглашений решаются в по­рядке, предусмотренном законодательством.

Заключению договора поставки предшествуют переговоры о пред­стоящей сделке и согласование ее основных условий. В преддоговор­ный период обычно составляется проект договора, в котором учиты­вается договоренность, достигнутая сторонами.

Переговоры могут вестись путем переписки (почтовой, телеграф­ной, телетайпной), личных встреч и по телефону. Обычно эти способы сочетаются в различных комбинациях. Переписка используется при заключении сделок на основе принятия предложения одной из сторон заключить договор или выполнить заказ. Личные переговоры ведутся при заключении договоров поставки с поставщиками на оптовых ярмарках и выставках-продажах. Переговоры по телефону осу­ществляются при заключении сделок на товары повседневного спро­са, хорошо известные покупателю. В этом случае по телефону согла­совываются лишь иена, количество товара и срок поставки. Впослед­ствии стороны оформляют свою договоренность письменно.

Договор заключается посредством направ­ления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Договор при­знается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Договор должен быть подписан только лицами, имеющими право подписи таких документов на основании устава или доверенности, содержать юридические адреса сторон, банковские реквизиты, скреплен печатями предприятий, заключивших договор.

Изменение и расторжение договора поставки возможны по соглашению сторон. Односторонний же отказ от ис­полнения договора поставки (полностью или частично) или односто­роннее его изменение допускается в случае существенного наруше­ния договора одной из сторон.

Нарушение договора поставки поставщиком предполагается су­щественным в случаях:

• поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, ко­торые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

• неоднократного нарушения сроков поставки.
Нарушение договора покупателем считается существенным в слу­чаях:

• неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;.

• неоднократной невыборки товаров.

Основными коммерческими условиями договора поставки являются: периоды, графики и порядок поставки, а также приемки и рас­четов за поставленные товары.

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на опре­деленных в договоре условиях. Договором поставки может быть пре­дусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика. Эта операция носит название выборки то­варов. Она предусматривает осмотр покупателем (получателем) то­варов в месте их передачи.

Принятие покупателем (получателем) товаров сопровождается действиями в соответствии с договором поставки, требованиями, указанными в стандартах и другой нормативно-технической доку­ментации, инструкциями о порядке приемки продукции производ­ственно-технического назначения и товаров народного потребле­ния по количеству и качеству. Покупатель (получатель) обязан в ус­тановленный срок проверить количество и качество принятых то­варов и письменно уведомить поставщика о выявленных несоответ­ствиях и недостатках товаров. В случаях, когда покупатель в соот­ветствии с законом, нормативно-правовыми актами и договором отказывается от принятия товара, он должен обеспечить его сохран­ность (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить по­ставщика.

Расчеты за поставленные товары осуществляются либо платеж­ными поручениями, либо с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.

Традиционной формой взаимоотношений торговли с производ­ством является система заявок и заказов на постав­ку товаров. С них, как правило, начинаются коммерческие действия по закупке товаров в целях последующей их продажи населению. Заявка —это документ торгового предприятия, отражающий потреб­ность в товарах в соответствии со спросом. Заказ — это дальнейшая конкретизация заявки, посредством которой торговое предприятие сообщает производителю развернутый ассортимент, количество, ка­чество товаров, подлежащих поставке. Представление заказа явля­ется предварительной стадией вступления в сделку, и его правомер­но рассматривать как преддоговорный документ на закупку товара. Таким образом, заявки и заказы информируют о выявленной по­требности в продукции и ориентируют производителя на выпуск нужных населению товаров.

Наши рекомендации