Понятие торгового дела и развитие торгового предпринимательства в России.

Государственное регулирование торговой деятельности.

Понятие торгового дела и развитие торгового предпринимательства в России

Торговое дело, т.е. торговля – это отрасль народного хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров, а также связанные с этим процессы, непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже. В БЭЭ торговля – одна из отраслей народного хозяйства, на которую возложена функция обращения товаров, их мобилизации из производственной сферы в сферу обращения, т.е. доведения товаров до потребителей. Существует и другое определение торговли – как особой деятельности людей, связанных с осуществлением актов купли-продажи и представляющей собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала в связи со стремлением более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Предметом торгового дела являются:

-совокупность отношений, возникающих в процессе продвижения товаров от производителей к потребителям, между субъектами рыночной экономики;

-механизм и формы проявления экономических законов развития общества в сфере обращения в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции за их использование;

-сущность, закономерности и принципы функционирования хозяйственного механизма субъектов товаропроводящей сети, осуществляющих деятельность исходя из потребностей и уровня развития общества.

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:

-реализация произведенных товаров (потребительной стоимости), что создает экономическую предпосылку воспроизводства, связывая производство с потреблением;

-доведение товаров до потребителей, при котором происходит пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям. При этом осуществляется ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);

-поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным воздействием на производство относительно объема и ассортимента выпускаемой продукции;

-сокращение издержек обращения в сфере потребления путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и т.д.;

-использования концепции маркетинга в деятельности торговых предприятий.

История торгового предпринимательства в России

Века

Возникновение торгового предпринимательства на Руси относится к глубокой древности. Уже в девятом веке торговля стала важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок (торг, торжище) занимал центральное место в русском городе (в древнем Киеве насчитывалось 8 рынков).

В 17 веке в связи с зарождением мануфактурного предпринимательства началось заметное укрупнение товарного производства, вызвавшее появление крупной оптовой торговли. К середине 17 века торговые связи приобретают государственный характер. Формируется единый рынок, который охватывает все слои населения. Однако деятельность оптовиков была ограничена по двум причинам: во-первых, основная масса торговцев испытывала недостаток капитала; во-вторых, большая часть населения Руси жила в условиях натурального или полунатурального хозяйства. Поэтому в крупных масштабах можно было оперировать только теми товарами, которые отсутствовали на мелких местных рынках. При том, узкая специализация в торговле была невозможна в связи с невысокой покупательной способностью населения.

Активное развитие отечественной торговли обусловило переход российского правительства к политике меркантилизма. В 1653г. был издан Торговый устав, в котором была установлена единая торговая пошлина в размере 5% от цены продаваемого товара и повышенный размер пошлины, взимаемой с иностранных купцов. В 1667г. был принят Новоторговый устав, носивший ярко выраженный протекционистский характер. Он резко ограничивал торговую деятельность иностранцев в России (пошлины достигали 22% от цены товара, не считая транспортные расходы, разрешалась только оптовая торговля). Таким образом отечественная торговля ограждалась от иностранной конкуренции и одновременно увеличивала размер поступлений в казну от сбора пошлин.

Первая половина 19 в.

Преобразования по инициативе Петра 1 вызвали крупные изменения в экономической жизни Российской империи, в том числе и в торговле. Расширение казенного предпринимательства привели к кризису средневековых купеческих корпораций. Резко изменились условия и структура торговли. Так, была введена государственная монополия на торговлю особенно прибыльными товарами – солью и табаком, также на экспортные поставки юфти, икры, хлеба, смолы, пеньки и др. Были пересмотрены традиционные нормы взаимоотношений государства с крупным купечеством, которое потеряло былую экономическую мощь. Одновременно укреплялись позиции нового слоя предпринимателей – гильдийских купцов, которые приобщились к «компанейской» форме предпринимательства (индивидуальных капиталов было недостаточно для создания крупных частных предприятий). Компании (товарищества) существовали и в допетровской Руси, главным образом в форме «складничеств» и торговых домов.

Большую роль в развитии российского купечества сыграли законодательные акты Екатерины П, направленные на расширение гражданских прав торговцев. Купцы были освобождены от рекрутской повинности и уплаты подушной подати, замененной однопроцентным налогом с оборота. В 1785г. купечество оформляется в самостоятельное сословие. Теперь каждый торговец имел право записаться при определенном размере капитала в одну из трех гильдий. Купцы 1-ой и 2-ой гильдий имели право на внутренний оптовый и розничный торг. Купцам 1-ой гильдии разрешалось торговать не только в России, но и за ее пределами, можно было иметь морские суда. Купцы 3-ей гильдии ограничивались мелочным торгом.

В конце 18в. –начале 19в. происходит вытеснение крупных купеческих родов более инициативными предпринимателями из среды провинциального купечества, крестьян и мещан. В первой половине 19в. набирает силу новое гильдийское купечество, ориентированное не только на торговую, но и активную промышленную деятельность. Российские законы предполагали деятельность двух видов предпринимательских объединений – торгового дома и акционерной компании.

Наши рекомендации