Тема 1. Современные особенности торгового дела
Тема 1. Современные особенности торгового дела
Понятие торгового дела и развитие торгового предпринимательства в России.
Государственное регулирование торговой деятельности.
Понятие торгового дела и развитие торгового предпринимательства в России
Торговое дело, т.е. торговля – это отрасль народного хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров, а также связанные с этим процессы, непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже. В БЭЭ торговля – одна из отраслей народного хозяйства, на которую возложена функция обращения товаров, их мобилизации из производственной сферы в сферу обращения, т.е. доведения товаров до потребителей. Существует и другое определение торговли – как особой деятельности людей, связанных с осуществлением актов купли-продажи и представляющей собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала в связи со стремлением более эффективного использования имеющихся ресурсов.
Предметом торгового дела являются:
-совокупность отношений, возникающих в процессе продвижения товаров от производителей к потребителям, между субъектами рыночной экономики;
-механизм и формы проявления экономических законов развития общества в сфере обращения в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции за их использование;
-сущность, закономерности и принципы функционирования хозяйственного механизма субъектов товаропроводящей сети, осуществляющих деятельность исходя из потребностей и уровня развития общества.
Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:
-реализация произведенных товаров (потребительной стоимости), что создает экономическую предпосылку воспроизводства, связывая производство с потреблением;
-доведение товаров до потребителей, при котором происходит пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям. При этом осуществляется ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
-поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным воздействием на производство относительно объема и ассортимента выпускаемой продукции;
-сокращение издержек обращения в сфере потребления путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и т.д.;
-использования концепции маркетинга в деятельности торговых предприятий.
История торгового предпринимательства в России
Века
Возникновение торгового предпринимательства на Руси относится к глубокой древности. Уже в девятом веке торговля стала важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок (торг, торжище) занимал центральное место в русском городе (в древнем Киеве насчитывалось 8 рынков).
В 17 веке в связи с зарождением мануфактурного предпринимательства началось заметное укрупнение товарного производства, вызвавшее появление крупной оптовой торговли. К середине 17 века торговые связи приобретают государственный характер. Формируется единый рынок, который охватывает все слои населения. Однако деятельность оптовиков была ограничена по двум причинам: во-первых, основная масса торговцев испытывала недостаток капитала; во-вторых, большая часть населения Руси жила в условиях натурального или полунатурального хозяйства. Поэтому в крупных масштабах можно было оперировать только теми товарами, которые отсутствовали на мелких местных рынках. При том, узкая специализация в торговле была невозможна в связи с невысокой покупательной способностью населения.
Активное развитие отечественной торговли обусловило переход российского правительства к политике меркантилизма. В 1653г. был издан Торговый устав, в котором была установлена единая торговая пошлина в размере 5% от цены продаваемого товара и повышенный размер пошлины, взимаемой с иностранных купцов. В 1667г. был принят Новоторговый устав, носивший ярко выраженный протекционистский характер. Он резко ограничивал торговую деятельность иностранцев в России (пошлины достигали 22% от цены товара, не считая транспортные расходы, разрешалась только оптовая торговля). Таким образом отечественная торговля ограждалась от иностранной конкуренции и одновременно увеличивала размер поступлений в казну от сбора пошлин.
Первая половина 19 в.
Преобразования по инициативе Петра 1 вызвали крупные изменения в экономической жизни Российской империи, в том числе и в торговле. Расширение казенного предпринимательства привели к кризису средневековых купеческих корпораций. Резко изменились условия и структура торговли. Так, была введена государственная монополия на торговлю особенно прибыльными товарами – солью и табаком, также на экспортные поставки юфти, икры, хлеба, смолы, пеньки и др. Были пересмотрены традиционные нормы взаимоотношений государства с крупным купечеством, которое потеряло былую экономическую мощь. Одновременно укреплялись позиции нового слоя предпринимателей – гильдийских купцов, которые приобщились к «компанейской» форме предпринимательства (индивидуальных капиталов было недостаточно для создания крупных частных предприятий). Компании (товарищества) существовали и в допетровской Руси, главным образом в форме «складничеств» и торговых домов.
Большую роль в развитии российского купечества сыграли законодательные акты Екатерины П, направленные на расширение гражданских прав торговцев. Купцы были освобождены от рекрутской повинности и уплаты подушной подати, замененной однопроцентным налогом с оборота. В 1785г. купечество оформляется в самостоятельное сословие. Теперь каждый торговец имел право записаться при определенном размере капитала в одну из трех гильдий. Купцы 1-ой и 2-ой гильдий имели право на внутренний оптовый и розничный торг. Купцам 1-ой гильдии разрешалось торговать не только в России, но и за ее пределами, можно было иметь морские суда. Купцы 3-ей гильдии ограничивались мелочным торгом.
В конце 18в. –начале 19в. происходит вытеснение крупных купеческих родов более инициативными предпринимателями из среды провинциального купечества, крестьян и мещан. В первой половине 19в. набирает силу новое гильдийское купечество, ориентированное не только на торговую, но и активную промышленную деятельность. Российские законы предполагали деятельность двух видов предпринимательских объединений – торгового дома и акционерной компании.
Гг.
В послеоктябрьский период была запрещена частная торговля, введены государственная монополия на подавляющую часть товаров промышленного производства, а также хлебная монополия. В период Нэпа (1921-1927гг.) произошло некоторое оживление торговли, появилось большое число товарных бирж. Однако целенаправленная государственная экономическая политика привела к полному вытеснению частника из товарооборота. В 1935г. специальное постановление правительства разграничило сферы деятельности государственной торговли (в городах) и потребительской кооперации (в сельской местности).
В 1921г. был создан ГОСПЛАН и с 1929г.перешли к перспективному планированию государственного комплекса с полным отказом от использования рыночных методов регулирования экономики. В мае 1929г. был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства на 1928-1933гг. В 1931г. было создано первое всесоюзное объединение «Союзснабсбыт» для руководства системой территориальных снабженческо-сбытовых организаций (губторгов). В 1948г. был создан Государственный Комитет по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР). В 1965г. материально-техническое снабжение превратилось в отрасль экономики во главе с Госснабом СССР. На 1января 1968г. в системе Госснаба СССР было 1505 управлений, контор, баз и складов с численностью порядка 371тыс. чел.
Переход России к цивилизованной рыночной экономике привело к кардинальным изменениям в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителей.
В период становления рынка в России начался процесс активного создания предприятий оптовой торговли негосударственного сектора. Созданию новых форм предпринимательства в сфере коммерции во многом способствовала «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992г.» Уже на 1мая 1995г. насчитывалось 41,6тыс. юридических лиц, занимающихся только оптовой торговлей, из них в государственном секторе – лишь 5%.
Итак, значительные изменения в организации торговли произошли в 50-е годы, когда были сформированы основные пропорции и принципиальные организационные схемы в управлении торговлей, которые просуществовали до начала 90-х годов.
Содержание коммерческой деятельности (КД) в сфере товарного обращения, принципы цели и задачи.
Содержание коммерческой деятельности (КД) в сфере товарного обращения, принципы, цели и задачи
Современная рыночная экономика в мировой практике развивается на теории рынка, в основе которой лежит целенаправленное использование законов стоимости, предельной полезности, спроса и предложения в условиях развитых товарно-денежных отношений, свободы предпринимательства, наличия многообразных форм собственности и конкуренции. В сфере товарного обращения происходит реальная оценка результатов деятельности каждого предприятия.
Важнейшей формой обмена товара на деньги является оптовая и розничная торговля. У нас в стране сформировались и такие виды торговли, как биржевая, аукционная, ярмарочно-выставочная и сетевая.
Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т. е коммерческая деятельность. Сейчас в нашей стране коммерческая деятельность является самым распространенным видом предпринимательской деятельности. В переводе с латинского «коммерция» - это торговля. Коммерция (торговля) – это деятельность организаций и предприятий (юридических лиц), а также отдельных граждан (физических лиц) по осуществлению операций купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли.
В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные из них;
-коммерция — «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно определению из Толкового словаря В И. Даля);
- коммерческая деятельность — товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;
-коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия,
-коммерческая деятельность — это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
-коммерческая деятельность — комплекс операций, обеспечивающих купле-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова,
-коммерческая деятельность — оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Термин «коммерция» имеет двоякое значение в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом — торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции.
Термины «торг», «торговые обороты» означают коммерцию с позиции выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги - рынок. Производитель изготовляет товар и продает его торговому предприятию по определенной цене. В свою очередь торговое предприятие продает этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком.
Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью Категорию коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа и др.
Итак, коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.
Коммерция является атрибутом рынка, поэтому формируется на его принципах, что обеспечивает ее развитие. Важнейшим принципом является максимально полный учет интересов и действий субъектов рынка. К существенным принципа коммерческой деятельности относят:
-неразрывная связь коммерции с концепцией маркетинга, которая воплощена в лозунге «Продавать нужно только то, что можно продать»;
-гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка. Для этого необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, требования потребителей, совершенствовать сбытовую и маркетинговую деятельность;
-умение предвидеть коммерческие риски,
-выделение приоритетов;
-проявление личной инициативы. Она зависит от каждого работника и определяется не только личностными характеристиками, формирующими основу деловых качеств коммерсанта, но и культурой труда, т.е. уровня организации труда, восприимчивости к новым эффективным методам и приемам общения, управления,
-высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам, это создаст репутацию предприятию в деловом мире,
-нацеленность на достижение конечного результата – прибыли.
Реализация данных принципов является залогом эффективной коммерческой деятельности.
Условием выживания и развития торгового предприятия является его способность адаптироваться к требованиям внешней среды, под которой понимается совокупность факторов, находящихся за пределами предприятия и определяющих особенности его функционирования.
К факторам внешней среды в торговле относят;
1)Экономические факторы - состояние экономики страны и региона, в котором осуществляется торговая деятельность.
2)Политические факторы. Действующая система законодательных актов и нормативных документов, определяющих политическую ситуацию в сфере бизнеса.
3)Рыночные факторы, которые отражают наиболее важные характеристики покупателей, формирующие спрос на рынке товаров и услуг
4)Факторы конкуренции. Основные характеристики конкурентов, их положение на рынке и перспективы развития.
5)Технологические факторы. Состояние технологий в области информации, производства, доставки и реализации товаров и услуг
6)Международные факторы, которые определяют функционирование торгового предприятия на международном уровне.
7)Социокультурные факторы. Факторы социального поведения населения, его социальные установки, жизненные ценности, национальные традиции, стиль жизни.
Конечная целькоммерческой деятельности – это получение прибыли, которая может быть достигнута исключительно при полном и качественном удовлетворении потребностей покупателей.
К основным задачам коммерческой деятельности в торговле относят:
-повышение уровня работы по изучению конъюнктуры рынка на основе маркетинговых исследований;
-своевременное принятие решений, соответствующих сложившейся на рынке ситуации;
-формирование взаимовыгодных отношений с партнерами;
-укрепление договорной дисциплины;
-установление длительных хозяйственных связей с поставщиками, покупателями;
-рост эффективности коммерческой деятельности за счет автоматизации отдельных операций, внедрения достижений научно-технического прогресса в торговле.
В связи с тем, что задачи определяются самими торговыми предприятиями, то ими также могут быть:
-повышение качества обслуживания покупателей
-расширение и обновление торгового ассортимента;
-расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;
- повышение оборачиваемости оборотных средств;
-сокращение издержек обращения
-повышение конкурентоспособности торгового предприятия и др.
Коммерческая деятельность представляет собой совокупность последовательно выполняемых операций (функций), которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг.При выполнении коммерческих функций следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве.
В торговле на коммерческую деятельность возлагается выполнение следующих укрупненных функций:
1.Формирование коммерческой политики.Под коммерческой политикой понимается определение текущих и перспективных задач коммерческой деятельности, способов их решения Она зависит от экономики товарного рынка, целей торгового предприятия, его реальных возможностей, поиска альтернативных вариантов коммерческих действий. Без коммерческой политики невозможно успешное функционирование торгового предприятия. Следует учесть, что коммерческая политика подлежит периодической корректировке с учетом изменяющихся условий внешней среды и новых возможностей торгового предприятия.
2.Комплексный подход к коммерческой работе. Отличительная особенность комплексного подхода заключается в том, что коммерческие звенья торгового предприятия должны работать как единый и слаженный механизм: тесная связь предприятия с поставщиками, купля-продажа товаров в зависимости от структуры рыночного спроса, управление продвижением товаров к покупателю. Эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от всестороннего анализа внутренней и внешней среды, на основе которого принимаются взвешенные адекватные решения в коммерческой работе.
3.Управление куплей-продажей товаров на коммерческой основе. Процессы купли-продажи товаров и товародвижения всегда были предметом пристального внимания торгового предприятия. Коммерческие подразделения осуществляют управление закупочной деятельностью и поставкой товаров. Хозяйственные связи между торговым предприятием и поставщиками товаров строятся на коммерческой основе (коммерческие сделки, коммерческие операции, товарно-денежный обмен). При этом определенное значение придается инструментам маркетинга, которые используются в комплексе с коммерческими действиями.
4. Развитие рынков товаров. При изучении состояния рынка определяются мотивации покупателей на необходимые товары, платежеспособный спрос как предпосылка его роста, соотношение между спросом и предложением. Это позволяет выявить потенциальные возможности расширения (развития) рынков товаров как продовольственного, так и непродовольственного назначения.
5. Адаптация коммерции к изменениям окружающей среды. По мере становления потребительского рынка появляется все большее количество разнообразных товаров, формирующих покупательский спрос, что в свою очередь вызывает колебания качественных и количественных характеристик товарных потоков, проходящих по каналам движения. В данной ситуации коммерция должна обладать адаптивностью и своевременно реагировать на изменяющиеся условия.
6. Обеспечение учета издержек, связанных с коммерческой деятельностью. Показателем снижения издержек служит соотношение между расходами, связанными с коммерческой деятельностью, и доходами, полученными в результате этой деятельности. Коммерческий успех во многом определяется взаимовыгодностью сделок, предприимчивостью и компетенцией коммерсанта. Одной из задач коммерческой работы является сокращение затрат на операции по доведению товаров до потребителей. Отсюда вытекает необходимость учета издержек, связанных с коммерческой деятельностью.
Содержание коммерческой деятельности торговых предприятий детализируется за счет ее деления на определенные этапы, на каждом из которых выполняются соответствующие операции (функции):
1) Сбор и анализ информации о конъюнктуре рынка:
-сбор информации о спросе населения, товарном предложении, о производителях и поставщиках;
-анализ полученной ин6формации.
2) Определение потребности в товарах:
-расчет предполагаемого объема продаж товаров;
-обеспечение необходимой структуры ассортимента закупаемых товаров.
3) Выбор поставщиков товаров:
-посещение выставок, ярмарок, изучение рекламной информации, полученных предложений;
-разработка критериев выбора поставщиков;
-оценка результатов работы с поставщиками, отбор наиболее предпочтительных из них.
4) Установление хозяйственных связей с поставщиками товаров:
-разработка проекта договора поставки, согласование его условий, оформление полученных заказов;
-заключение договора и контроль его исполнения;
-учет поступления товаров от поставщиков.
5) Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров:
-поиск и выбор оптовых покупателей, оформление с ними взаимоотношений;
-выбор методов оптовой продажи;
-документальное оформление отпуска товаров;
-контроль за исполнением договорных обязательств;
-организация товароснабжения розничной торговой сети.
6) Коммерческая деятельность по розничной продаже товаров:
-определение специализации и местоположения магазина;
-выбор форм торгового обслуживания и методов продажи товаров;
-использование различных методов стимулирования продаж товаров;
-организация расчетов с покупателями.
7) Формирование ассортимента товаров:
-разработка ассортиментной политики и контроль над ее выполнением;
-обновление и расширение ассортимента товаров;
-влияние на производителей товаров с целью обновления, расширения ассортимента, совершенствование выпускаемых ими товаров.
8) Управление товарными запасами:
-определение необходимой величины товарных запасов, организация бесперебойного завоза товаров;
-поддержание товарных запасов на нужном уровне и принятие мер по ускорению их оборачиваемости.
9) Рекламно-информационная деятельность:
-выбор средств рекламы, разработка и проведение рекламных кампаний;
-оценка эффективности проведения рекламных мероприятий;
-организация внутри магазинной рекламы.
10) Оказание торговых услуг:
-определения перечня необходимых для покупателей (клиентов) услуг
-организация оказания торговых услуг клиентам.
11) Планирование коммерческой деятельности:
-анализ коммерческой деятельности, определение целей, задач;
-разработка и реализация стратегий;
-разработка планов продажи, закупки и поступления товаров. Контроль их выполнения.
Субъектами внешней средыявляются физические лица, коммерческие и некоммерческие организации, выступающие как элементы сферы бизнеса и оказывающие прямое воздействие на работу торгового предприятия.
Результативность торгового предприятия определяется состоянием его внутренней среды, которая является совокупностью элементов, характеризующих сильные и слабые стороны, рыночные возможности и ограничения Внутреннюю среду образуют: административная система (менеджмент предприятия), персонал, материально-техническая база; технология; товары и услуги; информация; маркетинг; финансы, организационная культура. Элементы внутренней среды находятся в тесной взаимосвязи, поэтому изменения в каждом из них неизбежно отражается на характере других элементов и предприятия в целом.
Источники закупки товаров.
Планирование объема закупок.
1. Значение и содержание закупочной деятельности вторговле
Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Нужно иметь товар, чтобы иметь возможность продать его покупателю (потребителю) и получить прибыль. Исходя из основной функции товарного обращения, когда происходит смена форм стоимости ( Д - Т и Т- Д'), можно сделать вывод, что коммерческая работа начинается в торговле с закупки товаров с целью последующей их продажи.
Процесс доведения товаров из сферы производства в сферу потребления включает их куплю-продажу и товаропродвижение или товарообеспечение. Купле-продаже свойственны коммерческие взаимоотношения, коммерческие сделки, товарообменные операции. Товарообеспечение является продолжением процесса купли-продажи и охватывает: формирование партий товаров, отгрузку, перевозку, прохождение через складские звенья и доставку в торговую сеть. Все эти действия взаимообусловлены, осуществляются в соответствии с целями коммерческой деятельности торгового предприятия.
Организация закупки и товарообеспечения предполагает:
-ведение закупок товаров с учетом запросов конечных потребителей;
-соблюдение взаимных партнерских интересов при купле-продаже товаров;
-формирование и развитие товаропроводящих звеньев для обеспечения необходимых товарных потоков;
-выбор вариантов каналов распределения;
-регулирование и оптимизация товарных запасов;
-минимизация затрат по закупке и поставке товаров.
Главной задачей закупочной работы состоит в выгодном приобретении товаров, предназначенных для их последующей реализации.
По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот. Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для обеспечения ими розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.
Закупочная деятельность торгового предприятия включает в себя:
1) Изучение и прогнозирование покупательского спроса;
2) Определение потребности в товарах;
3) Выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
4) Организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками;
5) Организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и др. поставщиков;
6) Организация учета и контроля за оптовыми закупками.
Закупочная деятельность с точки зрения маркетинга - это процесс принятия решения, посредством которого торговая организация констатирует наличие нужды в закупаемых на стороне товарах и услугах, а также выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и конкретных поставщиков из числа имеющихся на рынке.
Рациональная организация закупочной деятельности в торговле должна базироваться на следующих основных принципах:
-планомерность - завоз товаров на основе графиков, определяющих частоту и периодичность их поступления;
-ритмичность - завоз товара через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы магазинов, складов, транспорта. Это обеспечивает бесперебойное снабжение товарами, приемку поступивших товаров, эффективное использование складских площадей, исключает образование излишних товарных запасов;
-оперативность - осуществление процесса закупки в зависимости от изменения спроса;
-экономичность - предполагает минимизацию затрат рабочего времени, материальных и денежных средств на доставку товаров;
-централизация - товароснабжение розничной сети силами и средствами предприятий-поставщиков;
-технологичность - применение индустриальной системы товароснабжения с использованием контейнеров.
Маркетинговые мероприятия закупочной деятельности торговых предприятий включают: поиск и выбор поставщиков, выбор цены, определение условий поставок и товарного ассортимента.
Цена остается важным показателем при осуществлении закупочной деятельности. Решая вопрос о выборе поставщика, нельзя руководствоваться только привлекательностью цен и условиями оплаты. Отдавая предпочтение какому-либо из товаров, прежде всего надо знать, подходит ли предлагаемый товар поставщика по своему типу и качеству к уровню основного товарного ассортимента торгового предприятия.
Правильно организованная закупочная деятельность дает возможность сформировать необходимый ассортимент для удовлетворения запросов потребителей и покупателей, осуществлять воздействие на поставщиков в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивать эффективную работу торгового предприятия. Закупая товары, торговые предприятия стараются приобрести широкий их ассортимент относительно небольшими партиями, в результате чего сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается риск затоваривания. В условиях высокой динамичности коммерческой деятельности, нестабильной конъюнктуры рынка важным является снижение расходов по закупкам и снижения уровня товарных запасов. Вся деятельность на рынке закупок сводится сейчас к достижению такой цели, как выявление потребности в необходимых товарах и своевременное обеспечение ими в нужном количестве, необходимого качества, в нужное время и в нужном месте.
Основу экономической эффективности закупочной деятельности составляет поиск и закупка необходимых товаров удовлетворительного качества по минимально возможным ценам.
2.Источники закупки товаров
Источниками поступления потребительских товаров являются:
• промышленные и сельскохозяйственные предприятия, местная промышленность, индивидуальные производства;
• оптово-посреднические структуры;
• оптовые и оптово-розничные склады;
• поставки от зарубежных фирм и компаний.
Источники товарного обеспечения определяются исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингента покупателей, ассортимента товаров, товарооборачиваемости и финансовых возможностей торгового предприятия.
Сейчас прослеживаются растущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции. При рыночных отношениях соответствующим образом соединено воедино приобретение нужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки, по приемлемой цене и у надежного поставщика. Определенное воздействие на рынок закупок оказывает переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и реализации продукции. Раньше выпуск продукции и политика ее сбыта не отвечали запросам и интересам населения. Приспособление к спросу покупателей в условиях рыночной конкуренции потребовало радикальных перемен в производстве товаров предприятиями-изготовителями. Это также отразилось на повышении качества обслуживания торговой сферы, прежде всего в сокращении времени выполнения заказов и соблюдении согласованных графиков поставки товаров. Фактор времени наряду с качеством и ценой товара становится определяющим в деятельности торгового предприятия.
Рост требований к реализации продукции вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременным условием организации закупочной деятельности торгового предприятия является изучение рынка закупок. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков можно использовать следующие критерии:
-характер деятельности и возможности поставщика;
-конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;
-процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;
-вероятность обеспечения необходимых номенклатуры и объема продукции;
-условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;
-адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;
-условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;
-предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.
Анализ поставщиков по выбранным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке и поставке товаров в торговое предприятие и выявить наиболее подходящих поставщиков. Помимо этого, оценка и сравнительный анализ имеющихся поставщиков может осуществляться по ряду показателей: договорная дисциплина и гибкость организации; отсутствие дефектов в поставляемой продукции, уровень компетентности персонала и прогрессивности применяемых технологий, ассортимент продукции, организация логистики, сервисное обслуживание, уровень взаимодействия и др.
Изучение рынка поставщиков осуществляется с помощью прямых и косвенных методов. Прямые методы изучения - это контакты с поставщиками, посредниками, посещение ярмарок и выставок и т.д. Косвенное изучение предполагает использование: обзоров о состоянии конъюнктуры рынка, каталогов дистрибьюторов, торговых журналов, газет и т.п., информации в сети Интернет; предложений о продажах, содержащихся в специальных журналах, каталогах, брошюрах и т.п.; отраслевых адресных книг, справочников; рекомендаций других фирм и т.д.
В результате перечисленных мероприятий формируется банк данных или список реальных и потенциальных поставщиков, который следует постоянно обновлять и дополнять. Когда поставщиков несколько их отбор рекомендуется производить по следующим критериям: надежность поставщика, материально-техническая база, удаленность, форма расчетов (условия оплаты), качество товаров, уровень цен, периодичность поставки, размер партии, транспортные услуги и т.д. С поставщиками товаров налаживаются рациональные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения при экономической выгодности этих покупок.
Определенное место в товароснабжении торговых предприятий занимают прямые закупки товаров у производителей. Они осуществляются посредством двусторонних сделок и контрактов между торговым предприятием и производителем. Данная форма товарного обеспечения имеет ряд преимуществ:
• увеличиваются источники закупок товаров и предоставляется возможность их выбора;
• сокращаются пути и сроки доставки товаров;
• появляется возможность оперативно воздействовать на производителя в целях обновления ассортимента и повышения качества товаров;
• сокращается число посредников;
• снижается степень коммерческого риска;
• сохраняется стабильный уровень цен на реализуемую продукцию.
Для оптовых и розничных торговых предприятий прямые поставки товаров имеют неодинаковое значение. Оптовой торговле, охватывающей практически все виды продукции, принадлежит ведущая роль в формировании товарно-материальных ресурсов, поэтому она является важнейшим оптово-посредническим звеном ме