Организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций.

Требования к фирменному магазину и фирменной секции.

Основными задачами фирменной торговли являются:

обеспечение высокого уровня торгового обслуживания населения, реализация в широком ассортименте продукции, в том числе комплектующих изделий, произведенной учредителями фирменных торговых предприятий, а также сопутствующих товаров, внедрение прогрессивных форм и методов организации торговли;

изучение покупательского спроса, подготовка предложений отечественным товаропроизводителям по обновлению ассортимента выпускаемых ими товаров, улучшению качества и повышению их конкурентоспособности;

организация предпродажной подготовки товаров, доставки их покупателям, сборки и установки, гарантийного и послегарантийного обслуживания, оказание других услуг, связанных с торговым обслуживанием населения.

Фирменный магазин, как правило, создается и действует в качестве юридического лица, осуществляет раздельный от иных видов деятельности его учредителей учет финансово-хозяйственных операций, связанных с деятельностью фирменного магазина; товарная специализация фирменного магазина определяется его учредителями, согласовывается с исполнительным комитетом по месту нахождения магазина; товарные ресурсы выделяются фирменным торговым предприятиям облисполкомами, Минским горисполкомом исходя из складывающихся их общих объемов и с учетом необходимости равномерного снабжения товарами в широком ассортименте всех регионов областей и г. Минска, создания населению равных условий для приобретения этих товаров в магазинах по месту жительства. При этом увеличение товарных ресурсов фирменных торговых предприятий осуществляется за счет выпуска учредителями этих предприятий товаров сверх объемов, предусмотренных к поставке в торговую сеть по заказам Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Белкоопсоюза, облисполкомов и Минского горисполкома; фирменный магазин не имеет права осуществлять оптовую торговлю, за исключением мелкооптовых операций по продаже продукции его учредителей для использования (потребления) на территории Республики Беларусь; фирменный магазин комплектуется специалистами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку.

Вопрос 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕМАГАЗИННОЙ ФОРМЫ ПРОДАЖИ

ТОВАРОВ

Формы продажи товаров.

Формы продажи товаров — это специфические условия доведения товаров до населения, включающие совокупность элементов построения розничной торговой сети, методов продажи товаров, принципов ценообразования, торгового обслуживания, размещения торговых объектов, их устройства и планировки.

В зависимости от места организации продажи формы продажи можно классифицировать на магазинные, внемагазинные, особые (активные).

Магазинные формы применяются торговыми объектами, осуществляющими розничную продажу товаров в стационарных магазинах. По объему товарооборота, количеству торговой площади эта форма является преобладающей. Она позволяет организовать торговое обслуживание населения на высшем организационном и культурном уровне.

К внемагазинным формам организации розничной торговли относят продажу товаров через мелкорозничную и передвижную торговую сеть, продажи на базарах, ярмарках, выставках-продажах (или дегустациях), а также розничную посылочную торговлю и персональные продажи.

К внемагазинным формам относятся:

- мелкорозничная торговля — активная форма предложения товаров повседневного и наиболее частого спроса и оказания услуг вне магазина. Развитие этой формы продажи товаров (особенно в последние годы) способствует росту товарооборота, ускорению торгового обслуживания, экономии времени покупателей, улучшению удовлетворения их потребностей. Высокая подвижность мелкорозничной торговой сети, возможность ее быстрого развертывания и перемещения представляют большие удобства для организации сезонной торговли овощами и фруктами, безалкогольными напитками, мороженым, табачными изделиями, сувенирами, печатными изданиями, цветами и т.д.;

- продажа товаров через автоматы — одно из важнейших направлений в торговле. Торговые автоматы в подавляющем большинстве случаев дают не экономический, а социальный эффект, проявляющийся в экономии времени покупателей, облегчении условий работы, устранении трудоемких процессов. Реализация товаров через автоматы в корне изменяет характер труда работников торговли, так как при этом полностью устраняются функции по оказанию услуг покупателям. В то же время получают развитие функции организационно-технического обслуживания автоматов. Заметно повышается производительность труда при одновременном снижении его затрат.

Несмотря на неоспоримые преимущества, торговля через автоматы развивается в республике крайне медленно.

- посылочная торговля - это форма продажи товаров, при которой их реализация осуществляется вне магазина и без установленных личных контактов между продавцом и покупателем. Эту форму торговли еще называют прямой торговлей по каталогам, которые являются непременным ее атрибутом. В странах с рыночной экономикой этот вид торговли получил значительное распространение с ростом числа семей с двумя и более источниками доходов среди разных слоев населения, у которых нет времени на посещение магазинов.

Продаваемые товары перечисляются и описываются в каталоге, где также указывается их цена. Заказы направляются на указанный в каталоге почтовый адрес (или передаются по телефону), оплаченный товар доставляется на дом покупателю.

Внемагазинная продажа товаров дополняет торговлю в магазинах, позволяет создать комплексную систему размещения розничной торговой сети, улучшить торговое обслуживание населения. При этой форме сама торговля приближается к местам работы, отдыха и жительства потенциальных покупателей.

Организация внемагазинных форм розничной торговли предполагает решение целого ряда организационных и технологических вопросов, которые можно представить следующим образом:

· определение видов мелкорозничной торговой сети и других форм торгового обслуживания;

· оптимизация схемы дислокации их в населенном пункте;

· разработка и внедрение рациональной схемы технологии продажи;

· получение лицензии на торговлю и разрешения на использование участка и т. п.

Коммерческие

• стратегические задачи предприятия на розничном рынке;

• характер обслуживаемого сегмента (сегментов);

• оценка стратегий конкурентов;

• состояние конъюнктуры рынка и ее динамика;

• имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и др.

Организационно-технологические

• размер населенного пункта;

• состояние имеющейся розничной торговой сети;

• специфика технологического процесса;

• характеристика обслуживаемой торговлей зоны продажи;

• производственные условия, сезон.

Следует учитывать, что рассматривается несколько вариантов решений по использованию внемагазинных форм торговли и выбирается оптимальный с позиции выбранных экономических и социальных критериев.

Продажа товаров на рынках.

Организация торговли на рынках регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 686 от 16 июля 2014 г. «О создании и функционировании рынков».

Рынок - имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными.

Орган управления рынка - юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками или пользователями земельного участка с расположенным на нем рынком, осуществляющие контроль, организацию работы рынка, предоставляющие торговые места для продажи товаров и оказывающие продавцам услуги, связанные с такой продажей.

Продавец - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, реализующее товары на предоставленном в установленном порядке органом управления рынка торговом месте. Юридические и индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять на рынке виды деятельности только при наличии соответствующего специального разрешения (лицензии), если такие виды деятельности подлежат лицензированию.

Торговое место - часть торгового прилавка, торгового ряда или территории рынка для установления передвижных средств развозной и разносной торговли, необходимая для выкладки и продажи товаров и ведения единого учета поступления и продажи товаров.

Предоставление торгового места осуществляется путем заключения договора, существенными условиями которого являются номер и размер торгового места, условия и размер платы за предоставление торгового места, другие условия, не противоречащие законодательству. Лицо, заключившее договор, не вправе передавать торговое место кому-либо другому.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров рынок может быть:

■ продовольственным - рынок, на котором осуществляется торговля продовольственными товарами, сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами и ягодами;

■ вещевым - рынок, на котором осуществляется торговля непродовольственными товарами. Вещевой рынок может быть специализированным (автомобильный, строительных материалов, аудио-, видеопродукции и др.);

■ зооботаническим - рынок, на котором осуществляется торговля животными и другими товарами в соответствии с установленными требованиями;

■ смешанным - рынок, на котором осуществляется торговля различным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров и (или) сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами и ягодами, а также животными.

Ассортимент реализуемых на рынке товаров, схема расположения торговых зон и торговых мест определяются органом управления рынка до согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения рынка, с органом государственного пожарного надзора, а для продовольственных, зооботанических и смешанных рынков - также с органами государственного санитарного и ветеринарного надзора.

Не допускается взимания платы с граждан за вход на рынок, а также за въезд транспорта для завоза товаров на территорию рынка, за предоставление условий для примерки одежды и обуви, проверки работоспособности товаров, использование средств измерений для проверки количества приобретенных товаров.

Продавцы, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, торгующими на рынках, обязаны:

■ согласовывать с органами государственного санитарного надзора ассортимент реализуемых на рынке продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов и ягод в установленном законодательством порядке;

■ предоставлять покупателю на вывеске, размещенной на торговом месте, предусмотренную законодательством информацию о продавце (для юридического лица - наименование и место нахождения собственника, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, дата и номер свидетельства о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего его государственную регистрацию);

■ соблюдать законодательство о защите прав потребителей;

■ выдавать покупателям документ, подтверждающий факт покупки товара, оформленный в установленном законодательством порядке;

■ демонстрировать покупателям работоспособность товара, если это обусловлено характером товара;

■ обеспечивать покупателей необходимыми условиями для примерки одежды и обуви;

■ передавать покупателю товар, качество которого соответствует предоставленной информации о товаре и условиям договора;

■ обеспечивать наличие в течение всего периода работы на рынке документов или информации, предусмотренной законодательством, для подтверждения качества и безопасности товаров.

Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются по договоренности между продавцом и покупателем, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

На рынке и на торговых местах запрещается продажа товаров:

■ без предусмотренных законодательством документов и (или) маркировки, удостоверяющих их безопасность и качество;

■ с истекшим сроком годности или хранения;

■ требующих особых условий хранения и реализации, предусмотренных нормативными документами по стандартизации, без наличия таких условий (рыба и морепродукты, мясные и молочные продукты, включая консервы рыбные, мясные и молочные, маргарин и майонез, масло растительное, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и др.);

■ иностранного производства без предоставления информации о товаре на белорусском или русском языке.

Продавцы, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не вправе осуществлять продажу товаров в целях их дальнейшей перепродажи.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за несоблюдение правил торговли на рынках в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Наши рекомендации