Штатное расписание магазина.

Торговые отделы и секции и условия их образования.

В каждой организации разрабатывается штатное расписание.

Штатное расписание – это документ, указывающий обязательное количество работников по числу, составу, профессиям, специальностям, квалификации, размеру заработной платы за единицу времени и год, а также доплаты и надбавки.

Штатное расписание утверждается руководителем организации по согласованию с руководителем профсоюзной организации, как правило, на год. В случае необходимости штатное расписание может корректироваться в сторону увеличения или уменьшения числа работников, размеров их заработной платы, доплат и надбавок. Любое изменение может производиться при наличии соответствующих документов: положения об оплате труда, нового коллективного договора, решения аттестационной комиссии и др.

Торговые секции - это небольшие торговые островки в торговых центрах или крупных магазинах. Секции не имеют собственного торгового зала и представлены зоной выкладки, зоной для продавцов и кассовой зоной.

Торговые отделы – хозтовары, посуда, культтовары, парфюмерия, галантерея, обувь, продовольственный отдел.

Секция – это подразделения различных фирм в отделе (созданы для реализации и рекламы ассортимента)

Для удобства покупателя во многих магазинах располагаются рядом отделы «мясо», «молоко», «хлеб», причем размещаются они в глубине торгового зала.

Секция может создаваться как структурное подразделение организации торговли либо производителя на условиях сдачи торг площади в аренду.

Задачи секции (отдела):

- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания населения, реализация в широком ассортименте товаров, произведенных учредителем, а также сопутствующих товаров, внедрение прогрессивных форм и методов организации торговли;

- изучение покупательского спроса, подготовка предложений учредителю по обновлению ассортимента выпускаемых товаров, улучшению качества и повышению их конкурентоспособности и т.д.

Понятие и сущность кооперации труда. Формы кооперации.

Коэффициент кооперации труда.

Кооперация труда – взаимосвязь и согласованность действий отдельных работников или групп в торговом процессе. Чем больше разделен процесс труда по его видам и исполнителям, тем больше он нуждается в кооперации для выполнения общей задачи. Кооперация труда в торговых организациях может быть между отделами, службами; между секциями, бригадами; между членами секции, бригады.

Выделяют следующие формы кооперации труда в торговле: совмещение профессий, совмещение функций; расширение зоны обслуживания.

Цель кооперации:

- обеспечить непрерывность торгового процесса;

- сократить время обслуживания покупателей;

- наиболее эффективно использовать трудовые ресурсы.

Кооперация может быть внутримагазинная, внутресекционная, внутрибригадная.

Одной из форм кооперации труда в торговле является совмещение профессий, т. е. выполнение одним работником в течение смены разнородных функций, относящихся к двум или более профессиям. Сохраняя профиль своей работы, работник частично выполняет работы другого работника (например: продавец фасует товар).

Коэффициент кооперации труда (Ккооп) можно определить по формуле:

Σt

Ккооп= ------------------,

Тсм×n

где Σt - суммарные потери рабочего времени в результате неправильного распределения функциональных обязанностей; Тсм - продолжительность смены, ч; n - количество работников в смене.

Вопрос 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ

ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и

Процесса товародвижения.

Товароснабжение розничной торговой сети представляет собой комплекс коммерческих и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными, торговыми и транспортными организациями и предприятиями, направленных на доведение товаров от производственных предприятий и оптовых баз до магазинов.

Основными задачами рациональной системы товароснабжения являются:

• обеспечение полноты ассортимента, оптимального уровня и структуры товарных запасов в магазинах;

• повышение экономической эффективности товароснабжения за счет ускорения товарооборачиваемости и сокращения звенности товародвижения;

• обеспечение четкой взаимосвязи технологических процессов в оптовой и розничной торговле, рационального разделения труда между ними;

• повышение эффективности и достоверности изучения спроса и активное влияние на промышленность;

• применение эффективных систем управления товароснабжением.

Важнейшими принципами рациональной организации и технологии товароснабжения являются планомерность, ритмичность, оперативность, централизация, технологичность, экономичность.

Планомерность товароснабжения предполагает организацию завоза товаров в соответствии с заданиями по товарообороту, ассортиментным профилем магазина, состоянием товарных запасов.

Ритмичность — осуществление завоза товаров через оптимальные промежутки времени в течение дня, недели, месяца.

Оперативность означает корректировку ритма завоза в зависимости от изменения конъюнктуры рынка (изменение спроса, сезонные, модные колебания и т.д.).

Централизация предполагает организацию товароснабжения силами и средствами поставщиков с тем, чтобы работники розничной торговли не отвлекались на выполнение несвойственных им функций по завозу товаров.

Технологичность товароснабжения означает внедрение наиболее прогрессивных технологических решений на всем пути движения товаров от поставщика до магазина. Важную роль в этом играют применение тары-оборудования, механизация погрузочно-разгрузочных работ, рационализация транспортных средств, тары и упаковки, контейнеризация и пакетирование товаров.

Экономичность товароснабжения характеризуется минимальными расходами на транспортировку, высокой оборачиваемостью товаров, их сохранностью и снижением затрат на реализацию.

Товародвижение — это процесс реального доведения товаров до потребителя. Он включает в себя следующие операции:

• транспортировку товаров;

• погрузку и разгрузку товаров;

• хранение товаров;

• комплектование торгового ассортимента:

• подготовку к продаже.

Основными принципами товародвижения являются:

• выбор кратчайших путей движения товарных потоков;

• выбор наиболее оптимальных форм и звенности товародвижения;

• использование прогрессивных технологий товародвижения;

• расширение объема механизированных погрузочно-разгрузочных и складских работ;

• наиболее эффективное использование транспортных средств.

На процессы товароснабжения и товародвижения влияет ряд объективных и субъективных факторов:

• производственные (объем, размещение, специализация, сезонность производства);

• транспортные (состояние дорог, виды транспортных средств, их техническое состояние и т.д.);

• торговые (мощность, специализация, размещение торговых объектов, оснащенность оборудованием, сложность ассортимента и т.д.);

• социальные (социальный состав и расселение населения, уровень доходов и др.).

Совершенствование товароснабжения вызывает необходимость создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы составляют диспетчерские службы, организованные в различных звеньях управления торговлей, в том числе и в розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть.

Источники товароснабжения.

Под источником товароснабжения понимается звено цепи товародвижения, из которого товары завозятся в магазины. От правильного выбора этого звена во многом зависит эффективность всей системы товароснабжения.

Основными источниками поступления товаров народного потребления могут быть:

• промышленные предприятия;

• предприятия АПК;

• оптовые базы;

• собственные подсобные хозяйства и производственные предприятия торговли, особенно в потребкооперации;

• внешнеторговые предприятия;

• индивидуальные предприниматели;

• иностранные предприятия.

Выбор того или иного источника товаров осуществляют предприятия розничной торговли с учетом типов магазинов, размеров товарооборота, места расположения, состояния спроса и уровня цен на товары различных поставщиков.

Все товары, поступающие в розничную торговую сеть, делятся на централизованно распределяемые (квотируемые) и свободно закупаемые.

К централизованно распределяемым относятся такие товары, которые распределяются в централизованном порядке планово-регулирующими органами. Каждому торговому предприятию на квартал или год выделяется квота, т.е. строго определенное количество товаров, которые магазин должен получить от поставщиков в заранее заказанном ассортименте.

Свободно закупаемые товары закупаются розничной торговлей самостоятельно у любых поставщиков по договорным ценам и поступают в торговую сеть в децентрализованном порядке. Ранее к первому виду относилось до 90 % товаров народного потребления. Нефондируемыми были в основном товары местной промышленности. В связи с переходом к рыночным отношениям перечень и объем централизованно распределяемых товаров значительно сократился.

Товарные источники по территориальному признаку можно разделить на местные (внутриобластные), внеобластные и внереспубликанские.

Для удовлетворения покупательского спроса значительную роль играют местные источники, особенно предприятия местной промышленности. В производстве отдельных товаров они занимают ведущие позиции (производство товаров культурно-бытового и хозяйственного обихода, спортивных товаров, бытовой химий, посуды, мебели и др.).

Наряду с товарами, произведенными местной промышленностью, существенное место отводится художественным народным промыслам (производство игрушек, сувениров, ковров и т.д.).

Ощутимым источником производства товаров из местного сырья являются подсобные предприятия и промыслы в сельском хозяйстве (производство кирпича, стеновых и других стройматериалов, товаров хозяйственного обихода, переработка сельскохозяйственной продукции и т.д.).

Немаловажную роль в обеспечении товарами в настоящее время играет кооперативная промышленность (производство хлеба, пива, напитков и др.) и индивидуальная трудовая деятельность (производство швейных, трикотажных, меховых и других товаров).

Товарные источники организационно находятся в ведении определенных организаций, объединений, предприятий, называемых поставщиками товаров, с которыми заключается договор поставки.

Все поставщики делятся на две группы: поставщики-изготовители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики- посредники (оптовые базы).

По отношению к хозяйственным системам поставщики и источники поступления товаров могут: быть внутри- и внесистемные.

Важнейшей задачей розничной и оптовой торговли является тщательное изучение и поиск товарных источников, который должен сводиться к активному воздействию на расширение ассортимента и улучшение качества товаров. Процесс поиска источников товаров включает следующие элементы:

• осознание магазином потребности в том или ином товаре;

• правильное, экономически обоснованное определение потребности;

• определение товарных спецификаций, т.е. развернутого ассортимента (например, по росту, размеру, полноте, цвету и т.д.);

• собственно поиск и выбор конкретного поставщика.

При выборе поставщика согласовывается количество товара, его цена, вес и объем упаковки, способ транспортировки, дата поставки и условия оплаты.

Областью поиска наилучших товаров по наилучшим ценам может стать местный регион, страна или внешнеторговые источники. Этот поиск осуществляется как самим магазином, так и специализированными торговыми агентами или фирмами.

Любая торговая система, организация или предприятие имеют возможность изучать фактические, возможные и потенциальные источники и поставщиков товаров, для чего заводятся справочные книги о товарных источниках. По каждой товарной группе сначала определяются фактические, а затем перечисляются возможные поставщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся на месте сырьевые, энергетические и другие ресурсы, которые позволяют на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходило неформально, к соответствующим поставщикам прикрепляют ответственных (например, товароведов), которые устанавливают личные контакты и могут более глубоко изучить технологические процессы и возможности производства. Рекомендуется на каждого изготовителя товаров завести отдельную карточку, в которой указываются возможности производства, ассортимент и качество товаров, цены на них и т.д.

Работа по изучению и определению поставщиков в настоящее время многими торговыми организациями проводится с использованием компьютерной техники, что существенно упрощает и облегчает труд товароведов.

Для тщательного изучения товарных источников товароведы оптовой и розничной торговли должны посещать промышленные предприятия, знакомиться с технологией производства, участвовать в работе художественных советов, совещаний по ассортименту и качеству, проводить выставки-просмотры, организовывать рекламу товаров.

Наши рекомендации